Основные понятия и этапы проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

Оглавление

Основные понятия и этапы проектирования:
Предпроектный этап:
1.1. Диагностика ситуации
1.2. Проблематизация
1.3. Концептуализация
1.4. Выбор формата проекта
1.5. Программирование и планирование хода проекта
Этап реализации проекта
Рефлексивный и послепроектный этапы

Основные понятия педагогического проектирования

Файлы: 1 файл

Пед_проектирование.docx

— 66.08 Кб (Скачать)

3.      координирующую, или организаторскую (она может быть основной функцией плана): план, с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом, а с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, определяет место и время, т.е. содержит ответы на вопросы: кто, что, когда и где должен делать.

4.      контрольную (фиксирующую выполнение задач): во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию оставленных целей; во-вторых, по окончании работы легко проверить, насколько план соответствовал действительности. В этом смысле его качество в определенной мере свидетельствует о профессиональной компетентности педагога;

5.      репродуктивную (воспроизводящую): через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Выделяют несколько типов планирования: стратегическое, структурно-содержательное и содержательно-организационное.

Структурно-содержательный план представляет собой краткий перечень содержания, отражающий его объем, тематические блоки и порядок изложения (или реализации содержания), т.е. его структуру. В зависимости от содержания можно определить виды плана: план письменной (опубликованной) работы (сочинения, статьи, книги и т.д.) отражает структуру содержания произведения, порядок его изложения; сценарный план — краткое изложение содержания сценария по смысловым блокам; учебный план (учреждения образования или структурного подразделения) — перечень учебных дисциплин, отражающий содержание образовательного процесса и выстроенный по тематическим блокам отдельно для каждой возрастной категории или ступени обучения; учебно-тематический план — перечень тем, выстроенный в логике постепенного усложнения, отражающий объем учебного курса и порядок изложения, преподавания содержания. Форма этих планов, как правило, произвольна и носит описательно-констатирующий характер.

Стратегическое планирование дает возможность сформулировать долгосрочные приоритеты, связанные с проектированием, и способствует целенаправленным изменениям действительности. Обычно ведущие цели стратегического плана определяются не только разработкой общего контура развития объекта на некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром главных направлений деятельности.

Организационное планирование обеспечивает комплексный подход к управлению ходом проекта. Цель организационного плана — обозначить способы решения определенной задачи в максимально короткий срок. На этом этапе необходимо показать, что решений может быть множество, следовательно, целесообразным становится сопоставление проектных предложений.

Организационный план определяет заранее  намеченный объем содержания и систему  действий для его реализации, предусматривающую  порядок и сроки выполнения работ. Он отвечает на вопросы: что делать, кто делает, с кем во взаимосвязи, когда, где, в какой последовательности?

По разным параметрам можно выделить следующие виды организационного плана.

По охвату содержания (масштабу планируемой деятельности):

·         комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах (план воспитательной работы, план работы педагога дополнительного образования с детским коллективом);

·         тематический план: планируется одно направление или вид деятельности (план работы с родителями, план массовой деятельности в учреждении дополнительного образования);

·         предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело (план конференции, план занятия, план подготовки и проведения мероприятия и т.д.).

По продолжительности  планируемого периода:

·         долгосрочный (перспективный) план на длительный период времени (план работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов на два года);

·         этапный (периодический) план на среднюю перспективу: планируется определенный этап деятельности (план на четверть, полугодие);

·         краткосрочный план на ближайшую перспективу (план работы на месяц, на неделю, на декаду);

·         оперативный план конкретных ближайших действий (план дня).

Перечисленные виды планов взаимосвязаны, каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.

В зависимости от субъекта планирования:

·         индивидуальный план составляет один человек;

·         коллективный план разрабатывает коллектив, творческая группа.

В плане (программе) реализации проекта  отражены контуры того пути, который  должен быть пройден его участниками. Однако проектная деятельность предполагает постоянную коррекцию действий на основе обратной связи, сопоставления первоначального  замысла и промежуточных результатов  реального продвижения к цели.

Замышляя проект, необходимо учитывать  имеющиеся ресурсы (человеческие, финансовые, материальные), которые чаще всего бывают весьма ограниченными. Определение технологического ресурса проектирования требует составления перечня необходимых базовых знаний, умений, навыков, опыта теоретической и практической деятельности, который может понадобиться для реализации проекта. Личностный ресурс проектирования составляют характеристики мышления, поведения, общения людей, непосредственно занятых в проекте. Его успех во многом зависит от сформированности таких качеств, как субъектность и креативность, от уровня развития коммуникативной и рефлексивной культуры.

Для осуществления планирования необходимы разбивка на операции всей проектной  процедуры и рассмотрение возможностей комплексного (методологического, теоретического, технологического, программно-методического, кадрового, ресурсного) обеспечения  по каждому из этапов.

Природа проектной деятельности требует  определенных форм ее нормирования. Одной  из таких форм является планирование. Оно предполагает мысленную разбивку всей проектной процедуры на отдельные  этапы и рассмотрение возможностей комплексного (методологического, теоретического, технологического, программно-методического, кадрового, ресурсного) обеспечения  каждого из них. При этом могут  быть использованы самые разные, жесткие  и гибкие, схемы регламентации  проектных действий и установления обратной связи.

По мере развертывания во времени  и в пространстве логики проектной  деятельности первоначальный замысел  будет постоянно конкретизироваться на уровне образа цели и образа результата. В соответствии с этим уточняется план совместных действий, задающий структуру  проектной деятельности.

Завершает предпроектный этап процедура публичного представления проекта. Широко понимаемое педагогическое требование наглядности применительно к проектированию предполагает не только непосредственное включение человека в обнаружение проблемы, но и последующее доказательное представление ее другим людям (социализация). Представление замысла может быть иллюстрировано с помощью рисунка, чертежа, словесного описания принципов деятельности. Полезно сформулировать требования к форме представления проекта.

2. Этап реализации проекта

 

 

Если предпроектный этап был осуществлен во всей полноте необходимых процедур, каждый из участников может приступать к реализации намеченных действий и последовательному решению поставленных задач вполне осознанно. Здесь хотелось бы акцентировать внимание на самых общих требованиях к основному проектировочному этапу.

Прежде всего каждый проектный шаг внутри этого этапа не может быть произвольным. Он определен логикой создания или преобразования предмета проектирования и всегда оказывается соотнесенным с конкретной задачей (локальным заданием), за которое кто-то из участников несет ответственность согласно ранее намеченной программе (плану). В каждый момент проекта любой его участник должен четко представлять, что, зачем, в какой срок ему предстоит сделать, каковы могут быть предполагаемые Результаты. Какую роль эти результаты призваны сыграть в общей Концепции проекта. Особенность деятельности в проекте такова, что только при условии выполнения каждого из заданий и последующего «обмена» полученными результатами между участниками появляется возможность дальнейшего продвижения проекта.

Участник проекта должен представлять, где, у кого, в каких формах он может найти помощь и поддержку  в случае затруднений в выполнении задания (решения вопроса). В одном  варианте это будет учитель-предметник, в другом — тьютор, научный или  технический консультант. В третьем  — следует обратиться к информационно-поисковым  базам или учебным материалам; в четвертом — понадобится  помощь близких людей, обладающих необходимым  жизненным или профессиональным опытом, и т. п.

Совершенно необходимыми являются установление и поддержка на всем протяжении этапа системы обратной связи. Она предполагает наличие  у самих участников проекта установки  на критическое отношение к своим  действиям, умение «отслеживать» происходящее с помощью специальных процедур и приемов, разработку приемлемых форм присутствия в проекте наблюдателей (супервайзеров), экспертов или других «сопровождающих» лиц. Например, долгосрочный проект по разработке содержания подготовки консультантов для системы образования, объединивший в конце 1990-х гг. представителей разных регионов России, предусматривал несколько промежуточных отчетов  и проблемных семинаров, проходивших  согласно утвержденному графику. На них текстуально оформленные  предварительные проектные результаты подвергались всестороннему обсуждению с участием аналитиков и экспертов.

В рамках учебных проектов текущую  внешнюю аналитику и экспертизу могут выполнять учителя-предметники  и представители параллельных проектных  групп, а внутренняя обратная связь  периодически осуществляется между  членами одной группы.

Должны быть четко организованы объективная промежуточная оценка полученных результатов и коррекция  на этой основе хода проекта и своих  действий оказывается возможной, если для каждого проектного шага были предусмотрены хотя бы примерные  критерии и (или) показатели его успешности. Действительно, как узнать, насколько  собранная кем-то справочная информация окажется полезной для проекта в  целом, насколько она поможет  другим участникам группы в решении  их задач, дополнит полученный ими результат, если изначально было неясно:

·         каким оптимально должен быть объем информации;

·         какие информационные каналы могли быть использованы;

·         как обеспечить достоверность информации;

·         в какой степени она может быть интерпретирована и др.

В этом плане полезно введение правил и меры нормирования требований к промежуточным результатам. Красноречивой иллюстрацией к этому положению является технический регламент представления текстовых файлов, где заданы параметры страницы, тип шрифта, размеры кегля, пробелов и др.

Обязательным является включение  в проектировочный этап процедуры  апробации продукта, что позволяет  «испытать» его как в первоначально  заданных, так и в вариативных  условиях. Это особенно полезно, если в дальнейшем планируется найти  ему более широкое применение. Например, сценарий урока, спроектированный студентами педагогического вуза, реализовать  на практике в разных классах или  школах в исполнении разных людей.

Поскольку презентация итогового  проектного продукта является социально  значимым актом, поэтому ему желательно придать широкое общественное звучание, конечно, применительно к непосредственному  контексту выполнения проекта (класс, школа, факультет, регион, педагогическое сообщество, учебный процесс, общественная акция, модернизация системы образования). Это определенное этапное событие  в совместной жизни, поскольку сопряжено  с творческими усилиями и опытом преодоления. Именно поэтому круг участников презентации должен быть расширен по сравнению с числом непосредственных исполнителей проекта за счет привлечения  экспертов, друзей и коллег — зрителей, потенциальных потребителей продукта, представителей общественности и СМИ, будущих участников аналогичных  проектов. В случае презентации учебного проекта это могут быть представители  вузов-партнеров, ученые, методисты, родители, члены аттестационной комиссии, поскольку  все они так или иначе заинтересованы в знакомстве с достижениями как педагогов, так и учащихся

Желательно, чтобы форма и качество презентации носили эталонный характер. Тем самым достигается дополнительный педагогический и эмоциональный  эффект проекта. Безусловно, возможно и рабочее, «для внутреннего пользования», завершение проекта, особенно если он был кратковременным, преследовал  узкопрагматические цели или оказался не слишком успешным в плане отношений, сложившихся в его ходе.

Презентации предшествует обобщение  локальных результатов, полученных разными субъектами внутри проекта, их сведение воедино. Чтобы на уровне получения конечного продукта не возникло рассогласования, взаимоуничтожения  чьих-то усилий и просто обид, руководителю проекта, как дирижеру, необходимо заранее  подумать, как помочь участникам проекта  в соединении и гармонизации иногда довольно разнородных результатов. (Причем предполагается, что отсечение  тупиковых вариантов и отказ  от некачественных продуктов деятельности уже произошли в рамках предыдущих шагов).

Существенным моментом является привлечение  к презентации продукта всех участвовавших  в его создании. Это довольно «скользкий»  в технологическом и этическом  отношениях момент, поскольку существует педагогический соблазн сделать  ставку на наиболее ярких и сценичных  учащихся (слушателей). Кроме того, всегда оказываются лица, вклад которых  в проектную деятельность был  не так велик, как хотелось. Наконец, есть дети и взрослые, проявившие себя как творчески и глубоко в  продуктивной деятельности но предпочитающие не выступать публично. Однако проектная деятельность, из структуры которой исключен опыт переживания перевода полученного продукта в более широкий социальный контекст, оказывается в психологическом и организационном отношении незавершенной. Она остается для участника деятельностью «в себе», тем самым снижается развивающий потенциал проделанной работы. Особое искусство педагога состоит в том, чтобы помочь каждому найти органичное место в подготовке и публичном представлении проектного результата за счет сохранения принципа «ветвящейся активности» до момента выхода из проекта. Иначе говоря, речь идет о программно-целевом управлении реализацией концептуальных идей и установок на всем протяжении проектировочного этапа.

Информация о работе Основные понятия и этапы проектирования