Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:32, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время педагогический эксперимент - это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез. Знание особенностей организации и методики проведения педагогического эксперимента как метода научного исследования позволяет улучшить подготовку специалистов в системе физического воспитания. Рассмотрение данного этапа в теории и методики физической культуры имеет большое значение на современном этапе развития системы физического воспитания и подготовки кадров.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Общая характеристика педагогического эксперимента в методологии научного исследования…………………………………….
1.1. Место и роль педагогического экспе¬римента в научном познании………………………………………………………………………
1.2. Педагогический эксперимент. Объект и задачи исследования в педагогическом эксперименте………………………………………………
1.3. Факторы, оказывающие влияние на эффективность учебно-воспитательного процесса в педагогическом эксперименте……………...
1.4. Виды педагогического эксперимента в теории и практике исследовательской работы…………………………………………………..
Глава 2. Эксперимент как основа научного исследования в области физической культуры и спорта…………………………………………...
2.1. Особенности организации педагогического эксперимента как метода научного исследования в физическом воспитании……………….
2.2. Методика проведения педагогического эксперимента в условиях комплексного исследования……………………………………...
Заключение ………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников………………………………………. 33
Научный эксперимент имеет свои особенности, он требует:
- максимального знания всех условий данной педагогической ситуации и способов ее контролирования;
- исключения или нейтрализации всех побочных, незапланированных последствий; - активного вмешательства при отклонении от запланированного хода эксперимента.
Основная
функция педагогического
Чтобы обнаружить правильность предпосылок о причине зависимости между двумя факторами, проводится наблюдение в двух ситуациях, которые отличаются хотя бы одним (иногда специально введенным, иногда исключительным) обстоятельством, в то время как другие обстоятельства одинаковы. Для этого необходимы средства наиболее строгого контроля за ними. Если мы с достоверностью убедились, что устранение или введение нового обстоятельства не приводят к изменениям прежних факторов, исчезновению или появлению нового фактора, то между ними нет причинной зависимости. В противном случае подтверждается, что один фактор находится с другим в причинной зависимости или они взаимно влияют друг на друга. Так проверяется правильность гипотезы о причинной зависимости.
Видами педагогического эксперимента являются: естественный, лабораторный, констатирующий и др., которые, в свою очередь, имеют много подвидов [5].
Отличительной особенностью педагогического эксперимента, в том числе наиболее распространенного — естественного, является то, что в нем мы имеем дело с многомерными величинами. Отсюда вытекает сложность измерений на входе и выходе исследования. Эта сложность усугубляется необходимостью количественного измерения информации в педагогической системе деятельности учащихся и педагогов [18].
Вследствие этого результаты педагогического эксперимента в полной мере могут быть оценены лишь с помощью многомерного статического анализа. Его применение к измерению педагогических явлений имеет свою специфику, которая может быть предметом особого исследования.
Сложные исследования, как правило, требуют тщательно продуманных приемов постановки эксперимента. В противном случае результаты окажутся искаженными. Эти искажения связаны с тем, что в любом, даже хорошо организованном исследовании, присутствуют некоторые факторы, мешающие получить надежные результаты.
В педагогическом эксперименте такими факторами являются: неоднородность исходных материалов, неконтролируемый временной фактор, события, происходившие до экспериментальной ситуации у каждого учащегося и у группы в целом. В силу этого особое значение приобретает планирование эксперимента. Прежде всего, необходимо установить цель эксперимента.
Правильная
постановка задачи - первый шаг на пути
к ее достижению. Нужно определить
также, какие независимые факторы
могут оказать влияние на зависимые
переменные, которые следует выбрать.
При определении размера
Таким образом, эксперимент предполагает выполнение следующих действий.
1. Выбор и обоснование техники проведения эксперимента:
- постановка задачи;
- выбор зависимой переменной и отклика;
- выбор варьируемых факторов или независимых переменных;
- выбор уровней этих факторов (количественные или качественные, фиксированные или случайные).
2. Планирование:
- необходимое число наблюдений;
- порядок проведения эксперимента;
- используемый метод ранжирования;
- математическая модель эксперимента.
3. Анализ:
- сбор и обработка данных;
- вычисление статических данных для проверки гипотезы и их проверка;
- интерпретация результатов.
Существенным требованием к эксперименту в условиях комплексного исследования является, наряду с другими, обязательное использование показателей, принятых в качестве условных стандартов.
Методика проведения эксперимента включает ряд этапов.
Первый этап реализуется в следующем виде.
1. Определение уровня теоретической оснащенности эксперимента (наличие нормативной, правовой, учебной и методической документации).
2. Изучение условий и состояния учебно-спортивной базы в образовательном учреждении для проведения педагогического эксперимента.
3. Комплектование экспериментальных учебных групп, моделирование учебного процесса по экспериментальным учебным планам и программам, закрепление преподавателей, тренеров для проведения педагогического эксперимента.
4. Подведение итогов подготовительной работы, обеспечение документацией для проведения педагогического эксперимента и проведения инструктажа с участниками эксперимента.
Второй этап - организация и проведение педагогического эксперимента в период теоретического обучения.
1. Ознакомление с контингентом учащихся, учебной документацией, состоянием и возможностями учебно-спортивной базы и организацией учебного процесса.
2. Графический анализ экспериментального учебного плана для установления оптимального соотношения учебного времени на обучение.
3. Организация и проведение систематических проверок. Анализ содержания учебных программ по физическому воспитанию проводится с целью достижения:
- преемственности обучения в общеобразовательной школе и вузах;
- взаимосвязи общего и специального образования;
- взаимосвязи обучения и воспитания (содержание исследовательской работы);
- тренировочной направленности в обучении физическим упражнениям.
4. Организация и проведение систематической проверки содержания и структуры обучения, а также определение рациональных методических приемов в процессе занятий физической культурой.
5. Анализ учебно-программной документации с целью выявления соотношения подготовленности обучаемых требованиям цели и содержания обучения.
Методы экспериментальной работы очень разнообразны. В процессе педагогического эксперимента предполагается:
I. Посещение и фиксация занятий, анализ физического развития учащихся, беседы с преподавателями.
2.Анализ уроков, теории и практического обучения в процессе занятий физической культурой и спортом.
3. Проведение контрольных работ с анализом успеваемости учащихся по результатам измерения.
4. Ведение дневника экспертной работы преподавателя.
5. Анкетирование учащихся, преподавателей.
6. Проведение бесед руководителем эксперимента с преподавателями и учащимися.
7. Составление логических анкет и графиков последовательности обучения.
8. Обсуждение результатов эксперимента на заседаниях учебно-методических комиссий и педагогических советов.
9. Наблюдение за проведением занятий с фиксацией их содержания.
10. Выполнение обучаемыми специальных контрольных заданий.
II. Монографическое наблюдение за внедрением различных передовых приемов обучения в процессе занятий физической культурой.
12. Обобщение результатов эксперимента по структуре учебных планов, программ и обсуждение их на заседаниях учебно-методических комиссий.
Третий этап — организация и проведение экспериментального обучения.
Целью эксперимента является совершенствование системы обучения в процессе физического воспитания. Для этого необходимо:
- выявить возможности самостоятельной деятельности обучаемых; - определить направления совершенствования разработанных заданий;
- определить целесообразность применения таких заданий.
Четвертый этап - завершающий этап педагогического эксперимента.
1. Систематизация и обработка материалов педагогического эксперимента на всех этапах путем анализа и обобщения материалов по содержанию и организационным формам обучения и воспитания.
2. Составление итогового отчета по экспериментальной работе с научно обоснованными рекомендациями по совершенствованию организации учебного процесса по физической культуре и спорту.
3. Разработка окончательного варианта учебной программной документации с внесением в нее поправок и уточнений по результатам педагогического эксперимента.
Основными
формами контроля изучаемых вопросов
в экспериментальных учебных
группах для получения
- проведение контрольных срезов, определяющих фактический уровень физической подготовки обучаемых;
- проведение проверочных работ для определения уровня знаний, умений и навыков, полученных в образовательных учреждениях в процессе обучения по физической культуре и спорту.
По итогам эксперимента для преподавателей составляются анкеты, которые обсуждаются на заседаниях предметных комиссий. Письменные отчеты должны содержать:
- общую характеристику подготовки экспериментальных учебных групп;
- роль общего образования по физическому воспитанию в формировании знаний, умений и навыков учащихся;
- недостатки в программе физического воспитания и пути их устранения;
- связь теоретического и практического обучения;
- основные трудности в организации процесса физического совершенствования и пути их преодоления. Для подведения итогов экспериментальной работы преподаватели, ведущие занятия в экспериментальных группах представляют отчет в сроки, указанные руководителями эксперимента. К отчетам прилагаются материалы, содержащие анализ результатов исследований [5].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Педагогический эксперимент - основа развития теории и методики физического воспитания. Следует различать дидактический и физический педагогический эксперимент. Дидактический педагогический эксперимент направлен на формирование личности человека, в частности, передачу совокупности знаний. Физический педагогический эксперимент связан с решением проблем физического воспитания, т.е. формированием двигательных навыков и развитием физических возможностей (способностей) [3].
Формулировка рабочей гипотезы педагогического эксперимента может выполняться на эмпирическом и теоретическом уровнях познания. Как правило, при проведении педагогического эксперимента трудно учесть влияние всех факторов, поэтому результаты его всегда неоднозначны. Иная ситуация возникает, когда в основу педагогического эксперимента заложено теоретическое исследование [16].
В педагогических исследованиях эксперимент играет особую роль. Эксперимент — это специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности,- это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов [7].
Основная
функция педагогического
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ