Мимическая и пантомимическая выразительность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:07, реферат

Краткое описание

К невербальному общению относятся взгляд, улыбка, мимика, жесты, поза, движения тела. Для формирования привлекательного имиджа необходим доброжелательный, открытый, прямой взгляд на собеседника или в аудиторию. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением верно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой и как они в действительности относятся друг к другу.

Файлы: 1 файл

Мимика и жесты в педдеятельности.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

      В литературе встречаются классификации  жестов по различным основаниям. Приведем некоторые из них.

      По  физической природе жесты можно разделить на две большие группы: головные и мануальные (ручные). Вторая группа, в свою очередь, включает подгруппы жестов, выполняемых одной рукой или обеими руками, и жестов, различающихся по активно используемой части рук: пальцевых, кистевых, локтевых, плечевых или смешанных.

      По  характеру воздействия на воспринимающего  можно выделить визуальные, визуально-акустические, визуально-тактильные жесты.

      Некоторые специалисты предлагают классифицировать жесты следующим образом (при  этом отметим, что ими не приводятся основания/критерии данной классификации):

      - коммуникативные, выразительные  движения, заменяющие в речи элементы  языка;

      - описательно-изобразительные, подчеркивающие, сопровождающие речь и вне  речевого контекста теряющие  смысл;

      - модальные, выражающие оценку, отношение к предметам, явлениям окружающей среды.

      Аллан Пиз в одной из своих работ  различает указательные, подчеркивающие (усиливающие), демонстративные и  касательные жесты.

      Указательные  жесты направлены в сторону предметов  или людей с целью обратить на них внимание. Подчеркивающие жесты служат для подкрепления высказываний. Решающее значение придается при этом положению кисти руки. 
Демонстративные жесты поясняют положение дел. При помощи касательных жестов хотят установить социальный контакт или получить знак внимания со стороны партнера. Они используются также для ослабления значения высказываний.

      Различают также произвольные и непроизвольные жесты. Произвольными являются движения головы, рук или кистей, которые  совершаются сознательно.

      Такие движения, если они производятся часто, могут превратиться в непроизвольные жесты. Непроизвольными являются движения, совершаемые бессознательно. Часто их обозначают также как рефлекторные движения. Как правило, они бывают врожденными (оборонительный рефлекс) или приобретенными.

      Для выделения жестов служат в основном пальцы. Собственно, свое значение жест приобретает только после принятия пальцами того или иного положения.

      Значимость  жестов в ходе общения существенно  возрастает, когда мы знакомимся с  данными работы Т.П.Усольцевой и Т.Г.Григорьевой, в которой говорится о том, что посредством жестов можно передать до 40% информации.

      Далее приведена таблица, в которой  указано, как учащиеся могут интерпретировать те или иные жесты и позы педагога.

      Значение поз и жестов педагога

      Жесты, позы педагога       Интерпретация
 Руки, раскрытые ладонями вверх  Искренность, открытость
 Пиджак  расстегнут (или снят)  Открытость, дружеское расположение
 Руки  спрятаны (за спину, в карманы)  Напряженное восприятие ситуации
 Руки скрещены на груди  Закрытость  от информации, общения 
 Кулаки  сжаты (или пальцы вцепились в  какой-нибудь предмет так, что побелели суставы)  Защита, оборона 
 Кисти рук расслаблены   Спокойствие
 Педагог сидит на краешке стула, склонившись  вперед, голова слегка наклонена и опирается на руку  Заинтересованность 
 Голова  слегка наклонена набок   Внимательное  слушание                       
 Педагог опирается подбородком на ладонь, указательный палец вдоль щеки, остальные  пальцы ниже рта   Критическая оценка
 Почесывание подбородка (нередко сопровождается легким прищуриванием глаз)  Обдумывание решения 
 Ладонь  захватывает подбородок  Обдумывание решения 
 Педагог медленно снимает очки, тщательно  протирает стекла  Желание выиграть время, подготовка к ответу, сопротивлению
 Педагог ходит по классу  Функция контроля или обдумывание решения 
 Пощипывание переносицы  Напряжение 
 Педагог прикрывает рот рукой во время  своего высказывания  Неискренность, обман 
 Педагог прикрывает рот рукой во время  слушания  Сомнение, недоверие к учащемуся
 Педагог старается на вас не смотреть  Скрытность, утаивание своей позиции
 Взгляд  в сторону от ученика   Сомнение, отсутствие интереса к мнению
 Слушающий слегка касается века, носа или уха   Недоверие к говорящему
 Педагог начинает собирать бумаги на столе  Урок  окончен или разговор окончен 
 Ноги  или все тело педагога обращены к  выходу  Желание уйти
 Рука  педагога находится в кармане, большой  палец снаружи   Превосходство, уверенность 
 Педагог жестикулирует сжатым кулаком   Демонстрация  власти, угроза
 Пиджак  застегнут на все пуговицы  Официальность, подчеркивание дистанции 
 

  

      Интонация. Интонация определяется В.А.Лабунской  как совокупность звуковых средств  языка, организующих речь. Это ритмико-мелодическая сторона речи. Основными ее элементами являются мелодия речи, ее ритм, интенсивность, темп, тембр, а также фразовое и логическое ударения. 
Интонация практически позволяет выражать свои мысли и чувства, волевые устремления не только наряду со словом, но и помимо него, а иногда и вопреки ему.

      Помимо  функций дополнения, замещения, предвосхищения речевого высказывания, а также регулирования  речевого потока, акцентирования внимания на ту или иную часть вербального  сообщения, интонация (как в целом  просодика и экстралингвистика по В.А.Лабунской) выполняет оригинальную функцию – функцию экономии речевого высказывания.

      Пространственная  организация также в значительной степени сказывается на процессе взаимодействия людей. Отметим, что исследования этого компонента коммуникации известным американским ученым Э.Холлом привели к образованию новой научной области – проксемики, которую сам автор называет пространственной психологией (по данным работы Е.А.Петровой). Проксемика изучает, в частности, влияние на общение пространств с фиксированными отношениями (архитектуры), с полуфиксированными отношениями (расстановка мебели) и динамических пространств (расположение собеседников в пространстве в процессе коммуникации).

      Выбор дистанции общения по В.А.Лабунской, определяется социальным престижем общающихся, национально-этническими признаками, полом, возрастом коммуникантов, характером взаимоотношений партнеров.

      В литературе описаны 4 категории пространственной коммуникации (обратим внимание при  этом на то, что данные пространства с субъектом общения в центре в свое время были описаны Э.Холлом):

      - интимная зона (15-46 см.): из всех  зон является главной, поскольку  строго охраняется человеком.  Допуск в эту зону разрешен  только тем лицам, которые находятся  в тесном эмоциональном контакте  с ним. В данной категории имеется также подзона радиусом в 15 см., в которую можно проникнуть только посредством физического контакта – это сверхинтимная зона;

      - личная зона (46 см. – 1,2 м.): это  расстояние, разделяющее партнеров  по общению, знакомых друг другу;

      - социальная зона (1,2 м. – 3,6 м.): такая дистанция разделяет посторонних  людей при взаимодействии;

      - общественная (публичная) зона (более  3,6 м.): на данном удалении человек  находится, адресуясь к большой  группе людей (в ходе лекций, например).

      Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается партнерами негативно, и они пытаются ее изменить. Таким образом, человек в различных ситуациях общения активно изменяет свое пространство, устанавливает оптимально соответствующую объективным и субъективным переменным дистанцию взаимодействия.

      Организация и угол общения также являются важными проксемическими компонентами невербальной системы. Исследователи определяет ориентацию как расположение общающихся по отношению друг к другу, которое может варьироваться от положения «лицом к лицу» до расстояния «спиной к спине». 
При беседах за столом ориентация партнеров определяет зачастую характер общения.

      Известно, в частности, что размещение за столом рядом способствует нормальной совместной работе, сотрудничеству; размещение по диагонали создает ощущение непринужденности, определенной степени свободы; позиция лицом к лицу (напротив) может усилить напряженность и контроль друг за другом, вызывать на конфликт. Таким образом, верно выбранная дистанция и расположение коммуникантов относительно друг друга в пространстве, по нашему мнению, значимы исходя из тех позиций, что они задают тон дальнейшему общению.

      В заключение можно сделать вывод  о том, что невербальная коммуникация в целом играет огромную роль в  человеческом взаимодействии, преимущественно 
«работая» на подсознательном уровне психики. Оно является одним из основных средств передачи обратной связи партнеру по общению.

      Невербальные  средства являются важнейшим дополнением  речевой коммуникации, естественно  вплетаясь в ткань межличностного общения. Их роль определяется не только тем, что они усиливают речевое влияние на коммуникатора, но и в том, что они помогают участникам общения выявить намерения друг друга и делают процесс коммуникации более открытым.

      Проверьте свое умение понимать и правильно интерпретировать невербальные сигналы в повседневном общении с другими людьми с помощью объективного теста, состоящего из девяти несложных вопросов.

      Угадывать мысли и настроение человека по выражению  его лица и жестам уже давно стало излюбленным приемом психологов. Мы предлагаем вам освежить свои знания в этой области.

      Представьте, что вы сидите у одного из сотрудников  и выясняете его реакцию на ваши идеи. Ответьте на вопросы теста  и вы узнаете, насколько правильно  вы читаете его жесты. (Помните, что правильных ответов может быть несколько).

      1. Ваш собеседник сидит, откинувшись на спинку стула, скрестив руки на груди, кулаки сжаты. Он:

      A. защищается;

      B. неудобно сидит на стуле;

      C. понемногу начинает злиться на  вас.

      Вариант А Ваш слушатель установил защитный барьер. Он отвергает то что вы ему говорите

      2. Ваш собеседник, похоже, расслабился, он вас почти не слушает. Пока вы говорите, он цепляется ногой за ножку стула. Он:

      A. засыпает и пытается победить  дремоту;

      B. воодушевлен ваши предложением;

      C. равнодушен к вашим словам.

      Вариант С. Такие движения – явный признак  равнодушия. Ему совершенно не интересно, что вы говорите и он старается  устроится по удобнее 

      3. Внезапно Ваш собеседник вскакивает, хватает другой складной стул и садится на него верхом. Он использует стул в качестве:

      A. щита;

      B. средства обороны;

      C. с его помощью он как бы  «взвешивает» ваше предложение.

      Вариан  А Стул служит сщитом. Можно считать, что собеседник не принимает ваше предложение. Попробуйте другой подход.

      4. Ваш собеседник подпирает рукой подбородок, охватив ладонью щеку и поставив указательный палец на висок. Он:

      A. устал;

      B. оценивает ваше предложение;

      C. скучает.

      Вариант В. Хороший признак. Он серьезно продумывает  ваше предложение. Он явно заинтерисован.

      5. Ваш собеседник вас слушает, а потом поворачивается на стуле так, что его тело и ноги оказались обращены к двери. Он хочет:

      A. посмотреть в окно;

Информация о работе Мимическая и пантомимическая выразительность