Основные проблемы сенсорного воспитания в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Оглавление

Введение___________________________________________________________3
1. Развитие теории сенсорного воспитания детей в отечественной педагогике___________________________________________________________4
2. Содержание сенсорного воспитания___________________________________5
3. Сенсорные эталоны________________________________________________
а) эталоны цвета____________________________________________________
б) эталоны формы___________________________________________________7
в) эталоны величины________________________________________________8
4. Особенности сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного
возраста _________________________________________________________11
а) первый год жизни________________________________________________1
б) второй-третий год_______________________________________________ 1
в) четвертый год жизни_____________________________________________1
Заключение_________________________________________________________14
Список литературы ___________________________________________________16

Файлы: 1 файл

сенсорные дидактические.lnk.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

            Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.

На втором-третьем  году жизни дети должны уметь выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов и накапливать  представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении двух предметов по величине.

      в) четвертый год жизни

Начиная с 3 лет основное место в сенсорном  воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами  и способами их

14

использования. У детей нужно формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о хроматических и ахроматических цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из значительного количества предметов.

Одновременно  с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету  и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.

Наконец, в качестве особой задачи выступает  необходимость развивать у детей  аналитическое восприятие: умение разбираться  в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.

  На протяжении дошкольного детства характер сенсорного познания меняется: от манипуляции с предметами ребенок постепенно переходит к ознакомлению с ними на основе зрения, осязания, а также «зрительного ощупывания». Так, для того чтобы убедиться, что в ведерке лежит сырой песок, малыш должен его потрогать, а ребенку 5- 6 лет достаточно только посмотреть. Но и в старшем дошкольном возрасте дети могут прибегать к практическому ознакомлению с предметом, если зрительное восприятие не дает достаточных сведений о том или ином свойстве. 

  Заключение 

Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.

Педагог должен создавать условия, чтобы  дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настолько-печатных игр, при этом

15

определяют, какую взять бумагу для подклейки  страниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски. Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.[2]

            Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.); Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.

В современном  обществе демократические преобразования ориентируют педагогов на личностную модель учебно-воспитательной работы, предполагающую развитие инициативы и самостоятельности ребенка, его  активного поведения в конкретных ситуациях, в деятельности, в общении, что определяет для него меру значимости вещей и явлений окружающей жизни, развивает сенсорные способности. 
 
 
 
 
 
 
 
 

16 

                                                                                  Литература 

1. Венгер, Л.А.  Воспитание сенсорной культуры  ребенка [Текст] / Л.А.Венгер,   

    Э.Г.Пилюгина, Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144с. 

2. Дидактические  игры и упражнения по сенсорному  воспитанию [Текст]: пособие

    для  воспитателя детского сада / под ред. Л.А.Венгера. – Изд. 2-е, перераб. – М.: 

    Просвещение, 1978. – 96 с.: ил. 

3. Козлова, С.А.  Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб.

    Заведений  / С.Л.Козлова, Т.А.Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Академия, 2006.

     –  416с.

4. Мухина, В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С.Мухина. – 11-е изд., прераб. и доп. – М.:   Академия, 2007. – 640 с. 

  
 
 

Информация о работе Основные проблемы сенсорного воспитания в ДОУ