Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:09, статья

Краткое описание

Модернизация муниципальных систем дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития интегративных качеств и универсальных учебных действий.

Оглавление

Актуальность проблемы
Сущность понятия «мониторинг»
Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Файлы: 1 файл

monitoring.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Процедура оценки предполагает двухуровневый подход.

Первый уровень — низкоформализованные методы, применяемые воспитателем.

Второй уровень — высокоформализованные методы, применяемые специалистами (педагогами-психологами, дефектологами, учителями-логопедами).

Оценка первого уровня осуществляется воспитателями, непосредственно работающими с данной группой детей, по специальным листам оценки или картам развития, разработанным в полном соответствии с задачами, определяющими содержание психолого-педагогической работы, заложенными в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оценки по разделам физического и музыкального развития могут давать соответственно педагог по физической культуре и музыкальный руководитель. Отдельные пункты в картах детей первого года жизни и выпускника дошкольного учреждения заполняет медицинский работник. Некоторые особенности поведения детей, проявляющиеся вне дошкольного учреждения, воспитатель может уточнить в беседе с родителями.

Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит уровень «достаточный». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится оценка «уровень, близкий к достаточному». Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения Программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется.

Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится оценка «недостаточный уровень».

Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.

Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Если по каким-то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточному», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующему учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «недостаточный уровень», процесс мониторинга переходит на второй уровень, предполагают проведение комплексного психологического диагностического обследования. На этом этапе диагностика опирается не только на низко-, но и на высокоформализованные методы оценки развития ребенка. Она должна проводиться педагогом-психологом, так как деятельность воспитателя не предполагает использования высокоформализованных диагностических методов, интерпретации проективных методик. По результатам этой оценки составляются индивидуальны; программы и рекомендации по педагогической и психологической коррекции развития ребенка.

Также высокоформализованные диагностические методики используются для подтверждения результатов наблюдения.

Оценочные листы и карты развития являются некоторой ретроспективой наблюдения педагога за ребёнком на протяжении года, и ряда диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров.

Карта развития заполняется совместно двумя педагогами, работающими в группе, и представляет собой их согласованную оценку поведения, деятельности, осведомлённости ребёнка.

Итоговые результаты.

Итоговые результаты освоения программы реализуются через заполнение Карты развития ребенка 6-7 лет, предполагающее применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы и т.д. В Карте отражены основополагающие линии развития ребенка. В ней заданы показатели, характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые и с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению. Карта заполняется в конце последнего года пребывания ребенка в детском саду перед его поступлением в школу.

 

Карта развития ребенка

Фамилия, имя, дата рождения________________________________________

Дошкольное учреждение, дата заполнения_____________________________

 

Показатели развития

Достижения ребенка

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

 

Любознательный, активный

 

Эмоционально отзывчивый

 

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

 

Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения

 

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

 

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе

 

Овладевший необходимыми умениями и навыками

 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1. Проанализируйте взаимосвязь планируемых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и универсальных учебных действий. Заполните таблицу.

Интегративное качество

Коммуника-тивные УУД

Регулятивные

УУД

Познавательные

УУД

Личностные

УУД

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

       

Любознательный, активный

       

Эмоционально отзывчивый

       

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

       

Способный управлять своим поведением и планировать действия

       

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

       

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

       

Овладевший необходимыми умениями и навыками

       

 

 

Ключ [3]

Взаимосвязь планируемых результатов освоения общеобразовательной программы и УУД

 

Коммуникативные

Регулятивные

Познавательные

Личностные

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

Приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила ЗОЖ

Начальные представления о ЗОЖ

Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой

Любознательный, активный

Задает вопросы взрослому

Способен самостоятельно действовать, при затруднениях обращается за помощью к взрослому

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире), экспериментирует

Принимает активное, заинтересованное участие в образовательном процессе

Эмоционально отзывчивый

Откликается на эмоции близких людей и друзей

 

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками

Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью

Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации

 

Владеет способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве)

Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила

Использование в речи оборотов нормативной лексики (вежливых слов)

Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике и др.)

Знание элементарных общепринятых норм и правил поведения

Поведение определяется преимущественно требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи

(проблемы), адекватные  возрасту

 

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим

Владение навыками понимания и осознания интеллектуальных и личностных задач (проблемы), адекватных возрасту

 

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

 

Умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции

   

Овладевший необходимыми умениями и навыками

Сформированы умения и навыки речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др., необходимые для осуществления различных видов детской деятельности

 

 

 

Задание 2. Проанализируйте взаимосвязь планируемых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и ключевых компетентностей.

 

Ключ [11]

Взаимосвязь промежуточных и итоговых результатов и ключевых компетентностей

итоговые достижения

(федеральные  государственные требования к основной общеобразовательной программе)

 

ключевые компетентности

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности.

Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Здоровьесберегающая компетентность:

  • ребёнок осмысленно пользуется предметами личной гигиены;
  • проявляет активность в выбранных видах двигательной деятельности;
  • осознаёт пользу движений
  • соблюдает правила безопасного поведения в быту в разных видах деятельности в разных ситуациях;

• излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой.

Эмоционально отзывчивый.

Откликается на эмоции близких людей и друзей.

Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов.

Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы;

Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хороню и что такое плохо».

Социальная компетентность:

• ребёнок принимает разные социальные роли и действует в

соответствии с ними;

  • устанавливает и поддерживает отношения с разными людьми (сверстниками, старшими, младшими);
  • анализирует действия и поступки, прогнозирует результаты, управляет своим поведением, регулирует конфликты;

• инициирует разговор, включается, поддерживает его, выбирает стиль общения.

Имеет первичные представления:

  • о себе;
  • собственной принадлежности и принадлежности других людей к определённому полу;
  • о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях;
  • об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;

о мире.

Информационная компетентность:

- ребёнок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту,

  • индивидуальным возможностям,

познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет).

Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

Овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Умеет планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.

Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем).

Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Деятельностная компетентность:

  • ребёнок ставит цель, отбирает необходимые средства для её осуществления, определяет последовательность действий;
  • делает выбор и принимает решение;
  • договаривается о совместных действиях, работает в группе;

• прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других).

Любознательный, активный.

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире).

Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать.

Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации

Коммуникативная компетентность:

  • ребёнок выражает словами свои мысли, планы, чувства, желания, результаты;
  • задаёт вопросы;
  • аргументирует свою точку зрения.

 

Задание 3. Определите достоинства и ограничения основных методов психолого-педагогического мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов в вариативных моделях дошкольного образования.

Задание 4: Заполните таблицу

Примерная программа мониторинга достижения промежуточных и итоговых результатов освоения программы

 

Интегратив-ные качества

Метод / методика

Цель метода / методики

Преимущества метода / методики

Ограничения метода / методики

Периодич-ность и сроки

 

 

 

 

 


 

Задание 5. Составьте перечень основных диагностических методик, позволяющих оценить уровни развития интегративных качеств личности младших, средних и старших дошкольников.                                                                                                        

Возраст

Интегративные личностные качества

Диагностические методики

 

Личностные

 

Коммуникативные

 

Познавательные

 

Регулятивные

 

 

 

Составители: Л.С. Самсоненко, к.пс.н., доцент кафедры педагогики и психологии, lsamsonenko@yandex.ru;

Л.Ю. Колтырева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, koltureva@rambler.ru

 


Информация о работе Мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования