Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2014 в 20:25, лекция
1. Понятие нормы, виды норм.
2. Лексические нормы. Основные виды лексических ошибок.
3. Орфоэпические нормы. Нормы произнесения гласных звуков и согласных звуков.
зрения честности или нечестности, я думаю, что я уйду в отставку. Мы не арестовываем никого, не задерживаем, мы просто перемещаем в место, где ему положено быть. Те, кто не совершал преступлений, могут быть амнистированы. В феврале продолжительность суток в Подмосковье возрастет на два часа.
Сады, садовод, вода, водопровод, молоко, борода, городок, пароход, самосвал, одиночество, одежда, арендатор, шагать, жара, сожалеть, жасмин, лошадей, пятак, часы, щавель.
Задание 3. Прочитайте слова. Укажите, какие звуки произносятся в соответствии с современной литературной нормой на месте подчеркнутых согласных.
Гусь, город, корова, разбег, вдруг, локти, легкий, мягкий, щавель, щука, переписчик, перебежчик, дрожжи, вожжи, брызжет, дождик, свекровь, гроздь, поезд, косьба, ложка, юбка, отделить.
Задание 4. Распределите слова на 3 группы:
1) сочетание чн произносится как |шн|;
2) сочетание чн произносится как |ч”н|;
3) допустимо двоякое произношение [шн] и [ч’н]. При выполнении задания используйте орфоэпические словари.
Конечно, алчный, скучно, античный, нарочно, троечник, беспечный, единичный, лавочник, будничный, Никитична, циничный, прочный, прозрачный, сливочный, научный, дачный, ночной, встречный, яичница, пустячный, порядочный, скворечник, прачечная, перечница, Ильинична, булочная, молочный, конечный, посадочный, сердечный, игрушечный, подсвечник, безупречный.
Задание 5. Укажите особенности произношения разных грамматических форм в каждом случае. В чем отличие современной нормы от старомосковской?
1) добрый, синий, хороший, хитрый, тихий, мягкий;
2) добрые, синие, хорошие, хитрые, тихие, мягкие;
3) вздрагивать, размахивать, выскакивать, натягивать;
4) слышат, зависят, строят, носят, дышат;
5) борюсь, клянусь, одеваюсь, улыбаюсь, оставался, оправдывался.
Задание 6. Прочитайте заимствованные слова. Укажите, каковы особенности произношения |о| в безударных слогах. При выполнении задания используйте орфоэпические словари.
Boa, досье, роман, отель, конспект, костюм, консервы, фойе, локомотив, адажио, какао, трио, фонетика, поэт, Флобер, Золя, Вольтер, Шопен, болеро, вокализм.
Задание 7. Опираясь на данные орфографических словарей, распределите
1) перед с согласный
Кашне, ателье, академия, бассейн, декада, дециметр, пенсне, тема юрмин, портмоне, катер, паштет, квартет, коктейль, депо, контейнер, отель партер, пионер, шедевр, секция, модель, сессия, музей, корректор, синтетика стенд, кекс, теннис, эстетика.
Дополните группы своими примерами.
Задание 8. С группируйте слова в соответствии со следующим принципом:
1) под ударением произносится [o],
2) под ударением произносится [э].
При выполнении задания
Акушер, атлет, афера, введенный, желчь, блеклый, бесхребетный, блеф, бытие, валежник, всплеск, гренадер, истекший, опека, оседлый, планер, согбенный, хребет, шелка, влекший.
Домашнее задание. Выпишите из газетных текстов примеры употребления синонимов, антонимов, паронимов. Каковы функции данных единиц?
Литература