Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:07, реферат
Этнология – сравнительная дисциплина, целью которой является описание культуры, а изначально и физических обличий между народами, и объяснение таких различий по средствам реконструкции истории развития народов, миграции и взаимодействия этносов.
Лурье написал исследование «Историческая этнология». Рассматривает НХК, ее роль и значение в истории человечества.
Виды и жанры
НХК.
Народная художественная культура - более
широкое понятие, чем народное художественное
творчество.
Народное художественное творчество включает
в себя совокупность художественных произведений
различных видов и жанров, созданных народом
на основе его самобытных традиций, а также
своеобразные формы и способы художественно-творческой
деятельности.
Устное народное творчество и фольклор:
Эпос. Эпос как жанр (или группа жанров),
т. е. героическое повествование о прошлом,
содержащее целостную картину народной
жизни и представляющее в гармоническом
единстве некий эпический мир и героев-богатырей.
Героический эпос бытует как в книжной,
так и в устной форме, причём большинство
книжных памятников эпоса имеют фольклорные
истоки; сами особенности жанра сложились
на фольклорной ступени. Поэтому героический
эпос часто называют народным эпосом.
Однако такое отождествление не совсем
точно, поскольку книжные формы эпоса
имеют свою стилистическую, а порой и идеологическую
специфику, а, безусловно, относимые к
народному эпосу баллады, исторические
предания и песни, народный роман и т.п.
могут считаться героическим эпосом лишь
с существенными оговорками.
Героический эпос дошёл до нас как в виде
обширных эпопей, книжных («Илиада», «Одиссея»,
«Махабхарата», «Рамаяна», «Беовульф»)
или устных («Джангар», «Алпамыш», «Манас»,
так и в виде коротких «эпических песен»
(русские былины, южнославянские юнацкие
песни, стихотворения Эдды Старшей), отчасти
сгруппированных в циклы, реже — прозаических
сказаний[1].
Сказка - один из основных жанров устного
народно-поэтического творчества, эпическое,
преимущественно прозаическое художественное
произведение волшебного, авантюрного
или бытового характера с установкой на
вымысел. Сказкой называют различные виды
устной прозы, отсюда разнобой в определении
её жанровых особенностей. От др. видов
художественной эпики сказка отличается
тем, что сказочник подаёт её, а слушатели
воспринимают прежде всего как поэтический
вымысел, игру фантазии. Это, однако, не
лишает сказку связи с действительностью,
определяющей идейное содержание, язык,
характер сюжетов, мотивов, образов. Во
многих сказках нашли отражение первобытные
общественные отношения и представления,
тотемизм, анимизм и др. Для сказок, сложившихся
при феодализме, характерны такие образы,
как царь, царевич, рыцарь, король. Сказочники
привносят в исполняемые ими сказки свои
индивидуальные черты, поэтому большинство
сказок известно во многих вариантах.
Легенда - первоначально житие святого,
написанное для чтения в день его памяти.
Термин возник в средневековой католической
письменности. В 13-15 вв. в Европе сложились
многочисленные сводные сборники легенд
на латинском языке, в том числе «Золотая
легенда» («Legenda aurea», 13 в.), переведённая
на большинство западно-европейских языков
и ставшая источником сюжетов для эпоса,
драмы, лирики. Позже легенды — религиозно-дидактические
повествования, притчи о животных, растениях,
предметах христианского культа. В современном
обиходном значении легендой часто называют,
независимо от жанра, произведения, отличающиеся
поэтическим вымыслом и одновременно
претендующие на достоверность[2].
Мифы - создания коллективной общенародной
фантазии, обобщённо отражающие действительность
в виде чувственно-конкретных персонификаций
и одушевлённых существ, которые мыслятся
первобытным сознанием вполне реальными.
Специфика мифов выступает наиболее четко
в первобытной культуре, где мифы представляют
собой эквивалент науки, цельную систему,
в терминах которой воспринимается и описывается
весь мир. Позднее, когда из мифологии
вычленяются такие формы общественного
сознания, как искусство, литература, наука,
религия, политическая идеология и т. п.,
они удерживают ряд мифологических моделей,
своеобразно переосмысляемых при включении
в новые структуры; мифы переживает свою
вторую жизнь. Особый интерес представляет
их трансформация в литературном творчестве.
Былины, эпические песни, сложенные народом
в Древней Руси и отразившие историческую
действительность главным образом 11—16
вв. В процессе многовекового развития
былины изменялись, впитывали события
позднейшего времени, а иногда и события
более ранней эпохи.
В центре былин — образы богатырей, наделённых
высокими моральными качествами, самоотверженно
преданных Родине. В образе любимого богатыря
Ильи Муромца народ создал поэтическую
биографию крестьянского сына с его спокойной
уверенностью в себе и чуждой аффектации
силой. Он стоит во главе богатырской заставы,
преграждающей путь врагам (эта тема формировалась
ещё в условиях монгольского нашествия).
Столь же поэтичны образы и др. богатырей,
охраняющих родную землю, — Добрыни Никитича
и Алеши Поповича. Тема защиты Родины закономерно
слита в былинах с темой народной жизни
и труда. Так, первый подвиг, который совершил
Илья Муромец после исцеления, это корчёвка
пней и расчистка поля для пашни. В былине
о Вольге и Микуле Селяниновиче отразилась
извечная мечта трудового народа о лёгкой
пахоте, о труде, обеспечивающем жизнь.
Пословица - краткое, ритмически организованное,
устойчивое в речи, образное изречение
народа. Обладает способностью к многозначному
употреблению по принципу аналогии. Суждение
«Лес рубят — щепки летят» интересно не
прямым смыслом, а тем, что может быть применено
к др. аналогичным ситуациям. Предмет высказывания
рассматривается в свете общепризнанной
истины, выраженной пословицей. Отсюда
её идейно-эмоциональная характерность.
Композиционное членение суждения в пословицах,
часто подкрепляемое ритмом, рифмой, ассонансами,
аллитерациями, совпадает с синтаксическим.
Загадка - жанр народнопоэтического творчества
у всех народов мира; поэтическое, часто
иносказательное описание какого-либо
предмета или явления. В древности имела
культовое значение, была связана с поверьями
и обрядами, запрещавшими называть предметы
своими именами[4].
Позже загадка приобретает большей частью
эстетическое и познавательное значение.
Служит для испытания смекалки. Загадки
отличаются разнообразием тематики и
богатством художественных приёмов, им
присущи композиционная чёткость, рифма,
наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются
комические элементы, имеющие социальный
смысл: «Стоит поп низок, на нём сто ризок»
(капуста). Загадка широко вошла в др. жанры
фольклора, а также в литературу.
Декоративно-прикладное искусство (от
лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного
искусства, охватывающий создание художественных
изделий, имеющих утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного
искусства отвечают нескольким требованиям:
обладают эстетическим качеством; рассчитаны
на художественный эффект; служат для
оформления быта и интерьера.[1] Такими
произведениями являются: одежда, плательные
и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное
стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие
художественные изделия. В научной литературе
со второй половины XIX века утвердилась
классификация отраслей декоративно-прикладного
искусства по материалу (металл, керамика,
текстиль, дерево), по технике выполнения
(резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё,
чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным
признакам использования предмета (мебель,
посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена
важной ролью конструктивно-технологического
начала в декоративно-прикладном искусстве
и его непосредственной связью с производством.
Декоративно-прикладное искусство существовало
уже на ранней стадии развития человеческого
общества и на протяжении многих веков
являлось важнейшей, а для ряда племён
и народностей основной областью художественного
творчества. Древнейшим произведениям
декоративно-прикладного искусства свойственны
исключительная содержательность образов,
внимание к эстетике материала, к рациональному
построению формы, подчёркнутой декором.
В традиционном народном творчестве эта
тенденция удержалась вплоть до наших
дней.
Основные виды декоративно-прикладного
искусства
Ба́тик — ручная роспись по ткани с использованием
резервирующих составов.
На ткань — шёлк, хлопок, шерсть, синтетику
— наносится соответствующая ткани краска.
Для получения чётких границ на стыке
красок используется специальный закрепитель,
называемый резерв (резервирующий состав,
на основе парафина, бензина, на водной
основе — в зависимости от выбранной техники,
ткани и красок).
Существует несколько видов батика —
горячий, холодный, узелковый, свободная
роспись. Они отличаются способом резервирования
ткани.
Гобелен(фр. gobelin) — один из видов декоративно-прикладного
искусства, стенной безворсовый ковёр
с сюжетной или орнаментной композицией,
вытканный вручную перекрёстным переплетением
нитей. Гобелены ткутся из цветных шёлковых
и/или шерстяных нитей отдельными частями,
которые затем сшиваются между собой (часто
отдельные цветовые пятна).
В Брокгаузе и Ефроне гобелен определяется
как «тканый ковёр ручной работы, на котором
разноцветной шерстью и отчасти шёлком
воспроизведена картина и нарочно приготовленный
картон более или менее известного художника».
Первоначально гобелены, тканые безворсовые
ковры, назывались шпалерами.
Арраци или аррас (по названию города Арраса,
где в XIV веке производились яркие шпалеры
с использованием золотой и серебряной
нити)
Вердюра (слово возникло в XVI веке, образовано
от фр. Verdure — зелень, трава, листва. Первоначально
так называли изображения животных и птиц
на фоне природы, но вскоре это название
закрепилось за самими произведениями.
В XX веке появились новые названия: текстильное
панно, таписсерия.
Резьба по дереву — вид декоративно-прикладного
искусства (также резьба является одним
из видов художественной обработки дерева
наряду с выпиливанием, токарным делом)
В России резьба по дереву называлась
резным делом. Рисунок — ознамёнка, употреблялись
также слова: вызорочье, узорочье. Резное
дело в народных традициях. Резьба по плоской
поверхности в виде косиц и прямей, зубчиков,
городцев и киотцев, желобков, звёздок,
маковиц, грибков, кляпышей и т. д. Образец
этой древней резьбы — царское место в
Успенском соборе.
Во второй половине XVII века в России появилась
немецкая резьба, фигурная, с готическими
мотивами. В 1660 году этой резьбой была
украшена царская столовая, построенная
по проекту немецкого архитектора Декенпина.
Появились новые инструменты и немецкие
названия и термины: гзымьзумбь, шерхебель,
шархебень, нашлихтебль и т. д. В резьбе
и мебели появились карнисы, гзымзы, шпленгери,
кракштыны (кронштейн), фрамуги, каптели,
цыротные травы, фруфты и т. д. Мастера
начали изготовлять резьбу по немецким
мастерским лицевым книгам — то есть по
образцам и рисункам.
Рези расписсывались яркими красками,
иногда покрывались сусальным золотом.
Современная резьба
Условно можно выделить три основных типа:
сквозная резьба (сюда относится пропильная
и прорезная резьба)
глухая резьба (все подвиды рельефной
и плосковыемчатой резьбы)
скульптурная резьба
домовая резьба (является отдельным направлением,
поскольку может сочетать в себе все три
вышеперечисленных типа).
Керамика (др.-греч. κέραμος — глина) —
изделия из неорганических, неметаллических
материалов (например, глины) и их смесей
с минеральными добавками, изготовляемые
под воздействием высокой температуры
с последующим охлаждением.
В узком смысле слово керамика обозначает
глину, прошедшую обжиг. Однако современное
использование этого термина расширяет
его значение до включения всех неорганических
неметаллических материалов. Керамические
материалы могут иметь прозрачную или
частично прозрачную структуру, могут
происходить из стекла (см. ситаллы). Самая
ранняя керамика использовалась как посуда
из глины или из смесей её с другими материалами.
В настоящее время керамика применяется
как индустриальный материал (машиностроение,
приборостроение, авиационная промышленность
и др.), как строительный материал, художественный,
как материал, широко используемый в медицине,
науке. В XX столетии новые керамические
материалы были созданы для использования
в полупроводниковой индустрии и др. областях.
В зависимости от строения различают тонкую
керамику (черепок стекловидный или мелкозернистый)
и грубую (черепок крупнозернистый). Основные
виды тонкой керамики — фарфор, полуфарфор,
фаянс, майолика. Основной вид грубой керамики
— гончарная керамика.
Вышива́ние— общеизвестное и распространенное
рукодельное искусство украшать самыми
разными узорами всевозможные ткани и
материалы, от самых грубых и плотных,
как, например: сукно, холст, кожа, древесная
кора, до тончайших материй — батиста,
кисеи, газа, тюля и пр.
Вышивка, широко распространённый вид
декоративно-прикладного искусства, в
котором узор и изображение выполняются
вручную (иглой, иногда крючком) или посредством
вышивальной машины на различных тканях,
коже, войлоке и других материалах льняными,
хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми
(чаще цветными) нитями, а также волосом,
бисером, жемчугом, драгоценными камнями,
блёстками, монетами и т. п. Для шитых аппликаций
(разновидность вышивки, часто с рельефным
швом) используются ткани, мех, войлок,
кожа. Вышивка применяется для украшения
одежды, предметов быта, для создания самостоятельных
декоративных панно.
Главные выразительные средства вышивки
как вида искусства:
выявление эстетических свойств материала
(переливчатый блеск шёлка, ровное мерцание
льна, сияние золота, блёсток, камней, пушистость
и матовость шерсти и т. д.);
использование свойства линий и цветовых
пятен узора вышивки дополнительно воздействовать
ритмически чёткой или прихотливо-свободной
игрой швов;
эффекты, извлекаемые из сочетания узора
и изображения с фоном (тканью или другой
основой), близким или контрастным вышивке
по фактуре и цвету….
Вяза́ние — процесс изготовления изделий
(обычно элементов одежды) из непрерывных
нитей путём изгибания их в петли и соединения
петель друг с другом с помощью несложных
инструментов вручную (вязальный крючок,
спицы) или на специальной машине (механическое
вязание). В египетской гробнице найдена
вязаная детская обувь, возраст которой
более четырех тысяч лет.
Макраме (от арабск. — тесьма, бахрома,
кружево или от турецк. — шарф или салфетка
с бахромой) — техника узелкового плетения.
Техника этого узелкового плетения известна
ещё с древности. По некоторым данным в
Европу макраме пришло в VIII—IX веках с
Востока. Эту технику знали в Древнем Египте,
Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Развитию макраме очень помог парусный
флот. Издавна моряки плели сети, сращивали
с помощью узлов тросы, оплетали различные
конструкции, украшали плетёными покрышками
рулевые колёса. Известно около четырёх
тысяч морских узлов. Комбинации узлов
очень часто бывали необыкновенно сложными.
Многие морские узлы благодаря своей красоте
и оригинальности перешли в художественное
ремесло — макраме. Получаемые узоры отличаются
не только красотой, но и прочностью. Недаром
один из основных узлов макраме — двойной
плоский — в древности называли Геркулесовым
узлом.
Ювелирика — это термин, обозначающий
результат и процесс творчества художников-ювелиров,
а также всю совокупность созданных ими
предметов и произведений ювелирного
искусства, предназначенных в основном
для личного украшения людей, и изготовленных
из драгоценных материалов, таких, как
драгоценные металлы и драгоценные камни.
Чтобы украшение или предмет можно было
однозначно причислить к ювелирике, это
украшение должно удовлетворять трём
условиям: в этом украшении должен быть
использован хотя бы один драгоценный
материал, это украшение должно иметь
в себе художественную ценность, и оно
быть уникальным — то есть оно не должно
тиражироваться изготовляющим его художником-ювелиром.
Художественная обработка кожи- изготовление
из кожи различных предметов как бытового,
так и декоративно-художественного назначения;
Приемы художественной обработки кожи:
Тиснение, Перфорация или высечка, Плетение
,Пирография (выжигание), Гравировка, Аппликация
в кожевенном деле ,Интарсия. Моза́ика
(фр. mosaïque, итал. mosaico от лат. (opus) musivum —
(произведение) посвящённое музам) — декоративно-прикладное
и монументальное искусство разных жанров,
произведения которого подразумевают
формирование изображения посредством
компоновки, набора и закрепления на поверхности
(как правило — на плоскости) разноцветных
камней, смальты, керамических плиток
и других материалов.
Народные игры - исторически сложившееся
общественное явление, самостоятельный
вид деятельности, свойственный народностям
и регионам.
Русские народные игры очень многообразны:
детские игры, настольные игры, хороводные
игры для взрослых с народными песнями,
прибаутками, плясками.
Игры издавна служили средством самопознания,
здесь проявляли свои лучшие качества:
доброту, благородство, взаимовыручку,
самопожертвование ради других. После
тяжелого трудового дня взрослые с удовольствием
принимали участие в играх детей, обучая
их, как надо развлекаться и отдыхать.
Характерная особенность русских народных
игр - движения в содержании игры (бег,
прыжки, метания, броски, передачи и ловля
мяча, сопротивления и др.). Эти двигательные
действия мотивированы сюжетом игры. Специальной
физической подготовленности играющим
не требуется, но хорошо физически развитые
игроки получают определенное преимущество
в ходе игры (так, в лапте хорошо ловящего
мяч ставят в поле у линии кона, а хорошо
бьющего выбирают капитаном и дают дополнительный
удар по мячу).
Таким образом, русские народные игры
представляют собой сознательную инициативную
деятельность, направленную на достижение
условной цели, установленной правилами
игры, которая складывается на основе
русских национальных традиций и учитывает
культурные, социальные и духовные ценности
русского народа в физкультурном аспекте
деятельности.
Народный костюм – это бесценное неотъемлемое
достояние культуры народа, накопленная
веками. Одежда , прошедшая в своём развитии
долгий путь, тесно связано с историей
и эстетическими взглядами создателей
. Искусство современного костюма не может
развиваться в отрыве от народных, национальных
традиций. Без глубокого изучения традиций
невозможно прогрессивное развитие любого
вида и жанра современного искусства.
Народный костюм – не только яркий самобытный
элемент культуры, но и синтез различных
видов декоративного творчества, вплоть
до середины ХХ века донёсшего традиционные
элементы кроя, орнамента, использования
материалов и украшений, свойственных
русской одежде в прошлом.
На формирование состава, покроя , особенностей
орнаментации русского костюма оказывали
влияния географическая среда и климатические
условия, хозяйственный уклад и уровень
развития производительных сил. Немаловажными
факторами явились историко-социальные
процессы, способствующие созданию особых
форм одежды, значительна была роль местных
культурных традиций.
До 1930 годов народный костюм составлял
неотъемлемую часть художественного облика
сельского населения: русских хороводов,
свадебных обрядов, посиделок и т.д. У многих
народов национальный костюм в качестве
праздничного сохраняется до сих пор.
Он осваивается как художественное наследие
современными модельерами, живет в творчестве
ансамблей народный песне и танцах.
Народное танцевальное творчество сохраняло
и развивало свои традиции наравне с развитием
других видов народного искусства, Живая
связь хореографии с жизнью, с идеологическими,
эстетическими требованиями времени,
общественными идеалами сообщала ей определенные
черты.
Фольклорный танец исполнялся и исполняется
танцующими, прежде всего для самих себя
и лишь отчасти для других, то есть он не
предусматривает собственного зрителя.
Собираясь на гулянья, отмечая праздники,
люди исполняют танцы, взявшись за руки
(в разных рисунках — в кругу, цепочках
и т. д.), а потому они рассчитаны на большинство
присутствующих, просты по движениям и
рисункам; танцующие могут выходить из
круга и, отдохнув, продолжать танец.
В прошлом в народной хореографии в основном
преобладала тематика, связанная с крестьянским
укладом жизни. С течением времени жизнь
потребовала расширения тематических
горизонтов, поставила новые задачи перед
хореографией. Значительно обогатилась
тема труда. Сохраняя традиционные танцы,
хореографы обогащают их содержание, показывают
уже механизированный труд лесорубов,
сплавщиков, шахтеров, кузнецов, механизаторов...
Изменились семейные праздники и обряды,
свадьбы, проводы в армию и др. Все это
по-своему выражают современные танцы.
Народная музыка (или фольклорная, англ.
folklore) — музыкально-поэтическое творчество
народа. Она — неотъемлемая часть фольклора
и вместе с тем включается в исторический
процесс формирования и развития культовой
и светской, профессиональной и массовой
музыкальной культуры. На конференции
международного совета народной музыки
(начало 1950-х годов) народная музыка была
определена как продукт музыкальной традиции,
формируемой в процессе устной передачи
тремя факторами — непрерывностью (преемственностью),
вариантностью (изменчивостью) и избирательностью
(отбором среды).
Различают устную и письменную музыкальные
традиции. Со времени развития письменных
музыкальных традиций происходит постоянное
взаимовлияние культур. Таким образом
народная музыка существует на определённой
территории и в конкретное историческое
время, то есть ограничена пространством
и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных
диалектов в каждой народной музыкальной
культуре.
Народная драма – связано с понятием «русский
народный театр» – народное театрально
– драматическое искусство, к которому
на раннем этапе можно отнести значительные
элементы обрядов, ряжений, игрищ, хороводов,
диалогов, выкриков балаганных дедов и
карусельных зазывал, драматические действия
и сценки, кукольный театр («Петрушка»).
Важнейшее отличие драматических действ
– перевоплощение исполнителей в образы
персонажей действа.
Драма, по Аристотелю, всегда имеет начало,
середину и конец, их нельзя поменять местами,
не разрушив самого ее существа.
Тенденция развития
НХК в 21 веке.
Народная художественная культура
является частью художественной культуры
общества. Она развивается под влиянием
принятых и утвердившихся в данном обществе
художественных норм, ценностей и идеалов.
Спецификой народной художественной культуры
является то, что она воплощает в себе
традиции (то есть устойчивые формы жизни
народа, отражающие особенности его национального
характера и национальных образов мира).
В каждом современном обществе, как правило,
сосуществует и взаимодействует множество
различных национально-культурных и национально-художественных
традиций. Так, в художественной культуре
России, где проживают представители около
130 этносов, созданы условия для сохранения
и развития самобытных народных художественных
культур каждого из них.
Народная художественная культура - древнейший
пласт отечественного культурного наследия.
Ее корни уходят в традиции и обычаи восточнославянских
племен, проживавших на территории нашей
страны. Главной частью этой культуры
являются произведения народного художественного
творчества (песни, сказки, танцы и т.д.).
В старину они передавались от поколения
к поколению в бесписьменной форме ("из
уст в уста"), и поэтому все время изменялись
(варьировались).
До сих пор одна и та же народная песня
в разных областях России может звучать
по-разному. Имена авторов таких произведений
установить невозможно, ведь они созданы
коллективным творчеством народа.
Народная художественная культура складывалась
на Руси как культура быта, развивалась
во всех слоях общества, имея много общего
в крестьянской, купеческой, боярской
и княжеской среде. В изучение и распространение
традиций народной художественной культуры
важный вклад внесли в XIX - начале XX в. представители
творческой интеллигенции, русского дворянства
и других сословий.
Наряду с русской народной художественной
культурой в России с давних пор существуют
художественные культуры многих других
народов. В нашем многонациональном государстве
проживает сейчас более 120 народов, и каждый
из них имеет равные права на сохранение
и развитие своих национально-культурных
традиций и обычаев.
Народная художественная культура - более
широкое понятие, чем народное художественное
творчество.
Народное художественное творчество включает
в себя совокупность художественных произведений
различных видов и жанров, созданных народом
на основе его самобытных традиций, а также
своеобразные формы и способы художественно-творческой
деятельности.
Процесс и результаты народного художественного
творчества неразрывно связаны с представлениями
того или иного народа о мире, с особенностями
его национального характера и творческих
устремлений.
Народная художественная культура в России
более 10 веков развивается во взаимосвязи
с церковным искусством, которое основано
на православной вере, христианском вероучении
и неотделимо от библейских образов н
сюжетов. Хотя церковное искусство пришло
на Русь из Византии, его развитие происходило
во взаимосвязи с отечественными национально-культурными
традициями, с народным художественным
творчеством.
В современной России получила распространение
не только православная вера, но и другие
религии, каждая из которых связана с соответствующими
ей явлениями искусства.
Еще один важнейший исторический пласт
отечественной художественной культуры,
неразрывно связанный с народной художественной
культурой - светская художественная культура
(культура светского общества, просвещенных
слоев населения). С XVIII в. она развивалась
под влиянием западноевропейского искусства
(оперного, театрального и т.д.) и в связи
с реформами Петра I. В светской художественной
культуре возникли новые, не встречавшиеся
в древнерусской народной художественной
культуре, формы художественной жизни
(балы, оперные, театральные и балетные
спектакли, симфонические концерты и т.д.)
Вместе с тем, западноевропейские традиции,
перенесенные на отечественную почву,
заметно изменились под влиянием особенностей
нашей культуры.
Большую роль в развитии традиций народной
художественной культуры, различных видов
и жанров народного творчества сыграло
русское классическое искусство. Как известно,
многие русские композиторы-классики
собирали и обрабатывали народные песни,
создавали оперы, балеты и другие произведения
по мотивам русских народных сказок, былин,
древнеславянских мифов. Среди них композиторы
П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков,
И.Ф. Стравинский, художники В. Васнецов,
Врубель, Кустодиев и многие другие.
Знакомство с народной культурой является
наиболее простым и в то же время мощным
средством духовного развития подрастающего
поколения. Приобщение ребенка с раннего
возраста к культуре своего народа способствует
возрождению генетической и культурной
памяти детей и развитию их духовного
потенциала. Народная художественная
культура изначально воспитательна, она
дает детям уроки стройности, порядка,
образованности, нравственности. Целенаправленное
ознакомление дошкольников с народной
культурой представляет собой процесс
решения совокупности различных педагогических
задач, из которых, на наш взгляд, наиболее
важной является формирование у детей
общего представления о культуре русского
народа, ее богатстве и красоте, развитие
творческого потенциала, творческого
самовыражения ребенка, формирование
этических нравственных ценностей, лежащих
в основе народной культуры, духовное
развитие. Народная художественная культура
позволяет гармонизировать социально-семейную
среду, укрепляя отношения между поколениями.
Следует отметить и такую важную задачу,
как развитие у ребенка способности осознать
свою принадлежность к определенной культуре.
Среди детей и молодежи за последние годы
явственно обозначился интерес к национальным
культурным традициям и желание их освоить.
Активное включение подрастающего поколения
в сферу восстановления народной художественной
культуры позволяет укрепить у детей и
юношества национальный иммунитет, воспита
ть чувства добропорядочности, ответственности,
любви к Родине, сохранить психическое
и физическое здоровье.
Из средств массовой информации, культурной
жизни России полностью исчезло все, что
служило ранее культурно-просветительской
деятельности в области народной художественной
культуры. Где можно ознакомиться в современном
мире с её образцами? Получается, что только
в художественной самодеятельности и
музеях. Именно музеи широко развернули
в своё время работу, которая впоследствии
оформилась в музейную педагогику. В них
были организованы центры народных ремесел,
например, в Российском этнографическом
музее и Всероссийском музее декоративно-прикладного
и народного искусства.
Единственными охранителями и деятелями
по развитию народной художественной
культуры остаются сфера образования,
включающая учебные заведения: общеобразовательные,
профессиональные, дополнительного образования
детей, и культурно-просветительские учреждения.
Отдельное место занимают высшие профессиональные
учебные заведения и специальности «Декоративно-прикладное
искусство», «Народное художественное
творчество», «Дизайн». Определенную роль
в пропаганде народного творчества играет
журнал «Традиционная культура», который
ранее назывался «Народное творчество».
Но и профессиональная подготовка по этим
специальностям не ликвидирует проблему
полного отсутствия квалифицированных
специалистов в сфере изучения и сохранения
народной художественной культуры. Проблемы
сохранения и развития народной художественной
культуры становятся всё более актуальными
и на международном уровне. Не случайно
ЮНЕСКО выступила в поддержку традиционной
народной культуры, направив в свои национальные
советы «Рекомендацию по сохранению фольклора»
Одним из важных направлений будущей деятельности
в регионах считается интеграция деятельности
различных социальных институтов, участвующих
в сохранении и развитии традиционной
художественной культуры народов России.
Народное искусство как проблема культуры
есть проблема человека и нации, проблема
мировоззрения. В связи с этим приобретает
важнейшую значимость научный подход
к проблемам сохранения и трансляции в
будущее народной художественной культуры
с обязательным использованием достижений
философии, эстетики и искусствоведения,
других гуманитарных наук.
В современных условиях, когда утрачены
традиционные, прежде всего этнопедагогические,
механизмы передачи многовекового опыта
и знаний народа, этноса, основная роль
в сохранении и развитии русского художественного
наследия, как всенародного достояния,
должна принадлежать региональным системам.
В них необходимо оказывать приоритетное
внимание и поддержку традиционной русской
художественной культуре как культуре
коренного субэтноса (так его определил
Л.Н. Гумилёв). Народная художественная
культура должна восприниматься как целостное
этнокультурное явление и рассматриваться
с точки зрения формирования системы взаимодействия
всех учреждений, организаций, в том числе
общественных организаций, отдельных
лиц, значение которых нельзя преуменьшать,
по возвращению народных традиций в различные
сферы общественной жизни и жизнедеятельности
человека. Региональным властям прежде
всего необходимо разработать целостные,
многоуровневые, вариативные образовательные
системы на базе народной художественной
культуры, включающие дошкольные и внешкольные,
образовательные, социальные, культурно-досуговые
учреждения, специализированные учебные
заведения всех уровней. Но более перспективным
направлением представляется разработка
комплексных научно-практических программ
включения народной культуры во всех её
ипостасях в жизнь современного российского
социума.
Народная художественная культура как
сложная динамическая система обладает
множественностью функций: социальной,
познавательной, ритуальной, этической,
эстетической, нормативной, информативной,
коммуникативной, воспитательной, организующей,
этикетной и др. И эти функции необходимо
использовать в полном объеме и в самых
различных сферах социальной, культурной,
образовательной, экономической деятельности
регионов. Народная культура есть культура
органическая, она есть сама природа, что
сохраняет и формирует во времени сознание
человека, неизменно живущего своей причастностью
к народному целому, чувством своего места
в космосе [10, 4]. Народная художественная
культура является фундаментом современной
культуры, корневой системой национальной
культуры. Её «генеральной функцией» является
«воспроизводство человеческого в человеке»,
воссоздание связей личности с общенародным,
общечеловеческим при сохранении национальной
укоренённости, т.е. формирование гражданина
будущей России.
Таким образом, народная художественная
культура - сложное и многогранное явление,
не ограниченное крестьянским фольклором.
Помимо традиционных для того или иного
народа видов и форм художественной деятельности
и ее результатов (сказок, песен, танцев
и т.д.) , народная художественная культура
включает систему воплощенных в художественных
образах базовых духовно-нравственных
ценностей и идеалов того или иного народа,
отражает его мировоззрение и миропонимание.
Народная художественная культура включает
также сложившиеся в том или ином этносе
и передающиеся от поколения к поколению
формы и способы создания, сохранения
и распространения художественных ценностей,
формы бытования произведений народного
творчества.
Особенности художественной
самодеятельности в 1917-1930-е годы. По
80-е годы
Наиболее краткий, но сложный
и внутренне проти¬воречивый первый этап
становления и развития худо-жественной
самодеятельности очерчен первыми после¬революционными
годами и началом 1930-х годов. Развитие
художественной самодеятельности в этот
пе¬риод имело существенные особенности.
Развернувшие¬ся во всех областях жизни
нашего общества преобразования вызвали
и бурный рост самодеятельного художественного
движения. Наблюдалось его интен¬сивное
развертывание вширь. Активная творческая
жизнь самодеятельных хоров, оркестров,
достигавших зачастую огромных составов,
стала характерной чер¬той клубной практики.
Художественная самодеятель-ность являлась
органической ее частью. Увлечение значительной
части населения художественной практи¬кой
придавало ей размах, особую приподнятость
в психологическом отношении.
Художественная самодеятельность первого
послеок¬тябрьского пятнадцатилетия
отличалась открытой полити-ческой активностью,
агитационным пафосом, стремлением к созданию
оригинальных художественных форм. Агитаци¬онность,
монтажность, синтетичность, присущие
всем видам раннесоветского самодеятельного
творчества, были в то же время главными
чертами всей советской культуры. Именно
на этих направлениях художественного
поиска объединя¬лись усилия самодеятельных
коллективов и профессиональ¬ных художников-новаторов;
здесь же обнаруживалось род¬ство новых
самодеятельно-творческих форм с некоторыми
особенностями традиционной народной
культуры. [15]
Основными жанрами являлись: в области
музы¬кальной самодеятельности — духовые
и народные ор¬кестры (балалаечные, домрово-балалаечные,
домровые трех- и четырехструнные), инструментальные
ансам¬бли разных составов, музыкальные,
музыкально-хо¬ровые студии; в области
театральной самодеятельно¬сти — драматические
студии, кружки, театры рабочей молодежи,
кружки чтецов, декламаторов; в области
хоровой самодеятельности — народные
и академиче-ские хоры, вокальные ансамбли,
хоровые студии.
Главную роль в музыкальной самодеятельности
играли хоры и оркестры духовых и народных
инструментов — наи¬более распространенные
формы музицирования, имевшие богатые
дореволюционные традиции. Причины хорового
уклона в общем ясны: массовые традиции
бытового и церковного пения, непосредственная
связь хоровой самодеятельности с жанром
революционном песни, отсутствие необходимости
обеспечения инструментами, мобильность
хоровых коллективов в осуществлении
бесчисленных заданий по музыкальному
«оформлению» съездов, митингов, празднеств,
спектаклей, отсутствие соци¬альных, возрастных
ограничений, развитые народные традиции
хорового пения.[7]
Видное место в музыкальной самодеятельности
занимали оркестры и ансамбли народных
инструментов. Широчай-шее распространение
их в дореволюционный период, яви¬вшееся
результатом активной деятельности В.В.
Андреева и других энтузиастов «великорусских»
оркестров, популяр¬ность народных инструментов
в бытовом музицировании, значительно
большее (по сравнению с «классическими»)
ко¬личество их у населения — вот основные
причины активной поддержки, оказывавшейся
этим коллективам. Популярны были и т.
н. «неаполитанские» оркестры, составленные
из мандолин и гитар.
К этому периоду относится появление таких
самобыт¬ных жанров, как шумовые оркестры,
а также единых художественных кружков
(ЕХК), вокально-оперных кружков. Недостаточно
была представлена танцевальная, хорео-графическая
и изосамодеятельность, которая начала
в массовом масштабе развиваться только
к началу 30-х годов.
В целом изосамодеятельности был присущ
тот же пафос коллективизма, борьбы за
строительство новой жизни и утверждении
новых идеалов, что и театральному, и музыкальному
творчеству трудящихся. Рабочие художники
часто были участниками создания синтетических
форм самодеятельности - они оформляли
массовые празднества и клубные вечера,
пи¬сали лозунги и плакаты, делали костюмы
и декорации для театральных постановок.
[15]
Театральная самодеятельность 1917—1920
годов разви¬валась в условиях гражданской
войны, т. е. прямого откры-того столкновения
политических, социальных целей, инте¬ресов
и отстаивания их в вооруженной борьбе.
Но именно в это время ши¬роко развернулось
самодеятельное театральное творчество.
В период открытой борьбы при малограмотности
насе¬ления многонациональной по преимуществу
крестьянской России, сохранившей навыки
фольклорной (устной) культу¬ры, резко
возросло значение живого слова, языка
жестов, эмоционально насыщенной речи.
Театрально-игровые фор¬мы стали эффективным
средством массовой политической пропаганды
и агитации. Разумеется, расцвет самодеятельности
был возможен благодаря укорененности
театра в духовной жизни различ¬ных слоев
народа. Интеллигенция, связавшая свои
судьбы с революцией, сформировалась под
сильным воздействием профессионального
русского театра с его реалистическими
и демократическими традициями, глубоко
верила в его об¬лагораживающие возможности.
У народов, входивших в со¬став России,
еще существовали традиционные обряды
и обычаи, в большей или меньшей степени
насыщенные театрально-игровыми элементами.
К тому же вплоть до на¬чала XX века в городах
России регулярно и на широкую ногу устраивались
балаганы — зрелища, приуроченные к праздникам
и ярмаркам и предназначавшиеся для город¬ских
и сельских «низших» классов и сословий.
Закономерно поэтому, что значительный
пласт театраль¬ной самодеятельности
1918—1920 годов (и последующего десятилетия)
составляли не сценические произведения
на ос¬нове драматургии, а обрядово-игровые
действа, в большой степени состоявшие
из внехудожественных и внетеатральных
элементов. Ведь театральная самодеятельность
часто решала весьма скромные задачи первичной
театрализации митингов, торжественных
заседаний, демонстраций, празд-ников.
При этом нередко возникала ситуа¬ция,
типологически близкая традиционному
народному (фольклорному) обрядово-бытовому
театральному творче¬ству.
Особенностями развития художественной
самодея¬тельности на первом этапе было
то, что она, многое унаследовав от дореволюционного
любительского творчества, бытового пения,
игры на народных музы¬кальных инструментах,
гармонике, критически перера¬батывала,
перестраивала его с учетом новых со¬циальных
запросов и веяний. Это уже было не повторение
имеющегося, достигнутого, а движение
к новым формам творчества, обогащение
их содержа¬ния. Это был сложный, противоречивый
процесс, свя¬занный подчас с коренной
ломкой устоявшихся тради¬ций, приемов,
жанров в существующем народном творчестве.
Борьба за массовость самодеятельности,
поиски ею своего лица в основном были
к концу 20-х — началу 30-х годов завершены.
Утверждался взгляд на социа¬листическую
природу художественной самодеятельно¬сти.
Феномен «смычки» профессионалов и любителей,
пре¬вратившийся позднее в широко рекламируемый
идеологи-ческий институт «шефства», родился
не столько из ху¬дожественных убеждений
и культурологических утопий теоретиков,
сколько из жестокой мути взорванного
рево¬люцией быта, из повседневных проблем
человеческой жиз¬ни. Война, голод, холод,
разруха, обыски, «уплотнения», выселения,
ссылки, потеря былого со былого социального
статуса — все это заставляло тысячи профессиональных
артистов идти в любительские студии и
кружки, создавать красноармейские театры,
деревенские оркестры.[15]
Многие проблемы были связаны с художественной
самодеятельностью, сфор¬мировавшейся
к тому времени в мощную и развет¬вленную
сеть музыкальных и драматических кружков,
хоров, оркестров, студий и т. д. К этому
времени бы¬ли подведены первые теоретические
и практи¬ческие итоги развития художественной
самодеятельно¬сти в стране. Прошло несколько
Всероссийских научно-теоретических конференций:
по деревенской ху¬дожественной работе
(июнь 1929 г.), музыкальная кон¬ференция
(август 1929 г.), первая хоровая конференция
(1930 г.), по массовой музыкальной работе
(1931 г.) и др. На конференциях были обобщены
теоретические и творческие итоги художественной
самодеятельности к этому времени, намечены
пути ее дальнейшего развития. Летом 1932
г. в Москве состоялась 1-я Всесоюзная олимпиада
самодеятельного искусства, которая прак¬тически
закрепила итоги первых 15 лет становления
художественной самодеятельности, продемонстрирова¬ла
ее завоевания, выявила «узкие» места
и нерешенные проблемы.[7]
В 20-е годы самодеятельное творчество
стало своеобраз¬ным полигоном для испытания
многочисленных, в том чис¬ле сугубо экспериментальных
моделей культурного стро¬ительства.
Неверно было бы сводить все лишь к агитации
и пропаганде, на службу которым якобы
с самого начала пытались поставить все
художественное творчество огром¬ной
многонациональной страны. Но тесная связь
новорож¬денной «советской художественной
самодеятельности тру¬дящихся масс» с
теорией «пролетарской культуры будуще¬го»
и прямая обусловленность практики поддерживаемого
новой властью самодеятельного творчества»
агитационными задачами текущего момента
— это, несомненно, те факто¬ры, которые
оказывали мощное воздействие на характер
и масштабы вклада художественного любительства
того вре¬мени в становление и развитие
новой - «социалистичес¬кий» культуры
России.
1.2. Художественная само¬деятельность
в период с 1930-1950-е годы.
Второй этап в развитии самодеятельности
отли¬чался упрочением достигнутых успехов,
активным ис-пользованием накопленного
опыта, дальнейшими по¬исками своего пути
и перестройкой работы кружков на новых
социально-эстетических началах. Хронологи¬чески
второй этап начинается в начале 30-х годов
и за¬вершается концом 50-х — началом 60-х,
годов. За это время в стране были созданы
единые творческие со¬юзы вместо значительного
числа ранее существовав¬ших творческих
организаций; изменились мате¬риальные
условия деятельности кружков; сформирова-лась
система государственного и общественного
руко¬водства самодеятельностью, подготовки
кадров; про¬изошло усиление шефской помощи
самодеятельности со стороны работников
культуры и искусства, профес¬сиональных
коллективов; значительно возрос нрав¬ственно-эстетический
потенциал художественной само¬деятельности,
активизировался ее «выход» за рубеж,
и т. д. Все это обусловило иные, чем до
начала 30-х годов, условия деятельности
художественных самодеятельных хоров,
оркестров, театров, студий и др.
В 30-е гг. резко изменилась иерархия самодеятельных
жанров, сложившаяся в предыдущее десятилетие.
Танец и массовая песня вышли на первые
места в быту и клубной самодеятельности,
далеко оттеснив любительские студии
и популярные еще недавно массовые синтетические
формы клубного агиттеатра. Стали историей
громоздкие, наивно величавые инсценировки
первых лет революции; кончи¬лось время
пролеткультовских экспериментов, «коллектив¬ной
драматургии», ЕХК, хоровой декламации
лозунгов и увлечения ритмической гимнастикой.
Закрылись, просуще¬ствовав совсем недолго,
возникшие во времена нэпа многочисленные
любительские фотообщества и фотокоо¬перативы.
[16]
В художественной самодеятельности появились
новые жанры — эстрадные оркестры, оркестры
и ан¬самбли баянистов и аккордеонистов,
обогатились ра¬нее существовавшие составы
оркестров русских на¬родных инструментов
за счет введения ряда духовых инструментов
симфонического оркестра, баянов и т. п.
Массовое развитие получила танцевальная
само¬деятельность, на базе которой создавались
многочис¬ленные национальные ансамбли
песни и танца, возни¬кли хореографические
студии. Повышенное внимание к танцевальному
искусству и массовому танцу, характерное
для культпросвета 30-х гг.; стремительный
поворот от «танцеборства» к настойчивой
пропаганде и рекламе танцев средствами
фотографии, кино, радиомузыки, изоплаката,
постоянными выступлениями танцевальных
коллективов и ансамблей песни и пляски;
широкое внедрение танцевальной самодеятельнос¬ти
в систему эстетического воспитания; значительные
суммы из национального бюджета, шедшие
на развитие балетного театра и танцевальной
самодеятельности; нако¬нец, то значение,
какое было придано массовым формам бытового
танца, устройству танцплощадок, танцевальных
залов, курсов и школ современных танцев
при клубах, домах культуры, жактах — весь
этот комплекс малых и больших мероприятий,
пропагандирующих «бод¬рое искусство
танца», (несомненно, впрямую связан с
политическими и экономическими событиями,
происходившими в стране.
Отмечался бурный рост изосамодеятельности.
Все силы самодеятельного искусства должны
были быть направлены к одной цели — показать
счастливую праздничную жизнь страны,
победившей фашизм и строящей коммунизм.
В за-висимости от того, насколько соответствовал
этому тре¬бованию строй творчества того
или иного художника, его превозносили
или критиковали. К концу 50-х гг. в изосамодеятельности
очень четко обозначился кризис утилитарного
отношения к ней, перед глазами всего общества
открылась бесплодность усилий самодеятельных
мастеров, пытавшихся слепо подражать
шедеврам социалистического реализма,
само слово «само¬деятельный» в обиходе
приобрело негативный оттенок. И одновременно
подспудно накапливался потенциал само¬бытной
творческой мысли, таившейся в глубинах
народно¬го сознания. Накопленный жизненный
опыт, стремление самоутвердиться как
личности, своим творчеством преодо¬леть
остро переживаемый разрыв между идеалами
всей жизни и окружающей реальностью,
а также «потепление» общественного климата,
социальные сдвиги, выразившие¬ся, в частности,
в небывалом дотоле у простого человека
количестве долгового времени, стали ocновой
для расцвета самобытной любительской
живописи в 60-80-е гг. Новые идеологические
требования, соответствующие выработанной
в 1930—1950 гг. модели самодеятельного творчества,
определили во многом развитие непрофессио¬нального
декоративно-прикладного искусства в
рассматри¬ваемый период. Самодеятель¬ное
прикладное искусство 1930—1950 гг. продемонстрировало
огромное количество новых путей достижения
изо¬бразительности с помощью самых различных
материалов, стремление к композиционно
сложным прикладным ве¬щам, изощренным
художественным техникам, различным ухищрениям
и имитациям одной техники другой.[18]
Как и в 20-е гг., драмкружками руководили
актеры-любители, учителя, избачи, бывшие
красноармейцы. Ре-жиссерские навыки руководителей
определялись багажом зрительских впечатлений,
полученных в театре профессиональном
или своем любительском, а также самообразовательной
активностью (чтение специальной литературы).
В тяжелейшие годы Великой Отечественной
войны сельский любительский театр не
прекращал своей деятель¬ности; драмкружки
неизменно участвовали в областных, всероссийских
смотрах сельской художественной самодея¬тельности.
В послевоенное десятилетие проблемы
сельской театральной самодеятельности
все чаще стали рассматривать в общем
ряду с проблемами городского любительскою
театра. Это, в частности, привело к тому,
что начали проводить единые для сельских
и городских коллективов об¬ластные и
республиканские смотры и конкурсы. Ставка
на соревновательность в театральной
самодея¬тельности имела много издержек:
конкуренция, местниче¬ство, лихорадочность
и авральность подготовки спектак¬лей,
частые замены менее опытных исполнителей,
с кото¬рыми недосуг работать, на «проверенных»
актеров с известным багажом штампов.
[16]
В целом значительно окрепло и определилось
в организационном и творческом от¬ношении
студийное движение, а также авторская
само¬дЗначительно поднялся исполнительский
уровень основной части коллективов. В
конце 50-х го¬дов появились первые «народные»
и «образцовые» коллективы — театры, хоры,
оркестры. В художествен¬ной самодеятельности
стала более планомерной учеб¬но-творческая
работа, упорядочивались организация
концертной деятельности, проведение
смотров, кон¬курсов. Тот бурный количественный
рост художествен¬ной самодеятельности,
который наблюдался вплоть до военного
времени, постепенно входил в устойчивые
берега. Необходимо было «оглядеться»,
оценить до¬стигнутое, выявить проблемы
и наметить дальнейшие пути развития самодеятельности
с учетом новых об¬щественных условий.
К концу 50-х годов значительно выросла
социаль¬ная зрелость художественной
самодеятельности, в ней проявлялась все
более зримо творческая и организа¬ционная
устойчивость и «солидность».
Особенностью этого этапа стало то, что
естествен¬ное поступательное движение
художественной само-деятельности было
несколько заторможено, задержа¬но, а
в некоторых отношениях и прервано войной.
Вплоть до конца 50-х годов художественная
самодея¬тельность восстанавливала свои
ряды, традиции, жанры, переживала огромные
материальные, ка¬дровые, организационно-творческие
трудности. По су¬ществу, пришлось восстанавливать
заново художе¬ственную самодеятельность
Белоруссии, Украины, некоторых западных
областей РСФСР, временно окку-пированных
немецкими захватчиками. [7]
1.3. Развитие художественной самодеятель¬ности
в 1950-1990-е годы.
Третий этап истории художественной самодеятель¬ности
начался на рубеже 50-х — 60-х годов. К этому
времени произошли глобальные изменения
в социаль¬но-экономической, духовной
областях жизни советских людей, в сфере
культуры, системе потребления и сози¬дания
художественных ценностей. Эти процессы
во многом питались творческой энергией
и самодеятель¬ностью масс. Развитие и
возвышение духовных по¬требностей привело
к качественной перестройке всей системы
функционирования художественных ценно¬стей.
В орбиту художественного творчества
втягива¬лись еще более широкие слои населения,
создавались максимально благоприятные
условия для участия в нем всех желающих.
Произошли значительные изме¬нения и
внутри художественной самодеятельности.
С 9 до 30 миллионов участвующих — таков
количе¬ственный скачок, происшедший
с 1961 по 1985 г. в самодеятельности. За указанный
исторический про¬межуток времени уже
около 10 тысяч самодеятельных коллективов
получили звание народных. Работа круж¬ков
в плане профессионально-
Художественная самодеятельность превратилась
в неотъемлемую составную часть культуры
советского народа, образа его жизни. Что
касается внутренних изменений в художественном
творчестве, то они связаны с резким ростом
мастер¬ства основной массы кружков, проведением
система¬тической и высокоорганизованной
учебно-воспитатель¬ной работы. Значительно
укрепили свои позиции авторские виды
творчества, появились самодеятельные
клубы любителей туристской, комсомольской,
моло¬дежной песни и т. п. [7]
В истории духовной жизни СССР последнее
тридцатиле¬тие его существования отмечено
резкой активизацией само¬деятельного
начала культуры. Оставляя в стороне политиче¬ские
и социально-экономические его проявления,
можно ска¬зать, что наиболее непосредственно
и разнообразно это отра¬зилось в области
музыкального творчества.
Множество новых явлений отечественной
музыкальной культуры, которые ныне опре¬деляют
ее облик, было впрямую связано именно
с самодея¬тельным, не имевшим аналогов
в системе профессионального искусства,
творчеством различных социально-возрастных
сло¬ев и групп. Самодеятельное музы¬кальное
творчество 1960-х - 1980-х годов участвовало
нарав¬не с профессиональным, а по широте
воздействия, «внедренности в быт», несомненно,
превосходило его. Самодеятельная авторская
песня, рок-культура, фольклористическое
движе¬ние, джаз, многие формы празднично-досугового
общения «вокруг музыки», возрождение
уличного музицирования дали огромную
массу явлений, процессов, изменивших
структуру мышления, музыкального быбыта,
звуковой среды, культуры в целом. [17]
В исторической ретроспективе отчетливо
различимы три крупных потока советского
музыкального самодеятельного творчества
60-х - 80-х годов: традиционные жанры клубной
художественной самодеятельности; самодеятельная
авторская песня; ВИА-рок-движение. Каждый
из них обозначал движе¬ние пласта культуры,
развитие определенной «формации» любительского
музыкального творчества. Движение и разви¬тие
это не укладывается в привычную схему
смены одного другим. Эти «блоки» существовали
в едином культурно-историческом пространстве
и уже поэтому находились в по¬стоянном,
пусть иногда и противоречивом, взаимодействии.
До начала 70-х годов традиционные жанры
клубной музы¬кальной самодеятельности
в целом сохраняли свои «ведущие позиции»
в системе государственной культурной
политики. Огромный массив хоров (академических,
народной песни, смешанных, мужских, женских,
детских), оркестров (духо¬вых, народных
инструментов, баянистов, эстрадных, симфо¬нических),
музыкальных театров (оперы, балета, оперетты),
ансамблей песни и танца (с хоровой, танцевальной
и оркест¬ровой группами), камерных инструментальных
и вокальных ансамблей - этот массив, как
и ранее, объединяла идеологи¬ческая и
организационно-материальная поддержка
государст¬ва. Профсоюзные, студенческие,
армейские, школьные, сель¬ские коллективы
традиционного типа по-прежнему составля¬ли
главную опору концепции «государственной
самодеятель¬ности» (управляемого народного
творчества) - как в СССР, так и за его пределами.
Самодеятельная авторская песня - это
не только ориги¬нальный жанр музыкально-поэтического
творчества. Одни из показателей непрерывного
расширения духовного пространства, открытого
самодеятельной авторской песней почти
полвека назад - необычайная интенсивность
общест¬венной полемики, пик которой пришелся
на конец 80-х годов. Затем наступил новый
этап научного собирательства, фунда¬ментального
изучения: публикация собраний стихов
и песен В. Высоцкого, А. Галича, Ю. Визбора,
систематические изда¬ния сборников,
кассет и компакт-дисков, осуществляемые
Центром авторской песни, сотни статей
в газетах и журналах, теле- и радиопередачи.
Колыбелью и главным центром самодеятельной
автор¬ской песни стала Москва 50-х годов.
Большинство лидеров, создателей жанра
авторской песни - москвичи. В Москве ро¬дились,
учились, жили и творили А. Галич, М. Анчаров,
Б. Окуджава, Ю. Визбор, В. Высоцкий, Ю. Ким,
С. Никитин, В. Егоров, В. Долина.
В конце 50-х годов Министерство культуры
и ВЦСПС объявили о рождении «новой формы
самодеятельного искусства - народных
театров». В то же время в среде театрального
любительства все больший интерес и стремление
к подражанию вызывали так называемые
«театры-студии». Студийное «движение»
времен перестройки на самом деле было
продолжением и - в опре¬деленном смысле
- завершением целого этапа жизни моло¬дежных
студийных театров, действовавших в рамках
люби¬тельского «народного» театра на
протяжении 60-х - 70-х го¬дов. Первые их ростки
появились в годы «оттепели», а корни уходили
в 30-е, даже 20-е годы. И до рубежа 50-х - 60-х
годов существовали молодежные по составу
любительские кружки. Театры новой формации
возникли одновременно и неза¬висимо
друг от друга сразу в ряде городов России.
Одно из коренных отличий молодежных театров
от других форм альтернативной культуры
60-х - 70-х годов состояло в том, что они не
отрицали, а, напротив, подчеркивали свои
связи с отечественной театральной традицией
и школой, со¬временной профессиональной
театральной средой.
В 1960-е - 1980-е годы самодеятельные художники
пред¬ставляли собой весьма неоднородное
и разрозненное направ¬ление любительского
творчества. Они были рассеяны по стране,
кое-где объединены в студии и клубы, и
только на огромных республиканских и
всесоюзных выставках их ра¬боты демонстрировались
как единое целое усилиями специ-ально
создававшихся выставкомов и всяческих
комиссий. На этих выставках изобразительное
и декоративно-прикладное искусство показывалось
вместе - в рамках раздела той или иной
республики, края, города. [22]Многие художники,
постепенно опостепенно освобождаясь
от гнета идеологии, все более приближались
к тому способу творчества, который получил
в XX столетии назва¬ние «наивное искусство»,
а представители традиционных ре¬месел
и городские умельцы создавали огромную
массу пред¬метов в различной степени
художественных, которые в оби¬ходе должны
были восполнить многочисленные потребности
частного человека: начиная с украшения
одежды и жилища вплоть до компенсации
утраченного религиозного сознания. Противопоставление
любительского творчества традицион¬ному
народному искусству получило научное
обоснование в работах ряда специалистов
по народной традиции, которые, ратуя за
сохранение ее корней, отводили любительству
второ¬степенную и незначительную роль
в культурной жизни.
В конце 60-х годов в профессиональном прикладном
ис¬кусстве и в самой теории декоративного
искусства происхо¬дит определенный переворот.
Отказ от прежней привержен¬ности простейшим,
чистым, конструктивным, функциональным
формам на теоретическом уровне выразился
в формулирова¬нии идеи о резком разграничении
декоративно-прикладного творчества на
искусство, удовлетворяющее высоким духов¬ным
потребностям, ориентирующееся на создание
особой об¬разности и декоративного эффекта,
и дизайн, работающий на промышленность
и обеспечивающий массовую потребность
в практичных вещах.24 Прой¬дя путь от активного
общения с природой и интерьером в 60-е
годы («лесная скульптура», резьба по дереву,
чеканка, рас¬крытие природных свойств
материала, панно) к освоению мастерства,
технологии, фольклоризму 70-х го¬дов, к
«мелкому деланию» конца 70-х - начала 80-х
(бум ма¬краме, кружев, плетения, вязания),
самодеятельное декора¬тивно-прикладное
искусство вышло к сложным, социально
и художественно многообразным проявлениям
таланта «самодеятельной личности» 80-х
годов.
Художественная самодеятельность, как
чуткий барометр, отражала диалектику
социально-политического, хозяйственного
и культурного развития советского общества.
Понятия «народное
декоративно-прикладное творчество»,
«народные художественные промыслы»,
«народные ремесла».
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
— это особый мир художественного творчества,
бесконечно разнообразная область художественных
предметов, создаваемых на протяжении
многовековой истории развития человеческой
цивилизации. Это сфера, вне которой невозможно
представить себе жизнь человека. Каждая
вещь, будь то мебель, посуда или одежда,
занимает определенное место не только
в организованной человеком среде жизнедеятельности,
но прежде всего — в его духовном мире.
Понятие «декоративно-прикладное искусство»
достаточно широкое и многогранное. Это
и уникальное крестьянское искусство,
уходящее своими корнями в толщу веков;
и его современные «последователи» —
традиционные художественные промыслы,
связанные общим понятием — народное
искусство; и классика — памятники мирового
декоративного искусства, пользующиеся
всеобщим признанием и сохраняющие значение
высокого образца; и современное декоративно-прикладное
искусство в широком диапазоне его проявлений:
от малых, камерных форм до значительных,
масштабных, от единичных предметов до
многопредметных ансамблей, вступающих
в синтез с другими предметами, архитектурно-пространственной
средой, иными видами пластических искусств.
Народный художественный промысел - одна
из форм народного творчества, деятельность
по созданию художественных изделий утилитарного
и (или) декоративного назначения, осуществляемая
на основе коллективного освоения и преемственного
развития традиций народного искусства
в определенной местности в процессе творческого
ручного и (или) механизированного труда
мастеров народных художественных промыслов;
Народные художественные промыслы восходят
к древности, к домашним промыслам и деревенскому
ремеслу. Позже образовались работающие
на рынок кустарные промыслы, а также частные
мастерские, вовлечённые в систему капиталистического
рынка и нередко не выдерживавшие конкуренции
фабричных товаров. В конце XIX — начале
XX вв. во многих странах началось возрождение
народных художественных промыслов, программно
противопоставлявшихся массовому промышленному
производству бытовых изделий.
Мастерство изготовления того или иного
вида художественных изделий в народных
художественных промыслах передавалось
из поколения в поколение[1].
В СССР отдельные мастера художественных
промыслов были объединены в артели и
кооперативы, что постепенно ухудшало
качество изделий в угоду выполнению плана.
Народные ремёсла
Ремесло́ — мелкое ручное производство,
основанное на применении ручных орудий
труда, личном мастерстве работника, позволяющем
производить высококачественные, часто
высокохудожественные изделия.
Ремесло возникло с началом производственной
деятельности человека, прошло длительный
исторический путь развития, принимая
различные формы: а) домашнее ремесло —
в условиях натурального хозяйства; б)
ремесло на заказ — в условиях разложения
натурального хозяйства; в) ремесло на
рынок. С возникновением ремесла на заказ
и особенно на рынок связано появление
и развитие городов как ремесленно-торговых
центров. Домашнее ремесло нередко называют
домашней промышленностью (то есть производством
несельскохозяйственной продукции), ремесло
на заказ и на рынок — кустарной промышленностью.
В русской Статистической литературе
нередко все ремесленники XIX—XX вв. назывались
кустарями.
Домашнее ремесло широко распространено
на протяжении всей истории докапиталистических
обществ. Сельское население производило
большую часть потребляемых им ремесленных
изделий. Постепенно ведущую роль стало
играть ремесло на заказ и рынок. В древней
Греции, древнем Риме, в странах древнего
Востока имелось значительное количество
ремесленников, ведущих самостоятельное
хозяйство и изготовлявших изделия на
заказ или рынок.
Становление профессионального ремесла,
особенно в городах привело к возникновению
новой сферы производства и нового социального
слоя — городских ремесленников. Возникновение
развитых форм их организации (цехи), защищавших
интересы данного слоя, создало особо
благоприятные условия для развития городского
ремесла в Средние века. Ведущими отраслями
городского ремесла были: сукноделие,
производство металлических изделий,
изделий из стекла и др. В процессе промышленного
переворота (середина XVIII в. — первая половина
XIX в.) фабрично-заводская промышленность,
основанная на применении машин, вытеснила
ремесло. Ремесло (на заказ и на рынок)
сохранилось в отраслях, связанных с обслуживанием
индивидуальных нужд потребителя или
с производством дорогих художественных
изделий — гончарное дело, ткачество,
художественная резьба и т. д.
В большей степени ремесло сохранилось
в слаборазвитых странах. Однако и здесь
происходит его вытеснение фабрично-заводской
промышленностью в результате индустриализации
этих стран. Сохраняются народно-художественные
ремёсла, связанные с обслуживанием туризма
и экспортом.
Издавна человечество знало такие ремёсла,
как:
кузнечное
гончарное
плотницкое
столярное
портновское
ткацкое
прядильное
скорняжное
шорное
пекарное
сапожное
печное
кожевенное
и многие другие.
В России после 1917 года число ремесленников
и кустарей резко сократилось, они были
объединены в промысловую кооперацию.
Сохранились лишь несколько всемирно
известных народных художественных промыслов:
Гжельская керамика, Дымковская игрушка,
Палехская миниатюра, Хохломская роспись
и др. Народные ремесла– это произведения
искусства, сделанные руками человека.
Информация о работе Научные предпосылки и разработки теории НХК