Мимическая и пантомимическая выразительность

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Октября 2011 в 13:07, реферат

Краткое описание

К невербальному общению относятся взгляд, улыбка, мимика, жесты, поза, движения тела. Для формирования привлекательного имиджа необходим доброжелательный, открытый, прямой взгляд на собеседника или в аудиторию. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением верно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой и как они в действительности относятся друг к другу.

Файлы: 1 файл

Мимика и жесты в педдеятельности.doc

— 306.00 Кб (Скачать)

      2.3  Мимическая и пантомимическая выразительность   

      Невербальное общение.

      К невербальному общению относятся  взгляд, улыбка, мимика, жесты, поза, движения тела. Для формирования привлекательного имиджа необходим доброжелательный, открытый, прямой взгляд на собеседника или в аудиторию. Эффективность общения определяется не только степенью понимания слов собеседника, но и умением верно оценить поведение участников общения, их мимику, жесты, движения, позу, направленность взгляда, то есть понять язык невербального общения. Этот язык позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой и  как они в действительности относятся друг к другу.

      Невербальное  общение - это неречевая форма, которая  передает образное и эмоциональное содержание и включает в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт и прикосновения.

      Невербальные  средства так же важны, как и вербальные. Исследования говорят о том, что  в беседе 45% информации передается словами, а 55% - невербальными средствами.

      Невербальное  поведение педагога связано с  его психическими состояниями и служит средством их выражения. Рассмотрим кратко основные невербальные средства общения.

        Информация от одного партнера  к другому может быть передана  и воспринята самым точным образом с помощью глаз. Визуальный контакт позволяет создать необходимую атмосферу в ходе переговоров. Вот почему важно контролировать свой взгляд и визуальный контакт в целом.  Контролировать свои эмоции, жесты, позы возможно, но практически нереально влиять на реакцию зрачков. Они непроизвольно расширяются, когда человек радостно возбужден или удовлетворен, и сужаются, когда он сердится или у него мрачное настроение. Умение замечать эти детали важнейший инструмент  влияния опытного делового человека на ход переговоров или общения в целом.

       
     Лицо является главным выразителем чувств и настроений. Всегда приятнее иметь дело с жизнерадостным, оптимистичным, веселым партнером. Улыбка – наиболее универсальное средство, способствующее развитию отношений. При встрече она способствует снижению напряжения и более раскованному спокойному общению, говорит о дружелюбии и расположении. Нельзя забывать о том, что улыбка должна соответствовать  ситуации и не вызывать раздражения партнера. Отрицательные эмоции (печаль, гнев, отвращение, ненависть, обида) затрудняют процесс установления контакта, если только собеседник не испытывает подобных чувств. 
  
      Позы и жесты говорят о многом: установке, чувствах, принципах, воспитании,  возрасте, даже национальности партнера. Они могут быть сигналом безразличия, заинтересованности или окончания встречи.

      Роль мимики в передаче информации

      Особая  роль в передаче информации отводится  мимике - движениям мышц лица. Мимика выражает проживаемые состояния, отношения. Исследования показали, что если лицо лектора неподвижно - теряется до 10-15% информации.

      Мимика (от греч. mimikos - подражательный) – внешнее  выражение психических состояний, в первую очередь эмоциональных, проявляющееся в совокупности координированных движений лицевых мышц

      Подвижность мимики обусловлена профессиональной необходимостью реагирования педагога на многообразие текущей деятельности, непредсказуемые обстоятельства, поведение окружающих людей, результаты совместной работы. Язык мимики зачастую выразительнее вербальных средств, он расширяет педагогический спектр влияний, дополняет речевой язык тончайшими нюансами информации о проживаемых эмоциях. Учащиеся говорят про педагога: "Она нас любит", или "Она нас не любит". На вопрос: "Почему вы так думаете?" можно услышать ответ: "Так видно же по лицу".

      Позитивный  мимический портрет педагога складывается из расположенности к обучающимся, ожидания доброго с их стороны, веры в их благородство, интереса к тому, что они делают и говорят.

      Когда учащиеся характеризуют учителя словами "Он добрый, мы к нему всегда можем обратиться", "Он строгий", "Он красивый", то имеется в виду именно такой портрет педагога.

      Исследования  показали, что все люди, независимо от национальности культуры, в которой  они выросли, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как выражение соответствующих эмоций. Интересно отметить, что основную информативную нагрузку несут брови и область вокруг рта (губы).

      Улыбка  на лице, как правило, выказывает дружелюбие или потребность в одобрении. Улыбка для мужчины — это хорошая возможность показать, что он во всякой ситуации владеет собой. Улыбка женщины значительно правдивее и чаще соответствует ее фактическому настроению. Так как улыбки сплошь и рядом отображают разные мотивы, желательно не слишком полагаться на их стандартное истолкование:

  • чрезмерная улыбчивость — потребность в одобрении;
  • кривая улыбка — знак контролируемой нервозности;
  • улыбка при приподнятых бровях — готовность подчиниться;
  • улыбка при опущенных бровях — выказывание превосходства;
  • улыбка без подъема нижних век — неискренность;
  • улыбка с постоянным расширением глаз без их закрывания — угроза.

      Типичные  выражения лица, сообщающие об испытываемых эмоциях, таковы:

  • радость: губы искривлены и их уголки оттянуты назад, вокруг глаз образовались мелкие морщинки;
  • интерес: брови немного приподняты или опущены, тогда как веки слегка расширены или сужены;
  • счастье: внешние уголки губ приподняты и обычно отведены назад, глаза спокойные;
  • удивление: поднятые брови образуют морщины на лбу, глаза при этом расширены, а приоткрытый рот имеет округленную форму;
  • отвращение: брови опущены, нос сморщен, нижняя губа выпячена или приподнята и сомкнута с верхней губой, глаза как бы косят; человек словно подавился или сплевывает;
  • презрение: бровь приподнята, лицо вытянуто, голова поднята словно человек смотрит на кого-то сверху вниз; он как бы отстраняется от собеседника;
  • страх: брови немного подняты, но имеют прямую форму, их внутренние углы сдвинуты и через лоб проходят горизонтальные морщины, глаза расширены, причем нижнее веко напряжено, а верхнее слегка приподнято, рот может быть открыт, а уголки его оттянуты назад, натягивая и распрямляя губы над зубами (последнее как раз и говорит об интенсивности эмоции...); когда в наличии лишь упомянутое положение бровей, то это — контролируемый страх;
  • гнев: мышцы лба сдвинуты вовнутрь и вниз, организуя угрожающее или нахмуренное выражение глаз, ноздри расширены и крылья носа приподняты, губы либо плотно сжаты, либо оттянуты назад, принимая прямоугольную форму и обнажая стиснутые зубы, лицо часто краснеет;
  • стыд: голова опущена, лицо отвернуто, взгляд отведен, глаза устремлены вниз или «бегают» из стороны в сторону, веки прикрыты, а иногда и сомкнуты; лицо довольно покрасневшее, пульс учащенный, дыхание с перебоями;
  • скорбь: брови сведены, глаза тусклы, а внешние углы губ иной раз несколько опущены.

      Знать выражения лица при различных  эмоциях полезно не только для  того, чтобы понимать других, но и  для тщательнейшей отработки (обычно перед зеркалом) своих рабочих имитаций.

      Взгляд  и глаза

      Откровенно  говорят о внутренних переживаниях человека его глаза — недаром  опытные «игроки» пытаются скрывать их выражение за стеклами темных очков.

      Людей обычно выдают какие-либо изменения в обычном выражении глаз — возникновение некой эмоции, сигнал реагирования на стимул;

  • непроизвольные движения глаз, заметно «бегающие глаза» — тревога, стыд, обман, страх, неврастения;
  • блестящий взгляд — горячка, возбуждение;
  • остекленелый взгляд — чрезвычайная слабость;
  • увеличение зрачков — ощущение интереса и получение удовольствия от информации, общения, фотографии, партнера, пищи, музыки и прочих внешних факторов, принятие чего-либо, но также и сильное страдание;
  • сужение зрачков — накатывание раздражения, злобы, ненависти, исходных отрицательных эмоций, неприятие чего-либо;
  • сумбурные движения зрачков — знак опьянения (чем больше таковых движений, тем человек пьянее);
  • усиленное моргание — возбуждение, обман.

      Люди  всегда предпочитают смотреть на тех, кем они явно восхищаются, или на тех, с кем у них близкие взаимоотношения, с близкого расстояния; женщины при этом проявляют больший визуальный интерес, чем мужчины.

      В ходе общения чаще всего смотрят  партнеру в глаза, когда слушают, а не когда говорят, хотя, осуществляя внушение, иной раз применяют прямой взгляд в глаза в момент произнесения диалога.

      Человек, который смотрит вам в глаза  заметно меньше одной трети всего  периода общения, либо нечестен, либо пытается скрыть что-то; тот же, кто  нескрываемо упорно вглядывается в глаза, испытывает к вам повышенный интерес (зрачки расширены), выказывает откровенную враждебность (зрачки сужены) или стремится доминировать.

      Модификации контактов глаз имеют следующую  расшифровку:

  • отсутствующий взгляд — сосредоточенное размышление;
  • переведение взгляда на окружающие предметы и в потолок — падение интереса к беседе, излишне длинный монолог партнера;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки сужены) — признак враждебности и явного желания доминировать;
  • настойчивый и пристальный взгляд в глаза (зрачки расширены) — знак сексуальной заинтересованности;
  • отвод и опускание взгляда — стыд, обман;
  • взгляд сбоку — недоверие;
  • взгляд то отводится, то возвращается назад — отсутствие согласия, недоверие.

      Визуальное  взаимодействие (контакт глаз) – исключительно важный компонент процесса коммуникации. Около 80% чувственных впечатлений человек получает через органы зрения. Глаза являются также важным выразительным органом. Согласно современным данным, взгляд выполняет роль управляющего воздействия, обеспечивая обратную связь о поведении партнера и степени его вовлеченности в коммуникацию. Велика роль взгляда и в обмене репликами, где он выполняет сигнальную функцию; принимает участие в выражении интимности и регулировании дистанции

      Некоторые исследователи отмечают следующие функции взгляда в общении:

      - информационный поиск (в ходе  взаимодействия говорящий смотрит  на слушающего в конце каждой  реплики и в опорных пунктах  внутри реплики, а слушающий  – на говорящего, для получения  информации обратной связи);

      - оповещение об освобождении канала  связи;

      - стремление скрывать или выставлять  свое «Я»;

      - установление и поддержание социального  взаимодействия. 

      Поза  и ее детали

      Значительную  информацию о внутреннем настрое  человека дает статическое положение его тела. При этом часто повторяемая поза сообщает об устойчивых особенностях личности.

      Поскольку в перепадах чувств люди обычно лучше  контролируют свое лицо, чем тело, нередко  вовсе не мимика, а поза способна рассказать об истинных переживаниях индивида.

       
          Такое поведение характерно при исключительно монотонных душевных состояниях скуки, печали, равнодушии.

      Таким образом, можно сделать вывод, что  мимическая сторона общения крайне важна для полноценного общения  индивидов, выражая, прежде всего, эмоциональное их состояние во время взаимодействия.

      Жесты – движения, имеющие сигнальное значение - это выразительные движения головой, рукой или кистью, которые совершают в процессе общения. Как отмечают исследователи, жесты в процессе общения не только сопровождают речь. На основе жестов можно сделать заключение об отношении человека к какому-либо событию, лицу, предмету. Жест также может сказать о желании человека, его внутреннем душевном состоянии. Особенности жестикуляции человека могут служить основанием для вывода о каком-либо качестве воспринимаемого человека. Именно поэтому жесты относят к выразительным движениям.

Информация о работе Мимическая и пантомимическая выразительность