Образовательные и воспитательные функции коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 13:42, реферат

Краткое описание

Основные функции коммуникации: 1) информативная — передача истинных или ложных сведений; 2) интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми, например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения, поведение собеседника, используя различные формы воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение; 3) перцептивная функция — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; 4) экспрессивная — возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Оглавление

Введение

1.История возникновения коммуникации
2.Понятие коммуникаций и их цели
3.Коммуникации между людьми и их виды
4.Воспитательные и образовательные функции коммуникации на примере СМИ
5.Заключение
6.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Образовательные и воспитательные функции коммуникации.docx

— 853.50 Кб (Скачать)

    - неформальные коммуникации (напрямик, канал распространения, слухов);

    - вертикальные (межуровневые) коммуникации - сверху вниз и снизу вверх;

    - горизонтальные коммуникации - обмен  информацией между различными отделами для согласования действий;

    - межличностные коммуникации - устное  общение людей в любом из  перечисленных видов коммуникаций. 

    Горизонтальные  потоки сообщений в организации, имеют место чаще, чем вертикальные. Одна из причин состоит в том, что  люди более расположены говорить свободно и открыто с равными себе, чем со старшими.

    Горизонтальный  обмен информацией в этом случае менее подвержен искажениям, поскольку у работников равного уровня взгляды совпадают чаще. Более того, содержание горизонтальных сообщений носит в основном координационный характер, тогда как у вертикальных, идущих  сверху вниз, — приказной. Сообщения, движущиеся снизу вверх, содержат главным образом информацию обратной связи о производственной деятельности.

    Организационные структуры, как правило, препятствуют горизонтальным потокам информация между индивидами различных подразделений. Предполагается, что сообщения движутся по ступеням иерархии до общего начальника, а затем направляются вниз. Естественно, это замедляет скорость горизонтальных сообщений. А. Файоль  защищал идею специально предусмотренных механизмов поперечной коммуникации в организации, заметив, что имеется много видов деятельности, успех которых зависит от их быстрого исполнения, и что необходимо найти способы сочетания должного почтения к иерархическим каналам в удовлетворением потребности в быстрых действиях. Такой особый горизонтальный канал формальной коммуникации называют «мостиком Файоля».

    Кроме этого Файоль и другие теоретики менеджмента в организациях выделяют два различных типа моделей коммуникационных сетей, по которым  идут основные потоки информации. 

4. Воспитательные и образовательные функции коммуникации на примере СМИ

В современной  социокультурной ситуации в России  все большее влияние и распространение приобретает медиакультура, которая в разных видах и формах (через печатные, телевизионные, кинематографические, видео и компьютерные каналы) интенсивно распространяется по всему миру.

В последние  десять лет проблемы «медиа» в центре внимания российской общественности, науки и образования. В нашем языке в качестве синонима слова «медиа» широко используются термины «средства массовой информации» (СМИ) и «средства массовой коммуникации» (СМК), в которых содержится идея связи между разными структурами общества и мира в целом.

Что касается такого понятия, как «медиакультура», то можно согласиться с одним из исследователей данного вопроса А.В.Шариковым, считающим, что медиакультура — это часть общей культуры, связанная с СМК. С одной стороны — в социальном плане (культура общества — медиакультура общества). С другой — в личностном (культура человека — медиакультура человека), когда акцентируется взаимодействие человека с миром медиа, его восприятие и творческое самовыражение через СМК, которые в конечном итоге обеспечивают полноценное включение человека в жизнь общества. 

Одной из важных и актуальных общественных задач является сегодня преодоление  сугубо потребительского отношения  публики к средствам массовой информации, формирующегося в условиях информационного рынка. Восприятие аудиторией информации непосредственно  зависит от способности к активному  творческому освоению содержания СМИ, его логической переработке. Потребление  медийного содержания, лишенное активного интеллектуально-творческого начала, существенно сужает познавательные возможности аудитории, обедняет ее восприятие.

Видео, CD-ROM, DVD, Интернет предоставляют человеку возможность индивидуального общения с экраном. Он может выбрать интересующую его кассету (диск, сайт), и, к примеру, в любой момент остановить изображение, вернуть экранное действие назад (чтобы, например, лучше разобраться в сложном эпизоде, тексте и т.п.), получить дополнительную информацию в интерактивном режиме, просмотреть один и тот же аудиовизуальный материал на разных языках и пр. Иными словами, не только использовать все те преимущества, которые имеет процесс чтения книги, но и (в случае с персональным компьютером) в виртуальном мире реализовать свои творческие идеи.

Сегодня  медиа один из основных факторов социализации молодого поколения. Объект воздействия потока сообщений -  не столько отдельный индивид, сколько сознание и поведение больших групп людей, составляющих аудиторию того или иного конкретного средства массовой коммуникации. 

Средства  массовой коммуникации выполняют следующие  социально-воспитательные функции: информационную, воспитательную, образовательную, социально-управленческую, рекреативную, релаксационную.

Так, образовательная  функция – это сообщение людям  знаний, позволяющих оценивать и  упорядочивать сведения, полученные из других источников, и ориентироваться  в сложном потоке информации. Воспитательная функция заключается в передаче образцов жизни, примеров поведения, в  пропаганде ценностей, отношений к  миру, людям, к самому себе, в приобщении к культуре и искусству, к этическим, правовым, идеологическим и прочим нормам современного общества. Воспитательное и образовательное воздействие  медиа сегодня сопоставимо или превышает влияние традиционной контактной педагогики. К сожалению, в большинстве современных российских высших и средних учебных заведений этот потенциал до сих пор остается нереализованным.

При этом следует учесть основные противоречия современного образовательного процесса в России, между:

-возросшей  интенсивностью информационного  потока (прежде всего аудиовизуального: кино, телевидение, видео, Интернет) и недостаточной технической  оснащенностью многих учебных  заведений для его полноценного  освоения;

-значительной  ролью медиакультуры в формировании сознания и мировоззрения учащихся и ее пунктирным местом в учебных планах средней и высшей школы, в сложившейся структуре традиционного образования;

-предпосылками  к плодотворному осуществлению  медиаобразования (отмена бюрократических запретов относительно поисков новых направлений в педагогических методиках, программах, введение широкого спектра дисциплин по выбору в вузах, гимназиях, колледжах и т.п.; расширение потенциальных возможностей педагогов и учащихся общаться с культурными ценностями с помощью медиа), сложившимися к началу XXI века, и их слабым использованием в массовом обучении.

Итак, в  современном образовательном пространстве как никогда ранее велики роль и значение медиакультуры. Популярность медиатекстов - у молодежи (да и у подавляющего большинства аудитории) определяется многими факторами: использование терапевтической, компенсаторной, рекреативной, эстетической, познавательной, информационной, коммуникативной, нравственной, социальной, катарсической и других функций искусства; опора на зрелищно-развлекательные жанры (как правило, базирующиеся на мифологии), стандартизацию, серийность, сенсационность, систему "эмоциональных перепадов", позволяющую делать разрядку нервному напряжению зрителей; гипнотизм, угадывание желаний публики, интуицию и т.д.

          За последние годы было проведено  немало исследований, затрагивающих  проблему влияния медиа на школьную и студенческую аудиторию ( Зазнобина Л.С., Новикова А., Рыжих Н.П., Фёдоров А.В. и др.). Авторы в целом сходятся во мнении, что наряду с поп-музыкой и спортом общение с произведениями медиакультуры у детей и молодежи находится на одном из первых мест. При этом медиакультура (к примеру, телепередачи и экранные тексты Интернета), органично вобравшая в себя черты литературы, театра, музыки, изобразительного искусства, во многих случаях обладает более широким спектром воздействия.

        Особое место в молодежной  аудитории принадлежит студентам  университетов и педагогических  вузов. От того, насколько развитой  будет индивидуальность учителя,  его сознание, самостоятельное мышление, умение использовать средства  массовой коммуникации в образовательном  процессе, во многом зависит эффективность  обучения в школах, лицеях, гимназиях,  колледжах, техникумах, других средних  учебных заведениях. И здесь роль  и место медиакультуры становятся все более важными и весомыми, как в смысле развития творческих способностей личности, так и формирования восприятия и критического мышления.

Касаясь роли медиакультуры в современном образовании, стоит отметить, что большая часть педагогов использует медиа как элементарное средство наглядной агитации, не зная, например, о "богатейших перцептивных возможностях экранных искусств, способных на интегральном уровне комплексно решать проблему эстетического воспитания и художественного развития".

Словом, необходимость целенаправленного медиаобразования в современном учебном процессе представляется совершенно очевидной.

Методика  медиаобразования школьной (как, впрочем, и студенческой) аудитории, как правило,  базируется на реализации разнообразных творческих заданий. Теоретический анализ их элементов, разработка и применение их в практике обучения позволяют выделить следующие основные функции: обучающие, адаптационные, развивающие и управляющие. При этом под обучающей функцией понимается усвоение знаний о теориях и законах, приемах восприятия и анализа медиатекстов, способность применять эти знания в иных ситуациях, рассуждать логически; адаптационная функция проявляется в первоначальном, понятийном этапе общения с медиакультурой; под развивающей функцией подразумевается развитие мотивационных (компенсаторных, терапевтических, рекреативных и т.д.), волевых и других свойств и качеств личности, опыта творческого контакта с медиа; задача управляющей функции - формирование наилучших условий для анализа медиатекстов.

Таким образом,  развитие молодежной аудитории  по отношению к медиакультуре  можно определить с помощью следующих показателей (критериев):

-«понятийного»  (знания истории и теории медиакультуры, конкретных медиатекстов);

-«сенсорного» (частота общения с медиаинформацией, умение ориентироваться в ее потоке, то есть выбирать любимые жанры, темы и т.д.);

-«мотивационного» (эмоциональные, гносеологические, гедонистические, нравственные, эстетические  мотивы контакта с медиакультурой, описанные в частности у З.Фрейда, К.Хорни, Г.Олпорта, Э.Фромма и др.);

-«оценочного»  или «интерпретационного» (уровень  восприятия, способность к аудиовизуальному  мышлению, анализу и синтезу пространственно-временной  формы повествования медиатекстов, к «отождествлению» с героем и автором, к пониманию и оценке авторской концепции в контексте структуры произведения);

-«креативного» (уровень творческого начала в различных аспектах деятельности на медиаматериале, прежде всего в перцептивной, художественной, исследовательской, практической, игровой др.).

Показатели  развития в области медиакультуры  необходимо учитывать как при анализе существующих моделей медиаобразования, так и в обосновании любых авторских  моделей.

Признавая важную роль средств массовой информации в процессе образования подрастающего  поколения, необходимо системно и грамотно выстроить отношения юных потребителей информации с огромными ресурсами  газет, журналов, кино, сети Интернет. Потреблению  информации надо учить так же терпеливо  и продуманно, как музыке и живописи. Нужна комплексная Программа  медиаобразования, охватывающая разные категории детей, подростков, студенческой молодежи, учитывающая разные условия их обучения и воспитания. В ряде европейских стран есть центры по работе со СМИ при Министерствах национального образования. Эта проблема возведена в ранг государственной образовательной политики. Попытки создания подобных программ предпринимаются и в России.

            Медиаобразование отвечает нуждам современной педагогики в развитии личности, расширяет спектр методов и форм проведения занятий с учащимися. А комплексное изучение прессы, кинематографа, телевидения, видео, Интернета, виртуального мира компьютера (синтезирующих черты практически всех традиционных искусств) помогает исправить существенные недостатки традиционного художественного образования 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Образовательные и воспитательные функции коммуникации