Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:53, курсовая работа
Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель курсовой работы: определить, каковы особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старших дошкольников. Далее выделен объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и предмет исследования: особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Введение
Глава 1.Сущность нравственного воспитания.
Глава 2. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников
2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников
2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников
Глава 3. Игра как средство нравственного воспитания у детей дошкольного возраста.
3.1 Особенности и виды игры у дошкольников
3.2 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте
3.3 Дошкольный период как воспитание нравственности ребёнка
Заключение
Из исследовательских работ можно выделить те, в которых нравственное воспитание рассматривается как: 1) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества (СП. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова); 2) процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения (Д.И. Водзинский, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева); 3) развитие и формирование нравственных качеств личности (М.В. Вениаминов, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова).
На
основе представленных интерпретаций
термина «нравственное
Результатом и показателем
Необходимо отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, СВ. Петерина, Т.О. Понома-ренко, СЕ. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер, Е.К. Ягловская и др.).
Старшие
дошкольники начинают понимать нравственную
ценность норм и правил поведения
для них самих и окружающих,
у детей формируются чёткие представления
о содержании каждой этической категории,
эмоционально-положительное
Дети в возрасте 5-7 лет усваивают
правила, условно объединённые
в несколько групп: культурно-
Анализ научной и методической литературы, материалов СМИ, педагогической практики позволили условно выделить и описать возрастную периодизацию начал нравственного сознания дошкольников, которая отражает характеристики генетически первичных этапов развития индивидуального нравственного сознания:
Детское сознание определяется как «сознание», как совокупность знания с другими важными составляющими, а именно: с комплексом чувств и эмоций, переживаний, душевных порывов и намерений, отраженных в мысленных действиях. То есть, это – «Я» вместе со своим знанием, с отраженным и переработанным набором значений. Диалектическое взаимодействие значений, смыслов, нравственной активности, нравственной устойчивости и т. д. обеспечивает целостность личности ребенка, динамизируя ее внутреннюю структуру и внешние проявления.
Биполярность смыслового поля морали и этики выражена в наиболее общих противоположных, полюсных категориях добра и зла. Совмещение полярно-смыслового поля этического знания и биполярности самого понятия «начала нравственного сознания», заключающего в себе единство внешнего и внутреннего, где в качестве внешнего выступает социальность, нормативность морального, отраженная в общественных значениях, а в качестве внутреннего – система индивидуальных значений и личностный смысл, объективирующиеся в нравственном выборе, позволяет говорить о единстве и противоположности социального и индивидуального, необходимости их гармонизации.
Между
6-7 годами жизни ребенка происходит
не только общее и характерное
для этого периода накопление
информации нравственно-ценного
Процесс развития начал нравственного сознания в дошкольном детстве представляет собой поступательное движение от усвоения общих диффузных представлений и понятий («плохой» - «хороший», «добрый» - «злой», «можно» - «нельзя» и др.) к дифференцировке их составляющих («плохой» - «несправедливый», «нечестный», «себялюбивый», «грубый», «скупой» и др., «добрый» – «справедливый», «честный», «милосердный», «чуткий», «вежливый», «щедрый» и др.) и затем – к обобщенному, но структурированному понятию («плохо» - «хорошо», «должно» - «не должно», «добро» - «зло» и др.), в основе усвоения которого лежит достаточно тонкая для этого возраста дифференцированность.
Эмотивная составляющая начал нравственного сознания детей, представленная его чувственной тканью, развивается от общей чувственно-положительной окрашенности нравственно-направленных действий, поступков, намерений к более или менее полному осознанию нравственных чувств и эмоций как собственных, так и других людей.
В
связи с этим можно говорить о
возможности наличия
Второй этап предполагает развертывание начал нравственного сознания, подразумевающее «восхождение» от представлений к понятию (например, «добрый человек») и от него – к ряду других понятий, раскрывающих и структурирующих первоначальное (например, понятие «добрый человек» структурируется через понятия «добродушие», «доброжелательность», «заботливость» и др.). Последующее «развертывание» начал нравственного сознания связано с освоением детьми наиболее общих понятий морали и этики - «добро», «зло» и др. На этом этапе детей не только побуждают к освоению и проявлению более широкого диапазона высших нравственных чувств и эмоций, но и способствуют их осознанию.
Характеристика
первого этапа состоит в
Заключение.
Таким образом, рассмотрев вопрос нравственного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующие выводы.
Личностно ориентированное
воспитание основывается на известных
принципах гуманистической
- самоценность личности;
- уважение личности ребенка;
- природосообразность воспитания;
- добро и ласка
как основное средство
Иными словами,
личностно ориентированное
- глубокого уважения личности ребенка;
- учета особенностей его индивидуального развития;
- отношения к
нему как сознательному,
Для выяснения
влияния нравственного
В результате мы увидели, что после проведенных занятий по нравственному воспитанию почти половина испытуемых показала высокое осознание нравственных норм и лишь маленький процент испытуемых (7 %) показали низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм. Хотя до проведения специальных занятий по нравственному воспитанию детей у них эти показатели были совсем другими: около 30 % детей показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.
Также нами было
обследована оценка эмоционального
отношения к нравственным нормам
у дошкольников. В результате диагностики
мы увидели, что после занятий
по нравственному воспитанию большинство
протестированных детей (47 %) имеют высокое
эмоциональное отношение к
Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей после специальных занятий по нравственному воспитанию хорошие показатели эмоционального отношения к нравственным нормам. Хотя до специальных занятий по нравственному развитию у данной группы детей показатели были намного ниже, чем после занятий. Так, около 30 % детей имело низкое и очень низкое эмоциональное отношение к нравственным нормам.
Таким образом,
мы видим, что в каждом детском
саду должны проводиться специальные
занятия или мероприятия