Основные проблемы сенсорного воспитания в ДОУ

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 13:32, контрольная работа

Краткое описание

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Оглавление

Введение___________________________________________________________3
1. Развитие теории сенсорного воспитания детей в отечественной педагогике___________________________________________________________4
2. Содержание сенсорного воспитания___________________________________5
3. Сенсорные эталоны________________________________________________
а) эталоны цвета____________________________________________________
б) эталоны формы___________________________________________________7
в) эталоны величины________________________________________________8
4. Особенности сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного
возраста _________________________________________________________11
а) первый год жизни________________________________________________1
б) второй-третий год_______________________________________________ 1
в) четвертый год жизни_____________________________________________1
Заключение_________________________________________________________14
Список литературы ___________________________________________________16

Файлы: 1 файл

сенсорные дидактические.lnk.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

                                  Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Ишимский государственный

педагогический  институт им. П.П.Ершова»

  

Кафедра педагогики и методики

дошкольного образования 
 
 
 

  Основные проблемы  сенсорного воспитания

 

    Контрольная работа

по «Дошкольной педагогике »

                                                                                                                                                               

                                                                                                  
 

                                                                                   
 

                                                                                   Исполнитель: 

                                                                                    студентка 2 курса з/о (3,6)                                                                  

                                                                                      пед.факультета (ПиМДО)    

                                                                                                      Мокродеева   Елена Яковлевна

                                                         

                                                                                                                             Консультант:

                                                                                                               Инчина Нина Анатольевна

  
 

                                                  
 
 
 
 
 

Ишим, 2009

 

 

      Содержание  

       Введение___________________________________________________________3

    1. Развитие теории сенсорного воспитания детей   в отечественной педагогике___________________________________________________________4

      2. Содержание сенсорного воспитания___________________________________5

      3.  Сенсорные эталоны________________________________________________6

         а) эталоны цвета____________________________________________________6

         б) эталоны формы___________________________________________________7

          в) эталоны величины________________________________________________8

    4. Особенности сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного    

            возраста _________________________________________________________11   
          а) первый год жизни________________________________________________11

           б) второй-третий год_______________________________________________ 12

           в) четвертый год жизни_____________________________________________13

      Заключение_________________________________________________________14

     Список литературы ___________________________________________________16 
 
 
 
 

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3

Введение

  Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. 
Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.  
         Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного  познания и совершенствование ощущений и восприятия.

При анализе  сенсорного воспитания в детском  саду были выявлены проблемы:

1. В дошкольной педагогике накоплен значительный материал о содержании, методах, средствах развития сенсорных способностей детей, разработаны педагогические требования к дидактическим материалам, методика руководства играми и упражнениями. Однако в современных условиях научные достижения используются крайне недостаточно.

2. Изучение психолого-педагогических исследований позволяет определить теоретические основы к составлению методических рекомендаций, комплексное использование которых позволит значительно совершенствовать работу по сенсорному воспитанию.

З. В  настоящее время создано множество дидактических полифункциональных материалов, игрушек. Однако их использование затруднено в связи с отсутствием методических рекомендаций, учитывающих возрастные возможности детей, задачи воспитания. Необходимо ознакомление воспитателей и родителей с новыми материалами и методикой их использования.

4. В  практике дошкольного воспитания  преимущественное место занимают  фронтальные формы обучения. Они  предполагают одновременное воздействие  на всю группу занимающихся, при  этом часто не учитываются индивидуальные особенности и темпы развития отдельных детей. Это приводит к противоречию

4

между имеющимися возможностями к решению  задач сенсорного воспитания и реальным состоянием дел на практике. Переход  к личностно-ориентированной модели воспитания будет способствовать преодолению противоречия и позволит совершенствовать работу по сенсорному воспитанию.

    1. Развитие теории сенсорного воспитания детей   в отечественной педагогике

                В истории педагогики сложились разные  системы сенсорного воспитания

( М.Монтессори, Ф.Фребель, О.Декроли, Е.И.Тихеева). Они отличаются друг от друга  психологическими подходами к  пониманию природы восприятия, его  взаимосвязи с мышлением.  Для детей создавались разнообразные игры и упражнения, направленные на совершенствование зрения, слуха, осязания. Среди них было немало удачных находок, но их авторы не знали подлинных закономерностей развития восприятия у детей и поэтому не смогли разработать содержание и методы сенсорного воспитания, соответствующие этим закономерностям.

               Вопросы сенсорного развития и воспитания детей изучались группой научных работников — педагогов и психологов Института дошкольного воспитания АПН СССР — А. В. Запорожцем, А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной и другими. Это изучение показало, что развитие восприятия — сложный процесс, который включает   усвоение детьми сенсорных эталонов, выработанных обществом, и овладение способами обследования предметов. Сенсорное воспитание и должно быть направлено на обеспечение этих моментов.

Историко-педагогический анализ литературы второй половины XX столетия показал, что проблемами сенсорного воспитания детей младшего дошкольного  возраста занимались Ш.А. Абдуллаева, Э.А. Александрян, М.Ю. Кистяковская, Н.С. Карпинская, С.Л. Новоселова, Э.Г. Пилюгина, Е.А. Радина, A.M. Фонарев, СВ. Фонарева, Э.Л. Фрухт и др. И большинство их касались проблем, как умственного развития, так и развития других сторон личности и совершенствования практической деятельности ребенка.

            Отечественная система сенсорного воспитания опирается на теорию восприятия, разработанную Л.С.Выготским, Б.Г.Ананьевым, С.Л.Рубинштейном, А.Н.Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Л. А. Венгером и др. Ребенок должен овладеть

5

общественным  сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.  Согласно новейшим исследованиям, ощущение и восприятие представляют собой особые действия анализаторов, направленные на  обследование предмета, его особенностей.

Развивать анализаторы ребенка - значит обучать его действиям обследования предмета, которые в психологии называются перцептивными  действиями. С помощью перцептивных действий ребенок воспринимает в предмете новые качества и свойства.

        Задача сенсорного воспитания - своевременно обучить ребенка этим действиям.

2. Содержание сенсорного воспитания

       Содержание сенсорного воспитания включает широкий объем признаков и свойств предметов, которые ребенок должен постичь на протяжении дошкольного детства. В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомство с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие тактильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребенок учится правильно называть свойства предметов (мягкий, твердый, пушистый, шершавый, холодный, теплый, горячий, горький, сладкий, соленый, кислый, легкий, тяжелый, снизу-сверху, близко-далеко, справа-слева).

        В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счет включения ориентировки во времени, развития речевого и музыкального слуха. Ориентирование во времени предполагает, что ребенок усваивает представления о частях суток, днях недели, месяцах, годе, о текучести времени (нельзя остановить, вернуть, ускорить, оно не зависит от человека).            

       Отечественная  система сенсорного воспитания строится на признании необходимости развивать восприятие ребенка в процессе содержательной деятельности, организуемой не только на занятиях,  но и в повседневной жизни.                

6

 Методика сенсорного воспитания предусматривает обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах.

3.Сенсорные эталоны

        Сенсорные эталоны - это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития. Внешние качества и свойства предметов окружающего мира чрезвычайно разнообразны. Каждый сенсорный эталон имеет свое словесное обозначение: меры веса, меры длины, цветовой спектр, расположение нот на нотном стане, плоскостные и объемные геометрические фигуры и др.

          Усвоение сенсорных эталонов - длительный и сложный процесс, основная тяжесть которого ложится на годы школьного обучения. Но А. В. Запорожец считает, что набор мерок, эталонов необходимо давать в дошкольном возрасте. Владея этими мерками, дети будут соотносить с ними любое воспринятое качество, давать ему определение. Благодаря этим «единицам измерения» ребенок полнее и глубже познает различные Свойства конкретных предметов, его восприятие приобретает целенаправленный и организованный характер.

      а) Эталоны цвета

      Сенсорными  эталонами в области восприятия цвета служат так называемые хроматические   цвета спектра и ахроматические цвета - белый, серый, черный.

      Хроматические цвета расположены в спектре, в строгой последовательности от красного к фиолетовому в зависимости от длины световой   волны. Смешение двух цветов, лежащих в спектре не подряд, дает промежуточный между ними цвет, а смешение соседних цветов - оттенок (красно-оранжевый, желто-зеленый и др.). Хроматические цвета делятся на две группы - теплых (от красного до желтого) и холодных тонов (от зеленого до фиолетового). Каждый хроматический цвет или оттенок цветового тона имеет определенную светлоту и насыщенность. Светлота - это степень близости данного цвета (оттенка) к белому, а насыщенность - степень его чистоты, т.е. примеси к данному цвету серого цвета той же светлоты.

Информация о работе Основные проблемы сенсорного воспитания в ДОУ