Проблемы высшего образования в Казахстане

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 20:06, доклад

Краткое описание

Основными пунктами, а соответственно и основными направлениями развития высшего образования в Казахстане является обеспечение трехуровневой системы подготовки профессиональных кадров - бакалавриат - магистратура - докторантура (PhD), основанной на системе академических кредитов, аттестация ВУЗов, создание национальной системы оценки качества высшего образования, доступность высшего образования любому гражданину Казахстана, снижение коррупции в вузах.

Файлы: 1 файл

срс 3.docx

— 20.94 Кб (Скачать)

           МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

СЕВЕРО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ИМ.М.КОЗЫБАЕВА

 

 

 

 

 

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА №3

по социологии

«Проблемы высшего образования в Казахстане»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: Исенгужин Аскар

Специальность 5B071200–

Машиностроение

Курс 1, группа МС-12

Форма обучения: Очная

                                                                                     Руководитель: Чухно А. В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Петропавловск  2013

Образование как система – это уникальный социальный институт призванный развивать способности личности;  социально значимые идеалы, конструирующие будущее общество; удовлетворять потребности людей в образовании в течение всей жизни (непрерывность образования), а также удовлетворять потребность общества в социальной адаптации молодых людей в использовании их профессиональных навыков для развития экономики. Образование является основным приоритетным направлением и основным индикатором развития во всех цивилизованных странах мира. Ведь по сути, страны конкурируют не только товарами и услугами - они конкурируют системами общественных ценностей и системой образования. Задача вхождения Республики Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена в том случае, если у страны будут высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике, если будет создана эффективная система образования, удовлетворяющая потребностям мировой рыночной экономики.

Современная система образования  подкреплена такими документами  стратегического характера, как  закон «Об образовании», Государственная  программа «Образование», «Стратегия развития образования до 2010 г.» и  «Государственная программа развития образования на 2005-2010 гг.». Основной целью модернизации является обеспечение  качественного преобразования системы  образования Казахстана в условиях рыночной экономики с учетом глобализации. Говоря о глобализации, подразумевается  единый международный стандарт, в  данном случае стандарт образования.

Основными пунктами, а соответственно и основными направлениями развития высшего образования в Казахстане является обеспечение трехуровневой  системы подготовки профессиональных кадров - бакалавриат - магистратура - докторантура (PhD), основанной на системе академических кредитов, аттестация ВУЗов, создание национальной системы оценки качества высшего образования, доступность высшего образования любому гражданину Казахстана, снижение коррупции в вузах.

Республика Казахстан на данный момент испытывает трудности с перенасыщением рынка образовательными учреждениями (вузами) предоставляющими высшее образование. На население чуть больше 15 миллионов  в Казахстане приходится 181 вуза, из которых только 51 являются государственными. В то время как в лидирующих странах мира в области образования, в Великобритании на число населения 60,4 миллионов приходится 89 вузов, в  Финляндии на 5,2 миллиона приходится 20 вузов, в Чехии на 10,2 миллиона приходится 66 вуза и т.д. В среднем, в странах  Восточной Азии, Европы, России и  Запада на численность населения  от 150 тыс. до 700 тыс. человек приходится один вуз. В среднем в мире соотношение  этого показателя составляет 320 тыс. человек против 84 тыс. в Казахстане.

К слову сказать, в 181 казахстанских  вузах обучаются свыше 775 тыс. студентов, в то время как в 100 вузах Канады обучаются 1,5 миллионов студентов  или в Великобритании в 89 вузах  учатся 640 тыс. студентов. Это наглядный  пример диспропорции в количестве охвата обучением населении в республике. Другой острой проблемой казахстанского высшего образования является дорогая  стоимость образования, которая  порой выходит за рамки возможности  оплаты для гражданина со средними доходами. Расходы же на образование  со стороны Правительство Казахстана в основном ограничиваются в пределах государственных вузов. Тогда как  общие расходы на образование  со стороны государства в 2007 году составили примерно 3,8 млн. долларов, то в западных странах эти цифры  намного выше, в Швеции - 18,5 млн. долларов, в России - 45 млн. долларов, в США - 267 млн. долларов, в Австрии - свыше 15 млн. долларов США. В мировом рейтинге систем высшего образования Канада занимает второе место после США. Это неудивительно: Канада расходует  на развитие системы образования  больше средств, чем многие другие развитые страны (7,1% от ВВП против среднего показателя в 6,1%).

Расходы на образование у стран, ориентированных на лидерство, растут высокими темпами. Во Всемирной декларации о высшем образовании для XXI века подчеркивается, что без адекватного  высшего образования и современных  научно-исследовательских учреждений, создающих критическую массу  квалифицированных и образованных людей, ни одна страна не в состоянии  обеспечить реального устойчивого  развития.

Высшее образование приобретает  массовый характер. В развитых странах  уровень поступления выпускников  школ в высшие учебные заведения  в среднем составляет 68 процентов, а в Северной Америке -- 84. Стремительно растет число студентов. Если в 1960 году, по данным ЮНЕСКО, их насчитывалось  в мире 13 миллионов, то в 1997-м количество возросло почти в семь раз и  составило 88,2 миллиона. В настоящее  время сто миллионов человек  обучаются в более 14 тысячах вузах. Среди первых ста лучших -- 33 американских университета, 15 -- британских, по семь университетов Австралии и Новой  Зеландии, по пять -- Швейцарии и Франции  и по три -- Гонконга, Японии, Канады и Германии. Лидеры высших учебных  заведений мира -- Гарвард, Кембридж и Оксфорд.

Одной из главных проблем высшего  образования является его недоступность, а точнее дороговизна. Согласно статистическим данным из 16 миллионов населения  только 15 процентов казахстанцев находятся в возрастной группе, вовлеченной в образовательный процесс. На самом деле реальное число желающих получить высшее образование в стране значительно выше. Например, в сельской местности, аулах много талантливой молодежи, которая в силу финансовых проблем не состоянии получить высшее образование.

Преемственность знаний и свободный  доступ к образованию является условием развития любой цивилизации. Когда  государство сознательно превращает образование в сферу извлечения прибыли, это не только пагубно сказывается  на качестве образования, но неотвратимо  ведет к деградации государства.

Одним из важнейших направлений  развития образования являются вопросы  международного сотрудничества, главной  задачей которого является интеграция системы образования Казахстана в мировое образовательное пространство. Международное сотрудничество в  области образования регулируется законодательством РК и осуществляется на основе международных договоров, соглашений и конвенций. Взяв за основу реформирования мировой стандарт образования, необходимо использовать опыт индустриально  развитых стран, давно осознавших роль образования в развитии государства.

В области высшего образования  немало проблемных ситуаций, в разрешении которых опыт зарубежных стран, можно  смело применять на практике и  у нас. Среди них - вездесущая проблема недофинансирования. Решив ее можно  одним махом разрешить несколько, очень важных для развития высшего  образования, проблем. Это вызванная  низкой заработной платой так называемая «утечка мозгов», причем не столько  за границу, сколько в различные  коммерческие структуры. “Кадровый  голод” касается не только профессорско-преподавательского состава, но и потенциальных преподавателей, ученых из числа студентов, предпочитающих зарабатывать деньги, а не развивать  отечественную науку. Для сравнения  в Южной Корее заработная плата  молодого преподавателя составляет 2000-2500 долларов США, что в полтора  раза выше средней по стране.

Недостаток финансирования сказывается  также на материально-технической  оснащенности высших учебных заведений  и, что сегодня наиболее актуально, на внедрении информационных технологий в сферу образования. Как известно, модернизация в современном мире в большей степени подразумевает  собой информатизацию. А введение таких новшеств, как дистанционное  обучение, вообще немыслимо без внедрения  информационных технологий.

Сегодня, в период становления информационного  общества, когда для успешного  функционирования государства необходимо эффективное использование и  дальнейшее развитие высоких технологий, нехватка специалистов технического профиля  является для Казахстана серьезной  проблемой.

Казахстан унаследовал в основном принципы и методику советского образования  и педагогики. Что касается естественных, точных и технических наук, то здесь  сохраняется относительно высокий  уровень количественного и качественного  состояния образования. Изменения  здесь незначительны, за исключением  невостребованности специалистов в области этих наук, что ведет к “утечке мозгов из республики.

Вместе с обновлением в Казахстане также наблюдается резкий спад образовательного уровня населения. Это связано с  двумя факторами. Первое, это маргинализация постсоветского общества, которая не могла не затронуть учебные заведения. В результате этого процесса увеличивается число вузов с низким уровнем основного контингента преподавателей и выпускниками, далеко не все из которых умеют грамотно читать и писать. Второе -- материальное неблагополучие населения, что является основой полуграмотности и нового витка невежества в обществе.

В системе высшего профессионального  образования увеличивается разрыв во взаимодействии вузов с сектором науки, производством и экспериментальными базами, что ведет к снижению качества учебного процесса и практической подготовки будущих специалистов.

Немало вопросов вызывает и методика определения рейтинга вузов Казахстана. В основном она базируется на количественных показателях. В методике определение  рейтинга вузов не рассмотрено как  базовая категория качество преподаваемых  программ и знания студентов. Содержание рейтинга не интерпретировано отчетливо. В методике определение рейтинга вузов используется ограниченный набор  показателей и численность методов  сбора данных. Сравнительный анализ методики определение рейтинга вузов  Казахстана с другими зарубежными  методиками позволяет выявить различия в содержании показателей и критерий. В целом анализ критериев рейтинга позволяет констатировать то, что  данная методика определения рейтинга вуза Казахстана требует существенных доработок и внесения изменений  и дополнений в некоторые индикаторы, а также добавления новых показателей.

Как сказал глава государства Н.А.Назарбаев  на совещании о ходе реализации Госпрограмм  в сфере здравоохранения и  образования, необходимо внедрить в  сфере высшего образования международную  оценку качества отечественного высшего образования. Для этого казахстанским вузам необходимо участвовать в международных рейтингах высшего образования.

В подготовке кадров с высшим образованием происходит «вымывание затратных специальностей», в частности, естественно-научного и технического направлений, без чего невозможно научно-техническое развитие общества. Абсолютная часть специалистов заканчивает образование после первой ступени высшего многоуровневого образования, что существенно снижает общий уровень высшего образования в республике.

В системе профессионального образования  не уделяется необходимое внимание обучению трудовым навыкам и их совершенствованию. Нет достаточных исследований этой проблемы, на основании которых следовало  бы создать условия, обеспечивающие гибкость, обновление и продуктивность образовательного процесса, передачу необходимых умений и навыков, учитывающих  требования изменяющегося рынка  труда.

Министерству образования и  науки необходимо признать, что нынешняя система высшего образования  в Казахстане является неэффективной  и дискриминационной. Она сформировала неравные условия для различных  социальных слоев, снизила образовательный  уровень населения и стала  причиной беспрецедентной коррупции.

Государству в ближайшее время  надо провести аттестацию вузов, посредством  которого должны остаться на рынке  образовательных услуг лишь конкурентоспособные. Ранее принятые Министерство образования  и науки Республики Казахстан  меры по сокращению количество вузов  в Республике Казахстан на данный момент не дают никаких положительных  результатов. До сих пор численность  вузов не уменьшилась.

Для того, чтобы поднять высшее образование в Казахстане на новый  международный уровень, необходимы постоянные и стабильные инвестиции в сферу образования и науки, которые помогут максимально  увеличить возможности по подготовке конкурентоспособных отечественных  кадров. Это касается в первую очередь  оплаты работы профессорско-преподавательского состава.

Только путем увеличения заработной платы преподавателей и принятием  жестких административных мер, коррупция  в вузах может быть снижена. Должны быть приняты все необходимые  меры по модернизации системы высшего  образования в стране, в особенности  стоит уделить внимание политике повышения качества образовательных  услуг и их доступности всем слоям  населения.


Информация о работе Проблемы высшего образования в Казахстане