Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:55, контрольная работа
Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.
Основные понятия и этапы проектирования:
Предпроектный этап:
1.1. Диагностика ситуации
1.2. Проблематизация
1.3. Концептуализация
1.4. Выбор формата проекта
1.5. Программирование и планирование хода проекта
Этап реализации проекта
Рефлексивный и послепроектный этапы
Основные понятия педагогического проектирования
3. координирующую, или организаторскую (она может быть основной функцией плана): план, с одной стороны, отражает то, каким образом, какими средствами деятельность организуется и кто является ее субъектом и объектом, а с другой стороны, указывает порядок деятельности, ее взаимосвязь с другими видами, определяет место и время, т.е. содержит ответы на вопросы: кто, что, когда и где должен делать.
4. контрольную (фиксирующую выполнение задач): во-первых, сам педагог, пользуясь планом, может контролировать реализацию оставленных целей; во-вторых, по окончании работы легко проверить, насколько план соответствовал действительности. В этом смысле его качество в определенной мере свидетельствует о профессиональной компетентности педагога;
5. репродуктивную (воспроизводящую): через любой промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.
Выделяют несколько типов
Структурно-содержательный план представляет собой краткий перечень содержания, отражающий его объем, тематические блоки и порядок изложения (или реализации содержания), т.е. его структуру. В зависимости от содержания можно определить виды плана: план письменной (опубликованной) работы (сочинения, статьи, книги и т.д.) отражает структуру содержания произведения, порядок его изложения; сценарный план — краткое изложение содержания сценария по смысловым блокам; учебный план (учреждения образования или структурного подразделения) — перечень учебных дисциплин, отражающий содержание образовательного процесса и выстроенный по тематическим блокам отдельно для каждой возрастной категории или ступени обучения; учебно-тематический план — перечень тем, выстроенный в логике постепенного усложнения, отражающий объем учебного курса и порядок изложения, преподавания содержания. Форма этих планов, как правило, произвольна и носит описательно-констатирующий характер.
Стратегическое планирование дает возможность сформулировать долгосрочные приоритеты, связанные с проектированием, и способствует целенаправленным изменениям действительности. Обычно ведущие цели стратегического плана определяются не только разработкой общего контура развития объекта на некоторый временной период, но и осмыслением и пересмотром главных направлений деятельности.
Организационное планирование обеспечивает комплексный подход к управлению ходом проекта. Цель организационного плана — обозначить способы решения определенной задачи в максимально короткий срок. На этом этапе необходимо показать, что решений может быть множество, следовательно, целесообразным становится сопоставление проектных предложений.
Организационный план определяет заранее намеченный объем содержания и систему действий для его реализации, предусматривающую порядок и сроки выполнения работ. Он отвечает на вопросы: что делать, кто делает, с кем во взаимосвязи, когда, где, в какой последовательности?
По разным параметрам можно выделить следующие виды организационного плана.
По охвату содержания (масштабу планируемой деятельности):
· комплексный (общий) план: планируется деятельность во всех ее направлениях и видах (план воспитательной работы, план работы педагога дополнительного образования с детским коллективом);
· тематический план: планируется одно направление или вид деятельности (план работы с родителями, план массовой деятельности в учреждении дополнительного образования);
· предметный (конкретный) план: планируется одно конкретное дело (план конференции, план занятия, план подготовки и проведения мероприятия и т.д.).
По продолжительности планируемого периода:
· долгосрочный (перспективный) план на длительный период времени (план работы учреждения на год, план профориентационной работы с учащимися старших классов на два года);
· этапный (периодический) план на среднюю перспективу: планируется определенный этап деятельности (план на четверть, полугодие);
· краткосрочный план на ближайшую перспективу (план работы на месяц, на неделю, на декаду);
· оперативный план конкретных ближайших действий (план дня).
Перечисленные виды планов взаимосвязаны, каждый последующий конкретизирует, уточняет, корректирует предыдущий.
В зависимости от субъекта планирования:
· индивидуальный план составляет один человек;
· коллективный план разрабатывает коллектив, творческая группа.
В плане (программе) реализации проекта
отражены контуры того пути, который
должен быть пройден его участниками.
Однако проектная деятельность предполагает
постоянную коррекцию действий на основе
обратной связи, сопоставления первоначального
замысла и промежуточных
Замышляя проект, необходимо учитывать имеющиеся ресурсы (человеческие, финансовые, материальные), которые чаще всего бывают весьма ограниченными. Определение технологического ресурса проектирования требует составления перечня необходимых базовых знаний, умений, навыков, опыта теоретической и практической деятельности, который может понадобиться для реализации проекта. Личностный ресурс проектирования составляют характеристики мышления, поведения, общения людей, непосредственно занятых в проекте. Его успех во многом зависит от сформированности таких качеств, как субъектность и креативность, от уровня развития коммуникативной и рефлексивной культуры.
Для осуществления планирования необходимы разбивка на операции всей проектной процедуры и рассмотрение возможностей комплексного (методологического, теоретического, технологического, программно-методического, кадрового, ресурсного) обеспечения по каждому из этапов.
Природа проектной деятельности требует определенных форм ее нормирования. Одной из таких форм является планирование. Оно предполагает мысленную разбивку всей проектной процедуры на отдельные этапы и рассмотрение возможностей комплексного (методологического, теоретического, технологического, программно-методического, кадрового, ресурсного) обеспечения каждого из них. При этом могут быть использованы самые разные, жесткие и гибкие, схемы регламентации проектных действий и установления обратной связи.
По мере развертывания во времени
и в пространстве логики проектной
деятельности первоначальный замысел
будет постоянно
Завершает предпроектный этап процедура публичного представления проекта. Широко понимаемое педагогическое требование наглядности применительно к проектированию предполагает не только непосредственное включение человека в обнаружение проблемы, но и последующее доказательное представление ее другим людям (социализация). Представление замысла может быть иллюстрировано с помощью рисунка, чертежа, словесного описания принципов деятельности. Полезно сформулировать требования к форме представления проекта.
Если предпроектный этап был осуществлен во всей полноте необходимых процедур, каждый из участников может приступать к реализации намеченных действий и последовательному решению поставленных задач вполне осознанно. Здесь хотелось бы акцентировать внимание на самых общих требованиях к основному проектировочному этапу.
Прежде всего каждый проектный шаг внутри этого этапа не может быть произвольным. Он определен логикой создания или преобразования предмета проектирования и всегда оказывается соотнесенным с конкретной задачей (локальным заданием), за которое кто-то из участников несет ответственность согласно ранее намеченной программе (плану). В каждый момент проекта любой его участник должен четко представлять, что, зачем, в какой срок ему предстоит сделать, каковы могут быть предполагаемые Результаты. Какую роль эти результаты призваны сыграть в общей Концепции проекта. Особенность деятельности в проекте такова, что только при условии выполнения каждого из заданий и последующего «обмена» полученными результатами между участниками появляется возможность дальнейшего продвижения проекта.
Участник проекта должен представлять, где, у кого, в каких формах он может найти помощь и поддержку в случае затруднений в выполнении задания (решения вопроса). В одном варианте это будет учитель-предметник, в другом — тьютор, научный или технический консультант. В третьем — следует обратиться к информационно-поисковым базам или учебным материалам; в четвертом — понадобится помощь близких людей, обладающих необходимым жизненным или профессиональным опытом, и т. п.
Совершенно необходимыми являются
установление и поддержка на всем
протяжении этапа системы обратной
связи. Она предполагает наличие
у самих участников проекта установки
на критическое отношение к своим
действиям, умение «отслеживать» происходящее
с помощью специальных процедур
и приемов, разработку приемлемых форм
присутствия в проекте
В рамках учебных проектов текущую
внешнюю аналитику и экспертизу
могут выполнять учителя-
Должны быть четко организованы
объективная промежуточная
· каким оптимально должен быть объем информации;
· какие информационные каналы могли быть использованы;
· как обеспечить достоверность информации;
· в какой степени она может быть интерпретирована и др.
В этом плане полезно введение правил и меры нормирования требований к промежуточным результатам. Красноречивой иллюстрацией к этому положению является технический регламент представления текстовых файлов, где заданы параметры страницы, тип шрифта, размеры кегля, пробелов и др.
Обязательным является включение в проектировочный этап процедуры апробации продукта, что позволяет «испытать» его как в первоначально заданных, так и в вариативных условиях. Это особенно полезно, если в дальнейшем планируется найти ему более широкое применение. Например, сценарий урока, спроектированный студентами педагогического вуза, реализовать на практике в разных классах или школах в исполнении разных людей.
Поскольку презентация итогового
проектного продукта является социально
значимым актом, поэтому ему желательно
придать широкое общественное звучание,
конечно, применительно к
Желательно, чтобы форма и качество
презентации носили эталонный характер.
Тем самым достигается
Презентации предшествует обобщение локальных результатов, полученных разными субъектами внутри проекта, их сведение воедино. Чтобы на уровне получения конечного продукта не возникло рассогласования, взаимоуничтожения чьих-то усилий и просто обид, руководителю проекта, как дирижеру, необходимо заранее подумать, как помочь участникам проекта в соединении и гармонизации иногда довольно разнородных результатов. (Причем предполагается, что отсечение тупиковых вариантов и отказ от некачественных продуктов деятельности уже произошли в рамках предыдущих шагов).
Существенным моментом является привлечение к презентации продукта всех участвовавших в его создании. Это довольно «скользкий» в технологическом и этическом отношениях момент, поскольку существует педагогический соблазн сделать ставку на наиболее ярких и сценичных учащихся (слушателей). Кроме того, всегда оказываются лица, вклад которых в проектную деятельность был не так велик, как хотелось. Наконец, есть дети и взрослые, проявившие себя как творчески и глубоко в продуктивной деятельности но предпочитающие не выступать публично. Однако проектная деятельность, из структуры которой исключен опыт переживания перевода полученного продукта в более широкий социальный контекст, оказывается в психологическом и организационном отношении незавершенной. Она остается для участника деятельностью «в себе», тем самым снижается развивающий потенциал проделанной работы. Особое искусство педагога состоит в том, чтобы помочь каждому найти органичное место в подготовке и публичном представлении проектного результата за счет сохранения принципа «ветвящейся активности» до момента выхода из проекта. Иначе говоря, речь идет о программно-целевом управлении реализацией концептуальных идей и установок на всем протяжении проектировочного этапа.