Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:53, курсовая работа
Целью исследования является изучение проблемы формирования нравственной культуры будущих учителей.
Предмет исследования – формирование нравственной культуры будущих учителей.
Объект исследования – нравственная культура.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
- раскрыть особенности нравственной культуры будущих учителей;
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ………….………3
1.1. Особенности нравственной культуры …………….………………6
1.2. Характеристики биологических, психологических и социальных особенностей будущих учителей….................................................................14
1.3. Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей ………..……………………………………………………………...22
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ..................................................................................25
2.1. Характеристика исследования………………………...………….25
2.2. Результаты исследования…………….………..………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………34
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ......................
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ………….………3
1.1. Особенности нравственной культуры …………….………………6
1.2.
Характеристики биологических, психологических
и социальных особенностей будущих учителей….....................
1.3.
Особенности формирования нравственной
культуры будущих учителей ………..……………………………………………………………..
ГЛАВА
II. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ НРАВСТВЕННОЙ
КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ..............................
2.1.
Характеристика исследования………………………...………….
2.2.
Результаты исследования…………….………..…………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования состоит в изучении проблемы формирования нравственной культуры будущих учителей.
Для информационного общества начала XXI века характерно развитие науки и рост искусственного интеллекта, расширение рамок индивидуальной свободы, доступность разнообразного знания для всех людей в любой точке планеты. Изменение социально-экономических условий отражается на системе ценностных ориентаций. Современное молодое поколение отличается прагматичностью, стремлением к получению материальных благ. Вместе с тем, процессы глобализации, охватившие весь мир, требуют хранения отечественных традиций, самобытности культуры, для которой характерно превалирование духовных ценностей. В связи с этим целью образовательного процесса в вузе должен быть человек, умеющий принимать решения не столько с позиций полезности, сколько моральной обоснованности. Необходимы новые подходы к формированию личности будущего учителя, который бы обладал высоким уровнем духовно-нравственной культуры и мог бы выступить в качестве транслятора ценностей и норм, определяющих жизненную позицию человека.
Целью исследования является изучение проблемы формирования нравственной культуры будущих учителей.
Предмет исследования – формирование нравственной культуры будущих учителей.
Объект исследования – нравственная культура.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
- раскрыть особенности нравственной культуры будущих учителей;
- выявить характеристики биологических, психологических и социальных особенностей будущих учителей;
- проанализировать качества нравственной культуры будущих учителей.
Теоретическая часть исследования основывается на трудах в области нравственного воспитания человека, таких людей как: Аристотель, Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сластенин, А.А. Вербицкий, А. Масло и др.
Методы исследования:
1.
Сравнительный и
2. Диагностический. Были разработаны тесты-опросники, на выявление важных качеств нравственной культуры учителей.
Опытно-
Исследование
проводилось в несколько
1. Организационный (сентябрь 2011): определение целей, задач, выбор методик, планирование работы;
2. Основной (октябрь – ноябрь 2011): оформление теоретической части работы, изучение проблемы формирования нравственной культуры будущих учителей;
3. Заключительный (декабрь 2011): обработка данных, анализ полученных результатов исследования, оформление курсовой работы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.
Во введение работы раскрывается актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи исследования.
Первая глава «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ» раскрывает структуру и основные понятия нравственной культуры будущих учителей.
Вторая глава «ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ» посвящена практическому исследованию и выявлению направленности обучения будущих учителей на их нравственную культуру.
Заключение содержит выводы по теме. Имеется список литературы, состоящий из __ источников.
В приложении представлена анкета, состоящая из 54 утверждений.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ
БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
Известно, что культурным человек не рождается - он им становится. Для этого важно не только освоить всю совокупность знаний о культуре поведения, но и выработать навыки и умения нравственного поведения в различных сферах жизнедеятельности общества.
Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
Надежным залогом межконфессионального мира и братской дружбы народов, живущих в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции православной цивилизации. Культурообразующее значение gравославия признано в нормах нашего законодательства. Многовековая православная цивилизация является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает прямое преемство нашей культурной традиции с цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит в ряд мировых цивилизаций.
Нравственная культура личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях [9, c. 113].
Личность аккумулирует в своём сознании и поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности - это степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.
Задача формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.
Нравственная культура общества конкретизируется и персонализируется прежде всего в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.
Структуру нравственной культуры личности составляют [7, c. 86]:
а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести и т.д.; нравственные чувства и эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);
б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);
в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);
г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов морали.
По
содержанию нравственная культура личности
во многом совпадает с нравственной
культурой общества или группы. Но
она может существенно
Один трансформирует его только к семейным отношениям, другой - к неофициальным межличностным отношениям, третий - к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.
Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.
Эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действует основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека.
Становление
будущей личности начинается с раннего
детства и детерминируется
Игры, которые навязывают детям родители, считаются средством для их социального развития, актуализируют проблему – «игры, которые выбирает ребёнок, и игры, которые выбирают ребёнка».
Нравственность, нравственная культура современного общества основана на простых принципах [13, c. 38]:
1)
Разрешено все, что не
2) Права всех людей равны.
Нравственные ценности современности заметно отличаются от традиционных.
В современной нравственной
- "не ленись, будь энергичен, всегда стремись к большему";
- "саморазвивайся, учись, становись умнее";
- "стремись к развитию общества, содействуй прогрессу";
-
"не доставляй другим
Основной акцент делается на саморазвитии, что приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, - к "непотребительскому" отношению к другим людям (т.к. главный ресурс - свои способности - за счет других увеличить невозможно).
Информация о работе Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей