Образование в Казахстане
Образование как система – это
уникальный социальный институт призванный
развивать способности личности;
социально значимые идеалы, конструирующие
будущее общество; удовлетворять
потребности людей в образовании
в течение всей жизни (непрерывность
образования), а также удовлетворять
потребность общества в социальной
адаптации молодых людей в
использовании их профессиональных
навыков для развития экономики.
Президент страны Н.А. Назарбаев
к стратегическим направлениям
развития республики в ближайшее
десятилетие относит образование
и науку, от развития которых в
решающей мере зависят темпы экономического,
техникотехнологического прогресса, политическое
развитие, состояние культуры и духовности
в обществе.
За годы реформ предприняты
смелые шаги по внедрению нововведений.
Так, с принятием в июне 1999г.
Закона «Об образовании» действует
новая модель национальной системы
образования, соответствующая Международной
стандартной классификации образования,
рекомендованной ЮНЕСКО. В соответствии
с ней, на основе принципа
непрерывности и преемственности
установлены 4 образовательных уровня:
1. Дошкольное воспитание
и обучение.
2. Среднее образование.
3. Высшее образование.
4. Послевузовское образование.
В этой модели нет таких
уровней, как профессиональнотехническое
и среднеспециальное образование. Повышение
квалификации и переподготовка кадров
в ней также не являются уровнями образования,
а рассматриваются как основные формы
дополнительного профессионального образования.
Система образования ВКО
в последние 10 лет претерпела
значительные изменения. В конце
90х годов имели место сокращение
доли фактического объема финансирования,
закрытие («оптимизация») ряда образовательных
учреждений, кризисные явления в
системе в целом. В настоящее
время система образования области
вступила в период стабилизации,
что характеризуется широким
развитием инновационных процессов
в содержании, организации и управлении
образованием, принесших определенные
позитивные результаты.
Современные тенденции развития
Казахстана вызывают необходимость
разработки и решения проблем
образования на уровне каждого
региона. В области решением
Акима принята программа развития
системы образования ВКО на
период с 2001 – 2005гг., которая
призвана обеспечить организационное
и содержательное единство, преемственность
и взаимосвязь всех звеньев
образования области с учётом
социальной структуры региона,
его традиций, этнических и экономических
особенностей.
Финансирование мероприятий
программы планируется осуществлять
в пределах бюджетных средств
и предоставление платных образовательных
услуг. Минимальная расчетная
потребность на её реализацию
на сегодня составляет 38,8 млрд. тенге.