Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:50, реферат
Тема представленной курсовой работы «Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта в России и за рубежом». Особенно это проявляется в гуманистических тенденциях работы с детьми с нарушением интеллекта. Следует отметить, что в специализированных работах доперестроечного времени авторы как-то вскользь упоминали гуманистическую компоненту обучения детей с различного рода отклонениями; в зарубежных же исследованиях данному вопросу всегда уделялось значительное внимание.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………. 3
1. ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ В РАБОТАХ СПЕЦИАЛИСТОВ…………….. 4
1.1 Особенности организации процесса обучения в России………………….. 4
1.2 Обучение и воспитание детей с нарушением интеллекта за рубежом….9
Заключение……………………………………………………………………….16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….
2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ВЫЯВЛЕНИЕ
ОСОБЕННОСТЕЙ ОБУЧЕНИЯ И
2.1 Выявление организации
процесса обучения и
Экспериментальное исследование проводилось в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида с.Амурзет.
Данное образовательное
Школа реализует следующие
- основные: начальное образование (коррекция) 1-4кл.,
- основное общее образование (коррекция) 5-9 кл.
- дополнительные: подготовительно-
Контингент обучающихся в специальной школе VIII вида в с. Амурзет в течение трех последних лет в целом остается относительно стабильным с определенной направленностью на снижение числа обучающихся, что обусловлено следующими причинами:
-слабой постановкой
-необъективностью оценивания
умственно отсталых учащихся
в общеобразовательных школах, что
приводит к нарушению прав
на образование лиц с
-нерациональным
В связи с этим, на контроле комитета образования Еврейской автономной области остается ряд вопросов, связанных с адаптивностью системы учебно-воспитательной работы в специальной школе-интернате с. Амурзет и укреплением материальной базы учреждения.
Начиная с 2000 года в плановом порядке осуществляется переход специальной школы с.Амурзет на 9-летнее обучение, что позволяет продлить сроки допрофессиональной подготовки учащихся. Сегодня более 50 % выпускников учреждения продолжают обучение в профессиональных училищах Еврейской автономной области.
На протяжении последних лет проблемной темой развития школы является «Социально-трудовая адаптация детей и подростков с нарушенным интеллектом в новых экономических условиях».
Выбор данного эксперимента продиктован следующими факторами:
- устойчивой безработицей
в новых экономических
- низкой конкурентоспособностью
наших выпускников вследствие
их психофизических
- слабой социально-трудовой
и бытовой адаптацией
- неадекватно завышенной
самооценкой воспитанников и
ограниченными реальными
- высокой социальной
В этой связи приоритетным становится широкий спектр рабочих специальностей и открытие новых производств в школе. Дети по выбору и в зависимости от диагноза определяют трудовой профиль: столярное дело, вязальное и швейное дело, животноводство, штукатурно-малярное дело. Все образовательные программы по перечисленным профилям разработаны нашими педагогами (мастерами производственного обучения, учителями-дефектологами) и нацелены на максимальную социально-трудовую адаптацию аномальных школьников в период рыночных отношений.
Помимо традиционных профилей трудового обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллекта (столярное, слесарное, швейное, обувное дело) активно внедряются программы сельскохозяйственного профиля, штукатурно-малярного дела, востребованные на рынке труда в области.
Частично обновляется учебная база трудовых мастерских школы-интерната для умственно отсталых детей в связи с участием в президентской программе «Дети России».
Решением Законодательного собрания МО «Октябрьский район» решен вопрос о функционировании специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида с. Амурзет в режиме круглогодичного пребывания воспитанников.
Рассматриваются вопросы
по совершенствованию
- устная (разговорная) речь (0-4 класс),
- живой мир (0-5 класс),
- природоведение (6 класс),
- мир истории (6 класс),
- игротерапия (0-4 класс),
- психологический практикум (7-9 класс),
- этика (7-9 класс).
В новом учебном плане заложена большая возможность для реализации социокультурного развития разных групп обучающихся с умственной отсталостью. Направления и этапы обновления содержания коррекционной школы стали для педагогического коллектива школы-интерната с. Амурзет основой для определения главных задач в совершенствовании содержания образования детей с ограниченными возможностями здоровья и интеллекта.
Изучается вопрос возможности открытия подготовительного класса для учащихся с низким уровнем подготовленности к обучению даже в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения.
Главной остается проблема кадрового несоответствия по образовательному уровню педагогов специальной школы, что определенным образом негативно влияет на качество проводимой ими коррекционной работы. (в специальной школе-интернате с. Амурзет - 13,3 % педагогов с высшим дефектологическим образованием).
Процесс обучения в школе-интернате затруднен в связи с проблемами возникающими в процессе деятельности.
Так, в школе нет своего подсобного хозяйства, физкультурного зала.
Таким образом, возникают сложности в проведении трудовой подготовки воспитанников. Учебная мастерская не отвечает современным требованиям организации образовательного процесса, оснащена, в основном, устаревшим оборудованием, что не дает возможности в полной мере дать воспитанникам необходимые профессиональные навыки.
Имеет место крайне недостаточная обеспеченность коррекционной школы учебниками и методическими материалами, мебелью, современным реабилитационным оборудованием.
Отмечается недостаток и отсутствие помещений для организации индивидуальных и групповых коррекционных занятий, спортивной работы в полном объеме.
Образовательная деятельность
школы-интерната определена следующими
исходными психолого-
1. Можно и нужно учить всех детей без исключения.
«Судьбу личности аномального ребенка в конечном счете решает не дефект сам по себе, а его социальные последствия, социально-психологическая реализация» (Л.С. Выготский).
Целью школы в истекшем году являлась реализация работы в плане социально-трудовой адаптации детей и подростков с нарушениями интеллекта в новых экономических условиях на этапе практического внедрения и обобщения полученных результатов.
Цель:
- создание условий для
максимальной социализации и
трудовой адаптации детей и
подростков с нарушениями
Если до недавнего времени, как все специальные (коррекционные) школы VIII вида, данное образовательное учреждение перед собой триединую задачу воспитания, развития, обучения, то сегодня добавилась еще одна чрезвычайно важная задача – задача социализации детей и подростков с множественными особенностями, склонностями, способностями, различной структурой дефекта и поведенческих реакций, задача выживания этих детей в кризисный период новых экономических отношений.
Организация процесса обучения построена на следующем.
Определить динамику развития каждого ребенка и подростка при переходе во 2-е классы, 5-е классы, 9-е кл.
Продолжить изучение психических особенностей выпускников школы-интерната для оказания им помощи в профессиональном самоопределении.
Ввести систему
Открыть диагностический класс с пропедевтической целью и целью отграничения диагноза степени умственной отсталости детей младшего школьного возраста.
Организовать работу класса для детей-инвалидов, имеющих тяжелую степень умственной отсталости, обеспечить его нормативно-правовой и методической базой.
Расширить перечень социально-образовательных технологий социализации детей и подростков в период рыночных отношений.
2.2 Пути и средства повышения эффективности организации процесса обучения и воспитания
Предлагается организовать учебный процесс так , чтобы:
- Учащиеся, получающие образование в режиме воспитательного процесса, стали подлинными субъектами обучения, чувствовали, что учатся для себя, своего развития и совершенствования;
- отчитывались не перед учителем и он не выступал в роли Верховного судьи, а обучал "проведению взаимо- и самоконтроля, взаимо и самооценке учебной работы, создал в классе обстановку "взаимной и справедливой требовательности, взаимного уважения и радости за успехи одних и товарищеской поддержки других";
-индивидуально и коллективно (по бригадам) самостоятельно прорабатывали материал по учебникам или пособиям;
-производили контроль, оценку
и учет усвоения элементов
учебного минимума бригадирами,
-наряду с учителями
осуществляли функции
В этом заметен отход от жестко заданных способов отношений между учителем и учениками в школе, возвращение к идее их сотрудничества в процессе обучения.
В свете задач обновления и гуманизации школы с доверием воспринимается опыт зарубежных, в частности, американских исследований (Дж. Маккроски, В. Ричмонд, Т. Плэкс, П. Кирней и др.).
Современное педагогическое мышление учитывает, что наиболее негативное влияние на общение педагогов с учащимися и на результат обучения дают следующие образцы поведения и апелляции учителя: угроза наказать ("я поставлю тебе два", "я заставлю тебя делать это дома весь вечер"), ссылка на официальный авторитет учителя ("я здесь решаю, а не ты, ты здесь для того, чтобы работать"), апелляция к долгу ("это твой долг", "ты обязан это сделать"), ссылки на ответственность перед классом ("не подведи свой класс", "от тебя зависит судьба твоего класса"), уравнивание с остальными ("все это делают", "все могут это сделать", "одноклассники, которых ты уважаешь, делают это"). В свете этих данных видна безрезультатность долгое время пропагандировавшихся аналогичных мер советской педагогики, направленных на повышение успеваемости детей.
С изменением отношения к "буржуазному" опыту в нашу педагогику приходит и альтернативное "социалистическому гуманизму" понимание гуманизации обучения (К. Роджерс).
Оно характеризуется следующими положениями.
1.Принудительному,
2. Гуманизированное обучение обеспечивается не совершенствованием навыков, умений и способностей учителя, внедрением новых экспериментальных программ и ТСО, а перестройкой его личностных установок, переносом акцента с преподавания как трансляции информации на стимулирование, облегчение, помощь в учении.
3. Не стремиться к достижению своих собственных целей, а уделять больше внимания тому, что происходит "во внутреннем феноменологическом мире собственного "Я" и "Я" своих партнеров". Осознанно отказаться от целенаправленных психологических, педагогических воздействий, манипулирующих детьми, затрудняющих их самодетерминацию и самоактуализацию, а создать условия для свободного развития детей в соответствии с их собственными целями и стремлениями.
4. Понимать гуманизацию прежде всего как гуманизацию и гармонизацию отношений человека со своим внутренним аутентичным "Я". Чтобы стать условием гуманизации мира и других людей, необходимо научиться безоценочно принимать, активно и эмпатически выслушивать и конгруэнтно выражать свое подлинное "Я". Насколько это возможно в дидактике - трудно сказать. Но в таком представлении гуманизированной педагогики слышится тема реформ рубежа ХIХ-ХХ вв., когда внутренний мир человека, как "остров внутри себя" становился предметом внимания и заботы педагогов и психологов.