Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 09:07, контрольная работа

Краткое описание

Интенсивное использование природных ресурсов и загрязнение окружающей среды, широкое внедрение техники, систем механизации и автоматизации во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей. Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни.

Оглавление

Введение 3
1.Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Основы безопасности жизнедеятельности» 5
2.Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска 9
3.Понятие безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения безопасности 14
Заключение 17
Список литературы 19

Файлы: 1 файл

ОБЖ.docx

— 34.22 Кб (Скачать)

 

Частное некоммерческое общеобразовательное  учреждение среднего

профессионального образования

Златоустовский юридический  колледж «Ицыл»

Экономический факультет

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа.

По дисциплине: «ОБЖ»

на тему: «Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья»

 

 

 

 

Выполнил: Аванесова Н.Г.

                                                                 Группа: ЭЗ-201

        Проверил______________

Оценка________________

 

 

Златоуст, 2012

 

Содержание

Введение

3

1.Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения  науки «Основы безопасности жизнедеятельности»

5

2.Опасности и их источники, количественная характеристика опасности, концепция приемлемого риска

9

3.Понятие безопасности, её системы, принципы и методы обеспечения безопасности

14

Заключение

17

Список литературы

19


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Интенсивное использование  природных ресурсов и загрязнение  окружающей среды, широкое внедрение  техники, систем механизации и автоматизации  во все сферы общественно-производственной деятельности, формирование рыночных отношений сопровождаются появлением и широким распространением различных  природных, биологических, техногенных, экологических и других опасностей.

Решение проблемы безопасности жизнедеятельности состоит в  обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей, в защите человека и окружающей его среды  от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных  условий деятельности и отдыха человека создает предпосылки для высокой  работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда  и отдыха способствует сохранению жизни  и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому  объектом изучения безопасности жизнедеятельности  является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе "человек - среда обитания".

Основополагающая формула  безопасности жизнедеятельности - предупреждение и упреждение потенциальной опасности, существующей при взаимодействии человека со средой обитания. Все действия человека и все компоненты среды обитания кроме положительных свойств  и результатов обладают способностью генерировать опасные и вредные  факторы.

В современном мире к опасным  и вредным факторам естественного  происхождения (повышенные и пониженные температуры воздуха, атмосферные  осадки, грозовые разряды и др.) прибавились  многочисленные опасные и вредные  факторы антропогенного происхождения (шумы, вибрация, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.), связанные с производственной, хозяйственной и иной деятельностью человека.

Достигнутый прогресс в сфере  производства в период научно-технической  революции сопровождался и сопровождается в настоящее время ростом числа  и повышением уровня опасных и  вредных факторов производственной среды.

Происходящие негативные изменения среды обитания человека предопределяют необходимость того, что современное общество должно быть в достаточной степени подготовлено к соответствующей обстановке для  успешного решения возникающих  задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения, по ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Определение, цели, задачи, объект и предметы изучения науки «Основы безопасности жизнедеятельности»

 

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания. В процессе жизнедеятельности человек и  среда постоянно находятся во взаимодействии друг с другом, образуя  систему «человек - среда обитания».

Жизнедеятельность - это  повседневная деятельность и отдых, способ существования человека.

Среда обитания - окружающая человека среда, обусловленная в  данный момент совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать  прямое или косвенное, немедленное  или отдаленное воздействие на деятельность человека, его здоровье и потомство.

Основная побудительная  причина его взаимодействия со средой обитания направлена на решение двух основных задач:

- обеспечение своих потребностей  в пище, воде и воздухе;

- создание и использование  защиты от негативных воздействий среды обитания [1, с.17].

В системе «человек - среда  обитания» происходит непрерывный  обмен потоками вещества, энергии  и информации, которые имеют естественную, техногенную, связанную с производством  и использованием техники и технологий, и антропогенную, вызванную деятельностью  человека, природу. Они зависят от масштабов преобразующей деятельности человека и от состояния среды  обитания. Потоки веществ, энергий и  информации определяют характер взаимодействия человека со средой обитания, который  может быть позитивным или негативным.

         Известно, что человек и окружающая его среда гармонично взаимодействуют и развиваются лишь в комфортных условиях, когда потоки вещества, энергии и информации находятся в пределах, благоприятно воспринимаемых человеком и природной средой. Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и окружающую среду.

На всех этапах своего развития человек непрерывно воздействовал  на среду обитания, и в результате на Земле в XX в. возникли зоны повышенного  антропогенного и техногенного влияния  на природную среду, что привело  к частичной и к полной ее региональной деградации. Несомненно, этим изменениям во многом способствовали высокие темпы  роста численности населения  на Земле и его урбанизация, рост потребления энергетических ресурсов, интенсивное развитие промышленного  и сельскохозяйственного производства, массовое использование средств  транспорта и ряд других процессов. Таким образом, в результате активной техногенной деятельности человека создан новый тип среды обитания - техносфера. Создавая техносферу, человек  стремился к повышению комфортности среды обитания, к обеспечению  защиты от естественных негативных воздействий. Однако созданная руками и разумом  человека техносфера во многом не оправдала  надежды людей, так как появившиеся  производственная и городская среды  оказались далеки по уровню безопасности от допустимых требований. Следует  отметить, что именно поэтому в  последнее десятилетие стало  активно развиваться учение о  безопасности жизнедеятельности в  техносфере, основной целью которого является защита человека в техносфере от негативных воздействий антропогенного и естественного происхождения, достижение комфортных условий жизнедеятельности.

Основы безопасности жизнедеятельности – это система знаний, обеспечивающая безопасность обитания человека в производственной и непроизводственной среде и развитие деятельности по обеспечению безопасности в перспективе с учетом антропогенного влияния на среду обитания [5, с.89].

 

Очевидно, как всякая наука, ОБЖ имеет свои цели, задачи, объект и Предметы изучения, средства познания и принципы, используемые для решения практических и теоретических задач.

Цель ОБЖ исходит из определения этой науки и представляет собой достижение безопасности в средах обитания. Безопасность человека определяется отсутствием производственных и непроизводственных аварий, стихийных и других природных бедствий, опасных факторов, вызывающих травмы или резкое ухудшение здоровья, вредных факторов, вызывающих заболевание человека и снижение его работоспособности. Исходя из этого цель безопасность ж следующая:

- достижение безаварийной  ситуации и готовности к стихийным  бедствиям и другим проявлениям  природной среды;

- предупреждение травматизма;

- сохранение здоровья;

- сохранение работоспособности;

- сохранение качества  полезного труда.

Для достижения цели ОБЖ выдвигаются научные и практические задачи. К научным задачам относится получение новых, принципиально нестандартных знаний в виде выявленных законов либо теоретического описания технологического процесса, математического описания явлений и т.п., помогающих решать практические задачи. К практическим задачам относится разработка конкретных практических мероприятий, обеспечивающих обитание человека без травм, аварий при сохранении его здоровья и работоспособности с высоким качеством трудовой деятельности.

Объектом изучения ОБЖ как науки является среда или условия обитания человека. Эту среду по генезису (происхождению) можно классифицировать на производственную и непроизводственную.

Основным элементом производственной среды является труд, который, в свою очередь, состоит из взаимосвязанных  и взаимодействующих элементов, составляющих структуру труда: субъекты труда, «машины» - средства и предметы труда, процессов труда, состоящих из действий как субъектов, так и машин, продуктов труда как полезных, так и побочных в виде образующихся вредных и опасных примесей в воздушной среде и т.п., производственных отношений (организационных, экономических, социально-психологических, правовых по труду, отношений, связанных с культурой труда, профессиональной культурой, эстетической и т.д.).

Природная среда в виде географо-ландшафтных, географических, климатических элементов, стихийных бедствий, в том числе пожаров от молний и других природных источников, природных процессов в виде газовыделений из горных пород и т.п., может проявляться как в непроизводственной сфере, так и производственной, особенно в таких отраслях, как строительство, горная промышленность, геология, геодезия и др. [7, с.10].

Все элементы, составляющие среду обитания человека, в действии становятся факторами, влияющими на ОБЖ. Исходя из этого ОБЖ обязана рассматривать влияние этих факторов на человека как в отдельности, так и в совокупности. Только при таком системном подходе можно в комплексе реализовать конечную цель ОБЖ.

К предметам изучения ОБЖ относятся физиологические и психологические возможности человека с точки зрения ОБЖ, формирование безопасных условий, их оптимизация и т.д.

Исследование предметов  и объекта ОБЖ для реализации конечной ее цели и задач возможно с использованием не только своих знаний, но и знаний, полученных другими науками, такими, как основы управления, индустриально-педагогическая психология, культура производства, инженерная психология, право, техническая эстетика, эргономика, производственная санитария, техника безопасности, техника пожарной безопасности, горноспасательное дело, гражданская оборона, охрана окружающей среды.

 

2. Опасности и  их источники, количественная  характеристика опасности, концепция  приемлемого риска

 

Негативные воздействия  в системе «человек - среда обитания»  принято называть опасностями.

Опасность - основное понятие  ОБЖ, под которым понимается свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

Источником опасности  может быть все живое и неживое, а подвергаться опасности также  может все живое и неживое. При анализе опасностей необходимо исходить из принципа «все воздействует на все». Опасности не обладают избирательным  свойством и при своем возникновении  негативно воздействуют на всю окружающую их материальную среду. Опасности реализуются  в виде потоков энергии, вещества и информации, они существуют в  пространстве и во времени.

Все опасности классифицируют по ряду признаков [2, с.56].

По видам источников возникновения  различают опасности естественные, техногенные и антропогенные.

Естественные опасности  обусловлены стихийными явлениями, климатическими условиями, рельефом местности  и т.п.

Опасности, создаваемые техническими средствами, называют техногенными, а  антропогенные опасности возникают  в результате ошибочных или несанкционированных  действий человека или группы людей.

Таким образом, чем выше преобразующая  деятельность человека, тем выше уровень  и число антропогенных и техногенных  опасностей - вредных и опасных  факторов, отрицательно воздействующих на человека и окружающую его среду.

Вредный фактор - негативное воздействие на человека, которое  приводит к ухудшению самочувствия или заболеванию.

Опасный фактор - негативное воздействие на человека, которое  приводит к травме или летальному исходу.

В настоящее время перечень реально действующих техногенных  и антропогенных негативных факторов значителен и насчитывает более 100 видов. К наиболее распространенным и обладающим достаточно высокими концентрациями или значительными энергетическими  уровнями относятся вредные производственные факторы: запыленность и загазованность воздуха, шум, вибрации, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др. В быту нас также сопровождает большая гамма негативных факторов. Например, загрязненный воздух, недоброкачественная  пища, шум, электромагнитные поля от бытовых  приборов и др.

По видам потоков в  жизненном пространстве опасности  делятся на энергетические, массовые и информационные.

Информация о работе Обеспечение личной безопасности и сохранения здоровья