Основные понятия и этапы проектирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 11:55, контрольная работа

Краткое описание

Проектирование (от лат. projectus — брошенный вперед) — тесно связанная с наукой и инженерией деятельность по созданию проекта, созданию образа будущего предполагаемого явления. Как известно, большинство продуктов человеческого труда производится посредством их предварительного проектирования. В этом контексте проектирование — это процесс создания проекта, т.е. прототипа, прообраза предполагаемого или возможного объекта, состояния, предшествующих воплощению задуманного в реальном продукте.

Оглавление

Основные понятия и этапы проектирования:
Предпроектный этап:
1.1. Диагностика ситуации
1.2. Проблематизация
1.3. Концептуализация
1.4. Выбор формата проекта
1.5. Программирование и планирование хода проекта
Этап реализации проекта
Рефлексивный и послепроектный этапы

Основные понятия педагогического проектирования

Файлы: 1 файл

Пед_проектирование.docx

— 66.08 Кб (Скачать)

·         границы и уровень собственной компетентности в рамках целей проекта;

·         необходимые приоритеты развития проекта и себя как его участника;

·         сильные стороны личного опыта, на которые можно будет опереться;

·         области своих возможных затруднений в проекте.

После конкретизации целей разрабатывается стратегия проектной деятельности, определяющая общую направленность и характер достижения цели. В специальной литературе сформировалось понятие о восходящей и нисходящей стратегии проектирования. По-другому они могут быть обозначены как движение от внешнего к внутреннему (от видения целостного образа к проработке его конструктивных деталей) и от внутреннего к внешнему (соединение, увязка разрозненных компонентов воедино). Представляется, что вариантов развития проекта несколько больше. Среди них можно выделить:

·         линейный (последовательные шаги к получению желаемого продукта на основании постоянной обратной связи);

·         зонтичный (проектирование модели-инварианта, на основе которой с учетом локальной специфики «веером» выстраиваются варианты ее существования и применения);

·         системный (в соответствии с разработанным четким замыслом, планом, охватывающим и контролирующий изменения во всех компонентах образовательной или социально-педагогической системы);

·         синергетический («выращивание» продукта на основе улавливания тенденций развития, синтеза спонтанно поступающей ин формации с последующим ее упорядочиванием).

Таким образом, в результате концептуализации должна возникнуть общая для участников данной проектной работы мотивационная, ценностно-смысловая, целевая и стратегическая платформа всех последующих действий. Скажем, в результате анализа ситуации и обсуждения замысла участники приходят к выводу, что проект должен носить личностно-ориентированный характер. Или договориться о том, что проект будет иметь гуманитарную основу. Параллельно оформляется то, что можно назвать тезаурусом (рабочим словарем, языком) проекта.

Результатом концептуализации становится выработка некой согласованной  и понятной всем участникам проектирования теоретической позиции, основанной на осознанном отборе подходов, идей, теоретических  положений, принципов, на которых будет  строиться проектная деятельность или на интерпретации имеющихся  исследовательских (диагностических) данных. В содержательном отношении  полученная концепция проекта может  включать:

·         описание и ценностно-смысловую оценку сформированного на основании анализа или исследования проблемного поля проектирования;

·         ценностные основания проектной деятельности;

·         цели проекта с описанием конечного продукта;

·         совокупность теоретических положений, на основании которых был сформирован замысел;

·         подход, стратегию и принципы проектирования.

Процедура концептуализации помогает более глубоко осмыслить ценности и смыслы преобразования действительности, первоначально заложенные на уровне образа цели проекта. Без этого затруднительно говорить о целесообразности и достижимости предлагаемых проектных действий. По справедливому замечанию В. П. Бедерхановой, если общность взгляда на предстоящую проектную работу не рождается, переход к дальнейшим стадиям проектирования теряет смысл, поскольку участники имеют разное представление о конечном результате и разную Мотивацию ответственности относительно проектной деятельности.

1.4. Выбор формата проекта

 

 

В педагогической литературе проекты  классифицируются по самым разным основаниям:

·         по объектам: природные, технические (научно-технические) социальные, «человеческие»;

·         по субъектам: групповые, коллективные, сетевые;

·         по целевому назначению: производственные, учебные, научно-исследовательские, акмеологические;

·         по территории охвата: международные, федеральные, региональные, локальные;

·         по сферам, в которых осуществляются: социально-педагогические, телекоммуникационные;

·         по предметной области: исторические, экологические и др.;

·         по срокам исполнения: долговременные, среднесрочные, краткосрочные;

·         по степени новизны: рационализаторские, изобретательские, эвристические, новаторские (инновационные) и др.

Представляется, что подобное многообразие оснований, предлагаемых на теоретическом  уровне, затрудняет педагогу-практику концептуальное оформление своего проектного замысла. Тем более что большинство  из перечисленных признаков взаимопересекаются, образуя некое множество, слабо поддающееся упорядочению. В реальной практике целесообразней говорить не о выборе вида (типа) проекта, это, скорее, теоретическая задача, но о его форматировании. Формат проекта — своеобразный способ ограничения (нормирования) активности участников проектной деятельности через определение ее границ и масштаба. Обоснованный выбор формата включает в себя определение времени, пространства, контекста проекта, круга его участников и других необходимых параметров. Их число может варьироваться в зависимости от педагогической ситуации и целей проектирования.

Важно точно определить контексты  рассмотрения проекта как предмета приложения усилий. Например, личностный (каждый со своей позиции); социальный (в рамках заданной системы); теоретический (на основе имеющихся научных подходов); культурный (с учетом общих тенденций) или какой-то иной. В частности, на этапе концептуализации происходит выбор парадигмального контекста проектирования: определяется, каким он будет — технократическим или гуманитарным. По мере развития проектировочной деятельности контексты могут меняться.

Необходимо также «территориальное»  самоопределение в проектировании. Пространство проектирования может  быть внешним, внутренним, межличностным (межсубъектным). В ходе регламентации предстоящей работы осуществляется выбор следующих параметров:

·         физическое пространство проекта (географический и территориальный диапазон исследования проблематики и применения Продукта, распространения влияния проектной деятельности на окружающую среду);

·         социальное пространство проекта (возможность охвата проектам влиянием тех или иных групп профессионального сообщества, социальных или возрастных групп);

·         парадигмальное пространство проекта (предпочтение технических или гуманитарных характеристик проекта);

·         культурное пространство проекта (монокультурное, биполярное, кросскультурное);

·         ценностно-смысловое пространство содержания, технологий, диагностики результатов проекта, обусловленное субъективными предпочтениями участников.

Пространство проблем, актуальное для участников проекта, определяется и структурируется на основе диагностики их потребностей и интересов. Информационное пространство формируется исходя из объема базы источников информации, необходимых для реализации проекта. Виртуальное пространство возникает в случае целесообразности использования в ходе проектирования компьютерного имитационного моделирования и сетевого общения.

В рамках педагогического пространства оказываются возможными педагогические преобразования.

Размеры пространства, внутри которого возникает потребность в преобразованиях, соотносятся с масштабом субъекта, его проектными возможностями (сферой влияния, компетенции, компетентности), а также имеющимися ресурсами. Отсюда возникают глобальные, региональные или локальные (в границах образовательного учреждения) проекты; проекты типовые (методика осуществления которых  отработана) или авторские.

Пространство проектирования обычно сужается на основе данных анализа, проведенного на предпроектном этапе. Вначале оно выглядит, как «куда глаза глядят» или «пойди туда, не знаю куда». Но постепенно рамки проекта конкретизируются через введение целевых, финансовых, ресурсных, временных ограничений.

В итоге возникает представление  о некоем проектном поле. В силу однородности понятия «поле» предполагается, что действующие в нем силы аналогичны на всей его протяженности. Поэтому если Речь идет об использовании в проекте экологического подхода, Должны быть предусмотрены механизмы осуществления этого подхода по всему полю. Если проект носит гуманитарный характер, следует подумать о том, как обеспечить гуманитаризацию проектного контекста, взятого в его целостности.

Любой образовательный процесс  регламентирован во времени. Решение  включиться в проектную деятельность в обязательном Порядке предполагает учет этого момента. В рамках «форматирования» проектной деятельности определяются сроки, необходимые для реализации проекта. Задумываясь о временном формате проектной деятельности, следует принимать во внимание три основных варианта выбора.

1.  Ориентация на естественный ход событий (неспешное «выращивание» проектного продукта). Временные границы в этом случае зависят от циклов жизнедеятельности (существования) объекта (субъекта) проектирования.

2.              Установление регламентированных сроков проекта в целом и каждого из его этапов. (Выбор оснований для той или иной регламентации может быть разным: разнесенность участников в пространстве, потребность установить многосторонние контакты, согласовать ценностные основания, необходимость провести ту или иную проектную процедуру в фиксированные сроки и др.)

3.              Смешанный вариант, при котором внутри каких-то этапов будет существовать количественная или качественная регламентация, но в целом время реализации проекта изначально не имеет четко очерченных границ. Следует также понимать, что педагогическое проектирование увеличивает время обучения в сравнении с простой передачей учебной информации.

1.5. Программирование и планирование хода проекта

 

 

Первоначально сформулированные в  ходе проектирования образ или цель требуют для их реализации дальнейшего  представления в виде системы  задач и перечня процедур. Они  осуществляются в логике «проект  — прогноз — план». Прогноз  включает в себя формирование представления  об изменении ситуации (объекта); характере  перспектив развития тенденций, ликвидации белых пятен, перенос опыта в  других условиях. Это дает возможность  выси троить логику изменений (обоснование  этапности, стадийности реализации проекта).

К этому моменту у каждого  из участников проекта накапливается  достаточный материал, чтобы самоопределиться в целях, задачах, объеме, видах, формах своего непосредственного вклада в совместную деятельность. Поэтому с помощью приемов декомпозиции проблем и целей можно представить предварительную картину будущего «ветвления» активности. В режиме групповых обсуждений и регламентированных дискуссий осуществляются следующие действия:

·         теоретическое моделирование методов и средств решения поставленных задач, позволяющих при заданных исходных данных и условиях получить оптимальный результат;

·         оценка условий реализации проекта по срокам с учетом необходимых ограничений и затрат;

·         детальная разработка этапов решения конкретных задач проектирования;

·         анализ вариантов решения проблемы, выбор наиболее приемлемых из них, исходя из конкретных условий проектирования;

·         систематизация и обобщение полученных результатов;

·         объединение, насколько это можно, имеющихся вариантов решения;

·         конструирование предполагаемого результата.

Далее проектная деятельность развивается  на уровне составления программы (плана). Представление о необходимых  действиях по реализации педагогического  замысла, будучи непременным условием успешности проектной деятельности, связано с понятиями программирования и планирования. Программирование предполагает создание программы, которая представляет собой набор необходимых мероприятий и действий по достижению задуманного. Планирование связано с разработкой плана достижения поставленных целей и носит стратегический характер, поскольку в динамичном процессе проектирования систематически будет осуществляться его детализация

Программа — особый вид проекта, выполняющий в первую очередь конструктивную (конструирующую) функцию, когда приоритетным становится выстраивание конкретных действий, направленных на достижение намеченного облика предмета проектирования. В структуру программы входят сведения о целях, предполагаемом продукте, средствах его получения, а также об объектах преобразования и процедурах управленческой деятельности в рамках проектирования. К числу наиболее распространенных в учреждениях образования типов программ относятся:

·         образовательная программа;

·         учебная программа;

·         программа деятельности (руководителя, педагога, детского коллектива, подразделения, учреждения) на год;

·         программа развития (подразделения, учреждения, объединения, коллектива) на год и более;

·         программы деятельности по конкретным направлениям (программа работы с кадрами, программа исследовательской деятельности, воспитательной деятельности и т.д.).

Программы всех типов следует отличать от планов. Предназначение плана —  упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как  планомерность и систематичность, управляемость и преемственность  результатов. План — это документ, дающий содержательные ориентиры деятельности, определяющий ее порядок, объем, временные границы. Независимо от типа и вида, времени и содержания деятельности план выполняет следующие функции:

1.      направляющую, которая определяет сферу деятельности: план отражает содержательные границы работы, указывает предмет, конкретные направления и виды педагогической деятельности;

2.      прогнозирующую: хотя план и не призван детально излагать желаемый результат, но косвенно отражает замысел, представляет результаты через конкретные действия;

Информация о работе Основные понятия и этапы проектирования