Методы обучения географии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 21:48, практическая работа

Краткое описание

Разработка уроков. Конспекты.

Файлы: 6 файлов

10 class.doc

— 36.50 Кб (Открыть, Скачать)

6 class.doc

— 34.50 Кб (Открыть, Скачать)

7 class.doc

— 38.50 Кб (Открыть, Скачать)

8 class.doc

— 29.00 Кб (Открыть, Скачать)

9 class.doc

— 43.00 Кб (Открыть, Скачать)

konspect.doc

— 45.50 Кб (Скачать)

       Тверской  Государственный университет

       Химико-биолого-географический факультет 

       Педагогическая  практика

Урок № 1

Тема: Географическое положение России. 

Цели  и задачи: Сформировать знания об особенностях ГП РФ, умении показывать на карте границы  и крайние точки РФ, характеризовать ее ГП. 

Оборудование: Физическая карта СССР, уч.атлас 8 кл. 

Ход урока: 

1 часть  (проверка д/з, фронтальный опрос)

  1. Что изучают в курсе физической географии РФ?
  2. Какие компоненты природы входят в состав природно-территориального комплекса?
  3. Назовите природные комплексы РФ
  4. Какие природные комплексы созданы в РФ в результате хозяйственной деятельности человека?
  5. Что такое природная среда?
  6. Почему вопросам изучения природной среды в настоящее время уделяется особенно большое внимание?
 

2 часть (Россия – крупнейшее государство мира)

  1. Площать 17,1 млн кв.км
  2. Особенности ГП: в северной части материка Евразия (северный полярный круг) большая протяженность с запада на восток, широкий выход к морям Северного Ледовитого океана.
  3. Пограничные с РФ госуд-ва на суше: Норвегия, Финляндия, Эстония, Литва, Латвия, Польша, Белоруссия, Украина, Грузия, Азербайджан, Монголия, Китай, КНДР, на море Япония и США.
  4. Крайние точки РФ. На севере -  островная в архипелаге Земли Франца Иосифа на о.Рудольфа – мыс Флигели, материковая – мыс Челюскин на п-ове Таймыр, на юге – в респ. Дагестан, юго-запатнее горы Базардюю, на западе  - на песчаной косе Гданьского залива Балтийского моря близ Калининграда, на востоке – островная – на о.Ратманова в Беринговом проливе, материковая – на мысе Дежнева на Чукотской п-ове.
  5. Протяженность границ РФ 61 тыс км (больше длины экватора). Расстояние между крайними точками 10 тыс км (запад-восток) и 3 тыс км (север-юг)
  6. РФ имеет наибольшее число пограничных государств (16) и морей, омывающих ее берега (13). Морские границы любого государства – 12 миль (22,2 км) от побережья, далее – 200-миллионная экономическая зона.
  7. На территории РФ расположены крайние северные и востояные точки материка Евразия.
  8. РФ – единственное государство в мире, у которого столь обширные территории лежат за полярным кругом.
 

3 часть  (Практическая работа)

На контурной  карте обозначить гарницы РФ, названия пограничных государств, крайние  точки, в тетради – главные  особенности ГП РФ, координаты крайних  точек. 

4 часть  (Домашнее задание) 

Выучить  параграф 2. 

Урок № 2

 

Тема: Моря, омывающие  территория РФ. 

Цели  и задачи: Сформировать знания о  морях, омывающих РФ, умение показывать и  характеризовать их на карте. 

Оборудование: карта полушарий и физическая карта СССР, уч.атлас 8 кл. 

Ход урока: 

1 часть  (проверка д/з, индивидуальный  опрос)

  1. Показать границы РФ (с запада на восток) и назвать все пограничные государства (1 учащийся на уроке и весь класс на переменах)
  2. Охарактеризовать ГП РФ, выделив его особенности
 

2 часть  (рассказ)

  1. Россию омывают 12 окраинных и 1 внутреннее море: Балтийское, Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Черное, Азовское.
  2. Самое большое море у берегов РФ – Берингово (2315 тыс кв.км), самое маленькое – Азовское (39 тыс кв.км). Самое пресное – Балтийское (2 – 8 %о ), самое соленое – Берингово (30 – 32 %о), оно же самое глубокое (макс. глубина 5500 м), самое мелкое – Азовское (8 м)
  3. Острова: Земля Франца Иосифа, Врангеля, Северная Земля, Новосибирские, Колгуев, Курильские, Сахалиин, Ратманова
  4. Полуострова: Кольский, Канин Нос, Ямал, Таймыр, Чукотский, Камчатка.
 

3 часть  (практическая работа)

Сначала устно, затем в тетрадях сравнительная  характеристика двух морей по выбору

4 часть  (Домашнее задание) 

Выучить  параграф 3. 
 

Урок № 3

 

Тема: политико-административное деление РФ. 

Цели  и задачи: изучить политико-административное деление РФ, закрепить знания о  ГП на политико-административной карте. 

Оборудование: физическая карта СССР, уч.атлас 8 кл. 

Ход урока:

1 часть (проверка д/з, индивидуальный и фронтальный опрос)

  1. Показать моря, омывающие РФ  и указать их принадлежность к бассейну того или иного океана
  2. Охарактеризовать природные рисурсы морей РФ
  3. Охарактеризовать экологические проблемы морей РФ
  4. Назвать пути улучшения экологической обстановки морей
 

2 часть 

(анализ  современной политико-административной  карты РФ) 

Знать и показывать республики РФ и их столицы. Работа с рабочими тетрадями – под  запись республики и столицы РФ 

3 часть  (Домашнее задание) 

Выучить  параграф 3 Нанести республики и столицы РФ в к/к. 
 
 

Урок № 4

 

Тема: разница  во времени на  территории РФ. 

Цели  и задачи: Сформировать знания о  часовых поясах, о местном и  поясном времени, умения решать простейшие задачи на определение местного времени

Оборудование: карта полушарий,  карты атласа и учебника, глобус. 

Ход урока: 

1 часть  (проверка д/з, индивидуальный  опрос)

4 ученика называют  и показывают по карте республики  и их столицы. На переменах  сдает республики весь класс. 

2 часть  (рассказ – беседа)

Главное понятие  темы – о часовом поясе. Необходимо усвоить знания о местном времени

  1. Вспомните, что такое суточное вращение Земли
  2. Приведите доказательства суточного вращения Земли, пользуясь личными наблюдениями и глобусом
  3. Покажите на глобусе, в каком направлении вращается Земля и объясните, как перемещается освещаемость Солнцем по поверхности Земли

На разных меридианах в один и тот же момент бывает разное время суток. Например, если на нулевом меридиане полдень, то в это же время на 180-м полночь, на 90 в.д. вечер, а  на 90 з.д. утро. Сутки начинаются одновременно на всем меридиане, каждый меридиан имеет свое местное время, оно зависит от долготы, чем восточнее находится меридиан, тем раньше на нем начинаются сутки. Линией перемены дат в мире принято считать  180-й меридиан. От него на запад ведется счет каждым новым суткам на Земле. Поэтому первыми в нашей стране и в мире встречают Новый год и каждый новый день жители Чукотки, затем Камчатки и т.д. на запад.

Определение местного времени: вращаясь, Земля описывает окружность в 360 за 24 ч., т.е. Земля поворачивается за каждый час на 15 град., если рассттояние между меридианами равно 1 градусу, то разница во времени между ними составит 4 минуты.

Определить местное  время во Владивостое, если в Санкт-Петербурге полдень (Владивосток накодится восточнее, поэтому сутки там начинаются раньше (12 ч + 6 ч 48 мин = 18 ч 48 мин). Следовательно, местное время Владивостока 18 ч 48 мин, если в Санкт-Петербурге полдень.

В практической жизни обычно не пользуются местный  временем из-за значительных различий во времени даже между соседними пунктами. Поэтому во всем мире еще в 19 веке введено поясное время.

Правила проведения границ часовых поясов и  сколько их всего на поверхности  земного шара.

Границы часовых  поясов – ломаные линии.

Определение разницы  во времени на территории РФ.

Определить поясное  время Магадана, если в Киеве 6 часов

  1. по карте часовых поясов (учебника) определить, в каких часовых поясах находятся города
  2. определить, на сколько часов различается поясное время этих городов
  3. высчитать  вр. Магадана, если в Киеве  6  ч (14 ч.)
 

Характеристика  декретного вермени и «летнего»  времени 

3 часть  (закрепление) 

  1. определите  местное время Мурманска, если в  Якутске полдень
  2. высчитайте  времяя на Камчатве, если в Волгограде 10 ч.
  3. что такое декретное время
 

4 часть  (Домашнее задание) 

Выучить  параграф 4.

Умение  определить местное, поясное время, знать, что такое декретное и  летнее время. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Психолого-педагогическая характеристика

Изучение  классного коллектива проводилось во время педагогической практике с 1 по 15 октября 2001 года.

При изучении использовались следующие методы: наблюдение во время урока за поведением и  умением работать во время  внеклассного мероприятия, на переменах), беседы (с  учениками, классным руководителем, учителями), анализ самостоятельной работы ребят на повторно обобщающем уроке.

В классе учится 36 человек, 19 девочек и 17 мальчиков.  2 девочки и 1 мальчик – новички  в классе, перевелись из других школ города.

Отметим общую благожелательную атмосферу в классе. Возраст  учеников – 14 лет. 

В классе есть неформальные лидеры – среди  мальчиков и девочек, имеющие  заметный авторитет в коллективе.  Они инициативные, общительные, доброжелательные.

Взаимоотношения внутри коллектива дружеские. Класс делится на группы с различными интересами, но только за пределами школы. Учащиеся проявляют заинтересованность в общих внеклассных делах (организация школьного вечера и т.п.).

По учебной  успеваемости класс относится к  сильным. Учеников, успевающих на 4 и 5 – 10 человек, 2 отличницы и 1 отличник, остальные учатся на 4-3 (5 по физической культуре).

Дисциплина  на уроках зависит от требования учителя, на уроках географии дисциплина отличная, высокая заинтересованность в получении  знаний по предмету.  Другие учителя отзываются о классе как об интересном и дисциплинированном.

Общие выводы: характер общего эмоционального климата в классном коллективе энергично-оптимистичный. При достаточном внимании и дружелюбии со стороны преподавателя класс  отвечает взаимным доверием и интересом.

Информация о работе Методы обучения географии