Нравственное воспитание дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель курсовой работы: определить, каковы особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старших дошкольников. Далее выделен объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и предмет исследования: особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение

Глава 1.Сущность нравственного воспитания.

Глава 2. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников

2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников

Глава 3. Игра как средство нравственного воспитания у детей дошкольного возраста.

3.1 Особенности и виды игры у дошкольников

3.2 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте

3.3 Дошкольный период как воспитание нравственности ребёнка
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 44.74 Кб (Скачать)

      Из  исследовательских работ можно  выделить те, в которых нравственное воспитание рассматривается как: 1) целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям  человечества (СП. Баранов, Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова); 2) процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек нравственного поведения (Д.И. Водзинский, А.В. Запорожец, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева); 3) развитие и формирование нравственных качеств личности (М.В. Вениаминов, Е.В. Бондаревская, С.А. Козлова, Т.А. Куликова).

      На  основе представленных интерпретаций  термина «нравственное воспитание»  мы определили свой подход к данному  понятию, интегрирующий все вышеозначенные определения. Так, под термином «нравственное  воспитание» нами подразумевается  целенаправленно организованный процесс  интериоризации личностью общечеловеческих ценностей общества, результатом чего является формирование ее положительной нравственной активности. Вышеозначенной интерпретации понятия «нравственное воспитание» мы и будем придерживаться в дальнейшем нашем исследовании.

        Результатом и показателем успешности  процесса нравственного воспитания  личности является ее нравственное  развитие. В нашем понимании оно  представляет собой процесс качественных  интеграционных изменений познавательно-когнитивной,  эмоциональной и практически-деятельностной сфер личности ребенка.

      Необходимо  отметить, что важнейшим первоначальным этапом становления нравственности как характеристики личности человека учёные считают дошкольный возраст. Доказательством этому является достаточно большое количество работ, посвященных нравственному развитию детей (Р.С. Буре, A.M. Виноградова, Г.Н. Година, В.А. Горбачева, Т.С. Комарова, В.К. Котырло, А.Д. Кошелева, А.И. Липкина, СВ. Петерина, Т.О. Понома-ренко, СЕ. Рыжикова, Г.Г. Сергеичева, Е.В. Субботский, Е.О. Счастная, Т.Н. Титаренко, Т.М. Утробина, В.Г Цуканова, О.А. Шаграева, Э.В. Штиммер, Е.К. Ягловская и др.).

      Старшие дошкольники начинают понимать нравственную ценность норм и правил поведения  для них самих и окружающих, у детей формируются чёткие представления  о содержании каждой этической категории, эмоционально-положительное отношение  к общечеловеческим нормам, желание  действовать согласно им, происходит осознание общеобязательности нравственных норм, выполнение которых теряет ситуативный  характер. Кроме того, по мнению Ж. Пиаже, к старшему дошкольному возрасту отношение к правилам становится более гибким, они выступают в  сознании ребёнка как относительные  и изменяемые в зависимости от обстоятельств. Вследствие этого дошкольники  становятся способными к правило  творчеству, то есть самостоятельной  выработке правил на основе взаимного  согласия.

        Дети в возрасте 5-7 лет усваивают  правила, условно объединённые  в несколько групп: культурно-гигиенические  правила, правила поведения на  занятиях, правила, связанные с отношением к своим обязанностям, вещам, правила взаимоотношений с взрослыми и детьми, правила поведения в общественных местах. При этом B.C. Мухина, Г.М. Лямина отмечают определённую последовательность их усвоения: от осознания бытовых правил в младшем дошкольном возрасте к правилам взаимоотношений, которые усваиваются в 5-7 лет

      Анализ  научной и методической литературы, материалов СМИ,  педагогической практики позволили условно выделить и  описать возрастную периодизацию начал  нравственного сознания дошкольников, которая отражает характеристики генетически первичных этапов развития индивидуального нравственного сознания:

  • 3-4 года – нечеткость и «размытость» нравственных представлений, неопределенность нравственных чувств и эмоций, нестабильность отношений, «размытость» моральной мотивации - «диффузное» нравственное сознание;
  • 4-5 лет – недостаточная четкость в дифференцировке нравственных категорий при четком выделении, поляризации и адекватной эмоциональной окрашенности категорий «добро» и «зло»; нестабильность нравственного выбора и отношений - «общая нравственная недифференцированность»;
  • 5-7 лет – способность давать определения нравственным понятиям на основе их структурирования, возможность достаточно тонкой их дифференцировки, способность совершения позитивного нравственного выбора – «структурированная целостность начал нравственного сознания».   

      Детское сознание  определяется как «сознание», как совокупность знания с другими  важными составляющими, а именно: с комплексом чувств и эмоций, переживаний, душевных порывов и намерений, отраженных в мысленных действиях. То есть, это  – «Я» вместе со своим знанием, с отраженным и переработанным набором  значений. Диалектическое взаимодействие значений, смыслов, нравственной активности, нравственной устойчивости и т. д. обеспечивает целостность личности ребенка, динамизируя ее внутреннюю структуру и внешние проявления. 

      Биполярность  смыслового поля морали и этики выражена в наиболее общих противоположных, полюсных категориях добра и зла. Совмещение полярно-смыслового поля этического знания и биполярности самого понятия «начала нравственного сознания», заключающего в себе единство внешнего и внутреннего, где в качестве внешнего выступает социальность, нормативность морального, отраженная в общественных значениях, а в качестве внутреннего – система индивидуальных значений и личностный смысл, объективирующиеся в нравственном выборе, позволяет говорить о единстве и противоположности социального и индивидуального, необходимости их гармонизации.

      Между 6-7 годами жизни ребенка происходит не только общее и характерное  для этого периода накопление информации нравственно-ценного содержания, но и ее дифференцирование. Именно в  этом возрасте у детей появляется способность к определению и  формулировке понятий. При этом понятия  добра и зла предельно абстрактны, и требуется их конкретизация  для того, чтобы руководствоваться  ими в повседневных жизненных  ситуациях.     

      Процесс развития начал нравственного сознания в дошкольном детстве представляет собой поступательное движение от усвоения общих диффузных представлений  и понятий («плохой» - «хороший», «добрый» - «злой», «можно» - «нельзя» и др.) к  дифференцировке их составляющих («плохой» - «несправедливый», «нечестный», «себялюбивый», «грубый», «скупой» и др., «добрый» –  «справедливый», «честный», «милосердный», «чуткий», «вежливый», «щедрый» и др.) и затем  –  к обобщенному, но структурированному понятию («плохо» - «хорошо», «должно» - «не должно», «добро» - «зло» и др.), в основе усвоения которого лежит достаточно тонкая для этого возраста дифференцированность.

      Эмотивная составляющая начал нравственного сознания детей, представленная его чувственной тканью, развивается от общей чувственно-положительной окрашенности нравственно-направленных действий, поступков, намерений к более или менее полному осознанию нравственных чувств и эмоций как собственных, так и других людей.

      В связи с этим можно говорить о  возможности наличия специфической  этапности процесса развития начал нравственного сознания дошкольников, которой может соответствовать адекватная этапность в его целенаправленном формировании. Первоначальный этап заключается в прояснении начал нравственного сознания, которое понимается как уточнение, обогащение и коррекция нравственных представлений детей, стимулирование проявления отдельных нравственных чувств и эмоций.

      Второй  этап предполагает развертывание начал  нравственного сознания, подразумевающее  «восхождение» от представлений  к понятию (например, «добрый человек») и от него – к ряду других понятий, раскрывающих и структурирующих  первоначальное (например, понятие  «добрый человек» структурируется  через понятия «добродушие», «доброжелательность», «заботливость» и др.). Последующее «развертывание» начал нравственного сознания связано с освоением детьми наиболее общих понятий морали и этики -  «добро», «зло» и др. На этом этапе детей не только побуждают к освоению и проявлению более широкого диапазона высших нравственных чувств и эмоций, но и способствуют их осознанию.

      Характеристика  первого этапа состоит в последовательном, систематическом уточнении, придании отчетливости, оформленности, упорядоченности недостаточно ясным, неоформленным, зачастую искаженным знаниям детей о морали. На втором этапе на основе появления у детей более совершенных форм этического знания складывается возможность значительного углубления, расширения этих знаний и перехода их на более высокий уровень – уровень овладения понятиями не только узкоутилитарного, прикладного характера, но и общечеловеческого, фундаментального. Таким образом, формирование начал нравственного сознания детей отражает динамику такого рода изменений, которые способствуют переведению недостаточно оформленных, смутных несистематизированных представлений нравственного содержания,  неосознаваемых и недостаточно развитых нравственных чувств и эмоций, недостаточно мотивированных нравственно-направленных действий, отдельных нравственно-ценных поступков, отношений на более высокий   уровень.  

Заключение.

Таким образом, рассмотрев вопрос нравственного воспитания дошкольников, мы можем сделать следующие  выводы.

Личностно ориентированное  воспитание основывается на известных  принципах гуманистической педагогики:

- самоценность личности;

- уважение личности  ребенка;

- природосообразность воспитания;

- добро и ласка  как основное средство воспитания.

Иными словами, личностно ориентированное воспитание - это организация воспитательного  процесса на основе:

- глубокого уважения  личности ребенка;

- учета особенностей  его индивидуального развития;

- отношения к  нему как сознательному, полноправному  и ответственному участнику воспитательного  процесса.

Для выяснения  влияния нравственного воспитания на ребенка нами была проведена диагностика  нравственной сферы детей детского сада № 17 г. Колпашево после определенных занятий с ними по развитию нравственности.

В результате мы увидели, что после проведенных  занятий по нравственному воспитанию почти половина испытуемых показала высокое осознание нравственных норм и лишь маленький процент  испытуемых (7 %) показали низкий и очень  низкий уровень осознания нравственных норм. Хотя до проведения специальных  занятий по нравственному воспитанию детей у них эти показатели были совсем другими: около 30 % детей  показывало низкий и очень низкий уровень осознания нравственных норм.

Также нами было обследована оценка эмоционального отношения к нравственным нормам у дошкольников. В результате диагностики  мы увидели, что после занятий  по нравственному воспитанию большинство  протестированных детей (47 %) имеют высокое  эмоциональное отношение к нравственным нормам, средняя часть детей (33 %) имеют среднее эмоциональное  отношение к нравственным нормам. Низкое эмоциональное отношение  к нравственным нормам показало всего  лишь 13 % детей и очень низкое – 7 % испытуемых детей.

Таким образом, мы видим, что у испытуемых детей  после специальных занятий по нравственному воспитанию хорошие  показатели эмоционального отношения  к нравственным нормам. Хотя до специальных  занятий по нравственному развитию у данной группы детей показатели были намного ниже, чем после занятий. Так, около 30 % детей имело низкое и очень низкое эмоциональное  отношение к нравственным нормам.

Таким образом, мы видим, что в каждом детском  саду должны проводиться специальные  занятия или мероприятия направленные на развитие нравственных норм у детей. Заложенные в детстве эти нормы  сохраняются у них на всю оставшуюся жизнь. Воспитание нравственной личности необходимо начинать не со школьной скамьи, когда у детей многие понятия  и нормы являются уже сформированными  и с трудом поддаются изменению, а с детского сада, когда детская  психика наиболее восприимчива к  развитию разного рода. 

    1. Бабанский Ю.К. Педагогика. - М., 1988г.
    2. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2001г.
    3. Довгун А.И. О некоторых условиях успешного использования методов воспитания. // Нравственное воспитание школьников. – 1976. - №12. - с.56.
    4. Лихачев Б.Т. Педагогика «курс лекций». - М., 1996 г.
    5. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
    6. Подласый И.П. Педагогика. - М., 1999г.
    7. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
    8. Рожков М.И., Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. - М., 2001 г.
    9. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. - М., 1979г.
    10. Харламов И.Ф. Педагогика. - М., 1990г.
    11. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольника