Методики логопедической работы с заикающимися дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….стр. 2


Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками:

Методика Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау…………………………...стр. 3-4
Методика Н. А. Чевелевой……………………………………….стр. 4-6
Методика С. А. Мироновой……………………………………...стр. 6-8
Методика Г. А. Волковой………………………………………..стр. 8-11
Методика В. М. Тиктинского-Шкловского…………………….стр. 11-14


Заключение………………………………………………………………стр. 15


Список литературы……………………………………………………...стр. 16

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 36.20 Кб (Скачать)

Отношение к коллективу играющих сверстников у заикающихся детей 6-7 лет определяется накоплением жизненного опыта, появлением новых и относительно более устойчивых интересов, развитием воображения и мышления. Их игры более содержательны, разнообразны по сюжету и форме исполнения. В коллективной игре и играх подгруппами участвует подавляющее большинство детей, но почти пятая часть детей предпочитает играть в одиночестве. Это замкнутые, несколько пассивные дети, они плохо выдерживают длительное пребывание в коллективе и в общих играх, лучше работают в однообразных условиях, быстро усваивая стереотипы движений и речевого сопровождения.

В целом для заикающихся  детей 4-7 лет показательна несформированность навыка коллективного общения и  отношения к коллективу играющих сверстников. Эти особенности обусловливают  недоразвитие общественного поведения  заикающихся детей.

Исследование игровой  активности заикающегося ребенка проводится в динамике, как логопедом, так  и воспитателем. Выясняются, помимо этого, особенности игр детей  в домашних условиях. И если в  начале коррекционного воспитания логопед  определяет принадлежность каждого  ребенка к одной из четырех  клинических групп, то в результате динамического психолого-педагогического  исследования он устанавливает степень  игровой активности заикающегося. Клиническая  картина заикания уточняется, пополняется, а учет степени игровой активности позволяет логопеду целенаправленно  создавать устойчивые играющие коллективы заикающихся детей. Это способствует воспитанию у них общественного  поведения и в целом социальной реабилитации.

В результате исследования игровой активности заикающегося ребенка  определяется его принадлежность к  одной из следующих групп:

Группа А - дети способны сами предложить тему игры и принять  ее от сверстников, распределить роли и согласиться на роль, предложенную товарищем. Они активно участвуют  в приготовлении игрового места, вносят предложения по сюжету, согласовывают  свои замыслы с действиями сверстников, выполняют правила и требуют  их выполнения от участников игры.

Группа Б - дети умеют предложить тему игры, распределить роли, дать указания в ходе подготовки игрового места, иногда конфликтуя при этом с детьми. В процессе игры они навязывают играющим свой сюжет, не умеют и не хотят согласовывать свои действия с замыслами других участников, игры, нарушают ее правила.

Группа В - дети принимают  тему игры и роль от товарищей, активно  со всеми готовят игровое место, по ходу игры высказываются редко, свою деятельность согласовывают с замыслом товарищей, выслушивая от них пожелания  по поводу исполнения роли. Правила  игры дети выполняют, своих правил не устанавливают и не требуют исполнения правил от играющих товарищей.

Группа Г - дети способны играть, только принимая тему и роль от сверстников или взрослого, игровое  место готовят по указанию более  активных участников игры или с помощью  взрослого; предложения по сюжету высказывают, действия с замыслом играющих согласовывают  только по совету более активных детей. Правила игры соблюдают под контролем  взрослого или играющих; отмечается пассивность.

Группа Д - дети редко участвуют в игре сами, затрудняются входить в игру даже после предложения темы и роли товарищей или взрослым. По подсказке других готовят игровое вместо и в ходе игры выполняют действия и правила, предложенные играющими; выраженная пассивность, полное подчинение решениям товарищей.

Естественно, что логопед, целенаправленно используя игровую  деятельность, постепенно способствует переходу заикающегося детей из групп  Д, Г, В в группы А, Б. Иногда поведение  Заикающихся детей нормализуется  успешно уже в начале - середине коррекционного курса, особенно у детей  и II клинических групп. Довольно часто эти дети обладают высокой степенью игровой активности и распределяются в группы А, Б, В. Именно на них опираются логопед и воспитатель при создании устойчивых игровых коллективов. Дети из III, IV клинических групп имеют низкий уровень игровой активности, относятся в группы Г, Д. Они требуют длительного психолого-педагогического воздействия, осторожного и продуманного развития их игровой активности, но не всегда успешно осуществляется их продвижение, и не все дети из III и IV групп достигают высокой степени игровой активности.

Развитие игровой активности заикающихся детей, перевоспитание особенностей личности и поведения, воспитание речи и в целом устранение заикания осуществляется через систему  разнообразных игр, составляющих методику игровой деятельности.

 

МЕТОДИКА В. М. ТИКТИНСКОГО-ШКЛОВСКОГО

В разработанной В.М. Тиктинским-Шкловским комплексной системе преодоления заикания объединены логопедические занятия и активная психотерапия, сочетающая использование различных вариантов суггестивных форм с работой по перестройке нарушенных отношений личности. Вся работа проводится в тесном контакте логопеда, врача-психотерапевта и невропатолога.

Курс лечения заикания (2,5-3 месяца) разбивается автором  на пять этапов: подготовительный (диагностический); перестройка патологических речевых  навыков и нарушенных отношений  личности; закрепление достигнутых  результатов; диспансеризация и  профилактика; санаторно-курортное  лечение.

Подготовительный (диагностический) этап продолжается 10-15 дней. В это  время проводится изучение больного невропатологом, дефектологом и психотерапевтом; изучаются анамнестические и  клинические данные, намечаются психотерапевтические и логопедические мероприятия, назначается  медикаментозное лечение.

На этапе перестройки  патологических речевых навыков  и нарушенных отношений личности (от 1 до 1,5 месяцев) проводятся логопедические занятия по нормализации дыхательной, голосовой функций, выработке речевых "эталонов" и т.д. Одновременно начинается аутогенная тренировка и  рациональная психотерапия. Затем (спустя 15-20 дней) проводится сеанс внушения в бодрственном состоянии. После  сеанса начинается активная логопедическая работа. При этом большое значение имеют сеансы гипнотерапии, самовнушения и рациональной психотерапии, направленные на закрепление достигнутых результатов.

Рассматривая комплексное  воздействие на заикающихся, как  совокупность логопедической и психотерапевтической работы, В.М. Тиктинский-Шкловский на этом этапе логопедическую работу подразделяет на две части: подготовительную и активную тренировку плавной и слитной речи. В первую часть включаются:

1) коррекция дыхания, регистра  и тембра голоса;

2) выработка правильного  ритма и темпа речи;

3) овладение "эталонами", "формулами" речи;

4) выявление потенциальных речевых возможностей заикающихся. Нормализация у больного речевого дыхания и голоса, темпа речи, овладение "эталонами" - все это является основой для последующей суггестивной и рациональной психотерапии.

Во второй части логопедической работы (в активной тренировке плавной  и слитной речи) закрепляются навыки слитной речи до ее автоматизации; заикающиеся  обучаются различным приемам, помогающим справиться с возникающими речевыми затруднениями, укрепляется уверенность  в своих силах. Плавная, слитная  речь достигается упражнениями в  произнесении ряда гласных звуков, затем цифр, отдельных фраз и т.д. В случаях, когда не удается достигнуть полной нормализации речи, вводятся упражнения в сопряженной и отраженной речи и т.д. Логопедическая работа проводится наряду с активной суггестивной психотерапией.

В общей сложности речевым  занятиям в течение дня должно отводиться не менее 3-4 часов (каждое занятие  по 10-15 минут речевой тренировки).

Психотерапевтическая работа на этапе перестройки патологических речевых навыков и нарушенных отношений личности имеет важное значение и различные формы. Рациональная психотерапия выражается в виде индивидуальных и коллективных бесед. Она помогает разъяснить больному причины заикания, раскрывает значение и необходимость  активного отношения и целеустремленности для успешного лечения заикания.

Гипнотерапия начинается на 3-4 день после начала активной тренировки речи. Проводится вначале три раза в неделю, а затем раз в 7-10 дней. Во время внушения, кроме формул общеуспокаивающего характера, уделяется внимание нормализации эмоционально-волевой сферы и деятельности артикуляционно-голосового и дыхательного аппарата. Гипнотерапия в ряде случаев является хорошей подготовкой к проведению сеанса внушения в бодрствующем состоянии.

Внушение в бодрствующем состоянии - психотерапевтический сеанс, при проведении которого могут быть использованы многие приемы: беседы, проводимые при сильном эмоциональном напряжении больных, заканчивающиеся императивным внушением; императивное внушение в  бодрственном состоянии с включением демонстративных моментов. Сеанс  проводится с группой в 6-8 человек, он заранее назначается на определенный день, который особенно ожидается  больными, т.к он является переломным этапом в лечении.

Самовнушение является не пассивным проговариванием формул, а активным стремлением представить  себя хорошо говорящим. Оно проводится 2-3 раза в день.

На этапе закрепления  достигнутых результатов (он продолжается месяц) проводится тренировка речи в  обычной для больного жизненной  обстановке. Преодоление речевых  трудностей в повседневной жизни, воспитание речевой активности и укрепление в сознании веры в возможность  самостоятельно справиться с затруднениями  речи в самых тяжелых ситуациях - составляют основное содержание третьего, заключительного, этапа лечения  заикания.

В.М. Тиктинский-Шкловский, наряду с основными этапами логопсихотерапевтической работы с заикающимися, обращает внимание на необходимость диспансеризации и профилактики как очень важных разделов работы, без налаживания которых не может быть решена проблема лечения заикания. Диспансеризация и профилактика создают предпосылки для снижения заболеваемости заиканием, способствуют предупреждению рецидивов.

Для заикающихся с глубокими  невротическими нарушениями и резко  выраженной вегетативной дистонией  желательно организовать санаторно-курортное  лечение с использованием климатобальнеологического  воздействия, ЛФК и физиотерапевтическими  мероприятиями. В сочетании с  логопсихотерапией это дает хороший  эффект в преодолении заикания.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, совершенствование  логопедической работы по устранению заикания у детей дошкольного  возраста обусловило разработку различных  методик. Указанные методики логопедического  воздействия на заикающихся дошкольников разработаны в соответствии с "Программой воспитания и обучения детей в  детском саду", являющейся обязательным документом, как для массовых детских  садов, так и для специальных  речевых детских садов и речевых  групп при массовых детских садах.

Речевой материал логопедических занятий усваивается дошкольниками  в условиях поэтапного воспитания речи: от сопряженного произношения до самодеятельных высказываний при назывании и  описании знакомых картинок, пересказе  прослушанного небольшого рассказа, рассказывании стихотворений, ответах  на вопросы по знакомой картинке, самостоятельном  рассказывании об эпизодах из жизни  ребенка, о празднике и т.д. В условиях поэтапного воспитания речи от режима молчания до творческих высказываний с помощью игровой деятельности, дифференцированно используемой в работе с детьми от 2 до 7 лет; в условиях воспитания самостоятельной речи (ситуативной и контекстной) с помощью ручной деятельности.

Логопедическое воздействие, направленное на собственно речевое  расстройство и связанные с ним  отклонения в поведении, формировании психических функций и т.п., помогает заикающемуся ребенку социально  адаптироваться в среде правильно  говорящих сверстников и взрослых.

В конечном итоге заикающиеся  дети, усвоив навыки правильной речи и  знания, определенные программой, далее  обучаются и воспитываются в  условиях нормально говорящих сверстников.

Безусловно, что в практике работы логопед имеет право и  обязан творчески строить логопедические занятия, применяя известные методики в соответствии с контингентом заикающихся  детей, их индивидуально-психологическими особенностями.

 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 

 

  1. Морозова Н.Ю. Как преодолеть заикание. М.: Эксмо-пресс, 2002.

 

  1. Леонова С. В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС, 2004.

 

  1. Логопедия: Учебник для студ. дефектол. фак. высш. учеб. заведений  

      под ред. Л. С. Волковой.   М.: Гуманитар. изд. центр «Владос», 2004.

 

  1. Сикорский И.А. О заикании. С. - Петербург, 1989

 

  1. Филичева  Т.Б., Чевелёва Н.А., Чиркина Г.В.. Основы логопедии. М.:           

           Просвещение, 1989.

 

  1. http://логопедическиезанятия.рф/

 

  1. http://www.intstudy.ru/

 

  1. http://pro-zaikanie.ru/

 

  1. http://logopedy.ru/

 


Информация о работе Методики логопедической работы с заикающимися дошкольниками