Общая характеристика педагогического эксперимента в методологии научного исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:32, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы заключается в том, что в настоящее время педагогический эксперимент - это научно обоснованная и хорошо продуманная система организации педагогического процесса, направленная на открытие нового педагогического знания, проверки и обоснования заранее разработанных научных предположений, гипотез. Знание особенностей организации и методики проведения педагогического эксперимента как метода научного исследования позволяет улучшить подготовку специалистов в системе физического воспитания. Рассмотрение данного этапа в теории и методики физической культуры имеет большое значение на современном этапе развития системы физического воспитания и подготовки кадров.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Общая характеристика педагогического эксперимента в методологии научного исследования…………………………………….
1.1. Место и роль педагогического экспе¬римента в научном познании………………………………………………………………………
1.2. Педагогический эксперимент. Объект и задачи исследования в педагогическом эксперименте………………………………………………
1.3. Факторы, оказывающие влияние на эффективность учебно-воспитательного процесса в педагогическом эксперименте……………...
1.4. Виды педагогического эксперимента в теории и практике исследовательской работы…………………………………………………..
Глава 2. Эксперимент как основа научного исследования в области физической культуры и спорта…………………………………………...
2.1. Особенности организации педагогического эксперимента как метода научного исследования в физическом воспитании……………….
2.2. Методика проведения педагогического эксперимента в условиях комплексного исследования……………………………………...
Заключение ………………………………………………………………….. 32
Список использованных источников………………………………………. 33

Файлы: 1 файл

Курсовая работа - Педагогический эксперимент как метод научного исследования в сфере физической культуры и спорта.docx

— 130.57 Кб (Скачать)

Научный эксперимент имеет свои особенности, он требует:

- максимального знания всех условий данной педагогической ситуации и способов ее контролирования;

- исключения или нейтрализации всех побочных, незапланированных последствий; - активного вмешательства при отклонении от запланированного хода эксперимента.

Основная  функция педагогического эксперимента по физическому воспитанию состоит в проверке гипотез о связях элементов педагогической системы воздействия и его результатов. Речь идет об открытии функциональных и других зависимостей, но особенно - причинных связей.

Чтобы обнаружить правильность предпосылок о причине  зависимости между двумя факторами, проводится наблюдение в двух ситуациях, которые отличаются хотя бы одним (иногда специально введенным, иногда исключительным) обстоятельством, в то время как другие обстоятельства одинаковы. Для этого необходимы средства наиболее строгого контроля за ними. Если мы с достоверностью убедились, что устранение или введение нового обстоятельства не приводят к изменениям прежних факторов, исчезновению или появлению нового фактора, то между ними нет причинной зависимости. В противном случае подтверждается, что один фактор находится с другим в причинной зависимости или они взаимно влияют друг на друга. Так проверяется правильность гипотезы о причинной зависимости.

Видами  педагогического эксперимента являются: естественный, лабораторный, констатирующий и др., которые, в свою очередь, имеют много подвидов [5].

Отличительной особенностью педагогического эксперимента, в том числе наиболее распространенного  — естественного, является то, что  в нем мы имеем дело с многомерными величинами. Отсюда вытекает сложность  измерений на входе и выходе исследования. Эта сложность усугубляется необходимостью количественного измерения информации в педагогической системе деятельности учащихся и педагогов [18].

Вследствие  этого результаты педагогического  эксперимента в полной мере могут  быть оценены лишь с помощью многомерного статического анализа. Его применение к измерению педагогических явлений  имеет свою специфику, которая может быть предметом особого исследования.

Сложные исследования, как правило, требуют  тщательно продуманных приемов  постановки эксперимента. В противном  случае результаты окажутся искаженными. Эти искажения связаны с тем, что в любом, даже хорошо организованном исследовании, присутствуют некоторые факторы, мешающие получить надежные результаты.

В педагогическом эксперименте такими факторами являются: неоднородность исходных материалов, неконтролируемый временной фактор, события, происходившие до экспериментальной ситуации у каждого учащегося и у группы в целом. В силу этого особое значение приобретает планирование эксперимента. Прежде всего, необходимо установить цель эксперимента.

Правильная  постановка задачи - первый шаг на пути к ее достижению. Нужно определить также, какие независимые факторы  могут оказать влияние на зависимые  переменные, которые следует выбрать. При определении размера выборки  в данном эксперименте важно учитывать, насколько большие различия должны быть оценены, сколько вариантов имеется в нем и какой допускается риск. При отсутствии такой информации наилучший выход - брать по возможности самую большую выборку. Исключительно важно, чтобы порядок, в котором будет производиться эксперимент, был ранжирован. Окончательный этап эксперимента - анализ. Он включает процесс сбора данных, их упорядочения, включения некоторых статических данных, необходимых для принятия решения относительно хода эксперимента.

Таким образом, эксперимент предполагает выполнение следующих действий.

1. Выбор и обоснование техники проведения эксперимента:

- постановка задачи;

- выбор зависимой переменной и отклика;

- выбор варьируемых факторов или независимых переменных;

- выбор уровней этих факторов (количественные или качественные, фиксированные или случайные).

2. Планирование:

- необходимое число наблюдений;

- порядок проведения эксперимента;

- используемый метод ранжирования;

- математическая модель эксперимента.

3. Анализ:

- сбор и обработка данных;

- вычисление статических данных для проверки гипотезы и их проверка;

- интерпретация результатов.

Существенным  требованием к эксперименту в  условиях комплексного исследования является, наряду с другими, обязательное использование показателей, принятых в качестве условных стандартов.

Методика  проведения эксперимента включает ряд  этапов.

Первый этап реализуется в следующем виде.

1. Определение уровня теоретической оснащенности эксперимента (наличие нормативной, правовой, учебной и методической документации).

2. Изучение условий и состояния учебно-спортивной базы в образовательном учреждении для проведения педагогического эксперимента.

3. Комплектование экспериментальных учебных групп, моделирование учебного процесса по экспериментальным учебным планам и программам, закрепление преподавателей, тренеров для проведения педагогического эксперимента.

4. Подведение итогов подготовительной работы, обеспечение документацией для проведения педагогического эксперимента и проведения инструктажа с участниками эксперимента.

Второй этап - организация и проведение педагогического эксперимента в период теоретического обучения.

1. Ознакомление с контингентом учащихся, учебной документацией, состоянием и возможностями учебно-спортивной базы и организацией учебного процесса.

2. Графический анализ экспериментального учебного плана для установления оптимального соотношения учебного времени на обучение.

3. Организация и проведение систематических проверок. Анализ содержания учебных программ по физическому воспитанию проводится с целью достижения:

- преемственности обучения в общеобразовательной школе и вузах;

- взаимосвязи общего и специального образования;

- взаимосвязи обучения и воспитания (содержание исследовательской работы);

- тренировочной направленности в обучении физическим упражнениям.

4. Организация и проведение систематической проверки содержания и структуры обучения, а также определение рациональных методических приемов в процессе занятий физической культурой.

5. Анализ учебно-программной документации с целью выявления соотношения подготовленности обучаемых требованиям цели и содержания обучения.

Методы  экспериментальной работы очень  разнообразны. В процессе педагогического эксперимента предполагается:

I. Посещение и фиксация занятий, анализ физического развития учащихся, беседы с преподавателями.

2.Анализ  уроков, теории и практического  обучения в процессе занятий  физической культурой и спортом.

3. Проведение контрольных работ с анализом успеваемости учащихся по результатам измерения.

4. Ведение дневника экспертной работы преподавателя.

5. Анкетирование учащихся, преподавателей.

6. Проведение бесед руководителем эксперимента с преподавателями и учащимися.

7. Составление логических анкет и графиков последовательности обучения.

8. Обсуждение результатов эксперимента на заседаниях учебно-методических комиссий и педагогических советов.

9. Наблюдение за проведением занятий с фиксацией их содержания.

10. Выполнение обучаемыми специальных контрольных заданий.

II. Монографическое наблюдение за внедрением различных передовых приемов обучения в процессе занятий физической культурой.

12. Обобщение  результатов эксперимента по  структуре учебных планов, программ  и обсуждение их на заседаниях  учебно-методических комиссий.

Третий этап — организация и проведение экспериментального обучения.

Целью эксперимента является совершенствование системы  обучения в процессе физического воспитания. Для этого необходимо:

- выявить возможности самостоятельной деятельности обучаемых; - определить направления совершенствования разработанных заданий;

- определить целесообразность применения таких заданий.

Четвертый этап - завершающий этап педагогического эксперимента.

1. Систематизация и обработка материалов педагогического эксперимента на всех этапах путем анализа и обобщения материалов по содержанию и организационным формам обучения и воспитания.

2. Составление итогового отчета по экспериментальной работе с научно обоснованными рекомендациями по совершенствованию организации учебного процесса по физической культуре и спорту.

3. Разработка окончательного варианта учебной программной документации с внесением в нее поправок и уточнений по результатам педагогического эксперимента.

Основными формами контроля изучаемых вопросов в экспериментальных учебных  группах для получения объективных  результатов педагогического эксперимента являются:

- проведение контрольных срезов, определяющих фактический уровень физической подготовки обучаемых;

- проведение проверочных работ для определения уровня знаний, умений и навыков, полученных в образовательных учреждениях в процессе обучения по физической культуре и спорту.

По итогам эксперимента для преподавателей составляются анкеты, которые обсуждаются на заседаниях предметных комиссий. Письменные отчеты должны содержать:

- общую характеристику подготовки экспериментальных учебных групп;

- роль общего образования по физическому воспитанию в формировании знаний, умений и навыков учащихся;

- недостатки в программе физического воспитания и пути их устранения;

- связь теоретического и практического обучения;

- основные трудности в организации процесса физического совершенствования и пути их преодоления. Для подведения итогов экспериментальной работы преподаватели, ведущие занятия в экспериментальных группах представляют отчет в сроки, указанные руководителями эксперимента. К отчетам прилагаются материалы, содержащие анализ результатов исследований [5].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Педагогический  эксперимент - основа развития теории и методики физического воспитания. Следует различать дидактический и физический педагогический эксперимент. Дидактический педагогический эксперимент направлен на формирование личности человека, в частности, передачу совокупности знаний. Физический педагогический эксперимент связан с решением проблем физического воспитания, т.е. формированием двигательных навыков и развитием физических возможностей (способностей) [3].

Формулировка  рабочей гипотезы педагогического  эксперимента может выполняться  на эмпирическом и теоретическом  уровнях познания. Как правило, при  проведении педагогического эксперимента трудно учесть влияние всех факторов, поэтому результаты его всегда неоднозначны. Иная ситуация возникает, когда в  основу педагогического эксперимента заложено теоретическое исследование [16].

В педагогических исследованиях эксперимент играет особую роль. Эксперимент — это специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности,- это исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явлениях, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания; активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение отклика, результатов педагогического воздействия и взаимодействия; неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов [7].

Основная  функция педагогического эксперимента по физическому воспитанию состоит в проверке гипотез о связях элементов педагогической системы воздействия и его результатов. Именно поэтому проведение любого педагогического эксперимента должно отвечать обязательному правилу: его содержание и методы ни в коем случае не должны противоречить общим принципам обучения и воспитания [11].

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. Пособие для студентов и препод. ин-тов физической культуры  / Б.А. Ашмарин. - М.: Физкультура и спорт, 1978. — 224 с.
  2. Бабанский, Ю.К. Введение в научное исследование по педагогике. Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.И. Журавлев и др. М.: Сов. педагогика, 1986.
  3. Баскаков, А.Я. Методология научного исследования: Учеб. пособие. – 2-е изд., испр. / А.Я. Баскаков, Н.В. Туленков. – К.: МАУП, 2004. 216 с., ил.
  4. Батищев, Г.И. Педагогическое экспериментирование /Г.И. Батищев. – М.: Сов. Педагогика, 1990.
  5. Белоус, В.А. Организация научных исследований по физической культуре в вузе: учебно-методическое пособие / В.А. Белоус, В.А. Щеголев, Ю.Н. Щедрин. – СПб: СПбГУИТМО, 2005. – 72 с.
  6. Загвзинский, В.И. Методология и методика дидактического исследования / В.И. Загвязинский. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
  7. Захаров, Е.Н. Энциклопедия физической подготовки (Методические основы развития физических качеств) / Е.Н. Захаров, А.В. Карасев, А.А. Сафонов.  - М.: Лептос, 1994. - 368 с.: ил.
  8. Иванов, В.В. Комплексный контроль в подготовке спортсменов / В.В. Иванов. – М.: ФиС, 1987г. - 256с.
  9. Иванченко, Е.И. Контроль и учет в спортивной подготовке: пособие / Е.И. Иванченко. – Мн.: БГУФК, 2008. – 60 с.
  10. Круцевич, Т.Ю. Теория и методика физического воспитания. Т.1 / Т.Ю. Круцевич. – Киев, 2003. – 423 с.
  11. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры: учебник / А.М. Максименко. — М.: Физическая культура, 2005. – 544 с.
  12. Марищук, В.Л. Методики психо-диагностики в спорте: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов по спец. «Физическая культура» / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плахтиенко, Л.К. Серова. – 2-е изд. доп. и испр. – М.: Просвещение, 1990. – 256 с.: ил.
  13. Матвеев, Л. П. Теория и методика физической культуры. 3-е изд.,  перераб. и доп. / Л.П. Матвеев. — М.: Физкультура и спорт, СпортАкадемПресс, 2008. — 544 с., ил..
  14. Найн, А.Я. Педагогические инновации и научный эксперимент / А.Я. Найн // Педагогика.1996. №5.
  15. Новикова, Т. Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах / Т.Г. Новикова. - М.: «Высшая школа», 2002.
  16. Поташник, М.М. Эксперимент в школе: организация и управление / М.М. Поташкин. – М.: «Высшая школа», 1991.
  17. Пискунов, А.И. Теория и практика педагогического эксперимента / А.И. Пискунов, Г.В. Воробьев. - М.: Физкультура и спорт, 1979.
  18. Сиденко, А.С. Эксперимент в образовании / А.С. Сиденко, Т. Г. Новикова. – М.: «Высшая школа», 2002.

Информация о работе Общая характеристика педагогического эксперимента в методологии научного исследования