Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 20:36, курсовая работа
Цель исследования: изучение наказания как метода педагогического процесса.
Задачи исследования:
1. Изучение и анализ специальной литературы по проблеме исследования.
2. Изучить роль наказания в воспитании младших школьников.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. НАКАЗАНИЕ КАК МЕТОД ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
1.1. Наказание как метод педагогического процесса
1.2. Виды и формы наказания
ВЫВОДЫ 18
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ НАКАЗАНИЯ В ВОСПИТАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
2.1. Особенности воспитания младших школьников 19
2.2. Основные требования к применению наказаний 21
ВЫВОДЫ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28
Применение метода наказания в любой форме в целях стимулирования и мотивации учения может быть оправдано лишь в исключительных ситуациях.
Психологическая структура наказания, как и педагогического воздействия в целом, охватывает все основные психические процессы формирующейся личности. Поэтому достижение планируемых воспитательных результатов использования наказания возможно лишь при условии, что педагогами будут учитываться и потребности развития личности, и формирование установки, и мотивационная сфера, и эмоции, и сознание, и деятельность, и отношения, возникающие в ее процессе.
Использование наказаний целесообразно лишь в условиях специфических психолого-педагогических ситуаций. Успешность реализации наказания зависит от умения педагогов анализировать эти ситуации, характеризовать их особенности, рассматривать их в тесном взаимодействии с индивидуально-личностными и возрастными данными своих воспитанников.
Эффективность использования наказаний зависит от логики их одновременного действия как средств педагогической коррекции; решающим моментом здесь является регулирование разнонаправленных по эмоциональному признаку отношений воспитанника в ситуации наказания. Характеристика ситуаций наказания по эмоциональной направленности отношений представляет собой психологическую основу анализа педагогических ошибок, совершаемых при использовании этих воспитательных средств.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. – М.: Педагогика, 1971. – 200 с.
2. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. – М., 1998.
3. Мир детства. Младший школьник/ под. ред. А.Г. Хрипковой. – 2- е изд., доп. – М.: Педагогика, 1988. – 272 с.
4. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. – М., 1985.
5. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник – М.: Гардарики, 2004. – 528 с.
6. Николаева М.В. Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы // Начальная школа. – 2006 - № 9. – С. 7-11.
7. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. – М., 1996.
8. Педагогика / под ред. Ю.К. Бабанского. - М. -1988.
9. Сайфуллин Ф.А. Педагогический процесс: проблемы, пути решения. - Уфа: РИО БашГУ, 2005. - 272 с.
10. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Общая педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластенина: В 2 ч. Ч.2. — М.: ВЛАДОС, 2003. - 256 с.
11. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста /под. ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера. – М., 1988.
12. Психологическое развитие младших школьников / под. ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.
13. Фридман Л.М. Психологический справочник учителя. – 2- изд., доп. и перераб. – М.: Совершенство, 1998. – 432 с.
14. Шаповаленко И.В. Возрастная психология. – М.: Гардарики, 2004. – 349 с.
13
Информация о работе Наказание как метод педагогического процесса