Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Июня 2013 в 21:42, реферат

Краткое описание

1. Безопасность жизнедеятельности – основа здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни можно определить как деятельность человека в конкретных социально-экономических, политических, экономических и прочих условиях, направленных на сохранение, улучшение, и укрепление здоровья людей. В это понятие входит, с одной стороны, формирование позитивного поведения человека, с другой стороны, преодоление факторов риска здоровью.
2. Формирование и воспитание безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.
3. Факторы среды, отрицательно влияющие на здоровья.

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ОБЖ 1.docx

— 32.78 Кб (Скачать)

1. Безопасность жизнедеятельности  – основа здорового образа  жизни.

Здоровый образ жизни  можно определить как деятельность человека в конкретных  социально-экономических, политических, экономических и прочих условиях, направленных на сохранение, улучшение, и укрепление здоровья людей.  В это понятие входит, с одной стороны, формирование позитивного поведения человека, с другой стороны, преодоление факторов риска здоровью.

Во все времена человека сопровождали опасности, он был вынужден бороться за свое существование с  опасными факторами окружающей среды, природными катаклизмами, болезнями, эпидемиями и т.д.

Безопасность – необходимое  условие дальнейшего развития цивилизации. В XXI веке мир не стал безопаснее. Сохраняются  традиционные угрозы и опасности, возникают  новые. Наблюдается усиление социальных противоречий, возрастает уязвимость городских инфраструктур к ударам стихии, энергетическим катастрофам, актам  терроризма. Распространяются новые  инфекционные заболевания.

Постоянно возрастает техническое  обеспечение жизнедеятельности  человека. Жизнь в современном  мире трудно представить без различных  видов транспорта, без многих бытовых  приборов, обеспечивающих его жизненные  потребности. В то же время деятельность человека приводит к возрастанию  проблем в области безопасности жизнедеятельности. С увеличением  количества технических средств, используемых в повседневной жизни, возрастает вероятность  возникновения опасных ситуаций из-за нарушения правил эксплуатации и различных неисправностей в  их работе. Все это увеличивает  фактор риска для жизни и здоровья человека.

В настоящее время очевидным  становится факт, что решение проблем  снижения рисков различных кризисных  явлений не должно ограничиваться нормативными правовыми, организационно-техническими и инженерными мероприятиями. Эффективное  управление безопасностью человека, общества, государства необходимо осуществлять через социальную сферу, через согласованное  поведение людей и четко регламентированные социальные нормы поведения (законы, правила, традиции, науку, политику).

Анализ причин трагических  последствий различных опасных  и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий  фактор». Трагедия происходит чаще всего  из-за незнания и несоблюдения норм и правил безопасного поведения, из-за пренебрежения правилами личной гигиены и нормами здорового  образа жизни, из-за низкого уровня общей культуры и элементарной безграмотности в области безопасности. Кроме  того, отмечено, что большинство  техногенных катастроф – рукотворные, а среди основных причин – разгильдяйство, беспечность и равнодушие.

Учет человеческого фактора  в процессе обеспечения безопасности жизнедеятельности не может сводиться  только к формированию у людей  простой совокупности знаний и умений.

Важным является то, чтобы  обеспечение безопасности жизнедеятельности  являлось приоритетной целью и внутренней потребностью человека, общества, цивилизации. Это может достигаться путем  развития нового мировоззрения, системы  идеалов и ценностей, норм и традиций безопасного поведения, т.е. формирования целой культуры безопасности жизнедеятельности.

Обеспечение безопасности каждого  человека в процессе его жизнедеятельности  и повышение его уровня общей  культуры в области безопасности являются одной из основных составляющих в индивидуальной системе здорового  образа жизни. Можно утверждать, что  здоровый образ жизни — это  цельная, логически взаимосвязанная  система поведения человека в  процессе его жизнедеятельности, которая  способствует обеспечению его личной безопасности и благополучию в жизни.

Становится ясно, что высокие  духовные и физические качества человека теряют свою значимость, если он не подготовлен  к безопасной жизнедеятельности  в реальной окружающей среде, не способен оценить уровень опасности для  жизни и здоровья в конкретной опасной или чрезвычайной ситуации, найти наиболее оптимальный выход  из создавшейся ситуации, позволяющий  ему снизить фактор риска для  жизни и здоровья.

Соблюдение норм здорового  образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких  качеств, как ответственное отношение  к сохранению окружающей природной  среды, к личному здоровью, которое  представляет как индивидуальную, так  и общественную ценность.

Наше общество начинает осознавать, что полностью безопасной жизнедеятельность  не бывает, а развитие человечества и технический прогресс требуют  повышенной ответственности каждого  человека за свои поступки и дела.

Что следует понимать под  общей культурой в области  безопасности жизнедеятельности? Это:

- осознанное поведение  в процессе повседневной жизнедеятельности  и в условиях различных опасных  и чрезвычайных ситуаций;

- способность уметь с  определенной степенью вероятности  предвидеть возникновение опасной  или чрезвычайной ситуации по  внешним признакам развития событий,  по анализу различной информации  и по собственному опыту;

- способность правильно  оценивать ход событий и, если  есть возможность, избегать опасных  ситуаций;

- способность ответственно  относиться к своему поведению  и не совершать умышленно поступки, которые могут способствовать  возникновению опасной или чрезвычайной  ситуации;

- знания и умение адекватно  вести себя в различных опасных  и чрезвычайных ситуациях, чтобы  снизить фактор риска для жизни  и здоровья.

-жизнедеятельность, направленная  на сохранение и укрепление  здоровья.

Приобретенные знания, умения и навыки в области безопасности становятся насущной потребностью в  жизни каждого человека, общества и государства, потому что они  в конечном итоге формируют национальную безопасность России в современном  мире.

Существенным фактором является подготовленность человека, уровень  знаний, умений и навыков. Глубина  и прочность усвоения способов и  средств защиты от опасных и чрезвычайных ситуаций, развития умений и навыков  безопасного поведения в различных  условиях является основой снижения рисков жизнедеятельности людей.

Немалую роль в этом процессе играют индивидуально-психологические  особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или  иной продуктивной деятельности. Это  темперамент, характер (черты характера), воля, эмоциональная сфера, способности  человека и др. Часть из них генетически  предопределены и слабо изменяются под влиянием социальной среды, например темперамент, тип высшей нервной  деятельности, характеристики процессов  восприятия, запоминания и т.п. Другие формируются социальной средой и  зависят от степени достигнутого обществом, человеческой цивилизацией исторического развития, индивидуального  и коллективного социального  опыта. Это черты характера, воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая  устойчивость, физическое состояние  человека, социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения.

2. Формирование и воспитание  безопасности жизнедеятельности  и здорового образа жизни.

2.1.Роль семьи в формирование  и воспитание безопасности жизнедеятельности  и здорового образа жизни.

Вопросы воспитания детей  в семье сложны и многообразны. Здесь недопустимы стандарт, универсальные  рецепты, шаблон. От родителей требуются  большие познания, вдумчивость, умения применять индивидуальный подход к  ребенку.

Приобретать свой индивидуальный жизненный опыт ребенок начинает с первых дней самостоятельной жизни  под влиянием окружающей среды. С  момента его рождения и до последних  дней его жизни будут появляться се новые и новые условные рефлексы, в формировании которых решающее значение имеет социальная среда. Именно поэтому, воспитываясь, обучаясь, работая, отдыхая в разных социальных условиях, мы с каждым днем своей жизни начинаем отличаться друг от друга не только морфологически (рост, вес, цвет кожи, глаз и волос и т.д.), но и функционально – каждый из нас владеет своей уникальной и индивидуальной памятью – набором знаний, умений и навыков. В основе их лежат приобретенные в процессе жизни условные рефлексы – от простых до сложных динамических стереотипов или знаний и навыков профессиональных, спортивных, бытовых и т.д. И все же главное – ребенок должен овладеть знаниями и навыками здорового образа жизни, чтобы самому расти здоровым, и передать хорошую наследственность новому поколению. При этом родителям следует помнить, что привычка – это и есть первый уровень понимания и осознания необходимости того или иного поведения.

На здоровье ребенка оказывают  влияние как наследственность, так и окружающая среда, в которой он растет и развивается. Детский организм пластичен, изменчив, податлив. В определенных условиях неблагоприятные врожденные особенности могут остаться непроявившимися, а могут стать источником серьезных заболеваний. Точно так же благоприятные задатки либо развиваются и совершенствуются, либо угасают. Воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность и выносливость растущего организма.

Здоровье – важнейшая  предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной  воли, дарований и природных способностей. Здорового ребенка легче воспитывать. У него быстрее устанавливаются  все необходимые умения и навыки, он лучше приспосабливается к  смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования.

Нельзя изолировать ребенка  от окружающего мира, только при  взаимодействии с ним он приобретает  свой индивидуальный жизненный опыт, без которого его самостоятельная  жизнь невозможна.

Нужно помнить, что в основе воспитания лежит выработка у  ребенка условных рефлексов, из которых  складываются его привычки, поступки и характер. Вначале необходимо добиться, чтобы ребенок выполнил ваше требование или просьбу, и только вслед за этим должно следовать подкрепление, направленное на запоминание правильного  поведения. В этом случае, если ребенок  совершает действия, на которые вы закладываете запрет, ваше подкрепление должно быть отрицательным, направленным на торможение (запрет) совершенного им действия, поступка и т.д. Поэтому  хвалить и поощрять чем-либо, а  также ругать, наказывать и лишать что-либо следует не до, а сразу  же после совершения ребенком какого-либо поступка или действия.

Выросшие в окружении  взрослых, но имевшие повышенную опеку  дети обычно хорошо умственно развиты, но могут отставать от сверстников  из-за своей нерасторопности, неорганизованности, отсутствия трудовых, а подчас даже самых элементарных навыков: одеться, сложить портфель, обращаться с кисточкой, клеем, ножницами. Вот почему обязательным элементом здорового образа жизней детей является трудовое воспитание, в процессе которого кроме двигательных навыков формируются чувство  взаимопомощи, умение быть внимательным к близким людям, желание приносить  им пользу.

Демократичные родители ценят  в поведении подростка и самостоятельность  и дисциплинированность. Они сами предоставляют ему право быть самостоятельным в определенных областях жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуя выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной забот, не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одно и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний  и конфликтов.

Авторитарные родители требуют  от подростка беспрекословного подчинения и не считают необходимым объяснять  ему причины своих указаний и  запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут  это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, а их отношения с родителями становятся менее близкими. Ситуация осложняется, если высокая требовательность и  контроль сочетаются с эмоционально-холодным, отстраненным отношением к ребенку. В таких случаях неизбежна  полная потеря контакта. Еще более  тяжело складывается судьба детей, имеющих  равнодушных и жестоких родителей. Они редко относятся к людям  с доверие, испытывают трудности  в общении, часто сами жестоки, хотя испытывают потребность в любви.

Родительская любовь –  совершенно необходимое условие  благополучного развития подростка, но и она приносить вред. Например, излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль над всей его жизнью –  приводят к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. К гиперопеке обычно склонны мамы, в одиночку воспитывающие ребенка и видящие в нем единственный смысл своей жизни. Отношения, складывающиеся по принципу <жить за ребенка>, излишняя близость становятся тормозом на пути личностного роста обоих – подростка, и его мамы. Трудности другого рода возникают при высоких ожиданиях родителей, оправдать которые ребенок не в состоянии.

Влияние родителей на формирование личности ребенка в основном приходится на первые годы его жизни. К подростковому  возрасту, как правило, закладывается  стиль взаимоотношений детей  с родителями: покровительственный  или дружественный, основанный на доверии  или постоянном контроле. Стабильность, сплоченность и взаимопонимание  в семье укрепляют психологическую  устойчивость подростка.

2.2. Роль и влияние социальной  среды в формирование и воспитание безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни.

Значительное место в  формировании безопасности поведения  человека принадлежит влиянию социальной среды в процессе воспитания. Именно поэтому первый жизненный опыт ребенок  получает в микросоциальной среде семьи. Семья становится не только образом для всего последующего поведения ребенка и подростка, но и фактором подавления его изначально более ярко проявляющихся индивидуальных биологических потребностей. Известно, что пищевая, двигательная, познавательная и другие потребности могут быть детерминированы членами семьи. Ребенка зачастую кормят тем, что он не хочет или не любит, подавляют его двигательную и познавательную активность, направляют его потребность в сторону более предпочтительных интересов других членов семьи.

Информация о работе Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья