Образовательные и воспитательные функции коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 13:42, реферат

Краткое описание

Основные функции коммуникации: 1) информативная — передача истинных или ложных сведений; 2) интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми, например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения, поведение собеседника, используя различные формы воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение; 3) перцептивная функция — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; 4) экспрессивная — возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

Оглавление

Введение

1.История возникновения коммуникации
2.Понятие коммуникаций и их цели
3.Коммуникации между людьми и их виды
4.Воспитательные и образовательные функции коммуникации на примере СМИ
5.Заключение
6.Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Образовательные и воспитательные функции коммуникации.docx

— 853.50 Кб (Скачать)

Министерство  по образованию Российской Федерации

Казанский Государственный Архитектурно-Строительный Университет 
 
 

Кафедра Профессионального

Обучения  и Педагогики 
 
 

Реферат по дисциплине: «Педагогические коммуникации»

На тему:

«Образовательные и воспитательные функции коммуникации» 
 
 
 

Выполнил:

Студент гр. 54-301

Хворысткин Д.О.

Проверил:

Яруллина Л.Р. 

Казань 2010

    Содержание

    Введение

  1. История возникновения коммуникации
  2. Понятие коммуникаций и их цели
  3. Коммуникации между людьми и их виды
  4. Воспитательные и образовательные функции коммуникации на примере СМИ
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

     Эффективная коммуникация – неотъемлемая часть  современного педагогического процесса.

     Коммуникация  — процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с латыни обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо - иметь обратную связь — информацию о том, как люди вас новел», как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

     Коммуникативная компетентность — способность устанавливать  и поддерживать необходимые контакты е другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета, общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

     Коммуникационный  процесс — это обмен информацией между людьми целью которого является обеспечение понимания передаваемой и получаемой информации.

     Основные  функции коммуникации: 1) информативная — передача истинных или ложных сведений; 2) интерактивная (побудительная) — организация взаимодействия между людьми, например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждения, поведение собеседника, используя различные формы воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение; 3) перцептивная функция — восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; 4) экспрессивная — возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний.

1. История возникновения коммуникации

     Теория  коммуникации прямо связана с  теорией речевых (коммуникативных) актов. Теории коммуникативных актов  предшествовала идея множественности  функций языка и его взаимодействия с жизнью, основанная австрийским  философом и логиком Людвигом Витгенштейном (1899, Вена — 1951, Лондон). Он выдвинул программу построения искусственного языка, прообразом которого является язык математической логики.

     В середине 50-х годов английский философ, представитель лингвистической  философии Джон Остин (1911, Ланкастер — 1960, Оксфорд) заложил основы этой теории. В своей концепции Дж. Остин абсолютизировал точку зрения, согласно которой основная цель философского исследования — прояснение выражений «обыденного» языка. Он выступал против неверного употребления отдельных слов и выражений.

     Под «перформативными» высказываниями он понимал конкретное исполнение определенных намерений, а под «констатирующими»  — высказывания, к которым применимы  понятия истины и ложности.

     В дальнейшем социальные факторы речевой  коммуникации продолжали развивать  отечественные и зарубежные ученые (Дж. Сёрль, М. Бахтин, Н. Арутюнова). Они изучали высказывания, в которых реализуется установка собеседника, что и позволяло выявить социальные факторы речевых коммуникаций.

     Направление, получившее название «критический анализ дискурса», возникло на теоретической основе так называемой критической лингвистики, которая сформировалась в Англии на рубеже 70—80 годов, трактует язык как один из видов «социальной практики» (Р. Фаулер, Г. Кресс, Ю. Хабермас). Дискурс (позднелат. discursus «рассуждение, довод»), определяется как цельный текст, актуализация которого обусловлена множественными факторами, в том числе и социальными. Дискурс является видом речевой коммуникации, ориентированной на обсуждение и обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний ее участников. «Критический анализ дискурса» исходит из того факта, что тексты являются результатом деятельности людей, функционирующих в определенной социальной ситуации. Отношения коммуникатора и реципиента обычно отражают разные модели социальных отношений людей. Коммуникативные средства на любом уровне функционирования также социально обусловлены.

     Рассмотрение  дискурса как логически целостной, опосредованной, социально обусловленной единицы коммуникации дает возможность представителям этого направления «неречевые языки» (например, язык рекламы, мимики и жестов) рассматривать во взаимосвязи с языком человеческого общения как основного способа коммуникации между людьми. Это создает основу для формирования целостной теории социальной коммуникации, включающей рассмотрение как вербальных, так и невербальных коммуникативных средств. Воздействие социокультурных факторов на процесс коммуникации может изучаться с помощью ситуационных моделей. Такой подход используют современные авторы П. Вундерлих, Ю. Караулов, Н. Арутюнова, В. Петров и др.

     Задача  интегрирования имеющихся теоретических  положений и результатов экспериментов  может быть успешно выполнена  только на основе единой теории, в рамках которой получает свое обоснование  взаимодействие трех базовых составляющих социальных коммуникаций: социальной структуры, коммуникативных систем и способов коммуникации. Теория коммуникации призвана дать целостное представление  о закономерностях и существенных связях в различных типах и  видах коммуникации. Методологическое обоснование теории включает в себя раскрытие структуры, принципов построения знания, форм и способов познания, методов и средств деятельности. В эмпирических исследованиях особое место занимает выбор методов анализа фактологического материала. В исследовании проблем коммуникации прежде всего используются социологические и психологические методы и инструментарий, а также разработки других смежных наук. Слабая разработанность всех аспектов теории коммуникации (теоретико-методологических, прагматических, прикладных) не позволила на настоящее время сформировать целостное представление о коммуникации как о структуре, явлении и процессе. 

    2. Понятие коммуникаций и их цели

    Коммуникации - это передача информации от одного человека к другому способ доведения  индивидом до других людей идей, фактов, мыслей, чувств и ценностей. Цель коммуникации - добиться от принимающей  стороны точного понимания отправленного сообщения. Люди осуществляют коммуникацию с помощью слов, действий и образов. 

    Слова могут быть устными или письменными.

    При этом слова мы можем воспринимать как содержащие определенное семантическое  значение или как действие. Например, неважно, что человек собственно сказал, важно то, что этими словами  он хотел нас обидеть. Действие может быть и непосредственным - человек налил нам чай, чтобы продемонстрировать свое участие, или это может быть какой-либо жест. Таким образом, действие может быть выражено и словом, и эмоцией, и даже демонстративным бездействием, когда человек, например, откровенно спит на совещании. Образы могут выражаться картинами, интерьером, одеждой и т.п.

    В коммуникациях всегда участвуют, по крайней мере, два человека - отправитель и получатель.

    Один  человек не может общаться сам  с собой. Только получатель (один или  более) завершает коммуникативный  акт.

    Однако  потребность в получателе не столь  очевидна для менеджеров, которые рассылают служебные записки сотрудникам организации, пребывая в уверенности, что каждый подчиненный обязательно прочитает полученное сообщение. Это далеко не всегда так, передача послания - только начало коммуникативного процесса. Менеджер может разослать сотню сообщений, но коммуникации имеют место только в тех случаях, когда каждое из них будет получено, прочитано и понято. Коммуникации - это то, что осознает получатель сообщения, а не то, что имеет в виду его отправитель. Эффективные коммуникации способствуют повышению показателей деятельности организации и уровня удовлетворенности работников трудом, формированию чувства сопричастности к работе компании.

    Двусторонний  коммуникативный процесс представляет собой способ, посредством которого сообщение отправителя достигает  получателя. Данный процесс вне зависимости от того, разговаривают ли люди, обмениваются ли они жестами или общаются по электронной почте, всегда включает в себя восемь шагов.

    

     Шаг 1 - рождение идеи, которую хотел  бы передать получателю отправитель. Идея может возникнуть после долгих раздумий или мгновенно. Сами понимаете, в таком коммуникативном акте, как эмоция, идея рождается не в результате рационального продумывания, а спонтанно (подсознательно), т.е. как бы без участия самого человека и мгновенно. Тогда как заявление «по личному желанию» может родиться и после серьезных размышлений, и спонтанно. В свою очередь, интерьер организации может быть предметом продуманной политики руководства в отношении воздействия имиджа организации на своих сотрудников и гостей организации, а может быть результатом случайного стечения обстоятельств.

    Шаг 2. На втором шаге идея зашифровывается (преобразуется в удобную для  передачи форму) с помощью подходящих слов, диаграмм, других символов, используемых для передачи информации. Эмоции зашифровывать нет необходимости, они и без того с трудом «расшифровываются». Мы, конечно, в общении достаточно легко фиксируем проявление эмоций, но вот понять их смысл довольно трудно.

    Шаг 3. После того, как определена форма  сообщения, осуществляется его передача, например, в виде служебной записки или телефонного звонка. Эмоции вручаются только «из рук в руки». Интерьер организации, одежда и настроение сотрудников бесперебойно передают нам информацию о состоянии дел в организации.

    Шаг 4. Осуществление передачи позволяет  адресату принять сообщение. На этом этапе инициатива переходит к получателю, который должен настроиться на восприятие сообщения. Конечно, многие руководители «не настроены» воспринимать, во что одеты сотрудники и как выглядят помещения офиса. Но заинтересованным посетителям это о многом расскажет.

    Шаг 5. Декодирование сообщения. Отправитель  стремится к тому, чтобы получатель адекватно воспринял сообщение, точно так, как оно было отправлено.

    Понимание может быть реализовано только в  сознании получателя. Коммуникатор может  заставить другую сторону выслушать его сообщение, но не имеет возможности заставить понять его так, как это хочется отправителю. Понимание полученного сообщения - исключительная прерогатива получателя. Подумайте, чего стоит высокопоставленный руководитель, способный «правильно понять» усилия подчиненного, который приказал выкрасить траву в зеленый цвет перед его визитом.

    Многие  менеджеры, давая подчиненным указания или пояснения, думают, что собеседникам достаточно слов, но коммуникация не может считаться успешно завершенной до тех пор, пока не возникнет понимание.

    Шаг 6. После того, как получатель получил  и расшифровал сообщение, он может принять его или отвергнуть. Начальник может принять выкрашенную траву за «чистую монету», может сделать вид, что «купился» на эту уловку, а может понять это как свидетельство высокой преданности подчиненного и его глубокого уважения к нему.

    Факторы, влияющие на решение принимать или  отвергать сообщение, зависят от восприятия адресатом степени достоверности сообщения, авторитета коммуникатора, а также от предполагаемого использования послания.

    Шаг 7 - использование информации получателем, который может по-разному реагировать  на сообщение (например, тут же забыть о сообщении).

    Шаг 8. Только в том случае, когда получатель отвечает отправителю, межу ними возникает обратная связь, замыкающая коммуникативный контур, поскольку между сторонами происходит обмен информацией.

    Только  обратная связь делает коммуникацию полноценной. 

    3. Коммуникации между людьми и их виды

    Выделяют  следующее виды коммуникаций:

    - формальные (определяются организационной  структурой предприятия, взаимосвязью  уровней управления и функциональных  отделов). Чем больше уровней управления, тем выше вероятность искажения информации, так как каждый уровень управления корректировать и отфильтровывать сообщения;

Информация о работе Образовательные и воспитательные функции коммуникации