Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Марта 2013 в 21:30, реферат
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается педагог. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с родителями (опекунами), искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Введение. 3
1. Основы педагогического взаимодействия с родителями (опекунами) учащихся……………………………………………………………6
2. Основные способы общения педагога с родителями (опекунами) учащихся……………………………………………………..9
3. Формы и методы совместной работы педагога с родителями (опекунами) учащихся……………………………………………13
4. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия педагога с родителями (опекунами) учащихся……………24
Заключение. 26
Литература. 28
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет»
Кафедра педагогики
РЕФЕРАТ
Нравственные
аспекты взаимоотношений
Оглавление
Введение. 3
3. Формы и методы совместной работы педагога с родителями (опекунами) учащихся……………………………………………13
4. Методические рекомендации по организации эффективного взаимодействия педагога с родителями (опекунами) учащихся……………24
Заключение. 26
Литература. 28
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
Организатором деятельности учащихся в классе, координатором воспитательных воздействий остается педагог. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и с родителями (опекунами), искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь.
Важной ролью педагога является воспитание у школьников ответственного отношения к учению и способности учиться самостоятельно. Он располагает немалыми возможностями для развития эстетических интересов и художественного вкуса у учащихся. Особая роль педагога состоит в том, чтобы, повышая педагогическую культуру родителей учащихся, добиваться единства в воспитательной деятельности школы и семьи.
Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями (опекунами) учащегося. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья, выполняя следующие важнейшие функции:
- регулирование физического и эмоционального развития;
- влияние на развитие психологического пола;
- влияние на умственное развитие;
- ознакомление ребенка с социальными нормами;
- формирование ценностных ориентаций;
- социальная поддержка.
Выполнению этих функций способствует климат семейных отношений, режим семейной жизни, содержание деятельности, присущее различным поколениям членов семьи.
Современные семьи развиваются
в условиях качественно новой
и противоречивой общественной ситуации.
С одной стороны, наблюдается
поворот общества к проблемам
и нуждам семьи, разрабатываются
и реализуются комплексные
Следовательно, в сложных современных условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Только в процессе взаимодействия педагогов и родителей (опекунов) можно успешно решать проблему развития личности школьника [11,с.83-84].
Школа и семья – естественные союзники, два основных фактора в воспитании учащихся. Объединить их усилия – значит, во многом решить проблему воспитания подрастающего поколения. Для педагогов и родителей (опекунов) необходимо единство взглядов на воспитание детей, единство воздействия на их формирование. Главное для них – условия для нормального обучения, развития и воспитания. Во-первых, школа и родители заинтересованы в том, чтобы дети были здоровы, жизнедеятельны и активны. Во-вторых, школа и родители заинтересованы в хорошей успеваемости учащихся. Очень важно, чтобы школы, родители и общественность объединили свои усилия по созданию условий для нормального обучения и воспитания учащихся. Здесь необходимо единство взглядов и воздействий на формирование личности учащихся [13, с.393].
Доверие – главная цель в педагогическом общении с родителями. Его можно достичь с помощью определенных методических приемов. Прежде всего, педагог должен «транслировать» родителям (опекунам) положительный образ ребенка. Повседневное общение в семье часто лишает возможности замечать какие-то стороны личности или не дает им проявиться. Педагог видит ребенка в разнообразных ситуациях учебной и другой деятельности, в среде сверстников и может предоставить родителям (опекунам) эту информацию. Кроме того, важно, чтобы родители увидели позитивное отношение педагога к их ребенку, и могли быть уверены в том, что педагог действует именно в интересах ребенка. Важен диалог между родителями (опекунами) и педагогом, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка[11, с.84].
Воспитательная работа школы не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье.
Основа взаимодействия педагога и семьи состоит в том, что обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств[8, с.69].
Работа с родителями – неотъемлемая часть системы работы педагога. По своему статусу педагог в школе – основной субъект воспитательной работы с родителями учащихся. Он вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия школы и семьи в воспитании личности школьника; помогает родителям (опекунам) в разрешении противоречий семейного воспитания, в корректировке воспитательных воздействий окружающей социальной среды. Педагог должен выступать в роли советчика, консультанта-специалиста, непосредственного представителя учебно-воспитательного процесса [10, с.26].
Выделяют следующие способы взаимодействия родителей (опекунов) и педагогов (Ф. П. Черноусова):
Таким образом, можно сказать, что в основе работы педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Должно быть доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей. От согласованности действий школы и семьи зависит эффективность процесса воспитания ребенка. Школа обязана помочь родителям, став для них центром психолого-педагогического просвещения и консультирования – организуя при школе родительские университеты, лектории, конференции, семинары, объединения родителей.
Формы взаимодействия педагога с родителями (опекунами) учащихся – это способы организации их совместной деятельности и общения [7, с.145].
Целесообразно сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм взаимодействия. Критерием классификации является количество родителей, включенных во взаимодействие с педагогом или педагогическим коллективом. Если форма работы – элемент организации, то метод – это средство воздействия. Между собой они органически связаны, обуславливают друг друга, составляют такое тесное диалектическое единство, что нередко между ними бывает трудно провести линию [6, с.82].
Перечислим наиболее распространённые коллективные формы взаимодействия педагогов и родителей.
Родительское собрание – основная форма работы родителей, где обсуждаются проблемы жизни классного и родительского коллектива [8, с.117]. Родительское собрание должно созидать духовную поддержку так, чтобы родители поверили в реальность успехов своих детей, носить характер раздумий о воспитательном процессе становления и развития личности человека [18, с.202-203]. При проведении родительского собрания, необходимо соблюдать следующее:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.
4. Собрание не должно
заниматься обсуждением и
Каждое родительское собрание должно быть тематическим и поучительным. Тематика собраний может включать наиболее злободневные вопросы обучения и воспитания учащихся.
Родительский лекторий знакомит родителей с вопросами воспитания, повышает их педагогическую культуру, помогает вырабатывать единые подходы к воспитанию детей. Тематика лекций должна быть разнообразной, интересной и актуальной для родителей.
Диспут – размышление по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Проходит в непринуждённой обстановке и позволяет всем включится в обсуждение проблемы.
Встреча с администрацией, учителями класса должна проводиться ежегодно. Педагоги знакомят родителей со своими требованиями, выслушивают их пожелания.
Особо важной формой является взаимодействие педагогов с родительским комитетом. Вместе они вырабатывают способы реализации тех идей и решений, которые приняты собранием. Педагог и родительский комитет пытаются сформировать советы дел для организации работы с учетом возможностей и интересов родителей. Педагог проводит групповые консультации, лекции, практические занятия для родителей [7, 145-148].
Групповые занятия могут носить исследовательский характер. Также групповые занятия могут быть связанны с обучением родителей (опекунов) занятиям и умениям организации деятельности кружков для детей. Проводятся различные конференции, специальные встречи, размышления-консультации для того, чтобы привлечь родителей к воспитательной работе в классе, повысить роль в воспитании ребенка.
Коллективные и групповые формы взаимодействия пронизывают индивидуальные формы. К ним относят беседы, задушевные разговоры, консультацию-размышление, выполнение индивидуальных поручений, совместный поиск решения проблемы, переписку. Индивидуальная работа с родителями требует от педагога гораздо больше усилий и изобретательности, но и эффективность её значительно выше. Именно в индивидуальном общении родители (опекуны) усваивают требования, предъявляемые школой к учащимся, и становятся союзниками педагога [7, 150-156].
Вступая на путь взаимодействия с родителями (опекунами), педагоги начинают глубже осмысливать свою профессию как сферу предоставления различных образовательных услуг. Если учитель хочет, чтобы родители были довольны школой, в которой учится их ребенок, то он будет учитывать их мнение при построении учебно-воспитательного процесса. Навыки, получаемые в работе с родителями, могут распространяться и на взаимодействие с учащимися, способствуя демократизации и гуманизации школьной жизни. Родители, в свою очередь, нуждаются в такой помощи, которая могла бы обеспечить им грамотное выражение интересов, образовательных потребностей и заказов. Если педагоги смогут найти эффективные формы взаимоотношений на базе образовательной деятельности, то складывающееся образовательное и духовое пространство будет способствовать полноценному развитию детей [12, с.46].
Положительным результатом сотрудничества для педагогов становится повышение уважения со стороны родителей и общества в целом, улучшение межличностных взаимоотношений с ними, повышение авторитета в глазах детей, родителей и школьной администрации. Для родителей результатом взаимодействия становится лучшее знание детей и школьных программ, уверенность в том, что при обучении учитываются их мнения, ощущение своей значимости в школе.
Информация о работе Нравственные аспекты взаимоотношений педагога и родителей учащихся