Нравственное воспитание дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 23:53, курсовая работа

Краткое описание

Исходя из актуальности проблемы, была поставлена следующая цель курсовой работы: определить, каковы особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения старших дошкольников. Далее выделен объект исследования: процесс нравственного воспитания детей дошкольного возраста, и предмет исследования: особенности формирования нравственных представлений, поступков и культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.

Оглавление

Введение

Глава 1.Сущность нравственного воспитания.

Глава 2. Средства и методы нравственного воспитания дошкольников

2.1 Средства нравственного воспитания дошкольников

2.2 Методы нравственного воспитания дошкольников

Глава 3. Игра как средство нравственного воспитания у детей дошкольного возраста.

3.1 Особенности и виды игры у дошкольников

3.2 Значение и сущность игры в дошкольном возрасте

3.3 Дошкольный период как воспитание нравственности ребёнка
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 44.74 Кб (Скачать)

2.2 Методы нравственного  воспитания дошкольников 

Методы воспитания - это пути, способы достижения заданной цели воспитания.

В педагогике существует несколько подходов к классификации  методов воспитания (Ю.К. Бабанский, Б.Т. Лихачев, И.П. Подласый - в общей и школьной педагогике; В.Г. Нечаева, В.И. Логинова - в дошкольной педагогике).

Для классификации  методов исследователи определяют какое-то одно основание, например, активизацию  механизма нравственного воспитания.

Предлагаемая  классификация объединяет все методы в три группы:

- методы формирования  нравственного поведения: упражнения, поручение, требование, воспитывающие  ситуации;

- методы формирования  нравственного сознания: объяснение, увещевание, внушение, просьба, этическая  беседа, пример;

- методы стимулирования: поощрение, соревнование, одобрение,  награждение, субъективно-прагматический.

Принципы отбора методов нравственного воспитания:

- соответствие  метода цели и задачам воспитания;

- гуманный характер  метода;

- реальность  метода;

- подготовленность  условий и средств для использования метода;

- избирательность  отбора метода;

- тактичность  применения метода;

- планирование  возможного результата воздействия  метода;

- терпение и  терпимость педагога при использовании  метода;

- преобладающая  практическая направленность метода  в нравственном воспитании дошкольников.

Методы нравственного  воспитания дошкольников применяются  не изолированно, а в комплексе, во взаимосвязи. Основаниями для подбора методов, которые можно и целесообразно использовать в комплексе, служат ведущая воспитательная задача и возраст детей. (Например: объяснение + упражнения + поощрение и т. п.).

    Глава 3. Игра как средство нравственного воспитания у детей  дошкольного возраста 

        1. Особенности  и  виды  игры у  дошкольников

      Для детей от 1 до 7 лет игра – важный фактор познания окружающего мира, освоения ролевых функций, психического развития личности, её социализации и  подготовки к будущему. Игра — один из видов человеческой деятельности. Как сложное и интересное жизненное явление, она привлекала и привлекает внимание людей самых разнообразных профессий: педагогов и психологов, писателей и артистов, физиологов и философов, математиков и т. д. Во многих научных трактатах на разнообразные темы, в художественных произведениях встречаются наблюдения над играми детей и взрослых или суждения о них. Великолепные, психологически тонкие картины детской игры нарисовали В. Гюго, Л. Толстой. Свидетельством живой истории нашей страны являются игры советских детей, описанные А. Гайдаром, А. Барто, С. Михалковым и др. Глубокие суждения о природе детских игр, о праве детей на игру принадлежат Алексею Максимовичу Горькому. В особенностях детской психики искал причину детской игры И.М. Сеченов. Искренность и непосредственность чувств детей в игре подметил К.С. Станиславский.

      Принято называть игру «спутником детства». У  детей дошкольного возраста она  составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность, тесно переплетаясь с трудом и учением. Многие серьезные дела у ребенка приобретают форму игры. В нее вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает;   в  процессе  игры   активно  работает  его  воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. По утверждению К.Д. Ушинского, в игре ребенок «живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни...»1. В силу этого игра выступает как мощное средство воспитания.

      Создание  педагогической теории игры возможно только на основе глубокого проникновения в сущность игры и ее особенности.

      Игра  направлена на ориентировку в предметной и социальной действительности и ее познание. Она является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.

      Игра  это вид деятельности ребенка. В  силу этого ей присущи черты, характерные  для всякой деятельности: наличие цели, мотивов, средств реализации, планомерных действий, результата.

      Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных  жизненных  явлении,  обеспечивая   непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знании, умений и навыков, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В игре формируется стиль отношения, общения ребенка со сверстниками и взрослыми, воспитываются чувства и вкусы (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, Б.Г. Ананьев, А.Ц. Усов и др.).

      Игры  детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т. д. Все это чрезвычайно затрудняет классификацию детских игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Наибольшее распространение в педагогике имеет деление игр на две большие группы: творческие игры и игры с правилами. Содержание творческих игр дети придумывают сами, отражая в них свои впечатления, свое понимание окружающего и отношение к нему.

      Игры  с правилами создаются и вносятся в жизнь детей взрослыми. В  зависимости от сложности содержания и правил они предназначаются для детей разного возраста. Среди игр с готовыми правилами большую группу составляют народные игры, многие из которых переходят от поколения к поколению.

      В свою очередь, обе группы игр имеют  свои разновидности. Группу творческих игр составляют сюжетно-ролевые  игры (это основной вид творческих игр), строительно-конструктивные, в  которых дети специфическим образом  отражают свои впечатления об окружающей жизни, игры-драматизации, в которых дети творчески воспроизводят содержание литературных произведений, и др.

      Игры  с готовым содержанием и правилами  по своему воспитательному воздействию условно подразделяются на игры дидактические, в которых прежде всего развивается умственная деятельность детей, углубляются и расширяются их знания; игры подвижные, в которых совершенствуются различные движения; игры музыкальные,  развивающие  музыкальные  способности,   и  т.  д.

      Различают также игры-развлечения, игры-забавы. Понятие  «творческая   игра»  охватывает   сюжетно-ролевые  игры, игры-драматизации,   строительно-конструктивные   игры. В творческих играх отражаются впечатления детей об окружающей жизни, глубина понимания ими тех или иных жизненных явлений. Каждому виду игры свойственны свои специфические черты, однако игра в целом имеет ряд общих особенностей.

      В играх разного вида правила различны. В творческих ролевых играх правила  заключаются в самом содержании игры — в роли, в сюжете. Приняв на себя роль взрослого, ребенок действует в соответствии с логикой его поведения в тех или иных обстоятельствах (например, врач осматривает заболевшую дочку, которую мама принесла на прием; шофер в машине отвозит их домой). Наиболее общим правилом для детей в коллективной творческой игре является признание всеми играющими условного значения предметов, принятых ролей и действий. Без этого игра не может состояться.

      3.2 Значение и сущность  игры в дошкольном  возрасте

      Многие  исследователи детских игр отмечают силу и подлинность чувств, переживаемых ребенком в игре. Эти чувства богаты и разнообразны. В творческих ролевых играх дети переживают чувства, связанные с выполняемыми ролями: заботу, теплоту, нежность мамы, ответственность шофера или доктора и т. д. В коллективных играх проявляются общественные чувства детей  (дружбы, товарищества). Ребенку доставляют радость достижение в игре результата, преодоление трудностей. В подвижных играх дети получают радость от ритма движений, их согласованности, от сознания проявленной ловкости, смелости, от достигнутого успеха. В играх, требующих сообразительности, находчивости, смекалки, радость носит интеллектуальный характер. В большинстве игр проявляются эстетические эмоции, вызываемые привлекательностью используемых игрушек, красотой игровых движений, элементами художественного творчества. А. С. Макаренко писал о радости в игре как радости «творчества, радости победы, радости эстетической, радости качества».

      В игре ребенок переживает не только положительные эмоции. Он переживает и горечь неудачи, поражения, неудовлетворенность достигнутыми результатами, обиду и т. д. Однако, несмотря на наличие в отдельных случаях отрицательных эмоций и переживаний, игра всегда приносит ребенку радость, удовольствие, наслаждение. Игра без радости перестает быть игрой.

      Игра  любого вида протекает как деятельность осмысленная и целенаправленная. В каждой игре есть значимая для  ребенка цель: накормить дочку, полететь в космос, запятнать играющих, увернуться от «ловишки» и т. д.

      Цели  не являются постоянными. Н. К. Крупская указывала, что по мере развития ребенка  меняется характер целей, которые он ставит себе в игре: от подражательных целей дети постепенно переходят к обдуманным, мотивированным целям.

      Для реализации своих игровых целей  ребенок подбирает себе товарищей, отбирает необходимые игрушки, по ходу игры совершает определенные действия и поступки, вступает в разнообразные отношения с играющими.

      К старшему дошкольному возрасту дети приобретают умение договариваться о теме и содержании игры, распределять роли, в известной степени планировать свою игровую деятельность.

      В процесс игры, как и в другие виды деятельности, вовлекается вся личность ребенка: его психические познавательные процессы, воля, чувства и эмоции, потребности и интересы; в игре ребенок активно действует, говорит, использует свои знания.

      Игра  обладает и специфическими чертами. Среди них основным является своеобразие мотивов. Игра  это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером, высокой эмоциональной насыщенностью. По мере становления личности ребенка происходит развитие игры.

      Свобода и самостоятельность ребенка  проявляются: а) в выборе игры или  ее содержания, б) в добровольности объединения с другими детьми, в) в свободе вхождения и выхода из игры и т. д. В играх разного вида свобода и самостоятельность детей проявляются по-разному. Однако для играющего она «субъективно абсолютна» и несовместима ни с какой внешней необходимостью.

      На  самостоятельность детей в игре как на специфическую особенность  указывал еще К.Д. Ушинский: «Игра  потому и игра,   что   она   самостоятельна   для   ребенка...».   По   мнению К. Д. Ушинского, особый интерес ребенка к игре, глубина  воздействия ее на ребенка связаны с самостоятельностью ребенка: «Для дитяти игра — действительность, и действительность, гораздо более интересная, чем та, которая его окружает. Интереснее она для ребенка именно потому, что понятнее, а понятнее она ему потому, что отчасти есть его собственное создание... В действительной жизни дитя не более, как дитя, существо, не имеющее еще никакой самостоятельности, слепо и беззаботно увлекаемое течением жизни; в игре же дитя, уже зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно распоряжается своими же созданиями»2.

      Для игры характерна саморегуляция действий, поступков и поведения играющих. Проявления играющих детей регулируются определенными требованиями и правилами, заключенными в игре.

      Общие особенности игры как деятельности своеобразно проявляются в играх разного вида, сочетаясь с особенностями, присущими данному виду игры.

      Большое своеобразие представляют и игры каждого ребенка, т. к. на них оказывает  воздействие то окружение, в котором  он живет (жизнь взрослых, детского коллектива, отношение взрослых к  его играм и т. д.); в них отражается своеобразие личности ребенка, его  индивидуальность (потребности, интересы, опыт и даже тип нервной деятельности) и т. д.

      Однако  наличие общих черт игровой деятельности позволяет определить  общие  пути  и  приемы  руководства  играми  детей.

      Игра  как деятельность ребенка или  группы детей не остается неизменной. По мере роста и развития дети переходят от игр со скрытыми правилами (творческих) к играм с открытыми правилами (играм с готовым содержанием и правилами). Этот переход от одного вида игры к другому обнаруживается лишь как общая тенденция: оба вида длительно сосуществуют в жизни детей, меняется лишь их соотношение. 

      3.3 Дошкольный период  как воспитание  нравственности ребёнка 

      Мораль - способ внешней регуляции поведения  человека с помощью установленных в обществе норм;

      Нравственность - такой уровень развития личности, при котором усвоенные нравственные ценности общества становятся императивом  ее жизнедеятельности.

      Сущность  данных терминов дает основание для  дифференцирования понятий «нравственное  воспитание» и «моральное воспитание». На наш взгляд, моральное воспитание представляет собой процесс односторонней  регуляции поведения ребенка  взрослыми на основе норм и правил того общества, к которому они принадлежат.

      Содержание  понятия «нравственное воспитание»  несколько шире. Оно включает в  себя не только знание индивидом определенного  набора норм, но и превращение их в личностные ценности, позволяющие  осуществлять саморегуляцию поведения, результатом которой становится общественно значимый моральный выбор, основанный на единстве внешнего поступка и внутренней рефлексии.

Информация о работе Нравственное воспитание дошкольника