Важно предоставить возможность
попробовать себя в рекламе всех желающих.
- Сделайте вывод, насколько
удалось самовыражение.
- Что мешает успеху? Проанализируем.
Анализ идёт с помощью методики
«свитка», когда на одном большом листе
каждый записывает свою мысль или результат
размышлений, затем заворачивает текст
на этом листе и передаёт следующему. Педагог,
получив «свиток», разворачивает его и
читает подряд. Авторство детей остаётся
анонимным, а содержание обозначенным
для всех.
- Как видите, основная
помеха – сложность нахождения
способа самовыражения. Как быть?
- Может быть, надо осознанно
стимулировать себя?
- Как вы думаете, взрослея,
выбирая свой путь, профессию, определяя
жизненный уклад, вы должны стремиться
к самовыражению?
- Самовыразиться и состояться
– зависимые понятия?
- Значит, чтобы состояться,
очень важно выразить своё
«Я», стремиться к этому. И это
выражение уже, конечно, не рекламное
явление, а большой и длительный
труд. Попытайтесь в следующей
попытке определить его суть.
Попытка вторая.
-Напишите, какие ассоциации
вызывает в вас слово «самовыражение».
Работа проводится письменно.
Желающие читают написанное. Ассоциации,
которые не звучали, могут быть дополнены
коллективным обсуждением.
- На какие размышления
наводит представшая палитра
ассоциаций?
- Что же важно, чтобы
преодолевать сложности на пути
к самовыражению?
- Опереться на положительное
в себе. Сосредоточьтесь. Вычлените
мысленно всё лучшее в себе
и назовите в следующей, третьей
попытке.
Этот момент поворота на позитивное
видение себя и своих возможностей является
кульминационным в уроке, т.к. стремление
предстать перед другими в положительном
свете очень значимо для девятиклассников.
Попытка третья.
- Назовите свои сильные
стороны, те, которые вы особенно
цените и принимаете в себе,
которые могут дать вам чувство
уверенности. Не умаляйте своих
достоинств, не иронизируйте, будьте
открыты. Это важно, иначе какое
же это самовыражение.
Высказаться надо дать всем.
Для этого можно как-то поуютнее разместиться,
создать необходимую обстановку. И этот
момент внутренней борьбы и преодоления
проблемы стеснительности, заниженной
самооценки, момент усиленного интереса
к тому, что о себе скажут другие, как отнесутся
к высказываниям данного ученика и становится
точкой наивысшего интеллектуального
и эмоционального напряжения. Поэтому
и результат общих усилий действенно воспринимается
всеми и имеет особую воспитательную значимость.
- Видите, у каждого есть
своя изюминка индивидуальности.
Очень важно её сберечь и
не скрыть от окружающих. Постараемся
более выпукло обозначить её
и объединить в единый контекст.
Содержательной мыслью его станет
выражение: цель жизни – самовыражение.
Каждый говорит по одному слову,
определяющему главное, ключевое
значение для себя данного
выражения. И это будет четвёртая
попытка.
Она подводит к развязке урока
как единого сюжета по данной теме. Педагог
по мере произнесения ключевых слов записывает
их на доске, чтобы прочесть всю цепочку
в конце работы, обозначившей ценностные
ориентации учащихся. Например, целеустремлённость,
решительность, открытость и т.д.
- Составьте дома небольшой
текст с осмыслением данных
понятий, соотнеся их с темой
высказывания и собой.
Это открытый финал, продолжающий
рефлексию школьников относительно затронутой
проблемы в соотнесении с собой.
Таким образом, этический диалог
– это сюжет, развитие которого опосредованно
влияет на школьников через эмоциональное
насыщение разнообразных методических
форм включения их в размышление, через
альтернативные суждения, погружение
в исследовательский поиск, через игру,
творчество, деятельность, упражнения,
педагогические задачи, тесты, эксперименты,
диагностические методики, раскрывающие
личностный опыт старшеклассников, пробуждающие
их чувства и собственные суждения.
Эти суждения часто альтернативны
суждениям других и нуждаются в пояснении,
аргументации, доказательстве правильности
выраженной позиции, что и рождает диалог
Диалог современного школьника
с мыслителями различных эпох в истории
развития этической мысли позволяет осознать
существование и непреложность нравственной
истины, этический смысл которой утверждает
наивысшую ценность жизни и человека,
а следовательно, необходимость нравственного
совершенствования себя и окружающего
мира.
Для выявления уровня сформированности
нравственных качеств школьников необходимо
использовать произведения разных видов
искусства, а в качестве основной формы
работы проводить беседы с учащимися на
нравственные темы, расширяя тем самым
от класса к классу нравственные представления
и знания учащихся.
2.3.Диагностика
уровня сформированности нравственных
качеств детей и подростков как исходная
позиция нравственного воспитания.
Учебная деятельность значима
на всех возрастных этапах. От уровня сформированности
учебной деятельности зависит успех
всего обучения, поскольку учебная деятельность
является ведущей, в процессе которого
формируются основные новообразования,
психическое развитие ребенка идет интенсивно.
Для выявления состояния уровня
сформированности нравственного воспитания
подростков в образовательном процессе
мы использовали диагностические опросы
учащихся.
Базой нашего исследования
была гимназия №152 г. Москвы.
Задания предлагались в шестых
и седьмых классах классах (60 учащихся).
Детям предлагались вопросы
нравственного характера. Цель заключалась
в выявлении уровня нравственного воспитания.
В качестве исходного материала,
на котором изучался нравственный опыт
школьников, были выбраны такие моральные
нормы, как «ответственность» и «доброжелательность»,
которые очень актуальны на современном
этапе жизни общества. При определении
ответственности указывается на добровольное
принятие обязательств, при появлении
объективной необходимости, строгое соблюдение
принятых обязательств с учетом реальных
условий, готовность отчитаться за текущие
и перспективные результаты своей деятельности,
соотнесение своих условий и их возможных
последствий с интересами других людей.
Нравственная норма «доброжелательность»
характеризуется в большей мере взаимоотношениями
между людьми. Доброжелательность определяется
нашими познаниями, как стремление видеть
в другом положительные качества, вера
в возможность изменения человека к лучшему
и в его способности, готовность прийти
на помощь советом и делом.
Нравственный опыт представляет
собой единство интеллектуального и эмоционального
компонентов. Интеллектуальный компонент
рассматривается как знание школьником
моральных принципов и норм, выраженных
в эстетических понятиях и абстрактно
– логических построениях. Нравственные
знания и отношения проявляются в реальном
поведении школьников. Отсюда разработанные
нами методики имели направленность на
изучение знаний, отношений и способов
поведения.
При исследовании нравственного
опыта школьников мы использовали ряд
взаимодополняющих методик: беседа по
сюжетному рассказу, метод незаконченных
рассказов.
Беседа. При использовании
беседы по сюжетному рассказу, испытуемому
предлагалось прослушать рассказ, содержащий
нравственную проблему. Герои рассказа
попадали в ситуацию морального выбора.
После прослушивания рассказа школьникам
задавались вопросы, которые были составлены
таким образом, чтобы в ответах и высказываниях
испытуемых проявлялись отношения, знания
о способах поведения и о самой нравственной
норме.
Незаконченный рассказ. При использовании метода незаконченных
рассказов, ученикам зачитывается рассказ,
в котором герою необходимо было действовать,
или нарушая нравственную норму, или в
соответствии с ней. Каждого испытуемого
просили представить, что действующим
лицом является он сам. Ученик должен был
закончить рассказ, предлагая свои способы
поведения и обосновывать их.
При определении особенностей
нравственного опыта школьников использовались
следующие критерии: степень соответствия
нравственной норме знаний, отношений
и способов поведения учащихся; обобщенность
знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
Для оценки нравственных знаний
испытуемых выделялись такие проявления,
как понимание ими содержание моральных
норм, знание способов поведения, знание
переживаний, возникающих у человека в
случае соблюдения или несоблюдения моральной
нормы.
О нравственном отношении узнавали
по оценочным суждениям школьников о поступках
другого человека, о своих поступках, а
также по особенностям выполнения моральной
деятельности и их мотивам.
На этапе исследования учащимся
6 и 7 классов были предложены задания
ответить на вопросы:
Скажи, как ты думаешь, что такое
ответственность?
Как обычно ведет себя ответственный
человек?
Как обычно ведет себя безответственный
человек?
Скажи, как ты думаешь, что такое
доброжелательность?
Как обычно ведет себя доброжелательный
человек?
Как обычно ведет себя недоброжелательный
человек?
Анализ ответов и высказываний
испытуемых 6 класса показывает, что нравственные
знания неоднозначны для своей выборки.
Показателем того, что испытуемые имеют
относительно низкий уровень знаний о
содержании моральных норм, является то,
что они обычно не видят нравственную
проблему там, где она есть.
В ситуации морального выбора,
испытуемые обычно предлагают способы
поведения, не соответствующие нравственной
норме.
Основываясь на вышесказанном,
мы выделяем этих школьников в группу
с низким уровнем нравственного опыта.
Во 6 классе они составляют 43%,
в 7 классе - 40%.
Далее, из оставшейся выборки
выделяются испытуемые, у которых знания,
отношения и способы поведения отличаются
в лучшую сторону, в сравнении с учащимися
с низким уровнем нравственного опыта.
Знания о нравственных переживаниях
у них обычно соответствуют норме, но в
тоже время учащиеся не различают оттенков
в переживаниях, хотя в целом, нравственные
знания у этих учащихся по степени соответствия
норме, выше, чем у группы с низким уровнем
нравственного опыта. Но при этом обобщенность
их знаний довольно низка.
Знания о способах поведения
у испытуемых также достаточно развиты.
У учащихся рассматриваемых групп
эти показатели выше 2,8 и 3,6.
Нравственные знания у этих
учеников находятся на уровне представлений,
хотя по своей глубине и широте они намного
отличаются от знаний учащихся с низким
уровнем нравственного опыта.
В результате проведенного
анализа, мы выделяем данных испытуемых
в группу со средним уровнем нравственного
опыта. Она составляет 50% от выборки 6 классов
и 53% - 7 классов.
Оставшиеся испытуемые образовали
самую немногочисленную группу с высоким
уровнем нравственного опыта – 7% в
6 классах и столько же в 7 классах.
Все проявления нравственных
знаний у этих школьников характеризуются
высокой степенью соответствия норме.
В ответах и высказываниях представлялось
3-4 существенных признака ответственности
и доброжелательности. Этот факт указывает
на глубокое знание содержания нравственных
норм.
Для нравственных отношений
испытуемых этой группы характерна высокая
степень соответствия норме и устойчивость.
Оценочные суждения достаточно критичны,
а при их обосновании ученики исходят
из нравственного содержания норм.
На основе сказанного мы выделяем
этих учащихся в отдельную группу с высоким
уровнем нравственного опыта.
При анализе нравственного
опыта учащихся 7-х классов не было обнаружено
каких-либо отличительных качественных
характеристик. Вся выборка в этих
классах разделяется на три группы – с
низким, средним и высоким уровнем нравственного
опыта. Однако в 7-х классах процентное
разделение испытуемых по группам несколько
иное. Школьников с низким уровнем нравственного
опыта оказалось 34% ; со средним уровнем
– 55% ; и с высоким уровнем - 11% . Такое количественное
распределение испытуемых в 7-х классах,
уменьшение группы с низким уровнем нравственного
опыта и увеличение со средним и высоким,
очевидно, можно объяснить возрастными
особенностями нравственного развития.
Учитывая полученные данные
анкетирования, можно сделать вывод: образовательный
процесс должен быть направлен на развитие
и совершенствование потребностей школьников
в познании, в творческом труде, активности,
самостоятельности. В формировании ценностных
ориентаций важную роль должна играть
школа, так как ориентация личности на
ценности способствует формированию в
ней положительных качеств, высоконравственных
потребностей и поступков.
Заключение
Воспитание школьников в условиях
социально политической и экономической
нестабильности, реформирования системы
образования – чрезвычайно сложное и
тонкое дело. Положение усугубляет отсутствие
ясных оптимистических общественных целей
и перспектив, размытость ценностных ориентации,
противоречивость разрабатываемых концепций
и программ воспитания, а нередко нравственно
и политически разлагающее влияние на
подростков средств массовой информации.
Воспитание подростков - самая
главная задача школы, поскольку представляет
собой ярко выраженную элитную часть будущего,
будущий интеллектуальный багаж, социальный
потенциал общества и нации. Поэтому обучение
в школе становится средством развития
творческого потенциала нравственно ответственной,
социально зрелой личности. Школьные годы
- это период, когда особенно интенсивно
происходит развитие и воспитание, становление
личности, профессиональная подготовка
будущих специалистов. Это сензитивный
период для развития интеллекта, пересмотра
и отработки системы ценностей. В вузе
происходит процесс формирования общей
культуры, нравственной, правовой, эстетической
и т.д. Преподаватели хорошо представляют
себе особенности и возможности данного
периода в жизни студентов, в их профессиональном
и гражданском становлении, а также свою
роль в этих процессах.
На основе результатов исследования
сделаны следующие выводы.
Эффективность нравственного воспитания
школьников возможна при создании педагогических
условий: мотивационной, содержательной,
операционной.