Методики логопедической работы с заикающимися дошкольниками

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:09, контрольная работа

Краткое описание

Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.

Оглавление

СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….стр. 2


Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками:

Методика Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау…………………………...стр. 3-4
Методика Н. А. Чевелевой……………………………………….стр. 4-6
Методика С. А. Мироновой……………………………………...стр. 6-8
Методика Г. А. Волковой………………………………………..стр. 8-11
Методика В. М. Тиктинского-Шкловского…………………….стр. 11-14


Заключение………………………………………………………………стр. 15


Список литературы……………………………………………………...стр. 16

Файлы: 1 файл

Контрольная.docx

— 36.20 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………….стр.  2

 

 

Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками:

 

  • Методика  Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау…………………………...стр. 3-4
  • Методика Н. А. Чевелевой……………………………………….стр. 4-6
  • Методика С. А. Мироновой……………………………………...стр. 6-8
  • Методика Г. А. Волковой………………………………………..стр. 8-11
  • Методика В. М. Тиктинского-Шкловского…………………….стр. 11-14

 

 

Заключение………………………………………………………………стр. 15

 

 

Список  литературы……………………………………………………...стр. 16

         

      

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения  с окружающими, особенно в детском  коллективе.

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего  возраста в период наиболее активного  формирования их речи и личности. Но, по мнению большинства учёных, заикание - это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей.

В настоящее время считается  общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно  возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем  чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой  изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка  нормальных условий общения и  часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно  устранить ещё до поступления  ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его  личность и моторику в целом.

Выбор методики преодоления  заикания у дошкольников зависит  от типа учреждения, в котором пребывают  дети (логопедическая группа детского сада или условия стационара). Однако все авторы указывают, что преодоление  заикания у дошкольников возможно лишь при комплексном воздействии, одной  из составляющих которого является логопедическая ритмика.

 

 

 

 

МЕТОДИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 

 С ЗАИКАЮЩИМИСЯ  ДОШКОЛЬНИКАМИ

 

МЕТОДИКА Н. А . ВЛАСОВОЙ  И Е. Ф. РАУ

Авторы первой отечественной  методики логопедической работы с заикающимися детьми преддошкольного и дошкольного  возраста - Н.А. Власова и Е.Ф. Рау  построили нарастание усложнений речевых  упражнении в зависимости от разной степени речевой самостоятельности  детей. Отсюда и рекомендованная  ими последовательность:

1) отраженная речь;

2) заученные фразы;

3) пересказ по картинке;

4) ответы на вопросы;

5) спонтанная речь.

При этом авторами рекомендуются  обязательные ритмические и музыкальные  занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.

Н.А. Власова различает 7 "видов  речи", которые в порядке постепенности  необходимо применять на занятиях с  детьми-дошкольниками:

1) сопряженная речь;

2) отраженная речь;

3) ответы на вопросы  по знакомой картинке;

4) самостоятельное описание  знакомых картинок;

5) пересказ прослушанного  небольшого рассказа;

6) спонтанная речь (рассказ  по незнакомым картинкам);

7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.

Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности  на 3 этапа.

I этап - ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков, широко используется декламация.

II этап - проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.

III этап - завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.

Методики Н.А. Власовой и  Е.Ф. Pay характеризуются определенной схожестью - в основу положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам последовательной системы коррекции речи заикающихся дошкольников.

 

МЕТОДИКА Н. А. ЧЕВЕЛЕВОЙ

      В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А. Чевелева в своем пособии предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1-4 классов в процессе ручной деятельности. Принципиально она мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми - дошкольниками. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий:

1) сопровождающей речи;

2) завершающей речи,

3) предварительной речи,

4) закрепления навыков  самостоятельной речи.

  Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н.А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах. В специальных школах целесообразно использовать и уроки ручного труда. Автор считает необходимой при исправлении заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное, врачебное воздействие на его нервную систему.

Таким образом, в методике, предложенной Н.А. Чевелевой, реализован принцип последовательного усложнения речевых упражнений в процессе одного из видов деятельности ребенка-дошкольника.

Эта система преодоления  заикания у детей включает в себя 5 периодов.

1) Пропедевтический (4 занятия). Основная цель - привить детям  навыки организованного поведения.  Одновременно дети приучаются  слышать немногословную, но логически  четкую речь логопеда, ее нормальный  ритм. У самих детей временное  ограничение речи.

2) Сопровождающая речь (16 занятий). В этом периоде допускается  собственная активная речь детей,  но только по поводу одновременно  совершаемых ими действий. Постоянная  зрительная опора при этом  обеспечивает наибольшую ситуативность  речи. При этом идет и постоянное  усложнение речи детей в связи  с изменением характера вопросов  логопеда и соответствующим подбором  поделок (одинаковые, многократно  проговариваемые ответы, вариантные  ответы детей; односложные, краткие  и полные, развернутые ответы).

3) Завершающая речь (12 занятий). На всех занятиях этого периода  дети пользуются сопровождающей  и завершающей речью (в последнем  случае они описывают уже выполненную  работу или часть ее). Регулируя  (постепенно увеличивая) интервалы  между деятельностью ребенка  и его ответом по поводу  сделанного, достигается разная  сложность завершающей речи. При  этом, постепенно уменьшая зрительную  опору на выполненную работу, появляется возможность осуществить  постепенный переход к контекстной  речи.

4) Предваряющая речь (8 занятий). Здесь наряду с сопровождающей  и завершающей речью активизируется  более сложная форма речи - предваряющая, когда ребенок рассказывает, что они намерены делать. У них развивается умение пользоваться речью вне наглядной опоры, планировать свою работу, заранее называть и объяснять то действие, которое им еще предстоит сделать. Усложняется фразовая речь: дети произносят несколько связанных по смыслу фраз, пользуются фразами сложной конструкции, самостоятельно строят рассказ. В этом периоде их учат логически мыслить, последовательно и грамматически правильно излагать свою мысль, употреблять слова в их точном значении.

5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот период предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д.

МЕТОДИКА С. А. МИРОНОВОЙ

С.А. Миронова предложила систему  преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом  программы средней, старшей и  подготовительной групп детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся  детей осуществляется на занятиях (как  основной форме образовательной  работы в детском саду) по принятым разделам: "Ознакомление с окружающей природой", "Развитие речи", "Развитие элементарных математических представлений", "Рисование, лепка, аппликация, конструирование".

Работа с детьми по всем разделам "Программы" подчиняется  цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед логопедом  две задачи: программные и коррекционные, которые распределены по учебным  кварталам (или соответственно по четырем  этапам последовательно усложняемой  коррекционной работы).

При прохождении программы  с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые  ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных  задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий  и др.

Коррекционные задачи первого  квартала состоят в обучении навыкам  пользования простейшей ситуативной  речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы  конкретные, речь короткими, точными  фразами в разных вариантах, рассказ  сопровождается показом, темп неторопливый.

Коррекционные задачи второго  квартала заключаются в закреплении  навыков пользования ситуативной  речью, в постепенном переходе к  элементарной контекстной речи и  в обучении рассказыванию по вопросам логопеда и без вопросов. Большое  место занимает работа над фразой: простая фраза, распространенная фраза, конструирование вариантов фраз, грамматическое оформление фраз, построение сложно-подчиненных конструкций, переход  к составлению рассказов. Изменяется и подбор программного материала  и последовательность в его изучении. Если в первом квартале на всех занятиях дети соприкасаются с одними и  теми же предметами, то во втором - предметы не повторяются, хотя и выбираются объекты, близкие по признаку общности темы и назначению.

Коррекционные задачи третьего квартала состоят в закреплении  навыков пользования усвоенными ранее формами речи и в овладении  самостоятельной контекстной речью. Значительное место отводится работе над составлением рассказов: по наглядной  опоре и по вопросам логопеда, самостоятельного рассказа, пересказа. Увеличивается  речевая практика детей в сложной  контекстной речи. В третьем квартале исчезает необходимость замедленного изучения программы, характерного для  первых этапов обучения, и темы занятий  приближаются к уровню массового  детского сада.

Коррекционные задачи четвертого квартала направлены на закрепление  навыков пользования самостоятельной  речью различной сложности. Большое  место занимает работа над творческими  рассказами. Наряду с этим продолжается словарная: работа и работа над фразой, начатые на предыдущих этапах обучения. В речи дети опираются на конкретные и общие вопросы логопеда, на собственные  представления, высказывают суждения, делают выводы. Наглядный материал почти не применяется. Вопросы логопеда относятся к процессу предстоящей  работы, задуманной самими детьми. В  этот период коррекционное обучение направлено на соблюдение логической последовательности передаваемого  сюжета, на умение давать дополнительные положения, уточнения.

Вся коррекционная работа с заикающимися детьми в течение  года осуществляется логопедом и  воспитателем.

МЕТОДИКА Г. А. ВОЛКОВОЙ

У заикающихся детей разного  возраста имеется неоднозначное  отношение к коллективу играющих. Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, по каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста. В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями: шофер ведет машину, кассир молча отрывает билеты, няня кормит детей и т.д. Дети редко вступают в конфликты из-за ролей и сами их не распределяют. Обычно заикающемуся ребенку этого возраста сверстники предлагают роль, с которой он, по их мнению, должен справиться. Заикающиеся дети, играющие одни, рядом с коллективом нормально говорящих детей, вовлеченные в их игру, не всегда могут играть продолжительно и до конца.

Среди заикающихся детей 5-6 лет примерно одна треть может  участвовать в коллективной игре, одна треть - в играх подгруппами  в один - два человека и несколько  больше одной трети детей любят  играть в одиночестве, что свидетельствует  о существенном влиянии заикания. Хорошо говорящие дети этого возраста играют 50-60 минут, игра у них развивается  по достаточно сложным сюжетам, в  ней принимает участие большое  количество детей. Заикающиеся дети могут играть в одну игру от нескольких минут до 20 минут, в их игре преобладает  процессуальная сторона, дети плохо  отделяют правила игры от конкретных игровых ситуаций.

Информация о работе Методики логопедической работы с заикающимися дошкольниками