Нравственные аспекты взаимоотношений педагога и родителей учащихся

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:30, реферат

Краткое описание

Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается педагог. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с родителями (опекунами), искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Оглавление

Введение. 3
1. Основы педагогического взаимодействия с родителями (опекунами) учащихся……………………………………………………………6
2. Основные способы общения педагога с родителями (опекунами) учащихся……………………………………………………..9
3. Формы и методы совместной работы педагога с родителями (опекунами) учащихся……………………………………………13
4. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия педагога с родителями (опекунами) учащихся……………24
Заключение. 26
Литература. 28

Файлы: 1 файл

Нравственные аспекты взаимоотношений педагога и родителей учащихся.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Омский государственный  педагогический университет»

Кафедра педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Нравственные  аспекты взаимоотношений педагога и родителей (опекунов) учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение. 3

1. Основы педагогического взаимодействия с родителями (опекунами) учащихся……………………………………………………………6 

2. Основные способы общения педагога с родителями (опекунами) учащихся……………………………………………………..9

3. Формы и методы совместной работы педагога с родителями (опекунами) учащихся……………………………………………13

4. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия педагога с родителями (опекунами) учащихся……………24

Заключение. 26

Литература. 28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Основным структурным  элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координатором  воспитательных воздействий остается педагог. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с родителями (опекунами), искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.

Важной ролью педагога является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Особая роль педагога состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.

Проблема взаимодействия школы и семьи всегда была и остается в центре внимания. Современный педагог, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика. Отношения школы и семьи, учителей и родителей пока еще не всегда являются нормальными. Зачастую они выступают как противники, которые борются за первенство влияния на детей.

1.   Основы педагогического взаимодействия с родителями (опекунами) учащихся.

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями (опекунами) учащегося. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:

- регулирование физического и эмоционального развития;

- влияние на развитие психологического пола;

- влияние на умственное развитие;

- ознакомление ребенка с социальными нормами;

- формирование ценностных ориентаций;

- социальная поддержка.

Выполнению этих функций способствует климат семейных отношений, режим семейной жизни, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи.

Современные семьи развиваются  в условиях качественно новой  и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается  поворот общества к проблемам  и нуждам семьи, разрабатываются  и реализуются комплексные целевые  программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем. Это, прежде всего падение материального уровня большинства семей, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение числа неполных и  имеющих одного ребенка семей.

Следовательно,  в сложных  современных условиях семье требуется  квалифицированная помощь со стороны  школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей (опекунов) можно успешно решать проблему развития личности школьника [11,с.83-84].

Школа и семья –  естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия – значит, во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для педагогов и родителей (опекунов) необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них – условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школы, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся [13, с.393].

Доверие – главная  цель в педагогическом общении с  родителями. Его можно достичь  с помощью определенных методических приемов. Прежде всего, педагог должен «транслировать» родителям (опекунам) положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям (опекунам) эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями (опекунами) и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия,  необходимые для развития ребенка[11, с.84].

 

 

2. Основные способы общения педагога с родителями (опекунами) учащихся.

Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.

Основа взаимодействия педагога и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств[8, с.69].

Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога. По своему статусу педагог в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; помогает родителям (опекунам) в разрешении  противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Педагог должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса [10, с.26].

Выделяют следующие способы взаимодействия родителей (опекунов) и педагогов (Ф. П. Черноусова):

  • организация родительских конференций, собраний, индивидуальных встреч родителей и учителей;
  • организация работы телефонной линии, по которой родители могут связаться с педагогом;
  • использование средств телекоммуникации и регулярной почты;
  • создание родительского клуба или центра в школе;
  • проведение неформальных встреч родителей, детей, и педагогов  (праздники и т.д.)
  • уважительное общение с учетом культурной, религиозной и этнической принадлежности родителей [16, с.81].

Таким образом, можно  сказать, что в основе работы педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Формы и методы совместной работы педагога с родителями (опекунами) учащихся

Формы взаимодействия педагога с родителями (опекунами) учащихся – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145].  

Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с педагогом или педагогическим коллективом. Если форма работы – элемент организации, то метод – это средство воздействия. Между собой они органически связаны, обуславливают друг друга, составляют такое тесное диалектическое единство, что нередко между ними бывает трудно провести линию [6, с.82].

Перечислим наиболее распространённые коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.

Родительское  собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива [8, с.117]. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека [18, с.202-203]. При проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:

1. Родительское собрание  должно просвещать родителей,  а не констатировать ошибки  и неудачи детей в учебе.

2.    Тема собрания  должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно  носить как теоретический, так  и практический характер: разбор  ситуаций, тренинги, дискуссии и  т.д.

4. Собрание не должно  заниматься обсуждением и осуждением  личностей учащихся [16, с.71].

Каждое родительское собрание должно быть тематическим и поучительным. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания учащихся.

Родительский  лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей.  Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

Диспут –  размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.

Встреча с  администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.

Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Вместе они вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Педагог и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. Педагог проводит групповые консультации, лекции, практические занятия для родителей [7, 145-148].

Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей (опекунов) занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей. Проводятся различные конференции, специальные встречи, размышления-консультации для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка.

Коллективные и групповые  формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители (опекуны) усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками педагога [7, 150-156].

Вступая на путь взаимодействия с родителями (опекунами), педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни. Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей [12, с.46].

Положительным результатом  сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей  и общества в целом, улучшение  межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения, ощущение своей значимости в школе.

Информация о работе Нравственные аспекты взаимоотношений педагога и родителей учащихся