Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 18:09, контрольная работа
Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….стр. 2
Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками:
Методика Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау…………………………...стр. 3-4
Методика Н. А. Чевелевой……………………………………….стр. 4-6
Методика С. А. Мироновой……………………………………...стр. 6-8
Методика Г. А. Волковой………………………………………..стр. 8-11
Методика В. М. Тиктинского-Шкловского…………………….стр. 11-14
Заключение………………………………………………………………стр. 15
Список литературы……………………………………………………...стр. 16
Введение…………………………………………………………
Методики логопедических занятий с заикающимися дошкольниками:
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Заикание - один из наиболее тяжёлых дефектов речи. Оно трудно устранимо, травмирует психику ребёнка, тормозит правильный ход его воспитания, мешает речевому общению, затрудняет взаимоотношения с окружающими, особенно в детском коллективе.
Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. Но, по мнению большинства учёных, заикание - это не только расстройство речевой функции. В проявлениях заикания обращают на себя внимание расстройства нервной системы заикающихся, их физического здоровья, общей моторики, собственно речевой функции, наличие психологических особенностей.
В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. Чем больше времени проходит с момента начала заикания, тем чаще оно переходит в тяжёлый, стойкий дефект и влечёт за собой изменения в психике ребёнка. Кроме того, заикание лишает ребёнка нормальных условий общения и часто препятствует его успешной учёбе. Поэтому данный дефект важно устранить ещё до поступления ребёнка в школу. Но необходимо воздействовать на речь заикающегося, но и на его личность и моторику в целом.
Выбор методики преодоления заикания у дошкольников зависит от типа учреждения, в котором пребывают дети (логопедическая группа детского сада или условия стационара). Однако все авторы указывают, что преодоление заикания у дошкольников возможно лишь при комплексном воздействии, одной из составляющих которого является логопедическая ритмика.
МЕТОДИКИ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ
С ЗАИКАЮЩИМИСЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ
МЕТОДИКА Н. А . ВЛАСОВОЙ И Е. Ф. РАУ
Авторы первой отечественной
методики логопедической работы с заикающимися
детьми преддошкольного и дошкольного
возраста - Н.А. Власова и Е.Ф. Рау
построили нарастание усложнений речевых
упражнении в зависимости от разной
степени речевой
1) отраженная речь;
2) заученные фразы;
3) пересказ по картинке;
4) ответы на вопросы;
5) спонтанная речь.
При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и проведение разъяснительной работы с родителями.
Н.А. Власова различает 7 "видов
речи", которые в порядке
1) сопряженная речь;
2) отраженная речь;
3) ответы на вопросы по знакомой картинке;
4) самостоятельное описание знакомых картинок;
5) пересказ прослушанного небольшого рассказа;
6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам);
7) нормальная речь (беседа, просьбы) и т.д.
Все занятия по перевоспитанию речи заикающихся детей распределены по степени нарастающей сложности на 3 этапа.
I этап - ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков, широко используется декламация.
II этап - проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на данную тему, в пересказе содержания рассказа или сказки, которую прочитал логопед.
III этап - завершающий, детям предоставляется возможность закрепить приобретенные навыки плавной речи в обиходном разговоре с окружающими детьми и взрослыми, во время игры, занятий, бесед и в другие моменты детской жизни.
Методики Н.А. Власовой и Е.Ф. Pay характеризуются определенной схожестью - в основу положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам последовательной системы коррекции речи заикающихся дошкольников.
МЕТОДИКА Н. А. ЧЕВЕЛЕВОЙ
В логопедических занятиях с заикающимися школьниками в настоящее время используются в основном методические рекомендации, предложенные для работы с детьми дошкольного возраста (для младших школьников) или с подростками и взрослыми (для старших школьников). Например, Н.А. Чевелева в своем пособии предлагает систему исправления речи у заикающихся школьников 1-4 классов в процессе ручной деятельности. Принципиально она мало отличается от предложенной ранее системы логопедических занятий с заикающимися детьми - дошкольниками. Меняется в основном здесь лишь выбор и сложность поделок, которые предлагаются для работы со школьниками. Соответственно учебным четвертям автор выделяет четыре периода последовательных логопедических занятий:
1) сопровождающей речи;
2) завершающей речи,
3) предварительной речи,
4) закрепления навыков самостоятельной речи.
Занятия по исправлению речи заикающихся детей в процессе ручного труда Н.А. Чевелева считает возможным проводить на школьных и поликлинических логопедических пунктах. В специальных школах целесообразно использовать и уроки ручного труда. Автор считает необходимой при исправлении заикания работу с родителями ребенка, его учителем, лечебное, врачебное воздействие на его нервную систему.
Таким образом, в методике,
предложенной Н.А. Чевелевой, реализован
принцип последовательного
Эта система преодоления заикания у детей включает в себя 5 периодов.
1) Пропедевтический (4 занятия).
Основная цель - привить детям
навыки организованного
2) Сопровождающая речь (16
занятий). В этом периоде допускается
собственная активная речь
3) Завершающая речь (12 занятий).
На всех занятиях этого
4) Предваряющая речь (8 занятий).
Здесь наряду с сопровождающей
и завершающей речью
5) Закрепление навыков самостоятельной речи (5 занятий). В этот период предусматривается закрепление полученных ранее навыков самостоятельной, развернутой, конкретной речи. Дети рассказывают о процессе изготовления той или иной поделки, задают вопросы, отвечают на вопросы, высказываются по собственному желанию и т.д.
С.А. Миронова предложила систему преодоления заикания у дошкольников в процессе прохождения в целом программы средней, старшей и подготовительной групп детского сада. Коррекционное воздействие на заикающихся детей осуществляется на занятиях (как основной форме образовательной работы в детском саду) по принятым разделам: "Ознакомление с окружающей природой", "Развитие речи", "Развитие элементарных математических представлений", "Рисование, лепка, аппликация, конструирование".
Работа с детьми по всем разделам "Программы" подчиняется цели перевоспитания речи заикающихся. Поэтому автор ставит перед логопедом две задачи: программные и коррекционные, которые распределены по учебным кварталам (или соответственно по четырем этапам последовательно усложняемой коррекционной работы).
При прохождении программы с заикающимися детьми в массовом детском саду предлагаются некоторые ее изменения, связанные с речевыми возможностями детей. К ним относятся: использование в начале учебного года материала предыдущей возрастной группы, перестановка некоторых программных задач и тем, удлинение сроков изучения более трудных занятий и др.
Коррекционные задачи первого квартала состоят в обучении навыкам пользования простейшей ситуативной речью на всех занятиях. Значительное место занимает словарная работа расширение словаря, уточнение значений слов, активизация пассивного словарного запаса. Предполагается особая требовательность к речи самого логопеда: вопросы конкретные, речь короткими, точными фразами в разных вариантах, рассказ сопровождается показом, темп неторопливый.
Коррекционные задачи второго
квартала заключаются в закреплении
навыков пользования
Коррекционные задачи третьего
квартала состоят в закреплении
навыков пользования усвоенными
ранее формами речи и в овладении
самостоятельной контекстной
Коррекционные задачи четвертого
квартала направлены на закрепление
навыков пользования
Вся коррекционная работа с заикающимися детьми в течение года осуществляется логопедом и воспитателем.
У заикающихся детей разного возраста имеется неоднозначное отношение к коллективу играющих. Заикающиеся дети 4-5 лет предпочитают игры подгруппами из 2-3 человек, по каждый играет по-своему, забывая о товарищах. Им свойственны черты поведения в играх, присущие хорошо говорящим детям младшего возраста. В коллективных играх они выполняют второстепенные роли с однотипными действиями: шофер ведет машину, кассир молча отрывает билеты, няня кормит детей и т.д. Дети редко вступают в конфликты из-за ролей и сами их не распределяют. Обычно заикающемуся ребенку этого возраста сверстники предлагают роль, с которой он, по их мнению, должен справиться. Заикающиеся дети, играющие одни, рядом с коллективом нормально говорящих детей, вовлеченные в их игру, не всегда могут играть продолжительно и до конца.
Среди заикающихся детей 5-6 лет примерно одна треть может участвовать в коллективной игре, одна треть - в играх подгруппами в один - два человека и несколько больше одной трети детей любят играть в одиночестве, что свидетельствует о существенном влиянии заикания. Хорошо говорящие дети этого возраста играют 50-60 минут, игра у них развивается по достаточно сложным сюжетам, в ней принимает участие большое количество детей. Заикающиеся дети могут играть в одну игру от нескольких минут до 20 минут, в их игре преобладает процессуальная сторона, дети плохо отделяют правила игры от конкретных игровых ситуаций.
Информация о работе Методики логопедической работы с заикающимися дошкольниками