Основные направления работы по развитию речи слабослышащих детей

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:30, контрольная работа

Краткое описание

Проблема изучения личности слабослышащего ребёнка как социальная проблема впервые была поставлена и осмыслена Л.С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность.
Без специального обучения речь у слабослышащих развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитию речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.

Оглавление

Введение……………………………………………………………..…..…..…….3

Значение овладения устной речью…………………………………….4
Основные направления работы по развитию речи…………………...6


Заключение………………………………………………………...……………..14
Список литературы……………………………………………….…………..….15

Файлы: 1 файл

+ к.р._Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха.docx

— 34.64 Кб (Скачать)

 

Основные  направления работы по развитию речи слабослышащих детей

 

 

 

 

Оглавление

 

Введение……………………………………………………………..…..…..…….3

 

    1. Значение овладения устной речью…………………………………….4
    2. Основные направления работы по развитию речи…………………...6

 

                                                       

Заключение………………………………………………………...……………..14

Список литературы……………………………………………….…………..….15

 

 

 

Введение

Проблема  изучения личности слабослышащего ребёнка  как социальная проблема впервые  была поставлена и осмыслена Л.С. Выготским, который обосновал положение о том, что интеграция личности неслышащего в общество слышащих может осуществляться только путем его включения в разнообразную социально-значимую деятельность [3].

Без специального обучения речь у слабослышащих развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитию речи, тем лучше будут результаты в этом направлении.

По-разному идет у слабослышащего и слышащего овладение и устной и письменной речью. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у слабослышащего эти процессы могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной. Первые слова и предложения при классическом обучении даются слабослышащим для общего восприятия в письменной форме на карточках. Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для таких детей некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения.

Для правильного  понимания развития ребенка с  недостатками слуха важно учитывать  возможность самостоятельного овладения  речью при данном состоянии слуха (без специального обучения). Своеобразие  слухового анализатора состоит  в его решающей роли для формирования речи. Невозможность полноценного слухового  восприятия создает препятствия  для овладения речью и вызывает нарушения речевого общения у  ребенка. Отсутствие устной речи или  значительное ее недоразвитие затрудняет овладение письменной формой речи: пониманием читаемого, передачей собственных мыслей в письме. В свою очередь, недоразвитие речи служит препятствием в овладении знаниями в различных сферах жизни человека.

 

Значение овладения устной речью

 

Формирование  устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих  детей. Устная речь - наиболее естественное и удобное средство повседневного  контакта с окружающими людьми. В  развитии человека устная речь формируется  раньше других форм речи. На ее основе позднее складывается письменная речь, требующая более высокого уровня развития психических процессов.

Развитие  мышления, познавательных способностей дошкольника в значительной степени  зависит от наличия у него речи, прежде всего в устной форме. Отсутствие или резкое недоразвитие устной речи у ребенка с нарушенным слухом приводит к замедлению темпов познавательного  развития, которое с большим трудом корректируется на других возрастных этапах.

Формирование  устной речи детей играет особую роль в раннем и дошкольном возрасте, что связано с особой сензитивностью этого периода к формированию механизмов восприятия речи и складывания произносительных навыков [12]. Особое значение имеет раннее начало формирования произносительных навыков, учитывая тот факт, что некоторыми компонентами произношения, в частности ритмико-интонационной стороной речи, малыш начинает овладевать на первом-втором годах жизни. Формирование речи в дошкольный период позволяет включить ребенка в естественное общение с другими детьми и взрослыми, сформировать соответствующие возрастным периодам формы общения. Использование устной речи слабослышащим дошкольником стимулирует овладение языком, применение различных по коммуникативной направленности высказываний, практическое усвоение грамматических закономерностей.

Слабослышащие дети в возрасте трех-четырёх лет, поступающие в дошкольные учреждения, владеют устной речью на самом  элементарном уровне, хотя у них имеются некоторые предпосылки к овладению устной речью: звонкий голос, различные голосовые реакции, звукосочетания, неотнесенный лепет, беззвучное артикулирование.

Дети  с тугоухостью старше четырех  лет, как правило, накапливают небольшой  запас лепетных и усеченных слов, хотя такое состояние речи не может обеспечить даже минимальные потребности в общении. Другая часть слабослышащих детей с лучшим состоянием слуха в возрасте четырех-пяти лет имеет в запасе немного слов, которые в устной речи воспроизводят с грамматическими и фонетическими искажениями. У некоторых детей появляется простая фраза.

Без специальной  последовательной работы устная речь глухих дошкольников не имеет тенденций  к улучшению и не может быть средством общения и развития ребенка, а у слабослышащих имеет.

Таким образом, слабослышащие дети дошкольного  возраста имеют свои особенности  речевых данных на разных этапах развития. Формирование устной речи является важнейшим условием психического и речевого развития слабослышащих детей.

Работа  по развитию устной речи является одним  из центральных разделов программы  воспитания и обучения, так как  в процессе систематической работы устная речь приобретает качества, которые позволяют ей быть средством  общения и оказывать влияние  на различные сферы развития дошкольника.

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные  направления работы по развитию речи

 

Основной  целью работы по развитию речи в  детских садах для глухих или  слабослышащих детей является формирование речи как средства общения. Реализация этой цели требует решения целого ряда конкретных задач на специальных  занятиях: усвоения значения и накопления слов; обучения пониманию и использованию  различных конструкций фраз, необходимых  для общения; овладения разными  формами речи; развития связной речи.

Конкретные  направления работы по речевому развитию детей, отражают психолингвистическую модель описания языка, в которую  в качестве основных компонентов  входят языковая способность, речевая  деятельность, языковая система [13]. Развитие этих трех компонентов языка происходит в течение пребывания детей в дошкольных учреждениях и в период школьного обучения. Каждое языковое явление должно соотноситься с наиболее благоприятной возрастной стадией.

Содержание  занятий по развитию речи включает следующие основные направления  работы [4].

1. Развитие  языковой способности детей раннего  и дошкольного возраста с нарушениями  слуха. Понимание пути овладения  языком как процесса развития  у ребенка языковой способности  связано прежде всего с формированием особого типа активности, готовности и умения воспринимать речь, подражать чужой речи, усваивать новые слова и выражения, применять их, несмотря на несовершенство их звукового и смыслового наполнения, в реальных ситуациях общения, дополняя их указаниями на предметы, естественными жестами и другими средствами. На различных этапах обучения дошкольника развитие языковой способности предполагает формирование разнообразных речевых умений, однако оно всегда связано с речевой активностью ребенка, стремлением к использованию речи.

Для развития языковой способности имеет важное значение формирование различных видов восприятия: слухового, зрительного, тактильно-вибрационного. Особое значение для детей с недостатками слуха имеет создание условий для развития слухового и слухо-зрительного восприятия речи, улучшения восприятия звуковой и ритмико-интонационной стороны речи, что связано с постоянным использованием звукоусиливающей аппаратуры и систематической работой по развитию речевого слуха и обучению произношению.

Важное  значение приобретают игры, направленные на развитие зрительного внимания и восприятия, — как связанные с развитием сенсорных способностей, так и непосредственно связанные с восприятием речи. Первоначально это проявляется в формировании внимания к лицу говорящего человека, мимике, соотнесению предметных и речевых действий.

Развитие  языковой способности ребенка раннего  и дошкольного возраста связано  с подражанием предметным, игровым, речевым действиям. Детей специально учат подражать артикуляции педагога, произносить по подражанию лепетные и полные слова, организуя соответствующие игры. Важное значение в обучении придается развитию навыков отраженного и сопряженно-отраженного говорения как основы для развития в дальнейшем самостоятельного говорения [4].

На всех этапах обучения поощряется применение детьми усвоенных речевых средств, несмотря на их несовершенство в звуковом отношении. Речевая активность ребенка  поддерживается и стимулируется. Педагог  помогает ребенку выразить свои желания, просьбы, предлагая образцы высказываний, в качестве которых могут выступать  таблички с напечатанными словами  и фразами, устное говорение педагога, устно-дактильное воспроизведение. Для развития языковой способности важна организация интересной для ребенка деятельности. В связи с этим в занятия включаются игры, рисование, конструирование, действия с реальными предметами, по поводу которых может происходить общение и которые стимулируют речевую активность ребенка.

На разных этапах обучения в качестве одного из компонентов языковой способности  выступает символизация, служащая переходом  между предметом и словом. В  процессе обучения используются различные  типы символов, подкрепляющие и расширяющие  значения слов: это различные картинки, пиктограммы, схемы, стрелки, планы, рисунки, фигурки на фланелеграфе. Очень важное значение следует придавать таким средствам символизации, как использование воображаемых ситуаций, действия с воображаемыми предметами, воображаемое превращение, применение предметов-заместителей. Эти средства позволяют абстрагироваться от предметной отнесенности слова, сделать его значение более обобщенным, что имеет значение в процессе усвоения языковых средств.

2. Формирование  различных форм речи на каждом  этапе обучения. Специальная отработка  разных видов речевой деятельности. Взаимосвязь форм речи в обучении  языку глухих и слабослышащих  детей раннего и дошкольного  возраста определяется рядом  факторов: возрастом ребенка, состоянием  его слуха и исходного уровня  речи, уровнем интеллектуального  развития. В связи с этим использование  разных форм речи выглядит  по-разному применительно к глухим  детям с длительным сроком  обучения (четырех-пяти лет), с сокращенными  сроками дошкольного воспитания (двух-трех лет); к слабослышащим  детям; к глухим и слабослышащим  детям со сложной структурой  нарушений развития. Однако всегда  устная речь выступает как  исходная и основная на всех  этапах обучения, поскольку она  используется в качестве основного  средства общения и является  основой для формирования других  форм речи [4].

На начальном  этапе обучения глухих и слабослышащих  детей (в возрасте двух-трех лет) исходной и ведущей является устная речь. Ребенок воспринимает слова и  фразы слухо-зрительно, а в собственной речи приближенно воспроизводит слова (в виде голосовых реакций, звукосочетаний, контура слова, усеченного слова). Развитие восприятия и воспроизведения устной речи на данном этапе предполагает усиление работы по развитию слухового и слухо-зрительного восприятия, формированию первичных произносительных навыков. Развитие устной речи предполагает формирование таких видов речевой деятельности, как слухо-зрительное и слуховое восприятие, говорение.

Однако  устная речь не может выступать для  глухого и слабослышащего ребенка  как единственная форма речи вследствие многочисленных трудностей в ее восприятии и воспроизведении. Поэтому уже  на первом году обучения детей учат глобальному восприятию слов, предъявляемых  в печатном виде на табличках. Письменная форма речи, которая выступает  в качестве вспомогательной в  обучении глухих и слабослышащих  детей, помогает более точно зафиксировать  сказанное, готовит ребенка к  последующему анализу слова. Обучение глобальному чтению слов, которому уделяется значительное внимание на первом-втором годах обучения, проходит на различном тематическом материале  с включением дидактических игр  и речевых упражнений. В младшей  группе дети воспринимают слова и  предложения глобально и учатся соотносить их с предметами и явлениями. Овладение письменной формой речи предполагает формирование соответствующих видов  речевой деятельности: глобальное, т. е. целостное, чтение слов, списывание отдельных знакомых слов печатными  буквами.

В дошкольных учреждениях для глухих на третьем  году обучения (в средней группе) в качестве вспомогательной используется дактильная форма речи. Дактилология необходима для анализа письменного слова, запоминания его структуры. Эта форма речи позволяет сформировать технику аналитического чтения в краткие сроки, примерно в течение квартала. Дактилология, по мере овладения ею, начинает выступать как самостоятельная форма речи, однако тесно связанная с двумя другими — устной и письменной. Через чтение и дактилирование у детей развивается умение точно воспринимать фразу или слово и более точно воспроизводить их структуру. В тех случаях, когда у детей будут возникать трудности в восприятии и воспроизведении слов или фраз, в помощь одной форме речи может быть привлечена другая.

В старшей  и подготовительной группах повышается роль устной речи: дети воспринимают слухо-зрительно и воспроизводят устно весь знакомый отработанный материал. Письменная речь используется в виде аналитического чтения и самостоятельного письма детей печатными буквами. Дактилология подключается в случаях трудностей в восприятии нового или недостаточно усвоенного речевого материала, при запоминании структуры сложных слов.

Информация о работе Основные направления работы по развитию речи слабослышащих детей