Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:09, контрольная работа
Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….стр. 2
Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками:
Методика Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау…………………………...стр. 3-4
Методика Н. А. Чевелевой……………………………………….стр. 4-6
Методика С. А. Мироновой……………………………………...стр. 6-8
Методика Г. А. Волковой………………………………………..стр. 8-11
Методика В. М. Тиктинского-Шкловского…………………….стр. 11-14
Заключение………………………………………………………………стр. 15
Список литературы……………………………………………………...стр. 16
Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6-7 лет определяется накоплением жизненного опыта, появлением новых и относительно более устойчивых интересов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует подавляющее большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе и в общих играх, лучше работают в однообразных условиях, быстро усваивая стереотипы движений и речевого сопровождения.
В целом для заикающихся детей 4-7 лет показательна несформированность навыка коллективного общения и отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обусловливают недоразвитие общественного поведения заикающихся детей.
Исследование игровой
активности заикающегося ребенка проводится
в динамике, как логопедом, так
и воспитателем. Выясняются, помимо
этого, особенности игр детей
в домашних условиях. И если в
начале коррекционного воспитания логопед
определяет принадлежность каждого
ребенка к одной из четырех
клинических групп, то в результате
динамического психолого-
В результате исследования игровой активности заикающегося ребенка определяется его принадлежность к одной из следующих групп:
Группа А - дети способны сами предложить тему игры и принять ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищем. Они активно участвуют в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют их выполнения от участников игры.
Группа Б - дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников, игры, нарушают ее правила.
Группа В - дети принимают тему игры и роль от товарищей, активно со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания по поводу исполнения роли. Правила игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей.
Группа Г - дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое место готовят по указанию более активных участников игры или с помощью взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем взрослого или играющих; отмечается пассивность.
Группа Д - дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищей или взрослым. По подсказке других готовят игровое вместо и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.
Естественно, что логопед,
целенаправленно используя
Развитие игровой активности заикающихся детей, перевоспитание особенностей личности и поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему разнообразных игр, составляющих методику игровой деятельности.
МЕТОДИКА В. М. ТИКТИНСКОГО-ШКЛОВСКОГО
В разработанной В.М. Тиктинским-Шкловским комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта и невропатолога.
Курс лечения заикания (2,5-3 месяца) разбивается автором на пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройка патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности; закрепление достигнутых результатов; диспансеризация и профилактика; санаторно-курортное лечение.
Подготовительный (диагностический) этап продолжается 10-15 дней. В это время проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, назначается медикаментозное лечение.
На этапе перестройки
патологических речевых навыков
и нарушенных отношений личности
(от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические
занятия по нормализации дыхательной,
голосовой функций, выработке речевых
"эталонов" и т.д. Одновременно
начинается аутогенная тренировка и
рациональная психотерапия. Затем (спустя
15-20 дней) проводится сеанс внушения
в бодрственном состоянии. После
сеанса начинается активная логопедическая
работа. При этом большое значение
имеют сеансы гипнотерапии, самовнушения
и рациональной психотерапии, направленные
на закрепление достигнутых
Рассматривая комплексное воздействие на заикающихся, как совокупность логопедической и психотерапевтической работы, В.М. Тиктинский-Шкловский на этом этапе логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавной и слитной речи. В первую часть включаются:
1) коррекция дыхания, регистра и тембра голоса;
2) выработка правильного ритма и темпа речи;
3) овладение "эталонами", "формулами" речи;
4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у больного речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение "эталонами" - все это является основой для последующей суггестивной и рациональной психотерапии.
Во второй части логопедической работы (в активной тренировке плавной и слитной речи) закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность в своих силах. Плавная, слитная речь достигается упражнениями в произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т.д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т.д. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.
В общей сложности речевым занятиям в течение дня должно отводиться не менее 3-4 часов (каждое занятие по 10-15 минут речевой тренировки).
Психотерапевтическая работа
на этапе перестройки
Гипнотерапия начинается на 3-4 день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале три раза в неделю, а затем раз в 7-10 дней. Во время внушения, кроме формул общеуспокаивающего характера, уделяется внимание нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.
Внушение в бодрствующем
состоянии - психотерапевтический сеанс,
при проведении которого могут быть
использованы многие приемы: беседы, проводимые
при сильном эмоциональном
Самовнушение является не
пассивным проговариванием
На этапе закрепления достигнутых результатов (он продолжается месяц) проводится тренировка речи в обычной для больного жизненной обстановке. Преодоление речевых трудностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность самостоятельно справиться с затруднениями речи в самых тяжелых ситуациях - составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения заикания.
В.М. Тиктинский-Шкловский, наряду с основными этапами логопсихотерапевтической работы с заикающимися, обращает внимание на необходимость диспансеризации и профилактики как очень важных разделов работы, без налаживания которых не может быть решена проблема лечения заикания. Диспансеризация и профилактика создают предпосылки для снижения заболеваемости заиканием, способствуют предупреждению рецидивов.
Для заикающихся с глубокими невротическими нарушениями и резко выраженной вегетативной дистонией желательно организовать санаторно-курортное лечение с использованием климатобальнеологического воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими мероприятиями. В сочетании с логопсихотерапией это дает хороший эффект в преодолении заикания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, совершенствование
логопедической работы по устранению
заикания у детей дошкольного
возраста обусловило разработку различных
методик. Указанные методики логопедического
воздействия на заикающихся дошкольников
разработаны в соответствии с "Программой
воспитания и обучения детей в
детском саду", являющейся обязательным
документом, как для массовых детских
садов, так и для специальных
речевых детских садов и
Речевой материал логопедических
занятий усваивается
Логопедическое воздействие,
направленное на собственно речевое
расстройство и связанные с ним
отклонения в поведении, формировании
психических функций и т.п., помогает
заикающемуся ребенку социально
адаптироваться в среде правильно
говорящих сверстников и
В конечном итоге заикающиеся
дети, усвоив навыки правильной речи и
знания, определенные программой, далее
обучаются и воспитываются в
условиях нормально говорящих
Безусловно, что в практике
работы логопед имеет право и
обязан творчески строить
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
под ред. Л. С. Волковой. М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2004.
Просвещение, 1989.
Информация о работе Методики логопедической работы с заикающимися дошкольниками