Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:06, доклад
Основными пунктами, а соответственно и основными направлениями развития высшего образования в Казахстане является обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров - бакалавриат - магистратура - докторантура (PhD), основанной на системе академических кредитов, аттестация ВУЗов, создание национальной системы оценки качества высшего образования, доступность высшего образования любому гражданину Казахстана, снижение коррупции в вузах.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ
ИМ.М.КОЗЫБАЕВА
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА №3
по социологии
«Проблемы высшего образования в Казахстане»
Выполнил: Исенгужин Аскар
Специальность 5B071200–
Машиностроение
Курс 1, группа МС-12
Форма обучения: Очная
Петропавловск 2013
Образование как система – это уникальный социальный институт призванный развивать способности личности; социально значимые идеалы, конструирующие будущее общество; удовлетворять потребности людей в образовании в течение всей жизни (непрерывность образования), а также удовлетворять потребность общества в социальной адаптации молодых людей в использовании их профессиональных навыков для развития экономики. Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Ведь по сути, страны конкурируют не только товарами и услугами - они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования. Задача вхождения Республики Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если у страны будут высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике, если будет создана эффективная система образования, удовлетворяющая потребностям мировой рыночной экономики.
Современная система образования подкреплена такими документами стратегического характера, как закон «Об образовании», Государственная программа «Образование», «Стратегия развития образования до 2010 г.» и «Государственная программа развития образования на 2005-2010 гг.». Основной целью модернизации является обеспечение качественного преобразования системы образования Казахстана в условиях рыночной экономики с учетом глобализации. Говоря о глобализации, подразумевается единый международный стандарт, в данном случае стандарт образования.
Основными пунктами, а соответственно
и основными направлениями
Республика Казахстан на данный момент испытывает трудности с перенасыщением рынка образовательными учреждениями (вузами) предоставляющими высшее образование. На население чуть больше 15 миллионов в Казахстане приходится 181 вуза, из которых только 51 являются государственными. В то время как в лидирующих странах мира в области образования, в Великобритании на число населения 60,4 миллионов приходится 89 вузов, в Финляндии на 5,2 миллиона приходится 20 вузов, в Чехии на 10,2 миллиона приходится 66 вуза и т.д. В среднем, в странах Восточной Азии, Европы, России и Запада на численность населения от 150 тыс. до 700 тыс. человек приходится один вуз. В среднем в мире соотношение этого показателя составляет 320 тыс. человек против 84 тыс. в Казахстане.
К слову сказать, в 181 казахстанских
вузах обучаются свыше 775 тыс. студентов,
в то время как в 100 вузах Канады
обучаются 1,5 миллионов студентов
или в Великобритании в 89 вузах
учатся 640 тыс. студентов. Это наглядный
пример диспропорции в количестве охвата
обучением населении в
Расходы на образование у стран,
ориентированных на лидерство, растут
высокими темпами. Во Всемирной декларации
о высшем образовании для XXI века
подчеркивается, что без адекватного
высшего образования и
Высшее образование
Одной из главных проблем высшего образования является его недоступность, а точнее дороговизна. Согласно статистическим данным из 16 миллионов населения только 15 процентов казахстанцев находятся в возрастной группе, вовлеченной в образовательный процесс. На самом деле реальное число желающих получить высшее образование в стране значительно выше. Например, в сельской местности, аулах много талантливой молодежи, которая в силу финансовых проблем не состоянии получить высшее образование.
Преемственность знаний и свободный
доступ к образованию является условием
развития любой цивилизации. Когда
государство сознательно
Одним из важнейших направлений
развития образования являются вопросы
международного сотрудничества, главной
задачей которого является интеграция
системы образования Казахстана
в мировое образовательное
В области высшего образования
немало проблемных ситуаций, в разрешении
которых опыт зарубежных стран, можно
смело применять на практике и
у нас. Среди них - вездесущая проблема
недофинансирования. Решив ее можно
одним махом разрешить
Недостаток финансирования сказывается
также на материально-технической
оснащенности высших учебных заведений
и, что сегодня наиболее актуально,
на внедрении информационных технологий
в сферу образования. Как известно,
модернизация в современном мире
в большей степени
Сегодня, в период становления информационного общества, когда для успешного функционирования государства необходимо эффективное использование и дальнейшее развитие высоких технологий, нехватка специалистов технического профиля является для Казахстана серьезной проблемой.
Казахстан унаследовал в основном
принципы и методику советского образования
и педагогики. Что касается естественных,
точных и технических наук, то здесь
сохраняется относительно высокий
уровень количественного и
Вместе с обновлением в
В системе высшего
Немало вопросов вызывает и методика
определения рейтинга вузов Казахстана.
В основном она базируется на количественных
показателях. В методике определение
рейтинга вузов не рассмотрено как
базовая категория качество преподаваемых
программ и знания студентов. Содержание
рейтинга не интерпретировано отчетливо.
В методике определение рейтинга
вузов используется ограниченный набор
показателей и численность
Как сказал глава государства Н.А.
В подготовке кадров с высшим образованием происходит «вымывание затратных специальностей», в частности, естественно-научного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества. Абсолютная часть специалистов заканчивает образование после первой ступени высшего многоуровневого образования, что существенно снижает общий уровень высшего образования в республике.
В системе профессионального
Министерству образования и науки необходимо признать, что нынешняя система высшего образования в Казахстане является неэффективной и дискриминационной. Она сформировала неравные условия для различных социальных слоев, снизила образовательный уровень населения и стала причиной беспрецедентной коррупции.
Государству в ближайшее время надо провести аттестацию вузов, посредством которого должны остаться на рынке образовательных услуг лишь конкурентоспособные. Ранее принятые Министерство образования и науки Республики Казахстан меры по сокращению количество вузов в Республике Казахстан на данный момент не дают никаких положительных результатов. До сих пор численность вузов не уменьшилась.
Для того, чтобы поднять высшее
образование в Казахстане на новый
международный уровень, необходимы
постоянные и стабильные инвестиции
в сферу образования и науки,
которые помогут максимально
увеличить возможности по подготовке
конкурентоспособных
Только путем увеличения заработной платы преподавателей и принятием жестких административных мер, коррупция в вузах может быть снижена. Должны быть приняты все необходимые меры по модернизации системы высшего образования в стране, в особенности стоит уделить внимание политике повышения качества образовательных услуг и их доступности всем слоям населения.
Информация о работе Проблемы высшего образования в Казахстане