Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 19:07, реферат
Этнология – сравнительная дисциплина, целью которой является описание культуры, а изначально и физических обличий между народами, и объяснение таких различий по средствам реконструкции истории развития народов, миграции и взаимодействия этносов.
Лурье написал исследование «Историческая этнология». Рассматривает НХК, ее роль и значение в истории человечества.
Научные предпосылки
и разработки теории НХК.
Этнология – сравнительная
дисциплина, целью которой является описание
культуры, а изначально и физических обличий
между народами, и объяснение таких различий
по средствам реконструкции истории развития
народов, миграции и взаимодействия этносов.
Лурье написал исследование «Историческая
этнология». Рассматривает НХК, ее роль
и значение в истории человечества.
Теория эволюционизма появилась в XVIII
веке и получает широкое распространение
в XIX-ХХ веках. Такая теория делает попытку
открыть универсальный источник и универсальные
законы развития человеческих культур.
В рамках такой теории есть несколько
концепций.
Дж. Ламарк предположил, что все виды живых
существ в процессе развития приобретают
свойства, позволяющие им приспосабливаться
к окружающей среде, а потом эти свойства
передаются путем наследования.
Теория Дарвина об эволюции и естественном
отборе («Происхождение видов»).
Тайлор «Первобытная культура» и Лаббок
«Происхождение цивилизаций».
Эта концепция рассматривает происхождение
культуры и культурных элементов в первобытном
состоянии человечества.
С точки зрения эволюционизма развитие
любого культурного элемента изначально
предопределенно. Его более поздние формы
в зачаточном состоянии, так или иначе,
представлены в каждой культуре.
История культуры представляется как
непрерывный процесс, прямолинейный процесс
перехода от простого к более сложному.
Теория диффузионизма (Ратцель Ф). По его
мнению ведущую роль в формировании той
или иной культуры играет географическая
среда, к которой приспосабливается человеческие
общества. Основополагающий фактор в истории
человечества Ратцель видит в передвижении
народов.
С точки зрения диффузионизма развитие
культуры или различных элементов культуры
представляется как процесс их распространения
из одного или нескольких культурных кругов.
Последватели теории культурных кругов:
• Фробениус Л. «Естественнонаучное учение
о культуре»
• Гребнер Ф. «Метод этнологии»
• Копперс В. «Настольная книга по методам
культурно-исторической этнологии»
Представители теории сводили все развитие
первобытного общества к нескольким первым
культурным кругам, каждый из которых
включал определенный набор культурных
элементов. Они также считали, что на протяжении
развития человечества устанавливались
связи между отдельными элементами культуры
и в результате этого оформлялись культурные
круги на каком-либо географическом пространстве.
Каждый элемент культуры возникает лишь
однажды, а в дальнейшем сочетается в определенных
культурных кругах. Культурные компоненты
распространяются затем в другие области
земли, поэтому варианты культур могли
возникнуть лишь в результате миграции
или смешении народов.
Теория функционализма (возникла в Германии
и в Англии). В Германии ее основоположником
является Туривольд, а в Англии – Малиновский.
В своих работах внимание исследователи
сконцентрировали на исследованиях связи
между отдельными сферами общественной
жизни. Исторический процесс непознаваем,
а попытки исследования длительной эволюции
культурных элементов бессмысленны.
Задачи этнологии состоят в изучении функций
культурных явлений, их взаимосвязи и
взаимообусловленности в рамках каждой
отдельной культуры в не ее связи с другими
культурами.
Культура, по мнению ученых, служит нуждам
индивида и трем его важным потребностям:
1. Необходимость пищи;
2. Удовлетворение других потребностей;
3. Производные труда, защите, социальном
контроле, контроле за жизнерождением
и интегративным потребностям:
• Психологическая безопасность
• Социальная гармония
• Цели жизни
• Законы.
Этническая история рассматривается как
часть исторической науки. Эта наука рассматривает
исторические развития тех или иных этносов,
их роль и место в истории различных стран,
эпох цивилизаций. Концепции Гумилева:
этносфера; в истории людей и истории природы;
от Руси до России, этногенез и биосфера
Земли.
Концепция этногенеза принадлежит Гумилеву.
Он утверждал, что люди – своего рода организмы,
живущие в коллективах, возникающие и
исчезающие в историческом времени. Такие
коллективы – этносы. Процесс от возникновения
до распада коллектива – этногенез.
Гумилев предполагал, что у каждого этноса
есть свое начало и конец. Этнос зарождается,
взрослеет и умирает. Возникновение этноса
проходит стадию подъема, перегрева и
медленного спада за 1200-1500 лет, после чего
либо распадается, либо сохраняется как
реликт (состояние, когда само изменение
этноса неощутимо). Каждый этнос или суперэтнос
возник в следствии микромутации, изменяя
бытующий стереотип поведения на новый,
более жизнеспособный.
НХК связана с другими областями научного
знания: этнология, этнография, антропология,
этнопсихология, этнокультурология, фольклористика.
Сущность, структура, функции, признаки НХК
Этнология занимается изучением
всех сфер и аспектов жизни этносов.
Область этнологии связанна с
ритуалами, обрядами, верованиями, составляя
одну из областей НХК. Она дает сведения
о становлении и развитии обрядов,
ритуалов разных народов. Показывает как
явление социальной жизни, демографические
процессы, идеология влияют на формирование
НХК.
Этнография рассматривается как описательная
наука, задачей которой является описание
жизни и быта разных народов, их материальных
культур, традиций, обычаев.
Этническая история представляет археологические
материалы и исторические сведения, которые
дают богатый материал для НХК. Этническая
история позволяет раскрыть общее и особенное
в художественных традициях разных народов,
исторические корни и динамику развития
взаимосвязей, взаимовлияния различных
национально художественных культур.
Этнопсихология создает научную базу
для выявления и значения смыслов НХТ,
обрядов, языка народного искусства, которые
определяет психология этноса и его представление
о мире.
Этнопедагогика – отрасль педагогической
науки.
Целый ряд проблем, которые этнопедагогика
изучает:
1. Семейное воспитание
2. Современные формы и методы воспитания
и обучения на основе национально-культурных
традициях
3. Приобщение детей и подростков к культурным
наследиям
4. Формирование целостного отношения
к окружающему миру
5. Педагогические условия развития интереса
к национальной культуре разных народов
мира
Этническая педагогика как наука сложилась
в XX веке, основоположником был Волков.
Этнокультурология – самостоятельная
область культурологической науки. Изучает
сущность и структуру художественной
культуры, духовно-нравственные ценности
и идеалы народа как основа этнической
культуры, комплексы культурных черт разных
народов, становление и развитие национально-культурных
традиций, проблемы национально-культурной
политики и межнационального культурного
сотрудничества (труды Бердяева, Ильина,
Корсавина и т.д.).
Психологические концепции позволяют
углубить представление о НХК как неотъемлемая
часть этнической культуры, а также разработать
механизм сохранения художественного
наследия разных народов в современном
культурном пространстве.
Фольклористика – наука о фольклоре, основная
цель которой сбор, изучение фольклора.
Рассматривается как важный источник
и составная часть НХК. Она постоянно пополняет
сведения о произведениях, видах и жанрах
народного творчества.
Научные предпосылки и разработки теории
НХК(важное дополнение).
Фольклористика выделилась в особую область
знаний на рубеже 18-19 вв., когда возникли
идеи народности. Это возникновение совпало
с большим интересом к древним мифам, к
которым отнесли и жанры устного народного
творчества. В фольклоре в ту пору были
открыты его демократическая природа,
единство национальных и общечеловеческих
начал. В середине 19 века во всем мире укрепился
собирательский интерес по отношению
к произведениям фольклора. Теория миграций
сюжетов укрепляла представление об общечеловечности
мирового фольклора.
Одной из первых научных школ фольклористики
была мифологическая, которая объявляла
фольклор результатом бессознательного
коллективного творчества «народной души»
(братья В. и Я.Гримм – в Германии; А.Н.Афанасьев,
Ф.И.Буслаев в России). Параллельно существовала
просветительская школа фольклористики,
в которой при всем научном пиетете перед
фольклором звучали критические нотки:
констатировались предрассудки и ограниченность
эстетических идеалов фольклора.
Во второй половине 19 века в европейской
фольклористике сложилась «антропологическая
школа».
Антропологическая школа в культурологии,
сложилась в Великобритании в 1860-е гг.
(Э. Тэйлор, А. Ланг, Дж. Фрейзер, в России
— Н. Ф. Сумцов, А. И. Кирпичников, А. Н. Веселовский),
объясняла сходство материальной и духовной
культуры, в том числе фольклора народов,
не находящихся между собой в этническом
родстве или экономических, политических
и культурных связях, общей человеческой
природой людей, сходством их психики
и мышления на одинаковых ступенях исторического
развития, соответствием духовной культуры
и искусства уровню материальной культуры;
доказывала, что, возникнув, сходные сюжеты
стали вечными спутниками (пережитками)
культуры. Эта теория получила также название
теории самозарождения сюжетов, так как
утверждала, что каждый народ самостоятельно
создает свою культуру и обогащает культуру
человечества. А.Ш. сохранила некоторые
взгляды мифологической школы: она отводила
большую роль в первобытном мировоззрении
верованиям и магии, полагая, что в основе
многих фольклорных произведений лежат
мифы. Но мифы она считала вторичным явлением,
к-рому предшествовал анимизм — одушевление
человеком сил природы. Эта школа была
более прогрессивной, нежели мифологическая
и миграционная школы. Она вышла за рамки
изучения культуры родственных и связанных
между собой народов, сделала важные обобщения
особенностей культуры народов мира. Представители
А.Ш. пришли к выводу, что все народы проходят
общие ступени развития культуры и что
последующие ее периоды сохраняют в себе
пережитки предшествующих. Но она не могла
дать объяснение сходству сюжетов, так
как отрывала творчество народов от их
социально-экономического развития и
конкретной истории.
Историческая школа (в фольклористике)
- одно из наиболее влиятельных направлений
русской фольклористики конца 19 — начала
20 вв. В отличие от мифологической школы
и теории заимствования, историческая
школа стремилась объяснить русский фольклор,
опираясь на русскую историю, выяснить,
где и когда сложилось то или иное устно
поэтическое произведение, какие исторические
события лежали в его основе. Сторонники
исторической школы (В. Ф. Миллер, А. В. Марков,
С. К. Шамбинаго, Б. М. и Ю. М. Соколовы и др.)
обследовали памятники древнерусской
письменности, извлекли многочисленные
параллели к былинам и историческим песням,
создали историческую географию русского
эпоса. Они осуществили ряд экспедиций,
издали ценные сборники и своды (сборники
А. Д. Григорьева, А. В. Маркова, Н. Е. Ончукова,
Н. С. Тихонравова и В. Ф. Миллера, В. Ф. Миллера
и Е. Н. Елеонской, своды исторических песен
В. Ф. Миллера и лирических песен А. И. Соболевского
и др.).
В былинах и исторических песнях сторонники
исторической школы видели фрагменты
своеобразной устной летописи; они стремились
доказать, что былины возникли в княжеско-дружинном
кругу. Несовпадения исторических событий
и содержания произведений объяснялись
порчей текста в крестьянской среде.
Сущность НХК.
Культура — совокупность материальных,
духовных ценностей, созданных человеком.
Художественная культура - совокупность
процессов и явлений духовной практической
деятельности, которая создает, распространяет
и осваивает произведения искусства и
материальные предметы, обладающие эстетической
ценностью.
Народная художественная культура -
Народная художественная культура является
частью художественной культуры общества.
Она развивается под влиянием принятых
и утвердившихся в обществе художественных
норм, ценностей, идеалов. Специфика НХК
–воплощает в себе традиции.
Традиции - устойчивые формы в жизни народа,
отражающие особенности его национального
характера и национального образа мира.
В настоящее время НХК рассматривается
как явление этническое. НХК не сводится
к фольклору или народному искусству и
не сводится к народному творчеству. В
основе НХК этнохудожественное сознание.
Этнохудожественное сознание отражает
менталитет народа, народных характер,
те или иные картины мира. Корни НХК уходят
в традиции и обычаи Восточных Славян.
Этнос – устойчивый, естественно сложившийся
коллектив людей, противопоставляющий
себя всем другим аналогичным коллективам
по тем или иным признакам.
Этническая культура - это культура людей,
связанных между собой общностью происхождения
(кровным родством) и совместно осуществляемой
хозяйственной деятельностью. Она меняется
от одной местности к другой. Местная ограниченность,
жесткая локализация, обособление в сравнительно
узком социальном пространстве - одна
из основных черт этой культуры. Этническая
культура охватывает в основном сферу
быта, обычаи, особенности одежды, народных
промыслов, фольклора. У каждого народа
есть свои этнические символы: кимоно
- у японцев, клетчатая юбка - у шотландцев,
рушник - у украинцев.
Нация - это сообщество людей, единообразно,
осознанно и устойчиво ассоциирующих
себя с определенной территорией и историей.
Национальная культура - это совокупность
символов, верований убеждений ценностей,
норм образцов поведения, которые характеризуют
духовную жизнь человеческого сообщества
в той или иной стране, государстве. В государстве
однородном в лингвистическом и этническом
отношении может быть одна национальная
культура. Однако в большинстве стран
земного шара имеется несколько национальных
культур, как правило, в этих странах можно
выделить культуру большинства населения
и национальных меньшинств. Между которыми
устанавливаются либо отношения диалога,
либо культурных конфликтов.
Ценности (Клакхон К) – осознанное или
неосознанное характерное для индивидов
представление о желаемом, которое определяет
выбор целей с учетом возможных средств
и способов действий.
Главной частью НХК являются произведения
НХТ.
НХТ- художественное, коллективно творческая
деятельность народа, передающаяся из
поколения в поколение.
НХТ включает в себя совокупность произведений
различных видов и жанров, созданных народом
на основе самобытных традиций, а также
своеоюразные формы и способы художественно
творческой деятельности.
Еще один важнейший исторический пласт
отечественной художественной культуры,
неразрывно связанный с народной художественной
культурой - светская художественная культура
(культура светского общества, просвещенных
слоев населения). С XVIII в. она развивалась
в России под влиянием западноевропейского
искусства (оперного, театрального и т.д.)
и в связи с реформами Петра 1.
В светской художественной культуре возникли
новые, не встречавшиеся в древнерусской
народной художественной культуре, формы
художественной жизни (балы, оперные, театральные
и балетные спектакли, симфонические концерты
и т.д.) Вместе с тем, западноевропейские
традиции, перенесенные на отечественную
почву, заметно изменились под влиянием
особенностей нашей культуры.
Большую роль в развитии традиций народной
художественной культуры, различных видов
и жанров народного творчества сыграло
русское классическое искусство.
Художественная
самодеятельность в России в 20 в.
Октябрьская революция повлекла
за собой радикальные перемены в постановке
образования в сфере культуры и искусств.
Руководство и материальную заботу об
учебных заведениях взяло на себя государство,
открыв путь широкому распространению
этого вида образования.
Школы носили разные наименования: народные
музыкальные школы, школы музыкального
просвещения, курсы общего музыкального
образования. В работе этих учебных заведений,
заложивших методические основы общего
музыкального образования, принимали
участие видные музыканты.
В первые годы после Октябрьской революции
на новой, подлинно демократической основе,
возникли народные консерватории в Витебске,
Ташкенте, Ярославле и других городах.
В их организации и структуре не было единообразия.
Они проводили преимущественно концертно-лекционную
работу.
Таким образом, народные консерватории
являлись культурнопросветительными
организациями в России, имевшими характер
общедоступных музыкальных учебных заведений.
В последующие годы при реорганизации
музыкально-учебного дела народные консерватории
явились базой для создания профессиональных
музыкальных учебных заведений - рабфаков,
техникумов и т.п.
Культурное строительство в России в первые
годы советской власти неразрывно связано
и с созданием в уездных городах и селах
школ начального музыкального образования.
X. с., начавшееся после Октябрьской революции,
была неразрывно связана с повышением
общей культуры народа, распространением
грамотности и строительством клубной
сети в городе и деревне. На заводах, фабриках
и в деревнях стали возникать самодеятельные
группы, ставящие спектакли, организовываться
хоры и т. д. В середине 1930-х работа самодеятельных
коллективов, насчитывавших св. 3 млн. участников,
достигла высокого художественного уровня,
широкое развитие получило самодеятельное
изобразительное и прикладное искусство
Самодеятельные коллективы возникали
при клубах, домах (дворцах) культуры, фабриках,
заводах, учебных заведениях, воинских
частях, колхозах, совхозах, на транспорте
и т. д.
В 1932 в Москве на базе Дома им. Поленова
был создан Центральный дом самодеятельного
искусства, который в 1936 был реорганизован
во Всесоюзный дом народного творчества
им. Н. К. Крупской.
Развитие Х. с. в России в советский период
являлось важной составной частью программы
КПСС по целенаправленному воспитанию
советских людей. Внедрение Х. с., особенно
в 1940-е - 1960-е, не избежало печати формализма,
зачастую Х. с. насаждалась командными
методами на каждом маломальском предприятии.
При этом отчётным показателем являлась
массовость, которую легче всего было
достичь созданием хоровых и танцевальных
коллективов, а также оркестров. Отчётными
мероприятиями о развитии Х. с. являлись
ежегодные смотры, проводившиеся на областном
и всесоюзном уровне.
Война с фашистской Германией потребовала
перестройки всех сфер жизни общества,
в том числе и культуры. На первом этапе
войны главные усилия были ориентированы
на разъяснение характера войны и целей
СССР в ней. Предпочтение было отдано оперативным
формам культурной работы, таковым, как
радио, кинематография, печать.
С начала войны интенсивно шла эвакуация
учреждений культуры. Уже к ноябрю 1941 года
в восточные районы страны удалось эвакуировать
около 60 театров Москвы, Ленинграда, Украины
и Белоруссии.
В годы Великой Отечеств. войны 1941-45 мн.
крупные самодеят. коллективы распались,
их участники ушли на фронт. Оставшиеся
создавали небольшие бригады, выступали
на митингах в цехах заводов и фабрик,
на призывных пунктах, в частях Сов. Армии,
в госпиталях. Из участников армейской
С. организовывались передвижные конц.
агитационно-художеств. бригады, выступавшие
перед бойцами. В течение 1944 участниками
художеств. С. было дано ок. 30 тыс. концертов
и спектаклей в 900 клубах, состоялось 82
тыс. выступлений на предприятиях; сборы
с платных концертов отчисляли в фонд
обороны и в фонд помощи семьям фронтовиков.
Годы войны стали новым этапом развития
сов. массовой песни, её пропаганде во
многом способствовал
В годы Великой Отечеств.
войны 1941-45 мн. крупные самодеят. коллективы
распались, их участники ушли на фронт.
Оставшиеся создавали небольшие бригады,
выступали на митингах в цехах заводов
и фабрик, на призывных пунктах, в частях
Сов. Армии, в госпиталях. Из участников
армейской С. организовывались передвижные
конц. агитационно-художеств. бригады,
выступавшие перед бойцами. В течение
1944 участниками художеств. С. было дано
ок. 30 тыс. концертов и спектаклей в 900 клубах,
состоялось 82 тыс. выступлений на предприятиях;
сборы с платных концертов отчисляли в
фонд обороны и в фонд помощи семьям фронтовиков.
Годы войны стали новым этапом развития
сов. массовой песни, её пропаганде во
многом способствовали самодеят. коллективы.
Продолжали проводиться областные и краевые
смотры и олимпиады.
Самодеятельность 60-80 гг.
Различные виды и жанры художественной
самодеятельности развивались неравномерно.
Несколько сокращается хоровая, театральная
и отчасти хореографическая самодеятельность.
Одновременно наблюдается рост вокально-инструментальных
ансамблей, кино- и фотообъединений, агитационно-художественных
бригад, коллективов изобразительного
и декоративно-прикладного искусства.
Вместе с тем, только в государственных
учреждениях культуры страны насчитывается
в настоящее время 50 тыс. любительских
объединений и клубов по интересам, из
которых 16 тыс. - художественной искусствоведческой
направленности.
Музыкальная самодеятельность.
Исполнительские коллективы музыкальной
самодеятельности составляет более 20%
всей художественной самодеятельности
клубных учреждений Министерства культуры
СССР, а количество их участников - около
40%. В РСФСР музыкальная самодеятельность
опережает все другие виды самодеятельного
искусства по количественным показателям.
Наибольшее распространение она имеет
в профсоюзных клубных учреждениях.
Среди всех хоровых коллективов, больше
всего хоров народной песни. За последнее
время увеличилось число камерных хоров,
сельских хоровых капелл, растет число
хоровых студией. Одновременно наблюдается
тенденция к росту числа ансамбля песни
и танца.
Вокально-инструментальные ансамбли по
количественным показателям опережают
все другие жанры музыкальной самодеятельности.
Активно развивается в стране музыкальная
фольклорная самодеятельность. Характерным
для фольклорных музыкальных коллективов
является сочетание исполнительской деятельности
с поисковой. Участники таких коллективов
нередко принимают участие в экспедициях
по сбору фольклорных произведений, изучают
старинные обряды, быт.
Среди музыкальных объединений можно
выделить одножанровые (клубы самодеятельной
песни) и многожанровые (клубы любителей
музыки).
С середины 70-х годов в нашей стране получают
распространение клубы политической и
патриотической песни.
Новым явлением театральной самодеятельности
стали фольклорные театры. Песенный фольклор
изначально включает в себя элементы театрального
представления.
Участники театральной самодеятельности
нередко одновременно становятся и участниками
любительских объединений.
Процесс развития хореографической самодеятельности
сопровождается появлением в стране десятков
народных театров балета, ставящих спектакли
различных жанров.
В декоративно-прикладном самодеятельном
творчестве развиваются как традиционные
народные промыслы, так и современные
формы: лаковая миниатюра, роспись по стеклу,
макраме, ткачество, чеканка, вышивка.
Регулярно проводятся в стране выставки
самодеятельных художников и мастеров
декоративно-прикладного искусства.
Русский фольклор
и любительская самодеятельность в
России в 19 - нач20 века.
Одной из основных задач изучения истории
русского фольклора является задача хронологического
распределения материала, т. е. определения,
какие жанры и какие произведения к какому
времени относятся и в чем состоит их историческое
своеобразие. Историческая основа жанров
различна, но весь фольклор в целом, в своем
содержании и формах, неразрывно, многообразно
связан с историей.
Историческая жизнь народа оставляет
в его творчестве значительные и разнообразные
следы: прямые указания на время, место
действия, события и лица, отражение общественных
отношений, материальной культуры, быта
и воззрений народа. Все это придает фольклору
большую познавательную ценность.
История в Фольклоре воспроизводится
поэтически, по законам различных жанров.
В связи с этим возникает множество вопросов,
например: почему народ останавливает
свое внимание на одних событиях и лицах
и проходит мимо других? Как в фольклорном
произведении создаются художественные
обобщения характерных для исторического
периода событий и лиц? Всегда ли накладывается
несколько событий одно на другое и в одном
лице совмещаются черты нескольких лиц,
как, например, в былинном князе Владимире,
в котором нашли отражение черты нескольких
князей, носивших это имя? Каким образом
в устойчивый текст былины проникают новые
особенности, нередко анахронизмы?
Эти и многие другие вопросы требуют ответа.
Нарисовать общую картину исторического
развития русского фольклора можно только
при условии выяснения целого ряда проблем.
Основанием для этого служат: исследования
по истории отдельных жанров и отдельных
произведений; сравнительное сопоставление
фольклора различных народов, развитие
культуры которых идет сходными путями;
свидетельства древней письменности;
отражение в фольклоре истории, быта, особенностей
территории, воззрений народа в различные
эпохи; изучение особенностей формы, стиля
и языка произведений народного творчества.
При построении периодизации истории
русского фольклора приходится учитывать
ряд своеобразных явлений. Например, в
календарной обрядовой поэзии упоминание
языческих богов и мифических существ,
остатки языческих представлений позволяют
думать о древности этого вида поэзии,
так как эти остатки составляют сущность
жанра. Своеобразен процесс превращения
местных сказаний, песен, героев в общенародные.
Очень важен вопрос о том, почему былины
киевского цикла долго сохранялись на
Севере. Историческое изучение ставит
много сложных вопросов, которые ждут
своего решения.
Происхождение фольклора. Пути решения
проблемы.
Фольклор как особая форма искусства возникает
в глубокой древности. Процесс его возникновения
восстановить трудно из-за отсутствия
материалов того времени. Но проблема
эта важна. И наука стремится ее решить.
Для выяснения, что же собой представлял
фольклор древнейшей ступени развития
общества, фольклористика использует
два пути: во-первых, обращается к помощи
других наук, изучающих древнее общество,—к
данным археологии, этнографии, лингвистики,
истории искусства; во-вторых, пользуется
сравнительно-историческим методом изучения
— сопоставлением фольклора различных
народов, в первую очередь — Стоящих на
низших стадиях культуры, что позволяет
выделить сходные, имеющие архаический
характер особенности их устно-поэтического
творчества, которые дают возможность
предположить возникновение этих особенностей
в древнейшее время.
Восстановление картины зарождения фольклора
— сложная задача, и поэтому многое приходится
решать в порядке гипотез.
Первобытнообщинный строй и фольклор.
Древнейший период истории человеческого
общества — период доклассового его строения.
Для того времени свойствен так называемый
первобытнообщинный строй, существовавший
много тысячелетий. За это время человечество
прошло несколько ступеней развития. На
начальной стадии оно, вероятно, представляло
собой «первобытное стадо». Второй ступенью
был ранний этап первобытнообщинного
строя, когда стала возникать родовая
община, для расцвета которой характерен
матриархат, т. е. организующая роль женщины
и роде. Третьей ступенью был развитой
родовой строй, который, однако, уже шел
к упадку и в котором в конце его существования
сформировался патриархат, т. е. большой
семьей управлял мужчина, отец, старший
в семье.
Первобытнообщинный строй характеризовался
тем, что отношения людей определяла общая
собственность на средства производства,
а поэтому отсутствовали эксплуатация
человека человеком, классы и государство.
Основными социальными единицами Пыли
род и племя, разделения труда не было.
Производство велось при помощи примитивных
орудий труда и представляло собой охоту,
скотоводство, а затем и земледелие. На
поздней стадии этой формации произошло
сначала отделение скотоводства от земледелия,
а затем ремесла от земледелия, что привело
к возникновению частной собственности,
классового общества и государства. Эти
три ступени первобытнообщинного строя
были и тремя ступенями начального развития
искусства.
На первой ступени, очевидно, могли возникнуть
только некоторые зачатки искусства как
мастерства, например умение изготовить
простейшее орудие труда. Но с трудом было
связано и зарождение искусства и языка,
который стал основным средством общения
людей. Труд развивал мышление человека,
в том числе художественное; он развивал
и язык, который затем стал средством особого
вида искусства — искусства слова. В XVI—XVII
вв. русский фольклор был исключительно
богат. Документальные свидетельства—летописи,
судные дела, грамоты и первые записи народно-поэтических
произведений, сделанные в это время,—подтверждают
бытование многих жанров фольклора. Одним
из наиболее популярных жанров были пословицы.
Они зафиксированы во многих памятниках
письменности. В них ярко отражается русская
действительность этих двух веков; например,
до нас дошло немало пословиц о бегстве
крестьян на юг: «Кабалка лежит, а Ивашка
бежит». Многосторонне характеризуется
бесправное положение народных масс, неправедные
суды, взяточничество судей: «Не бойся
истца, бойся судьи»; «Брюхо — что неправедный
судья: и молча просит». Пословицы были
настолько распространены, что составлялись
их сборники, которые охотно переписывались.
Пословицы характерны и для переписки
Ивана Грозного.
Широко бытовали обряды, календарные и
семейные. Решения стоглавого собора и
«Домостроя», а также указы и грамоты царя
Алексея Михайловича —свидетельства
беспощадного гонения на «бесовские игры»
и «бесовские действа». Власти и церковь
преследовали тех, кто исполнял языческие
обряды и пел песни. Как отмечается в грамоте
Алексея Михайловича 1649 г., в то время «кликали»
многие люди Коляду, Овсеня и Плугу, в народе
жили купальские, новогодние и крещенские
обряды. Густынская летопись XVII в. дает
любопытное пояснение: «Купало бяше бог
обилия».
Семейно-бытовые обряды и сопровождающая
их поэзия были в полном расцвете, хотя
и запрещались. Однако этого рода обряды
было трудно запретить, так как они были
общенародными. Похоронные причитания
бытовали по всей стране, как и свадебный
обряд. Последний, вероятно, в это время
вобрал в себя некоторые особенности,
связанные с княжеско-боярским бытом (терминология:
князь, боярин, тысяцкий, княгинюшка, боярышня).
Это произошло потому, что и в княжеско-боярской
среде бытовал тот же народный обряд.
Есть основания предполагать, что в это
время широко расцветает народная лирика,
которая тогда отличалась большим многообразием
жанров. Во всяком случае в начале XVII в.
и в конце его были сделаны записи лирических
песен разного типа: хороводно-игровых
(«Береза»), песен служилых людей («Бережо-чек
зыблется»), песен семейно-бытовых («Рябина»)
и любовных («Да ой не плачьте, мои ясны
очи», «Пойду я, молоденька, погуляю»),
XVI—XVII вв. характеризуются богатым развитием
сказки. В них отражаются и исторические
моменты (сказки об Иване Грозном), и социальные
(сказки о судьях и попах), и бытовые (сказки
о муже и жене). В жанре сказки значительно
усиливаются сатирические мотивы. Особенно
популярными были сказки о неправедных
судьях и начальниках. Это нашло отражение
и в рукописных повестях, например в известных
повестях о Ерше Ершовиче и Шемякином
суде. Сказки о животных приобретают ясный
социально-сатирический аспект. Характерным,
например, становится образ лисы-судьи.
Сказка оказывает большое влияние на литературу,
особенно на жанр повести. Ее воздействие
проявилось и в стихотворной повести о
Горе-Злочастии.
Былины в это время также широко бытуют.
Они известны на Севере и в среднерусской
полосе. В XVII в. были сделаны первые записи
былин (о князе Владимире и богатырях киевских,
об Алеше Поповиче и Тугарине Змеевиче,
о Ставре Годиновиче). Героические сюжеты
были особенно популярны в связи с борьбой
против внешних врагов. Эта популярность
сказалась и на литературных жанрах: создаются
повести, использующие былинные сюжеты:
«Сказание о киевских богатырях, как ходили
в Царьград», «Повесть о Сухане».
Однако особенно популярным в XVI—XVII вв.
стал жанр исторических песен. В 1619 г. для
англичанина Ричарда Джемса, приехавшего
в Москву, были сделаны записи нескольких
исторических песен («Плач Ксении Годуновой»,
песня о смерти Скопина-Шуйского и др.).
Исторические песни этого времени еще
многосторонне связаны с былинами в приемах
повествования, в стихе. Они были политически
актуальным жанром, так как разрабатывали
сюжеты важных исторических событий. Вместе
с тем они были более реалистичными в изображении
жизни, чем былины. Исторические песни
охватывал широкий круг явлений русской
действительности. Их герои — не легендарные
богатыри, а реальные исторические лица.
Форма и стиль исторических песен хотя
и близки былинным, в то же время отличаются
от них большей свободой в композиции
и стихе, меньшей устойчивостью формул
и повторений, новыми моментами в содержании
и художественных средствах.
Исторические песни охватили широкий
круг событий русской истории: время Ивана
Грозного, взятие Казани, борьбу с крымскими
татарами, походы Ермака, борьбу русского
ополчения против польской шляхты, события
времени Алексея Михайловича, восстание
под предводительством Степана Разина.
Для песен характерны образы Ивша Грозного,
Ермака, Разина, яркая картина Смутного
времени, передача настроений крестьянства,
что придает им большое идейно-эстетическое
значение.
Итак, русское народное поэтическое творчество
в XVI—XVII вв. переживало расцвет, играло
важную роль, удовлетворяло идейно-эстетические
потребности народных масс, для которых
все еще мало была доступна письменность.
Народное творчество жило богатой жизнью,
несмотря на то что подвергалось постоянным
преследованиям; именно к этому времени
относятся многочисленные указы о запрещении
песен, обрядов, сказок. Власти и церковь
ополчаются на скоморохов. Причиной этого
служило то, что скоморохи были носителями
народного искусства, в их репертуаре
большое место занимали сатирические
песни о боярах, судьях, попах. На царя
они не поднимали руку. Народ был на стороне
царя, выступавшего против бояр, что отразилось
в пословице: «Лучше Грозный царь, чем
семибоярщина».
Фольклор последнего этапа феодального
общества.
XVIII — первая половина XIX в. — последний
этап существования феодально-крепостнического
общества. Это время характеризуется развитием
капиталистических отношений и разложением
крепостнического строя. В политической
жизни страны расширяются революционные
выступления народных масс, происходит
восстание декабристов. В области культуры
наблюдается расцвет искусств — литера-
397 туры, музыки, живописи, театра. В народном
творчестве многосторонне отражалась
русская действительность. Фольклор оказывал
большое воздействие на русское искусство
и в свою очередь начинал испытывать все
большее влияние литературы и музыки.
XVIII в. и начало XIX в. отмечены широким развитием
собирания произведений народного поэтического
творчества.. В конце XVIII в. появляются
записи песен и сказок М. Д. Чулкова, затем
Прача и Львова, появляются записи былин
Кирши Данилова. В первой половине XIX в.
и в 60-е годы выходят замечательные собрания
песен П.В.Киреевского^ пословиц В.И.Даля,
сказок А. Н. Афанасьева, былин П. Н. Рыбникова.
О состоянии народного творчества ценные
свидетельства дают русские писатели:
А. Н. Радищев, А. С. Грибоедов, А. С. Пушкин,
Н. В. Гоголь, А. В. Кольцов, И. С. Тургенев
(в рассказе «Певцы») и др. Фольклор I оказывает
многостороннее воздействие на литературу:
это проявляется в песнях Тредиаковского
и Сумарокова, песнях и сказках Державина
и Жуковского, в сказках Пушкина, поэмах
Лермонтова. Интерес к фольклору обусловливался
прежде всего необходимостью пристального
внимания к народной жизни: в стране начались
крестьянские волнения, народные массы
сыграли решающую роль в Отечественной
войне 1812 г. На почве фольклора сформировался
и русский романтизм, провозгласивший
принцип народности искусства. В этот
период в устном народном творчестве происходят
следующие процессы: традиционные жанры
фольклора еще жили полнокровной жизнью,
в том числе и былины, хотя область их распространения
стала заметно сужаться; более всего они
бытовали
на Севере. Жили еще и сказки, и обрядовый
фольклор. Особенно широко развивалась
лирическая песня, вбиравшая в себя новые
темы и мотивы. В связи с обострением социальных
противоречий во всех жанрах развивается
социальная критика. Особенно яркими стали
антикрепостнические мотивы. Все больше
появляется талантливых певцов, сказителей,
сказочников с характерной индивидуальной
манерой исполнения фольклорных произведений.
Значительно развивается реалистичность
фольклора. Это сказывается в расширении
охвата жизненных явлений, в быстрой реакции
на события, в богатстве бытовых деталей
в произведениях, во все меньшей роли фантастики
и гиперболичности и в ряде жанров, даже
таких, как сказка. Обогащается состав
типических персонажей сказок и песен:
часто теперь появляются барин, солдат,
работник; образы барина и попа дополняются
образом купца, причем все они приобретают
все более сатирический характер.
Историческая песня изменяет свой характер,
отходя от композиции и стиля былины; она
отражает новые события и создает образы
новых деятелей истории; возникает жанр
рекрутских и солдатских песен, основой
чего служат создание регулярной армии
Петром I, введение долгосрочной солдатской
службы, войны XVIII и XIX вв.
Очень важным явлением этого периода было
возникновение и затем развитие рабочего
фольклора. В связи с ростом промышленности,
строительством заводов на Урале и текстильных
фабрик в центре страны появляются песни
работных людей. Их творчество на первых
порах было тесно связано с крестьянским
фольклором, потому что работные люди
обычно представляли собой тех же крепостных,
переселенных в заводские и фабричные
слободы. Но это было началом важного процесса
в русском фольклоре — развития творчества
рабочих, которое в капиталистическую
эпоху получает широкий размах и становится
вторым важным разделом русского фольклора.
В творчестве работных людей складываются
жанры разного рода —песни, сказки, пословицы
и предания нового типа (сказы).
Пословица в этот период была очень распространенным
жанром. В ней отразились общие особенности
фольклора этого времени. Это прежде всего
социально-сатирический аспект трактовки
явлений. В пословицах широко представлены
антикрепостнические мотивы: «Крестьянскими
мозолями бары сыто живут»; «Барин в полу
плюет, а мужик горюет»; «На барскую расправу
не найдешь управы».
Сказка также приобретает еще более яркий
социальный аспект, в нее входят новые
персонажи, прежде всего умный и хитрый
солдат, который одурачивает и попа, и
старуху. Солдат —патриот; в состязании
с немецким солдатом русский солдат оказывается
более выносливым, более преданным родине.
Популярными жанрами фольклора этого
времени были рекрутские и солдатские
песни. Характерно, что эти два вида песен
сближаются между собой и не всегда можно
четко их разграничить. В них много общих
тем, общих героев. Если рекрутские песни
отличаются от солдатских тем, что основной
мотив в них — расставание с родным селом,
горе молодца, которого на долгие годы
отрывают от семьи, то в солдатских песнях
основой служат описание войны и военный
быт.
В исторических и солдатских песнях XVIII
— первой половины XIX в. последовательно
отразились важнейшие исторические события:
реформы Петровского времени, крестьянские
восстания, Отечественная война 1812 г.,
Крымская война 1853—1856 гг. В них выражена
патриотическая гордость победами русских
войск. В центре песен —образы Русской
земли, Москвы, полководцев, особенно Кутузова
и Платова. Едко осмеиваются враги, более
всего французы и Наполеон. Высоко оценивается
подвиг русского народа, спасшего народы
Европы от наполеоновского владычества:
Про тебя ли, мать-Рассея, Далеко слава
прошла.
Сатирическая сторона песен характеризуется
тем, что резко осуждаются реакционные
силы, представителем которых считается
Аракчеев:
— Ты, Ракчеев-господин, Всю Рассею разорил...
Фольклор этого времени переживал многообразные
процессы в силу действия новых социально-исторических
факторов и отражения новых сторон жизни.
Так, в крестьянские песни вошел 399 мотив
ухода в город на заработки. Этот мотив
получит развитие в последующий период
жизни русского народного творчества.
В силу большого движения населения по
стране уменьшились областные отличия
песен и сказок, в них яснее проступали
общерусские черты. Сильнее стало сказываться
воздействие художественной литературы,
в фольклоре более широко, чем раньше,
начали входить и творчески усваиваться
песни русских поэтов. К числу таких песен,
усвоенных народом, принадлежат: «Не будите
меня, молоду» — поэта начала XIX в. В. Г.
Кугушева, «Кольцо души-девицы я в море
уронил» В. А. Жуковского, «Не шей ты мне,
матушка, красный сарафан» Н. Г. Цыганова,
«Ревела буря, дождь шумел» К. Ф. Рылеева,
«Вот мчится тройка удалая» Ф. Н. Глинки,
«Не осенний мелкий дождичек» А. А. Дельвига,
«Вечерний звон» И. И. Козлова, «За рекой
на горе» («Хуторок») А. В. Кольцова, «Вниз
по Волге реке» А. А. Шаховского, «То не
ветер ветку клонит» С. И. Струмилова. Они
обогатили русский народный репертуар
и внесли в песенные жанры новые выразительные
особенности, новые художественные средства,
новые ритмы, развили рифму в народном
стихе.
Наконец, важной особенностью фольклора
XVIII —первой половины XIX в. было зарождение
и развитие народной драмы. Народная драма
существовала и ранее в виде игры, хоровода,
обряда, но в XVII в. она проявилась как кукольный
театр Петрушки—персонажа, отличающегося
задиристостью, остроумием, умением высмеять
барина, попа, купца, лекаря. В XVIII в. появляется
народная драма нового типа —в виде пьес,
источники которых и литературные («Царь
Максимильян»), и народные («Лодка», «Голый
барин»).
Русский фольклор XVIII —первой половины
XIX в. необычайно богат и по жанрам, и по
сюжетам, и по персонажам. Он живет во всех
областях страны, ограничение наблюдается
только для таких жанров, как былины. О
широкой распространенности народного
творчества, о живом и многообразном его
процессе свидетельствуют многие источники.
Так, например, собиратель русских песен
конца XVIII в. Н. А. Львов отмечает, что сочинителями
песен являются казаки, бурлаки, стрельцы,
служилые люди, фабричные солдаты, матросы,
ямщики. Большая роль в этом принадлежит
русским женщинам, которые создали психологически
глубокую, волнующую семейно-бытовую и
любовную лирику.
Свидетельством большого богатства народного
творчества в этот период феодализма являются
и те многочисленные сборники песен, сказок,
пословиц и других произведений, которые
тогда были составлены и частично изданы,
а частично лежат в архивах и книгохранилищах.
Как сохраняется культура в наши дни
Собирание и издание фольклора в конце
XIX —начале XX в.
В эти годы продолжается собирание и издание
русского фольклора Сказки собирают Д.
И. Садовников, Н. Е. Ончуков, Д. К. Зеленин,
братья Б.М.Соколов и Ю.М.Соколов; былины-А.
В. Марков, Н.Е. Ончуков и А. Д. Григорьев;
лирические песни —П. В. Шейн, С.М.Ляпунов,
Г.О.Дютш и др.; пословицы и поговорки —
И И Иллюстров; народные драмы - Н. Н. Виноградов
и Н. Е. Ончуков; частушки-Д. К. Зеленин,
Е. Н. Елеонская, В. И. Симаков и др.
Наиболее значительны следующие сборники
русского фольклора: Соболевский А. И.
Великорусские народные песни (7 томов,
1895—1902); Шейн П. В. Великорусе в своих песнях...
(2 выпуска, 1898—1900); Марков А. В. Беломорские
былины (1901); Григорьев А Д. Архангельские
былины (1904); ИллюстровИ. И. Жизнь русского
народа в его пословицах и поговорках
(1904); Ончуков НЕ Северные сказки (1909); Симаков
В. И. Сборник деревенских частушек (1913);
Елеонская Е. Н. Сборник великорусских
частушек (1914); Соколовы Б. и Ю. Сказки и
песни Белозерского края (1915).
Фольклорные материалы в конце XIX-начале
XX в. систематически издавались также
в журналах «Этнографическое обозрение»
(1889-1916) и «Живая старина» (1890-1917).
Опубликованные в конце XIX - начале XX в.
собранные материалы, наиболее авторитетные
в академическом отношении фольклорные
сборники затем будут плодотворно использованы
в исследованиях советскими фольклористами.
Изучение русского фольклора в конце XIX
—начале XX в. «Историческая школа».
К концу XIX в. в русской академической фольклористике
складывается так называемая «историческая
школа».
Как мы уже отмечали, историческое изучение
русского фольклора было начато в 30-40-е
годы XIX в. Белинским. В дальнейшем опыты
исторического исследования предпринимают
Н. И. Костомаров, Л. Н. Майков, Н. И. Дашкевич
и др. Однако историческое изучение русского
фольклора (преимущественно былин) как
специального направления (со своими методами
и приемами) сложилось в русской академической
фольклористике лишь в конце XIX в. Возглавил
это направление В. Ф. Миллер (1848-1913). Методологические
принципы и научная актуальность этого
направления («исторической школы») были
сформулированы в «Предисловии» к первому
тому фундаментального труда В. Ф. Миллера
«Очерки русской народной словесности»
(1897). В дальнейшем идеи и исследовательские
принципы В. Ф. Миллера развивают в своих
работах И. Н. Жданов, М. Н. Сперанский, А.
В. Марков, С. К. Шамби-наго, В. А. Келтуяла
и др.
«Историческая школа» возникла как реакция
на предшествующие направления и школы
в русской академической фольклористике
(и прежде всего —на «миграционную теорию»),
представители которых в своих исследованиях
не опирались на конкретно-исторические
факты и таким образом не могли дать представления
о национально-историческом характере
русского фольклора. В отличие от них В.
Ф. Миллер и его последователи стремились
раскрыть именно национально-историческую
основу русского фольклора, изучить саму
историю былин. И в этом аспекте они проделали
большую и полезную работу, впервые систематизировав
сюжетный состав былин. В их работах содержатся
ценные наблюдения и сведения по вопросам,
где, когда и на1 какой конкретной исторической
основе возникла та или иная былина, каковы
ее дальнейшие исторические изменения.
Особенно ценными являются наблюдения
представителей «исторической школы»
над географическим распространением
былин.
Однако «историческая школа» имела и серьезные
недостатки. В трактовке исторической
основы той или иной былины нередко допускались
субъективизм, бездоказательность. Представители
«исторической школы» выдвинули ошибочное
положение, будто бы былины были созданы
не простым народом, не крестьянами, а
представителями высших («аристократических»)
классов, в кня-жеско-дружинной среде.
Исследуя историческое содержание былин,
они почти не касались их поэтики, не исследовали
того, как явления истории становились
явлением поэзии, в чем выражалась специфика
отражения исторической действительности
в фольклоре. Народные университеты
Народные университеты, 1) в СССР — общественные
учебные организации, способствующие
самообразованию, культурному развитию
и повышению профессионального уровня
трудящихся. После Октябрьской революции
1917 Н. у. возникали как одна из многочисленных
форм общеобразовательной и культурно-просветительской
работы. На 8-м съезде РКП (б) (1919) в Программу
партии был включен пункт о всесторонней
государственной помощи Н. у. как одной
из форм внешкольного образования, "самообразования
и саморазвития рабочих и крестьян".
На новой основе Н. у. стали создаваться
в конце 50-х гг. в условиях развитого социалистического
общества, научно-технической революции
и культурного прогресса, когда встала
задача организации непрерывного образования
всего населения, формирования всесторонне
развитой личности строителя коммунизма.
Первыми Н. у. нового типа явились университеты
культуры. В Программе КПСС (1961) была отмечена
необходимость дальнейшего развития системы
Н. у. Цели и задачи Н. у. различных профилей
определены в постановлении ЦК КПСС от
8 октября 1968 "Об улучшении работы народных
университетов". Место Н. у. в общей системе
народного образования закреплено в ст.
12 Основ законодательства Союза ССР и
союзных республик о народном образовании
(1973). В соответствии с потребностями общественного
развития, интересами и запросами трудящихся
в системе Н. у. происходит процесс дифференциации
обучения: только по основным отраслям
знаний (общественно-политические, естественнонаучные,
экономические, сельскохозяйственные,
научно-технические, педагогические, медицинские,
правовые и др.) и культуры (музыка, кино,
изобразительное искусство и др.) насчитывается
более 50 профилей. В 1973 работало около
29 тыс. Н. у., в которых обучалось 7 млн. чел.
(в том числе рабочие составляли 31% слушателей,
служащие — 34%, колхозники — 13%); преподавательскую
работу вели на общественных началах свыше
508 тыс. учёных и специалистов. Обучение
в Н. у. бесплатное, без отрыва от производства.
Базой их работы являются школы, высшие
и средние специальные учебные заведения,
клубные учреждения, производственные
помещения предприятий, колхозов и совхозов.
Учредителями Н. у. выступают Всесоюзное
общество "Знание", ВЦСПС, комсомол,
министерства просвещения, культуры, высшего
и среднего специального образования,
здравоохранения, творческие союзы. Особая
роль принадлежит Государственному комитету
Совета Министров СССР по телевидению
и радиовещанию, организовавшему "Н.
у. миллионов". В союзных республиках,
их административных центрах существуют
общественные советы по руководству Н.
у. Общее руководство и координацию деятельности
организаций, ответственных за работу
Н. у., осуществляет Центральный совет
Н. у. в Москве (создан в 1968). В его составе
119 видных учёных, общественных и государственных
деятелей; председатель — академик И.
И. Артоболевский.
Информация о работе Научные предпосылки и разработки теории НХК