Нравственное воспитание детей и подростков в образовательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2014 в 17:24, курсовая работа

Краткое описание

Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность. Глубокие социально - экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.
По существующим на сегодняшний день данным, проведенными российскими социологами, на 40% увеличилось число преступлений носящих тяжкий характер, совершаемыми подростками.
Особенно данная проблема обостряется в переходном возрасте, когда у них происходит переломный момент в психологии меняются интересы, общее понятие о мире и всего того что его окружает. Как воспитать нравственную личность, смысл жизни которой тесно связан с ровесниками и друзьями, от которых он полностью зависим, когда мнение родителей для него не играют решающую роль? Какие принципы и технологии необходимо для этого использовать? В ответах на эти вопросы и заключается актуальность и научная новизна, которая превращает традиционную проблему нравственного воспитания в насущную педагогическую. Актуальность ее обусловлена противоречием между знаниями и моральной убежденностью учащихся, между школой и жизнью.

Оглавление

Введение 3
1.1.Сущность и природа нравственного воспитания. Понятие нравственного воспитания в педагогике 5
1.2. Особенности и условия нравственного воспитания 10
Глава II. Организация нравственного воспитания подростков в образовательном процессе 15
2.1.Образовательный процесс как процесс обучения и воспитания 15
2.2.Воспитательная работа учителя по формированию нравственных качеств подростков. 20
2.3.Диагностика уровня сформированности нравственных качеств детей и подростков как исходная позиция нравственного воспитания. 32
Список используемой литературы 39

Файлы: 1 файл

Курсоваяяяяяяя 3 курс.docx

— 75.64 Кб (Скачать)

Воспитание и обучение как способы осуществления педагогического процесса составляют, таким образом, технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные шаги, этапы, ступени достижения выдвинутых целей образования. Педагогическая технология - это последовательная, взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач: преобразование содержания образования в учебный материал; выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса.

 

2.2.Воспитательная  работа учителя по формированию  нравственных качеств подростков.

На уроках в постоянном общении с учителем и сверстниками формируется нравственность ребенка, считает А.А.Калюжный, обогащается его жизненный опыт. Переживания  школьников, их радости и огорчения связаны с учебой. На уроке взаимодействуют все основные элементы воспитательного процесса: цель, содержание, средства, методы, организация. Воспитывает весь процесс обучения на уроке, а не так называемые воспитательные моменты.

Л.Р.Болотина отмечает, что в процессе обучения происходит систематическое приобщение к нравственным знаниям. Важным источником их накопления является знакомство школьников с окружающей средой: туризм, экскурсии по городу, на производство.

Экскурсии с учащимися проводятся в течение всего учебного года и имеют различные цели. Для того, чтобы экскурсия была нравственно ценной, учитель создает в коллективе эмоциональный настрой, распределяет между школьниками задания, которые следует выполнить при подготовке к экскурсии и во время ее проведения. Своеобразной школой нравственного воспитания являются экскурсии в природу. Они проводятся с учащимися различных возрастных групп. Такие экскурсии дают возможность учителю воспитывать у школьников чувство хозяина Родины, бережного отношения к ее достоянию—природе13. Знания школьников о нравственных нормах, полученные на уроках, собственные жизненные наблюдения нередко бывают разрозненными и неполными. Поэтому требуется специальная работа, связанная с обобщением полученных знаний. Формы работы разные: в средних классах это может быть рассказ учителя, этическая беседа.

Этические беседы способствуют приобретению подрастающим поколением нравственных знаний, выработке у школьников этических представлений и понятий, воспитанию интереса к нравственным проблемам, стремлению к оценочной нравственной деятельности. Главное назначение этической беседы— помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды. В процессе этических бесед необходимо, чтобы ребята активно участвовали в обсуждении нравственных проблем, сами подходили к определенным выводам, учились отстаивать личное мнение, убеждать своих товарищей. Этическая беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов.

Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках.

Этическая беседа, по мнению Л. Р. Болотиной, требует от учителя большой душевной близости к детям. Ребята должны доверять учителю, любить его, только в этом случае у них появляется стремление поделиться своими мыслями. Учитель в ходе беседы проявляет уважение к внутреннему миру ребенка, остерегается прямолинейности, бестактности.

Итогом беседы является яркое, убедительное слово учителя, который делает вывод по обсуждаемому вопросу, дает практические рекомендации детям. В этических беседах главная роль принадлежит учителю, и он должен хорошо владеть словом14.

Каждый возраст требует на этических занятиях с детьми своей палитры средств и методов построения этического диалога, психолого-педагогических приёмов организации взаимодействия.

В подростковом возрасте урок этики может стать своеобразным аккумулятором накопленных нравственных представлений в жизненном опыте подростков, в соотнесении этого опыта с этически выверенными нормами образа жизни людей в вековом опыте человечества. Это соотнесение, сопоставление и личностное осмысление учащихся и должно стать основой канвы диалога с растущей личностью. Здесь необходимы те психолого-педагогические механизмы, которые позволяют выстроить действенное диалогическое взаимодействие с подростками на уровне их возраста, пробудить их мысли и чувства, вызвать стремления выразить свои мнения, направить к совместному поиску истины, пробудить желание оценить себя, наметить пути к самосовершенствованию.

Технология этического занятия с подростками как бы вытекает из повседневной жизнедеятельности детей, актуальных для них вопросов бытия, с которыми они сталкиваются. В соответствии с этим этическое занятие строится как непрерывный развивающийся диалог подростка с окружающим миром, в процессе которого происходит эмоциональное проживание и обогащение нравственного опыта школьников. В методике построения занятия приоритетным должен стать поиск воспитанниками нравственного решения в ситуациях морального выбора, приёмы стимулирования нравственной самооценки, осознания своего Я.

Примером может служить канва диалога этического занятия с подростками «Поспешай делать добро».

Занятие начинается с двух маленьких экспериментов.

В первом детям предлагается в течение одной минуты записать на листочке любые слова. Когда они написаны, педагог предлагает подчеркнуть те, которые имеют отношение к нравственности. По окончании работы желающие читают свой набор слов, отражающих моральный контекст.

- Какой вывод мы можем сделать?

- Да, наша жизнь и наши мысли обязательно соприкасаются с нравственными проблемами. Как вы думаете, почему?

Вот та завязка, с которой начинается диалог. И на нравственные проблемы подростки вышли сами, анализируя свой опыт, свои мысли. Педагог не морализировал, а опосредованным способом, используя эксперимент, вывел детскую мысль на них. Эту мысль он активизирует с помощью другого эксперимента, предлагая ученикам написать 10 прилагательных, и, действуя аналогичным способом, ведёт диалог со школьниками о закономерности полученных ими результатов эксперимента. Эта интригующая подростков завязка позволяет включить детей в своеобразное исследование собственных результатов, причинно следственных связей своей мысли в её сравнении с другими.

- Какой вывод вы можете сделать из результатов эксперимента?

- Верно, в арсенале человеческой  мысли значимое место занимают  проблемы морали, нравственные оценки, этика отношений, в чём вы сейчас  убедились. А как это воплощается  в опыте поведения?

- Необходимость в своих  действиях нести добро окружающим  точно выражает русская народная  пословица: «Поспешай делать добро». Можете ли вы эту пословицу  применить к своему поведению?

- Обратимся к вашему  опыту. Выберите наиболее свойственный  вам вариант поведения в следующих  типичных жизненных ситуациях:

Воскресенье. По телевизору должна идти любимая передача. Но мама по достаточно объективной причине просит именно в это время погулять с маленьким братом.

- Какой вариант поведения  вы выберите?

- Предложу посмотреть  передачу вместе с братом.

- Сначала посмотрю передачу, потом пойду погуляю с братом.

- Выясню, по какой причине  мама не может сама погулять, потом решу, как поступить.

- Пойду погуляю с братом.

- Придумаю брату какую-нибудь интересную игру, пока будет идти передача, чтобы он не захотел идти гулять.

- Прокомментируйте свой  выбор.

Классный руководитель объявил ребятам, что на ёлку в цирк (или какое-то местное учреждение) удалось достать 18 билетов и сказал: «Вас в классе 35 человек. Я вас всех люблю и не могу решить, кому не идти. Сделайте это сами. Поднимите руку те, кто сам решил не пойти, или предложите, как сделать по-другому».

- Как ты поступишь?

- Предложу тянуть жребий, чтобы было не обидно.

- Предложу решить голосованием.

- Предложу дать эти  билеты тем, кто заслужил учебной  и активной работой.

- Подниму руку, что не  пойду.

- Предложу распределить  по группам, а группа выберет  достойных.

- Объясните выбранный  вариант.

Ребята готовили спектакль к Новому году. Всем хотелось играть главные роли.

Как вы советуете учителю поступить при распределении ролей?

- Главные роли дать  тем, кто уже проявил свои способности.

- Главные роли дать  желающим.

- Главные роли дать  тем, кто ещё ни разу ни в  чём не участвовал.

- Желающим тянуть жребий.

- Пусть решат сами участники  спектакля.

Выбор вариантов ребята делают письменно, чтобы педагог мог проанализировать направленность их решения.

Углубление подростков в нравственный выбор даёт возможность им соотнести различные варианты поведения с собой и собственным опытом, а анализ своего выбора, его комментарий – задуматься о нравственной ценности мысленно совершённого поступка. И здесь очень важно дать ориентиры для данной оценки, опять же опосредованно подводя ребёнка к осознанию и осмыслению нравственных критериев собственного поведения.

Такое осознание заостряет процесс «думания» учеников, становясь кульминацией занятия.

- А теперь, ребята, попробуйте  разнести выбранные вами решения  по следующим колонкам: для себя, для других, для коллектива или  семьи.

- Подумайте над тем, что  у вас получилось. В чью пользу  вы принимали решения? Как они  соотносятся с народной мудростью: «Поспешай делать добро».

- Проанализируем, какой вариант  поступка в каждой ситуации  говорит о доброте в отношениях  к другому.

Этот анализ очень важен, так как в процессе активного диалога подростки осмысливают, что же считать добрым, и, главное, тонкость и сложность принятия наиболее чуткого и тактичного решения. И здесь в процессе диалога уместно обсудить с подростками, всегда ли справедливое решение соответствует доброму. Пусть ребята подумают, поспорят. Ведь бросить жребий, например, значит поставить всех в ту одинаковую ситуацию, когда никому не обидно. Но равные условия для всех – это не обязательно доброе решение. Может быть, именно во имя доброты по отношению к кому-то следует отказаться от формальной справедливости, когда всем поровну.

Такой поворот, ведя к развязке сюжета, позволяет углубить диалог, затронуть важные для подросткового возраста проблемы, ибо для них особенно характерно стремление к справедливости.

- Что же такое справедливость?

- Стремление соответствовать  истине в решениях и поступках, быть беспристрастным. А можно  ли быть беспристрастным, стремясь  к добру?

- Следовательно, доброта, добро  требует от человека проявления  чувств. Вспомните слова А.С.Пушкина: «И долго буду тем любезен  я народу, что чувства добрые  я лирой пробуждал». Поразмыслим  в связи с этим над следующими  изречениями и пословицами, в  которых отражён нравственный  опыт поколений:

«Давай вершить добро, пока есть силы.

Не то потом и ты, и я в предверии могилы

Лишь зло пожнём».

«Посеем семена добра,

Покуда сеять можем,

Пока земля, что столь щедра,

Для нас не станет ложем».

«Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

Добро – творить трудней».

«Рождает зверя зверь,

Рождает птица птицу,

От доброго добро,

От злого зло родится»...

- Вы обратили внимание на  то, что рядом с добром соседствует  зло. Как вы думаете, почему?

- Добро всегда противодействует  злу, борется с ним. Известный  врач и философ Альберт Швейцер  очень образно определил сущность  добра и зла: «Добро – то, что  служит сохранению и развитию  жизни, зло есть то, что уничтожает  жизнь или препятствует ей». Следовательно, основное назначение человека  – творить добро. Вы согласны  с этим?

- Может быть, именно поэтому  ещё в старой азбуке, когда  буквы алфавита обозначались  самыми близкими человеку словами: З – земля, Л – люди, М –  мыслите, буква Д обозначалась  словом Добро. Азбука как бы  призывала: Люди Земли, мыслите, думайте  и творите Добро!

Особенное внимание следует отвести этическому диалогу, ориентированному на более старший возраст. Это многоплановый диалог, ориентированный на нравственную рефлексию, в процессе которой подросток получает опосредованно выраженную помощь в самоопределении, осознании своих отношений с окружающим миром, осмыслении себя как личности, как гражданина, как нравственно воспитанного человека. Это обеспечивается опосредованными способами овладения старшеклассниками этическим знанием, созданием условий для нравственного напряжения и личностного усилия в процессе диалога с целью решения конкретной этической задачи или проблемы.

Проследим это на примере урока в 9-ом классе «Цель жизни – самовыражение».

Предыдущий урок закончился поворотом мысли школьников к значимости собственного бытия. Финал, побуждающий их к размышлению, был выражен в строчках Баратынского:

«Мой дар убог, и голос мой негромок,

Но я живу – и на земле моё

Кому-нибудь любезно бытиё».

Эта мысль составляет начало данного урока:

- Вы размышляли, кому может  быть любезно ваше бытиё?

- Результаты размышлений  порадовали или огорчили?

- Что было здесь главным  в ваших размышлениях?

- Может быть, то, насколько  вы сумели себя выразить?

- Попробуем сделать несколько  попыток самовыражения.

В этом завязка, обращающая учеников к проблеме и интригующая предстоящим.

- Попытка первая:

Представьте, что вы решили открыть своё дело, в котором смогли бы выразить свои стремления, способности, интересы, умения. Для успеха, как мы видим сегодня, необходима реклама. Прорекламируйте себя и своё начинание.

Информация о работе Нравственное воспитание детей и подростков в образовательном процессе