Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 09:40, реферат
Предваряя знакомство с каким-либо новым словом, понятием, явлением, необходимо выяснить значение, этимологию этого словообразования. Термин «педагогика» образовался от греческих слов paides – «дитя» и gogos – «вести». Таким образом, дословный перевод paidagogike означает «детовождение». Постепенно слово «педагогика» стало обозначать искусство «вести ребенка по жизни», т. е. воспитывать и обучать, направлять его духовное и физическое развитие. Таким образом, во всех изданиях справочного, научного и учебного характера педагогика рассматривается как наука о воспитании и обучении, но не только. Более подробное определение педагогики нам предстоит вывести чуть позже, а пока интересно проследить историческое развитие и становление педагогики, как на протяжении веков менялось значение и отношение к воспитанию, образованию, какие цели преследуются и средства применяются.
3. Этапы организации исследовательского процесса в педагогике, их содержание
Основными этапами
педагогического исследования являются:
определение проблемы, цели, выбор
темы, объекта и предмета исследования,
определение задач, гипотезы и защищаемых
положений.
Определение проблемы влияет на выбор
объекта изучения, которым может стать
и сам педагогический процесс или какая-либо
сфера педагогической деятельности, непременно
имеющая в себе противоречие.
Предметом исследования является отдельная
сторона объекта. Иначе говоря, предметом
исследования являются стороны объекта,
наиболее важные с практической и теоретической
точки зрения, которые следует исследовать.
Исследовательские задачи всегда нацелены
на изучение гипотезы, которая являет
собой сочетание теоретически обоснованных
положений, правдивость которых необходимо
подтвердить.
Логическое и динамическое развитие педагогического
исследования считает необходимым реализацию
следующих этапов педагогического исследования:
эмпирического, гипотетического, экспериментально-
Эмпирический этап характеризуется следующими
показателями.
1. Получение информации о функциональном
описании объекта изучения.
2. Выявление противоречий между существующей
педагогической практикой и потребностью
узнать суть педагогического явления.
3. Формулирование научной проблемы.
Основным результатом
эмпирического этапа
Гипотетический этап представляет собой
этап разрешения противоречия между положениями
об объекте изучения и задачей изучить
суть данного объекта.
Прогностический этап предполагает наличие
сформированной теоретической направленности
исследования. Прогностический этап дает
возможность разрешить данные установленные
противоречия.
Таким образом, в результате можно определить
теоретическую и практическую значимость
педагогического исследования. Теоретическая
значимость педагогического исследования
состоит в формировании направления педагогической
мысли, получении закономерности, метода,
модели, понятия, принципа педагогических
процессов. Практическим значением педагогического
исследования является формирование и
подготовка практических предложений
и рекомендаций развития педагогического
процесса в частности и педагогической
науки вообще.