Основные проблемы развития духовно - нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2011 в 23:32, статья

Краткое описание

Проблемой исследования является создание педагогических условий для духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание.

Файлы: 1 файл

Основные проблемы развития духовно.docx

— 17.80 Кб (Скачать)

    Основные  проблемы развития духовно - нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения.

    ЭССЕ

    Во  все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность. Глубокие социально- экономические  преобразования, происходящие в современном  обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение  можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания младших школьников сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро.

    Причин  тому достаточно много и одна из них -абсолютная деилогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

    Основными  критериями  нравственности  человека  могут  являться  его  убеждения,  моральные принципы,  ценностные  ориентации,  а  также  поступки  по  отношению  к  близким  и  незнакомым  людям. Содержательность и осознанность нравственного "образа — Я" у четвероклассников и пятиклассников в их высказываниях-самоопределениях ("хороший — не очень хороший") существенно не различаются. Характеристики национальной и гражданской принадлежности являются для младших школьников малозначимыми. Школьной микросредой недостаточно корректируется сознательное вырабатывание детьми нравственных норм, включая взаимоотношения со сверстниками (это значение школьной жизни было отмечено всего 6% выпускников: "быть доброй, дорожить дружбой", "нельзя обижать маленьких"). Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, стремятся быть похожим в жизни на учителя 9% младших школьников, а на литературных героев — 4% (мальчиков в основном привлекают былинные богатыри, а девочек — сказочные принцессы). Зато для 40% выпускников начальной школы кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Саша Белый. ". Только у 14% детей образа их будущей жизни к связи с овладением определенной профессией включает смыслы бескорыстного несения блага другим, служения обществу. Явно прослеживается меркантилизация жизненных ориентаций: "Я хочу быть банкиром, потому что он богатый и хорошая работа".

    В представлениях детей о главных  человеческих ценностях духовные ценности вытесняются материальными, и соответственно, среди желаний детей преобладают  узколичные, "продовольственно-вещевые" по характеру. В оценках окружающего у 1,2% младших школьников проявляются их религиозные воззрения. Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях всего 3% детей. Вместе с тем имеются проявления негативного отношения к своему Отечеству ("хочу уехать жить в Германию").

    В нравственном воспитании учащихся начальных  классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между  детьми, воспитание у них действенных  нравственных чувств.

    Современные родители уже привыкли к личной безответственности, которую в нас воспитали на протяжении последних десятилетий.

    Но  нельзя давать согласие на эту разрушительную работу. Для этого надо создавать  свои учебные заведения, делать все, чтобы помогать людям и в первую очередь детям приходить к  Богу, чтобы утвердиться на единственно  верном фундаменте.

    Православие – это не система, это жизнь  в любви. И православным наше воспитание получается только тогда, когда мы начинаем совершать его в любви. Здесь речь идет не только о православии, но и о других религия х, ведь все они несут и дают людям человеческие ценностные ориентиры.

    В настоящее время педагогической общественностью, интеллигенцией бурно  обсуждается вопрос о том, каким  быть нравственному образованию, о  месте и роли религии. Необходимо создать программу, направленную на воспитание духовно – нравственных качеств младших школьников, которой можно придерживаться в течение всего обучения ребенка  в начальном звене.

    Психологи  установили,  что  именно младший  школьный  возраст  характеризуется  повышенной  восприимчивостью  к  усвоению  нравственных  правил  и  норм.  Это  позволяет  своевременно  заложить  нравственный  фундамент  развитию личности. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности  в  младшем  школьном  возрасте,  является  формирование  гуманистического  отношения  и  взаимоотношения  детей,  опора  на  чувства,  эмоциональную  отзывчивость.

    Педагогический  смысл  работы  по  нравственному  становлению  личности  младшего  школьника  состоит  в  том,  чтобы  помогать  ему  продвигаться  от  элементарных  навыков  поведения  к  более  высокому  уровню,  где  требуется  самостоятельность  принятия  решения  и  нравственный  выбор. Успешность данного вида деятельности в формировании нравственных качеств  школьника зависит от грамотности  педагога, разнообразии применяемых  им методов и эмоциональном отклике  детей. Проблемой нашего исследования является создание педагогических условий для  духовно – нравственного воспитания школьников в процессе учебной деятельности, а так же определение места духовно – нравственной культуры в структуре содержания образования. Для решения данной проблемы учителю  требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание. 

Информация о работе Основные проблемы развития духовно - нравственной культуры в младшем подростковом возрасте и пути их решения