Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 00:53, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение проблемы формирования нравственной культуры будущих учителей.
Предмет исследования – формирование нравственной культуры будущих учителей.
Объект исследования – нравственная культура.
В соответствие с целью, объектом и предметом исследования были выделены следующие задачи:
- раскрыть особенности нравственной культуры будущих учителей;

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ………….………3
1.1. Особенности нравственной культуры …………….………………6
1.2. Характеристики биологических, психологических и социальных особенностей будущих учителей….................................................................14
1.3. Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей ………..……………………………………………………………...22
ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ..................................................................................25
2.1. Характеристика исследования………………………...………….25
2.2. Результаты исследования…………….………..………………….26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….32
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………34

Файлы: 1 файл

особенности формирования нравственной культуры будущих учителей.doc

— 165.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ………….………3

      1.1. Особенности нравственной культуры …………….………………6

      1.2. Характеристики биологических, психологических и социальных особенностей будущих учителей….................................................................14

      1.3. Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей ………..……………………………………………………………...22

ГЛАВА II. ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ..................................................................................25

      2.1. Характеристика исследования………………………...………….25

      2.2. Результаты исследования…………….………..………………….26

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…30

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….32

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………34 

 

ВВЕДЕНИЕ

      Актуальность  темы исследования состоит в изучении проблемы формирования нравственной культуры будущих учителей.

      Для информационного  общества  начала XXI  века  характерно  развитие  науки  и  рост  искусственного  интеллекта, расширение  рамок  индивидуальной  свободы,  доступность  разнообразного знания  для  всех  людей  в  любой  точке  планеты.  Изменение  социально-экономических  условий  отражается  на  системе  ценностных  ориентаций. Современное молодое поколение отличается прагматичностью, стремлением к получению  материальных  благ.  Вместе  с  тем,  процессы  глобализации, охватившие  весь  мир,  требуют  хранения    отечественных  традиций,  самобытности  культуры,  для  которой  характерно  превалирование  духовных ценностей.   В связи с этим  целью образовательного  процесса  в вузе  должен  быть  человек,  умеющий принимать решения не столько с позиций полезности, сколько моральной обоснованности. Необходимы  новые  подходы  к  формированию  личности  будущего  учителя, который бы  обладал  высоким  уровнем  духовно-нравственной  культуры  и мог бы  выступить  в  качестве  транслятора  ценностей и норм,  определяющих жизненную позицию человека.

      Целью исследования является изучение проблемы формирования нравственной культуры будущих  учителей.

      Предмет исследования – формирование нравственной культуры будущих учителей.

      Объект исследования – нравственная культура.

      В соответствие с целью, объектом и  предметом исследования были выделены следующие задачи:

      - раскрыть особенности нравственной культуры будущих учителей;

      - выявить характеристики биологических, психологических и социальных особенностей будущих учителей;

      - проанализировать качества нравственной культуры будущих учителей.

      Теоретическая часть исследования основывается на трудах в области нравственного воспитания человека, таких людей как: Аристотель, Я.А. Коменский, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, В.А. Сластенин, А.А. Вербицкий, А. Масло и др.

      Методы  исследования:

      1. Сравнительный и ретроспективный  анализ социологической, педагогической, психологической литературы;

      2. Диагностический. Были разработаны тесты-опросники, на выявление важных качеств нравственной культуры учителей.

      Опытно-эксперементальная  база исследования: студенты 5 курса специальности «Информатика» факультета «Информационных и Социальных Технологий» Липецкого Государственного Педагогического Университета в количестве 30 человек, школьники 9 – 10 классов МОУ СОШ с. Талицкий Чамлык в количестве 23 человека, а так же родители школьников в количестве 20 человек.

      Исследование  проводилось в несколько этапов:

      1. Организационный (сентябрь 2011): определение целей, задач, выбор методик, планирование работы;

      2. Основной (октябрь – ноябрь 2011): оформление теоретической части работы, изучение проблемы формирования нравственной культуры будущих учителей;

      3. Заключительный (декабрь 2011): обработка данных, анализ полученных результатов исследования, оформление курсовой работы.

      Работа  состоит из введения, двух глав, заключения, литературы и приложения.

      Во  введение работы раскрывается актуальность темы исследования, определены цель, объект, предмет, задачи исследования.

      Первая  глава «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ» раскрывает структуру и основные понятия нравственной культуры будущих учителей.

      Вторая  глава «ИССЛЕДОВАНИЕ КАЧЕСТВ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ» посвящена практическому исследованию и выявлению направленности обучения будущих учителей на их нравственную культуру.

      Заключение  содержит выводы по теме. Имеется список литературы, состоящий из __ источников.

      В приложении представлена анкета, состоящая из 54 утверждений.

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ 

    1. Особенности нравственной культуры

      Известно, что культурным человек не рождается - он им становится. Для этого важно  не только освоить всю совокупность знаний о культуре поведения, но и выработать навыки и умения нравственного поведения в различных сферах жизнедеятельности общества.

      Система ценностей традиции складывалась на протяжении многих столетий, вбирая в  себя опыт поколений, под влиянием истории, природы, географических особенностей территории, на которых жили народы России, условий их жизни, быта, взаимодействия, общих бед, трудов и свершений, веры, культурного творчества, языка. Народы нашей страны имеют многовековой опыт совместной жизни и сотрудничества, осмысляемый нами как общность судьбы на родной земле. Мы объединены верностью памяти предков, завещавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.

      Надежным  залогом межконфессионального мира и братской дружбы народов, живущих  в России более тысячи лет, являются духовно-этические принципы и социокультурные традиции православной цивилизации. Культурообразующее значение gравославия признано в нормах нашего законодательства. Многовековая православная цивилизация является ценнейшим достоянием всех граждан Российского государства, всех народов нашего Отечества. Она устанавливает прямое преемство нашей культурной традиции с цивилизациями древнего мира, образует основу ее самобытности и выводит в ряд мировых цивилизаций.

      Нравственная  культура личности — это характеристика нравственного развития личности, в которой отражается степень освоения ею морального опыта общества, способность последовательного осуществления в поведении и отношения с другими людьми ценностей, норм и принципов, готовность к постоянному самосовершенствованию. Нравственная культура выступает как сложная программа, включающая освоенный опыт человечества, который помогает поступать нравственно в традиционных ситуациях, а также творческие элементы сознания, такие как нравственный разум, интуиция, способствующие принятию морального решения в проблемных ситуациях [9, c. 113].

      Личность  аккумулирует в своём сознании и  поведении достижения нравственной культуры общества. Отсюда, нравственная культура личности - это степень  восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря формирующему влиянию на него общества.

      Задача  формирования нравственной культуры личности заключаются в достижении оптимального сочетания традиций и новаций, в соединении конкретного опыта личности и всего богатства общественной морали.

      Нравственная  культура общества конкретизируется и  персонализируется прежде всего  в нравственной культуре личности. Она представляет собой совокупность и меру развитости нравственного сознания и мировоззрения, нравственных качеств, полноту и последовательность их проявления в саморегуляции, в поведении, общении и деятельности личности.

      Структуру нравственной культуры личности составляют [7, c. 86]:

      а) развитость нравственного сознания (нравственные знания о добре; чести  и т.д.; нравственные чувства и  эмоции, нравственная воля, нравственные ценности);

      б) развитость нравственного мировоззрения (нравственные идеалы, нормы и принципы, нравственные ориентации и интересы, убеждения и верования);

      в) совершенство нравственных качеств (человеколюбие, уважительное отношение к людям, сострадание, сочувствие, справедливость, совестливость, доброта, честность, достоинство, чувство и понимание долга, ответственность и др.);

      г) последовательное проявление нравственных качеств, соблюдение норм и принципов  морали.

      По  содержанию нравственная культура личности во многом совпадает с нравственной культурой общества или группы. Но она может существенно отличаться от них субъективностью осмысления и выражения, доминированием тех или иных нравственных ценностей, направленностью. Так, «золотое правило» нравственности повелевает и рекомендует: «относись к другим людям так, как ты желал бы, что бы относились к тебе». Оно может быть выражено и другими суждениями. Но каждый человек по-своему понимает данный императив.

      Один  трансформирует его только к семейным отношениям, другой - к неофициальным  межличностным отношениям, третий - к профессионально-служебным. Таких вариантов может быть достаточно много. Тем не менее ценность и смысл данного правила-нормы сохраняются, остаются понятными и востребованными.

      Отличие нравственной культуры личности от культуры общества состоит и в том, что  антикультурные, безнравственные позиции, поведение и проступки имеют место прежде всего у отдельного человека. Большие массы людей переходят к безнравственным действиям или поддаваясь влиянию отрицательно направленных лидеров, или когда они доведены до крайней нужды и бесправия.

      Эволюция современного человека продолжается и в настоящее время, поскольку социально-биологическая среда как агент отбора постоянно изменяется. В обществе действует основные формы отбора: стабилизирующий, деструктивный, сбалансированный и направляющий. Превращение в ходе эволюции человека биологических предпосылок в зависимую от социального процесса форму не устраняет природные основания человека.

      Становление будущей личности начинается с раннего  детства и детерминируется сложнейшим и взаимодействиями обстоятельств, способных не только содействовать её развитию, но и активно препятствовать естественному и органическому становлению, предопределяя трагичность бытия личности.

      Игры, которые навязывают детям родители, считаются средством для их социального  развития, актуализируют проблему – «игры, которые выбирает ребёнок, и игры, которые выбирают ребёнка».

      Нравственность, нравственная культура  современного общества основана на простых принципах [13, c. 38]:

      1) Разрешено все, что не нарушает  непосредственно прав других людей.

      2) Права всех людей равны.

      Нравственные  ценности современности заметно  отличаются от традиционных.

        В современной нравственной культуре  есть свои важнейшие ценности, которые в прежние времена  были далеко не на первом  месте (и даже порой рассматривались как отрицательные):

      - "не ленись, будь энергичен,  всегда стремись к большему";

      - "саморазвивайся, учись, становись  умнее";

      - "стремись к развитию общества, содействуй прогрессу";

      - "не доставляй другим неудобств,  не лезь в чужую жизнь, уважай  личность другого".

      Основной  акцент делается на саморазвитии, что  приводит, с одной стороны, к достижению личных целей (например, карьерному росту), а с другой стороны, - к "непотребительскому" отношению к другим людям (т.к. главный  ресурс - свои способности - за счет других увеличить невозможно).

Информация о работе Особенности формирования нравственной культуры будущих учителей