Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:53, курсовая работа
Целью исследования является изучение проблемы формирования нравственной культуры будущих учителей.
Предмет исследования – формирование нравственной культуры будущих учителей.
Объект исследования – нравственная культура.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
- раскрыть особенности нравственной культуры будущих учителей;
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ………….………3
1.1. Особенности нравственной культуры …………….………………6
1.2. Характеристики биологических, психологических и социальных особенностей будущих учителей….................................................................14
1.3. Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей ………..……………………………………………………………...22
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ..................................................................................25
2.1. Характеристика исследования………………………...………….25
2.2. Результаты исследования…………….………..………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………34
Значительную часть информации мы получаем благодаря зрению. Именно поэтому визуальная привлекательность нашего образа так важна. Во все времена люди ценили гармонию и красоту. Эффект первого впечатления базируется на визуальном восприятии. По экспериментальным данным психологов внешне привлекательные люди легче добиваются симпатий окружающих. Влияние учителя на ученика зависит от расположения последнего. Визуальная привлекательность- это не только наши физические данные, но и значительное количество внешних слагаемых, зависящих непосредственно от нас. Наша привлекательность зачастую зависит от общего впечатления ухоженности. Ухоженность – это показатель культуры человека. Французы говорят, что чистые волосы – это уже стиль. А стиль – это сам человек. Это визитная карточка наших данных, которые подчеркнуты с помощью одежды, прически, макияжа.
Основной стиль учителя – это классика. Этот стиль символизирует следующие качества: уверенность в себе и самообладание, решительность и психологическая гибкость, а также авторитет. Эти качества являются для учителя профессионально необходимыми. Классический стиль – это стиль, одобренный временем, но с включением модных элементов. Например, одежда классического стиля имеет четкие, а порой и строгие формы, но не остаются без внимания модные пропорции и нюансы покроя, используются ткани новых фактур и актуальных цветовых оттенков.
Кстати о цвете. Стоит учесть, что цвет нашей одежды воздействует как на нас, так и на наше окружение. Он является нашей психологической характеристикой, которая воспринимается окружающими на уровне подсознания. Ознакомьтесь с основами цветопсихологии, чтобы управлять впечатлением. Например, теплые тона способствуют доверительности, холодные – дистанционируют и дисциплинируют. Прежде чем выбрать костюм, задумайтесь – какое воздействие вам надо оказать на детей?
Говоря
об одежде, следует вначале сказать
два слова о современной
Одежда учителя несет еще большую психологическую нагрузку. Во - первых, аккуратно, чисто и со вкусом одетый учитель воспитывает эти же качества в учениках. Во – вторых, одежда учителя может отвлекать внимание во время урока, подрывая процесс обучения. В – третьих, сильно облегающая, чрезмерно открытая и короткая, а также прозрачная одежда может порождать в головах учеников сексуальные фантазии и переживания вместо осмысления и запоминания учебного материала. То есть, неправильно одетый учитель может породить очень много педагогических проблем, которые придется решать не один день [17].
Говоря о вербальном и невербальном поведении стоит уделять внимание и этикету. Существует речевой и неречевой этикет. Речевой этикет – это вербальные формы выражения вежливых выражений между людьми. Данный этикет определяет стилистику текста собеседников. При этом имеют значения интонация, выбор слов и построение фраз. Грамотное использование правил речевого этикета дает возможность избегать отрицательных эмоций при общении.
Неречевой этикет – это система знаков. Сюда относятся жесты приветствия, прощания, знаки внимания и т.п.
Манеры – это показатель культурного уровня человека. Это отражение его нравственности и интеллекта.
Удачный профессиональный имидж определяется тем, насколько хорошо вы можете войти в необходимый образ, погрузиться в свою профессиональную роль. И чтобы ваш имидж был органичен и притягателен
Но не только визуальная привлекательность, но и вербальное поведение является основой персонификации. Мы можем донести информацию не только словом, но и интонацией, темпом речи, паузой и т.д.
Объяснения должны быть понятны как по стилю речи, так и по актуальности. Стоит отметить, что восприятие информации на слух менее объемно нежели визуально. Предложения должны быть не очень длинными и с паузами.
Вербальное поведение – это социальный символ. Отработка данных навыков совершенствует ваш имидж. Но помните, что вас не только слышат, но и видят. Поэтому не забывайте о невербальном поведении (мимика, жесты, позы, взгляд, походка, осанка). Невербальное поведение – это язык подсознания. Оно исторически предшествовало появлению речи, а значит менее контролируемо интеллектом. Но это не повод пускать дело на самотек. Невербальное поведение – это проявление культуры (как личной, так и национальной). Внимательный взгляд, доброжелательная улыбка, приветливые жесты действуют располагающе. Важно помнить, что поясняющая жестикуляция с детьми способствует лучшему усвоению информации.
Для окружающих, не забывайте быть обаятельными. Обаяние – это умение светиться людям. Обаятельный человек быстрее и легче добивается своих целей, при этом зарабатывая людские симпатии. Но обаяние – наша внутренняя установка. Чтобы любить людей, надо, прежде всего, полюбить себя. И в этом еще раз вам поможет работа над имиджем. Ухаживать за собой, заботиться о себе – это проявление любви к себе самому. Это хороший способ саморегуляции и повышения личной самооценки, прекрасный способ творческой самореализации. Это хороший психо-терапевтический прием, а работа учителя связана с психическим напряжением и стрессами.
Говорят, что учитель должен обладать всеми хорошими качествами, но в большей степени, чем любой другой человек. Но все же профессионально наиболее значимыми считаются три группы качеств: 1) качества, которые позволяют понимать внутренний мир учащихся, сопереживать ему; 2) качества, которые обеспечивают владение собой, и 3) качества, способствующие активному воздействию на ученика.
Неотъемлемым компонентом личности учителя является его разносторонность, эрудиция, любовь к своему предмету, смелость признаться в незнании чего-либо, в своей неправоте. Именно все это лежит в основе профессионального мастерства, в основе педагогической интуиции, помогает преодолевать консерватизм, проявлять творчество, придает учителю уверенность в себе. Уверенность эта помогает приохотить к учению даже тех учеников, которые кажутся безнадежными. А наилучшим (и обязательным!) помощником в этом служит вера учителя в успех учеников.
И наконец – общительность. Хороший учитель не станет пренебрегать эмоциональной стороной общения с учениками: теплая улыбка, мягкие замечания, ласковый голос, дружеский жест. Вместо окрика – юмор, это спасительное, всесильное и интеллигентное средство любой богатой личности. «Если вам интересны люди, то из вас выйдет прекрасный учитель. Если вы интересны людям, и они тянутся к вам, то смело идите в учителя. Ребятам так надо, чтобы учитель был привлекателен как человек».
Не следует думать, что учитель – это некий ангел, «набитый добродетелями» (В.Н. Сорока – Росиньский). Главное – определить свою «породу», найти то хорошее, на что следует опереться и что следует развивать.
Подводя
итоги можно сказать, что влияние
учителя тем сильнее, чем ярче и самобытнее
его личность. Поэтому, чтобы учить и воспитывать
других, надо прежде всего быть образованным
и воспитанным самому. Индивидуальность
учителя – главный источник мотивации
к учению. Своим отношением к работе, своей
заботой и заинтересованностью, выдумкой
и творчеством он мотивирует учеников,
пробуждает у них то же отношение к делу
[17].
1.3 Особенности формирования нравственной
культуры будущих учителей.
Духовно-нравственная культура – процессуальная целостность, где создаются условия для интериоризации духовных ценностей в качества личности, детерминированных и регулирующих ее мотивацию, выражающихся в творческом опыте самосовершенствования.
Составляющими духовно-нравственной культуры учителя являются: духовно-нравственная направленность личности (положительная мотивация, отношение к формированию духовно-нравственной культуры, потребность в самосовершенствовании); специальные знания (знания о сущности, структуре и функциях духовно-нравственной культуры, организации процесса формирования духовно-нравственной культуры); педагогические умения (умение диагностировать, проектировать, реализовывать, анализировать процесс формирования духовно-нравственной культуры; осуществлять его в контексте антропологической образовательной парадигмы с учетом специфики содержания, форм и методов); система качеств личности; нравственная саморегуляция; культура поведения и взаимоотношений; понимание самоценности человеческой жизни, своего места в мире, предназначения.
Как особый вид общей культуры человека, духовно-нравственная культура учителя выполняет следующие функции: инструментальную (создание и преобразование окружающей среды), инкультуризации (формирование нравственного сознания, поведения, умение делать моральный выбор), нормативную (определение нравственных принципов и правил, принятие духовных ценностей), познавательную (получение специальных знаний в сфере духовности и нравственности), коммуникативную (обеспечение регуляции поведения людей, их социальной деятельности и взаимоотношений во всех сферах общественной жизни).
Формирование духовно-нравственной культуры будущего учителя – осуществление образовательного процесса в вузе на основе антропологического принципа, создание условий для интериоризации духовных ценностей в качества личности, творческой деятельности по самосовершенствованию, свободного выбора. Ее достижение требует разумных, рассудочных, эмоциональных и волевых усилий. Уровень духовно-нравственной культуры зависит от ценностных ориентаций человека, которые определяют способность личности к саморегуляции, самоопределению, самоутверждению в педагогическом коллективе, к рефлексии. Образовательный процесс в вузе становится не только средством передачи накопленных знаний, умений и навыков, но и способствует формированию у человека нового видения мира, характеризующегося пониманием взаимосвязи и взаимообусловленности в нем происходящего, осознанием глобальных проблем и личной ответственности за их решение. Профессиональная подготовка специалиста в вузе должна быть основана на понимании его как человека культуры; «гражданина мира», открытого для диалога культур, характеризующегося толерантным сознанием, обладающим критическим мышлением и способностью к воображению; высоконравственного, ответственного и интеллигентного [6, c. 17].
Цель воспитательной работы со студентами, как и всей образовательной деятельности вуза, обусловлена миссией развития духовно-нравственных, физических и профессиональных качеств личности будущего специалиста.
В связи с этим в образовательном процессе вуза необходимо формировать личность будущего учителя, для которого духовные ценности являются личностно значимыми.
Итак,
формирование духовно-нравственной
культуры будущего учителя –
осуществление образовательного
процесса в вузе на основе
антропологического принципа, создание
условий для интериоризации духовных
ценностей в качества личности,
творческой деятельности по самосовершенствованию,
свободного выбора. Цель воспитательной
работы со студентами обусловлена
миссией развития духовно-нравственных,
физических и профессиональных
качеств личности будущего специалиста.
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
2.1
Характеристика исследования
Для выявления качеств, необходимых будущему учителю был использован такой метод исследования, как анкетирование. Была разработана анкета, в которой представлены 54 качества. Анкетируемым было предложено выбрать основные, которыми должен обладать учитель.
Опытно-
В образовательном процессе вуза необходимо формировать личность будущего учителя, для которого духовные ценности являются личностно значимыми. Образовательный процесс в вузе становится не только средством передачи накопленных знаний, умений и навыков, но и способствует формированию у человека нового видения мира, характеризующегося пониманием взаимосвязи и взаимообусловленности в нем происходящего, осознанием глобальных проблем и личной ответственности за их решение.
Данная анкета позволяет выявить главные качества нравственной культуры учителей, по мнению:
Информация о работе Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей