Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:07, реферат
Этнология – сравнительная дисциплина, целью которой является описание культуры, а изначально и физических обличий между народами, и объяснение таких различий по средствам реконструкции истории развития народов, миграции и взаимодействия этносов.
Лурье написал исследование «Историческая этнология». Рассматривает НХК, ее роль и значение в истории человечества.
Место народного
искусства в современной
БЕЗ ПОД ВОПРОСА О ШКОЛЕ, как
одном из звеньев системы народного искусства.
Мастер народного художественного промысла
- физическое лицо, которое изготавливает
изделия определенного народного художественного
промысла в соответствии с его традициями;
Мастер народного художественного промысла
вправе осуществлять свою деятельность
на условиях трудового договора (контракта)
или гражданско-правового договора с юридическим
лицом либо в качестве индивидуального
предпринимателя без образования юридического
лица.
Место народного искусства в современной
культуре.
Народная культура нового и новейшего
времени существенно отличается от прошлых
и классических фольклорных форм. Эти
изменения связаны прежде всего с общей
динамикой в системах культуры и общества,
повлекшей за собой утрату универсальной
роли традиционных культур народов в новых
условиях.
Развиваясь вместе с обществом (сообществом),
культура становится все более сложной,
разветвленной и многоуровневой. С возникновением
национально-государственных образований,
укреплением социальных структур, постепенно
складывается общенациональный вариант
языка и культуры, по отношению к которым
регионально-этнические культурные традиции
при всей своей исконности и аутентичности
занимают как бы подчиненное положение,
оставаясь культурой повседневности,
разговорным языком, сферой бытового общения,
а также исторической памятью рода, семьи.
Если в традиционной этнической культуре
представлены в нерасчлененном виде все
области материально-практической, духовно-религиозной,
познавательной, соционормативной, эстетической
деятельности человека как члена сообщества,
то культура нового времени и современности
все более дифференцируется, усиливается
специализация отдельных областей, сфер
культурной деятельности по типу предмета,
характеру, целям. Возникает культура
земледельческая, художественная, религиозная,
правовая, политическая и пр. Складывается
представление о культуре духовной (религиозной)
и светской, официальной и частной, сословной
и общенациональной, региональной и мировой.
Параллельно, помимо традиционных механизмов
прямого наследования, формируются опосредованные
способы передачи культуры, фиксации и
закрепления культурного текста в качестве
канонического образца, а также введения
его в социальное обращение. Возникают
и множатся как технические средства,
обслуживающие этот процесс и влияющие
на него, так и самые разные социальные
технологии обучения, трансляции, социализации;
образуются соответствующие социальные
институты, сеть организаций разного уровня
формализации. Становясь многослойной,
культура социально дифференцированного
общества, обрастает субкультурами. Фольклор,
теряя свое исконное универсальное положение,
начинает активно взаимодействовать с
субкультурами, образуя, с одной стороны,
современные вторичные формы народной
культуры, а с другой - обретая роль культурного
наследия.
В культуре нового времени весьма значительное
место начинает занимать массовая культура,
которую иногда сближают с народной, видя
в ней проявление того же коллективно-бессознательного,
внеличностного, анонимного начала, которое
есть в фольклоре. Однако те произведения,
изделия, вещи, которые представляют такую
культуру, чтобы стать действительно массовыми,
завоевать всеобщее внимание, должны быть
очень профессионально выполнены и еще
более профессионально запущены в оборот
с использованием широкого арсенала современных
технологий производства, фиксации, обработки,
тиражирования текстов, с ориентацией
на вкусы широкой публики, стереотипы
массового сознания. Все это, конечно,
отличает данную область культурной деятельности
от самостийно существующей культурной
практики устной традиции, по масштабам
охвата сейчас явно уступающей массовой.
Вместе с тем в современных обществах
с высоко развитыми информационными технологиями,
специализацией всех областей деятельности
продолжает существовать и в непрофессиональная
культурная практика в синкретических
формах. Она живет своей жизнью параллельно
со специальными, профессиональными областями
в многоэтажном здании современной культуры.
Уходят в прошлое классические формы народной
культуры (например, эпические жанры фольклора
разных народов), им на смену приходят
всевозможные малые формы фольклора и
постфольклора.
Традиционные формы культуры в прошлом
(для разных народов оно может быть отнесено
к разным периодам) воплощали некие базовые
жизненные ценности, определяющие основы
социального бытия сообщества. Теперь
картина мира современного человека в
значительной мере строится на иных представлениях
и способах ориентации в социальном и
природном пространстве. Они во многом
выработаны уже достаточно давней профессиональной
традицией, в которой элементы народного
миросозерцания присутствуют лишь фрагментарно.
Обращение к народной культуре - это часто
сфера специальных интересов отдельных
групп, приверженность к ритуалам, обычаям,
связанным с определенными обстоятельствами
жизни, тяготение к историческим культурным
формам. В таком случае речь может идти
не столько о социальном нормировании
жизнедеятельности людей, сколько об украшении,
декорировании, внесении дополнительных
смысловых нюансов и форм в ту общую ценностно-нормативную
базу (или ее фрагменты, восходящие к разным
эпохам), на основе которых так или иначе
устраивает свою жизнь современный человек.
Вытесненные из жизни общества как пережитки
прошлого многие элементы этнических
культур начинают играть определенную
роль как в современном пестром и неоднозначном
культурном пространстве, так и жизни
народов - носителей этих традиций. Отчасти
это связано с актуализацией этнического
и национального самосознания в последние
десятилетия XX в. Во множестве возникают
различные центры традиционных методов
лечения (по иронии судьбы эти методы,
будучи весьма древними, часто называются
нетрадиционными по отношению к утвердившимся
более поздним традициям медицины европейского
типа), школы боевых искусств разных направлений,
школы народных ремесел, ансамбли народной
музыки, пения, танца, максимально полно
воссоздающие этнические аутентичные
архетипы. Культивируются порой весьма
архаичные формы традиционного религиозно-магического
опыта. Параллельно возникают всевозможные
формы неоязычества, в частности неошаманства
и др., а также происходит скрещивание
или смешение разных этнических традиций,
перенос и вживление их в новую, неаутентичную
социальную ткань, что дает естественный
выход в область современной массовой
культуры, эксплуатирующей и «переваривающей»
любой культурный материал. В бытовом
сознании значительной массы людей по
законам устной культуры продолжают жить
элементы социальной практики, религии,
философии, восходящие к традициям далекого
прошлого, порой уже малознакомого и почти
чуждого этим людям. Наметился даже своеобразный
параллелизм и одновременно противостояние
традиционно-народного и профессионального,
специализированного подходов к одним
и тем же сторонам жизни и способам отношения
к ним (истолкование, сохранение, практическое
использование, преобразование и пр.).
Это относится к самым разным областям:
художественное творчество, религия, медицина,
целительство, метеорология, организация
хозяйственной деятельности, связанной
с природой, домашним бытом и пр.
Аналитический, сциентистский подход,
выработанный в европейской культуре,
предполагает дифференциацию множества
областей знания, технологий, их обоснование
и методологическое обеспечение. Такой
подход, безусловно, противостоит синтетическому,
по преимуществу интуитивно-чувственному,
заложенному издревле в основе синкретической
традиционной культуры. Вместе с тем, несмотря
на типологические различия культур разных
эпох и традиций, можно говорить об очевидной
тенденции актуализации прошлого в самых
разных формах.
В современной обыденной жизни людей продолжают
бытовать - в силу своей простоты, усвояемости,
способности претерпевать разнообразные
трансформации без ущерба для содержания
- некоторые жанры классического фольклора
- сказки, пословицы, поговорки, присловья,
приметы.
Некоторые из них, например, народные сказки,
детские колыбельные, выполняют прежнюю
роль - воспитательную, познавательную,
развлекательную. Правда, если некоторые
колыбельные, например, или присловья
по-прежнему передаются устным путем,
то сказки, как правило, читаются детям
по книгам.
Другие жанры фольклора, например, народные
природные приметы, потеряли свои первоначальные
функции. В современных условиях народные
предсказания погоды часто не срабатывают,
поскольку изменилась природная среда,
нарушено экологическое равновесие. Кроме
того, изменились формы усвоения и передачи
народных примет. Современный городской
человек знакомится с ними, например, читая
отрывной календарь или слушая радиопрограммы,
ориентированные на напоминание о традиционной
народной культуре. Функционируя и передаваясь,
таким образом, народные приметы приобретают
иной культурный смысл. В современной
обыденной культуре народные приметы
переходят в сферу даже не памяти, а скорее,
напоминания, в сферу любопытного. Они
пересказываются знакомым, соседям, но
они и очень быстро забываются - до следующего
напоминания.
И в деревне традиционные народные приметы
во многом потеряли свою жизненную необходимость,
востребованность для успешного ведения
земледельческих работ. Здесь, с одной
стороны, очевидна потребность в научных
прогнозах погоды - в связи с изменением
климата, с другой стороны, нарабатываются
новые приметы, основанные на личном опыте
и наблюдениях. В результате, примета,
как одна из форм народного знания, сохранилась,
но значительно изменилось ее содержание
и место в повседневной культуре людей.
Дошли до нашего времени и вполне полноправно
существуют в обыденном массовом сознании
традиционные приметы и народные суеверия
(вера в то, что некоторые явления и события
представляют собой проявление сверхъестественных
сил или служат предзнаменованием будущего).
Трудно найти человека, который хотя бы
раз в жизни не произнес вслух, что соль
просыпать - к ссоре, икается - значит, кто-то
вспоминает, встретить женщину с пустым
ведром - к несчастью, а посуда бьется -
к счастью. Приметы являются достаточно
ярким примером бытования элементов традиционной
этнокультуры в современной культуре.
Бытовая, повторяющаяся поведенческая
ситуация и сопровождающий их обыденный
комментарий - примета - легко и без усилий
передаются «по наследству» от поколения
к поколению.
Понятия «декоративное
искусство», «декоративно-прикладное
искусство». Классификация декоративно-
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
— это особый мир художественного творчества,
бесконечно разнообразная область художественных
предметов, создаваемых на протяжении
многовековой истории развития человеческой
цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно
представить себе жизнь человека. Каждая
вещь, будь то мебель, посуда или одежда,
занимает определенное место не только
в организованной человеком среде жизнедеятельности,
но прежде всего — в его духовном мире.
Декоративно-прикладное искусство является
едва ли не одним из самых древних. Его
название происходит от лат. decoro - украшаю,
а в определении "прикладное" содержится
мысль о том, что оно обслуживает практические
нужды человека, одновременно удовлетворяя
его основные эстетические потребности.
Декоративно-прикладное искусство - это
вид изобразительного искусства отвечающий
бытовым нуждам человека и одновременно
удовлетворяющий его эстетические потребности
несущие его красоту в жизнь.
Человек издавна старался украсить своё
жилище и делал это он с помощью материала
который находился с ним рядом, т. е. под
руками - это дерево, глина, кость и т. д.
Также можно выделить несколько наиболее
общих художественных принципов традиционных
для декоративно-прикладного искусства:
1. Утилитарность. Практическая предназначенность
была свойственна народному искусству
с самого его происхождения, определяла
соответствующие практической цели форму
и содержание его предметов.
2. Тесное, всецелое срастание произведений
народного искусства с окружающей жизнью,
родной природой. Точность этого соединения
декоративно-прикладного искусства, которое
обуславливается их правдивостью, смысловой
точностью, глубоким эстетическим содержанием,
отображением в них существующих нравственных
представлений о человеке, обществе и
жизни.
3. Единство материала и технического приема.
4. Традиционность. Обязательная преемственная
передача традиционных форм и опыта, которая
помогала стать предмету как бы живым
организмом со своим сложившимся характером.
5. Коллективная природа творчества. Преемственность
традиций и коллективность труда избавляли
мастеров от ошибок, заблуждений, пустой
траты времени и сил, создавали условия
для подлинного творчества, дальнейшего
обогащения и совершенствования народного
искусства.
6. Близость к детскому творчеству. Строгая
каноничность народного искусства уравновешивается
таким его свойство, как непосредственность
и непроизвольность выражения, близкие
к детскому творчеству и угадываемые по
лёгкости, непринуждённости пластических
форм.
7. Наглядная декоративность, праздничность
впечатления. Нужно наделить вещь красотой,
проявляющей себя в элементах декоративности
и орнаментальности.
Народное декоративно-прикладное искусство
не только плод умения, ремесла его создателей,
но и неотъемлемая часть их жизни, повседневного
быта.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА
(Из лекций Е.В. Веселовой)
Во второй половине 18 века утверждается
классификация ДПИ:
По материалам: Керамика, дерево, кость,
металл.
По технике: Резьба, роспись, чеканка, ковка,
насечка, теснение, гравировка.
Информация о работе Научные предпосылки и разработки теории НХК