Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:32, контрольная работа
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Введение___________________________________________________________3
1. Развитие теории сенсорного воспитания детей в отечественной педагогике___________________________________________________________4
2. Содержание сенсорного воспитания___________________________________5
3. Сенсорные эталоны________________________________________________
а) эталоны цвета____________________________________________________
б) эталоны формы___________________________________________________7
в) эталоны величины________________________________________________8
4. Особенности сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного
возраста _________________________________________________________11
а) первый год жизни________________________________________________1
б) второй-третий год_______________________________________________ 1
в) четвертый год жизни_____________________________________________1
Заключение_________________________________________________________14
Список литературы ___________________________________________________16
Дети третьего года жизни уже могут выполнять элементарные продуктивные действия (выкладывание мозаики, нанесение цветовых пятен, складывание простейших предметов из строительного материала). Но при этом они мало учитывают свойства отображаемых вещей и используемого материала, так как не понимают их значения и не фиксируют внимания на них. Поэтому, обучая малышей выполнять простейшие продуктивные задания, необходимо добиваться того, чтобы каждый ребенок усвоил, что форма, величина, цвет - постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, и далее начинается организация систематического усвоения им сенсорной культуры.
На втором-третьем году жизни дети должны уметь выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов и накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении двух предметов по величине.
в) четвертый год жизни
Начиная с 3 лет основное место в сенсорном воспитании детей занимает ознакомление их с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их
14
использования. У детей нужно формировать сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о хроматических и ахроматических цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить их с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из значительного количества предметов.
Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
Наконец,
в качестве особой задачи выступает
необходимость развивать у
На
протяжении дошкольного детства характер
сенсорного познания меняется: от манипуляции
с предметами ребенок постепенно переходит
к ознакомлению с ними на основе зрения,
осязания, а также «зрительного ощупывания».
Так, для того чтобы убедиться, что в ведерке
лежит сырой песок, малыш должен его потрогать,
а ребенку 5- 6 лет достаточно только посмотреть.
Но и в старшем дошкольном возрасте дети
могут прибегать к практическому ознакомлению
с предметом, если зрительное восприятие
не дает достаточных сведений о том или
ином свойстве.
Заключение
Именно в младшем дошкольном возрасте происходит активное развитие процессов ощущения и восприятия, формирование познавательной деятельности детей. Это обеспечивает дальнейшее развитие мышления, памяти, внимания, успешную подготовку к обучению в школе.
Педагог должен создавать условия, чтобы дошкольники применяли полученные знания и умения для анализа окружающей среды. Например, старших детей вовлекают в ремонт книг, коробок для настолько-печатных игр, при этом
15
определяют, какую взять бумагу для подклейки страниц, ремонта обложки, коробки (тонкую, толстую, прозрачную), какой длины и ширины вырезать полоски. Детям раннего и младшего дошкольного возраста предлагаются игрушки, развивающие их ощущения и восприятия. Это сборно-разборные игрушки, вкладыши, а также игрушки, изготовленные из разных материалов, отличающиеся друг от друга размером, звучанием.[2]
Для обогащения сенсорного опыта детей используют дидактические игры. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству (собирает на красный коврик красные предметы, кладет в коробку игрушки круглой и овальной формы и др.); Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. В результате появляется возможность подвести детей к обобщениям на основе выделения существенных признаков, которые закрепляются в речи. Таким образом, дети подводятся к овладению сенсорными эталонами.
В современном
обществе демократические преобразования
ориентируют педагогов на личностную
модель учебно-воспитательной работы,
предполагающую развитие инициативы и
самостоятельности ребенка, его активного
поведения в конкретных ситуациях, в деятельности,
в общении, что определяет для него меру
значимости вещей и явлений окружающей
жизни, развивает сенсорные способности.
16
1. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка [Текст] / Л.А.Венгер,
Э.Г.Пилюгина,
Н.Б. Венгер. – М.: Просвещение, 1988. – 144с.
2. Дидактические
игры и упражнения по
для воспитателя детского сада / под ред. Л.А.Венгера. – Изд. 2-е, перераб. – М.:
Просвещение,
1978. – 96 с.: ил.
3. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [Текст]: учеб. для студ. сред. проф. учеб.
Заведений / С.Л.Козлова, Т.А.Куликова. – 6-е изд., испр. – М.: Академия, 2006.
– 416с.
4. Мухина, В.С. Возрастная
психология. Феноменология развития [Текст]:
учебник для студ. высш. учеб. заведений
/ В.С.Мухина. – 11-е изд., прераб. и доп. –
М.: Академия, 2007. – 640 с.
Информация о работе Основные проблемы сенсорного воспитания в ДОУ