Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 18:09, статья
Модернизация муниципальных систем дошкольного образования отвечает новым социальным запросам, отражающим переход России от индустриального к постиндустриальному информационному обществу, основанному на знаниях и высоком инновационном потенциале. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие детей, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Универсализация содержания общего образования в форме выделения неизменного фундаментального ядра общего образования включает совокупность наиболее существенных идей науки и культуры, а также концепцию развития интегративных качеств и универсальных учебных действий.
Актуальность проблемы
Сущность понятия «мониторинг»
Методические рекомендации по организации мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы
Процедура оценки предполагает двухуровневый подход.
Первый уровень — низкоформализованные методы, применяемые воспитателем.
Второй уровень — высокоформализованные методы, применяемые специалистами (педагогами-психологами, дефектологами, учителями-логопедами).
Оценка первого уровня осуществляется воспитателями, непосредственно работающими с данной группой детей, по специальным листам оценки или картам развития, разработанным в полном соответствии с задачами, определяющими содержание психолого-педагогической работы, заложенными в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Оценки по разделам физического и музыкального развития могут давать соответственно педагог по физической культуре и музыкальный руководитель. Отдельные пункты в картах детей первого года жизни и выпускника дошкольного учреждения заполняет медицинский работник. Некоторые особенности поведения детей, проявляющиеся вне дошкольного учреждения, воспитатель может уточнить в беседе с родителями.
Если тот или иной показатель сформирован у ребенка и соответственно наблюдается в его деятельности, воспитатель ставит уровень «достаточный». Если тот или иной показатель находится в состоянии становления, проявляется неустойчиво, ставится оценка «уровень, близкий к достаточному». Эти оценки отражают состояние нормы развития и освоения Программы, и проведения дальнейшей специальной диагностической работы по высокоформализованным методикам не требуется.
Если тот или иной показатель не проявляется в деятельности ребенка (ни в совместной со взрослым, ни в самостоятельной деятельности), возможно создание специальных ситуаций, провоцирующих его проявление (воспитатель может предложить соответствующее задание, попросить ребенка что-либо сделать и т.д.). Если же указанный показатель не проявляется ни в одной из ситуаций, ставится оценка «недостаточный уровень».
Результаты мониторинга к концу каждого психологического возраста интерпретируются следующим образом.
Преобладание оценок «достаточный уровень» свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Если по каким-то направлениям преобладают оценки «близкий к достаточному», следует усилить индивидуальную педагогическую работу с ребенком по данным направлениям с учетом выявленных проблем в текущем и следующему учебном году, а также взаимодействие с семьей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Если по каким-то направлениям присутствуют оценки «недостаточный уровень», процесс мониторинга переходит на второй уровень, предполагают проведение комплексного психологического диагностического обследования. На этом этапе диагностика опирается не только на низко-, но и на высокоформализованные методы оценки развития ребенка. Она должна проводиться педагогом-психологом, так как деятельность воспитателя не предполагает использования высокоформализованных диагностических методов, интерпретации проективных методик. По результатам этой оценки составляются индивидуальны; программы и рекомендации по педагогической и психологической коррекции развития ребенка.
Также высокоформализованные диагностические методики используются для подтверждения результатов наблюдения.
Оценочные листы и карты развития являются некоторой ретроспективой наблюдения педагога за ребёнком на протяжении года, и ряда диагностических проб, каждая из которых позволяет отследить несколько параметров.
Карта развития заполняется совместно двумя педагогами, работающими в группе, и представляет собой их согласованную оценку поведения, деятельности, осведомлённости ребёнка.
Итоговые результаты.
Итоговые результаты освоения программы реализуются через заполнение Карты развития ребенка 6-7 лет, предполагающее применение различных методов оценки: наблюдение за детьми, изучение продуктов их деятельности (рисунков, аппликаций), несложные эксперименты (в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий), беседы и т.д. В Карте отражены основополагающие линии развития ребенка. В ней заданы показатели, характеризующие наиболее существенные стороны развития, значимые и с точки зрения готовности ребенка к школьному обучению. Карта заполняется в конце последнего года пребывания ребенка в детском саду перед его поступлением в школу.
Карта развития ребенка
Фамилия, имя, дата рождения______________________
Дошкольное учреждение, дата заполнения____________________
Показатели развития |
Достижения ребенка |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками |
|
Любознательный, активный |
|
Эмоционально отзывчивый |
|
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
|
Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения |
|
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту |
|
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе |
|
Овладевший необходимыми умениями и навыками |
|
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
Задания для самостоятельной работы
Задание 1. Проанализируйте взаимосвязь планируемых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и универсальных учебных действий. Заполните таблицу.
Интегративное качество |
Коммуника-тивные УУД |
Регулятивные УУД |
Познавательные УУД |
Личностные УУД |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками |
||||
Любознательный, активный |
||||
Эмоционально отзывчивый |
||||
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
||||
Способный управлять своим поведением и планировать действия |
||||
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи |
||||
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
||||
Овладевший необходимыми умениями и навыками |
Ключ [3]
Взаимосвязь планируемых результатов освоения общеобразовательной программы и УУД | ||||
Коммуникативные |
Регулятивные |
Познавательные |
Личностные | |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками |
Приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению, умение слушать собеседника |
Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила ЗОЖ |
Начальные представления о ЗОЖ |
Сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности, интерес и ценностное отношение к занятиям физической культурой |
Любознательный, активный |
Задает вопросы взрослому |
Способен самостоятельно действовать, при затруднениях обращается за помощью к взрослому |
Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (в мире предметов и вещей, в мире отношений и своем внутреннем мире), экспериментирует |
Принимает активное, заинтересованное участие в образовательном процессе |
Эмоционально отзывчивый |
Откликается на эмоции близких людей и друзей |
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы |
Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов | |
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
Адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью |
Способен изменять стиль общения со взрослыми или сверстниками в зависимости от ситуации |
Владеет способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве) | |
Способный управлять своим поведением и планировать действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила |
Использование в речи оборотов нормативной лексики (вежливых слов) |
Способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; соблюдает правила поведения на улице, в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике и др.) |
Знание элементарных общепринятых норм и правил поведения |
Поведение определяется преимущественно требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту |
Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим |
Владение навыками понимания и осознания интеллектуальных и личностных задач (проблемы), адекватных возрасту |
||
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
Умение работать по правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции |
|||
Овладевший необходимыми умениями и навыками |
Сформированы умения и навыки речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др., необходимые для осуществления различных видов детской деятельности |
Задание 2. Проанализируйте взаимосвязь планируемых результатов освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и ключевых компетентностей.
Ключ [11]
Взаимосвязь промежуточных и итоговых результатов и ключевых компетентностей
итоговые достижения (федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе) |
ключевые компетентности |
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребёнка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры соблюдает элементарные правила здорового образа жизни. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.) |
Здоровьесберегающая компетентность:
• излучает жизнерадостность, уверенность, обнаруживает внутренний покой. |
Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы; Способен управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений. Соблюдает элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребёнка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хороню и что такое плохо». |
Социальная компетентность: • ребёнок принимает разные социальные роли и действует в соответствии с ними;
• инициирует разговор, включается, поддерживает его, выбирает стиль общения. |
Имеет первичные представления:
о мире. |
Информационная компетентность: - ребёнок активно использует и называет источники знаний, адекватные возрасту,
познавательным потребностям (взрослый, сверстник, книги, собственный опыт, СМИ, Интернет). |
Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Овладел средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности. Способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. Овладел универсальными предпосылками учебной деятельности - умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. |
Деятельностная компетентность:
• прогнозирует результат, оценивает и корректирует действия (свои, других). |
Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своём внутреннем мире). Задаёт вопросы взрослому, любит экспериментировать. Ребёнок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации |
Коммуникативная компетентность:
|
Задание 3. Определите достоинства и ограничения основных методов психолого-педагогического мониторинга достижения детьми планируемых промежуточных и итоговых результатов в вариативных моделях дошкольного образования.
Задание 4: Заполните таблицу
Примерная программа мониторинга достижения промежуточных и итоговых результатов освоения программы
Интегратив-ные качества |
Метод / методика Цель метода / методики |
Преимущества метода / методики |
Ограничения метода / методики |
Периодич-ность и сроки |
|
|
|
Задание 5. Составьте перечень основных
диагностических методик, позволяющих
оценить уровни развития интегративных
качеств личности младших, средних и старших
дошкольников.
Возраст |
Интегративные личностные качества |
Диагностические методики |
Личностные |
||
Коммуникативные |
||
Познавательные |
||
Регулятивные |
Составители: Л.С. Самсоненко, к.пс.н., доцент кафедры педагогики и психологии, lsamsonenko@yandex.ru;
Л.Ю. Колтырева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии, koltureva@rambler.ru