Методика профессионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Основной элемент успешного обучения — эффективное общение. На всех стадиях цикла обучения общение играет существенную роль. Например, для выявления потребностей слушателей в обучении преподаватель может провести с ними беседу или использовать для этой цели анкетирование. При разработке учебного курса преподавателю необходимо понимать и учитывать особенности общения, тогда он сможет подготовить курс, который будет логичным, занятия — интересными, а материал — легко усваиваемым.

Оглавление

Содержание.
Введение.

1.Особенности управления и руководства
2.Практика обучения
3.Метод конкретных ситуаций
4.Эксперименты, моделирование и другие "эмпирические" учебные методы
5.Типовые упражнения с использованием вспомогательных материалов
6.Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

     

    Успех этого метода, как и других, зависит  от:

  • ясности целей;
  • выбора рассматриваемых вопросов;
  • умения объяснить слушателям значимость данного метода обучения;
  • умения контролировать ход процесса;
  • умения создать благоприятные условия для успешного обучения и применения знаний в реальной ситуации.

5.Типовые упражнения с использованием вспомогательных материалов

    Существует  целый ряд методов обучения, которые  включают в себя выполнение учащимися  упражнений "с карандашом в руке", за ними следует коллективная работа и (или) в результате выполнения этих заданий устанавливается обратная связь.

    Например:

  • опросники или анкеты, заполняемые слушателями для повторения материала, пройденного самостоятельно или во время аудиторных занятий;
  • "лабиринт" или ситуации "разветвленного" типа;
  • выбор одного варианта из нескольких предложенных;
  • образцовые модели типа "стиль менеджмента", которые показывают учащемуся отличие его работы от образца.

Резюме (подведение итогов)

    Резюме (подведение итогов) — самая короткая и наиболее важная часть курса. Оно  требует большой подготовки, чем  можно себе представить.

    Необходимо:

  • кратко изложить ключевые моменты пройденной темы;
  • разобраться в том, что усвоили учащиеся, и затем закрепить их знания;
  • опираясь на отзывы группы, еще раз подчеркнуть необходимость и ценность изученного материала;
  • сделать особое ударение на том, что дальнейшие учебные мероприятия или задания необходимы для того, чтобы извлечь максимум пользы из уже приложенных усилий;
  • главное — четко объяснить, что нового менеджер может делать на работе при условии правильного применения изученного материала;
  • связать все вышесказанное с данными проведенных исследований.

Наглядные пособия

    Общение с целью обучения — сложный  процесс, требующий творческого  подхода для преодоления множества  проблем. С его помощью можно  успешно решать учебные задачи, связанные  с:

  • привлечением внимания;
  • поддержанием интереса;
  • созданием благоприятной атмосферы на занятиях;
  • достижением понимания;
  • восприятием предложенных идей;
  • практическим применением знаний в работе.

    Примеры наиболее распространенных наглядных  пособий:

  • фильмы;
  • графопроектор;
  • слайды;
  • диаграммы;
  • плакаты, меловые доски или доски со сменными листами;
  • аудиоаппаратура;
  • видеоаппаратура для обеспечения обратной связи.

    Самым интересным среди наглядных пособий, на мой взгляд, является видеоаппаратура. Она обладает просто фантастическим потенциалом и успешно применяется для индивидуального обучения и обучения в группе.

    Например, некоторые люди при виде объектива  или микрофона тут же начинают нервничать. Можно, например, оставить камеру в аудитории во включенном состоянии, а затем показать отрывки из получившегося видеофильма. Можно также предупредить, что будет производиться запись всех, кто входит в класс после перерыва, и затем продемонстрировать результаты.

Оценка  и "шлифовка"

    Оценка  результатов обучения и "шлифовка" — это переломный момент всего учебного цикла.

    Цель  учебного курса — добиться таких  изменений в работе менеджера, которые приведут в итоге улучшению работы его компании.

    Однако  приобретения новых профессиональных навыков порой бывает трудно добиться. Почерпнутые из нового курса идеи должны быть усвоены, выдержать проверку на практике, они должны быть пересмотрены с учетом реальных условий деятельности менеджеров. На этом пути существует множество препятствий и ограничений. К тому же, пройденный материал начинает забываться тотчас же после изучения.

    "Шлифовкой"  является любое мероприятие, корректирующее  знания и навыки окончивших  курсы менеджмента в зависимости  от конкретных обстоятельств  их работы.

    Во  многих случаях трудно рассчитывать на получение желаемых результатов  обучения без такой дополнительной "шлифовки" под руководством непосредственного начальника, руководителей высшего звена фирмы или преподавателей, которые могут оказать помощь и поддержку в процессе работы, провести консультации, дать совет. Не исключено, что без этого все усилия, потраченные на обучение, окажутся напрасными.

    Во  многих случаях учащиеся, не применяющие  полученные знания на практике, говорят: "Обучение оказалось бесполезным".

    Неквалифицированная "шлифовка" (или ее отсутствие) — самая распространенная причина низкой эффективности курсов по менеджменту.

    "Шлифовка" требует применения определенных  усилий. Преподаватель должен стимулировать эти усилия. Для этой цели он может использовать самые разнообразные методы.

    Важным  методом является оценка результатов обучения заинтересованной стороной — менеджерами высшего звена фирмы, направившей слушателя на курсы.

    Наиболее  важна оценка проведенного обучения, сделанная тем менеджером, который  направлял своих подчиненных  на курсы. Он вправе спросить: "Что  достигнуто?"

    Существуют  и другие формы оценок обучения, однако новый стиль работы и результаты, достигнутые в работе, с точки  зрения менеджеров, наиболее важны.

    Как же привлечь руководителей высшего  звена к участию в учебных  мероприятиях за пределами непосредственного курса обучения? Все начинается с анализа потребностей и постановки задач обучения еще до начала занятий.

    Качество  оценки проведенного обучения, сделанной  руководством фирмы-заказчика, зависит  от качества поставленных задач. Если задачи были поставлены в общем и неопределенно, то соответственно общей и неопределенной будет и оценка, а дальнейшее обучение покажется вовсе не обязательным.

Важны и другие оценки обучения

    Оценка  в процессе обучения (промежуточная  оценка) помогает преподавателю вносить  в учебную программу необходимые изменения, которые делают курс более эффективным.

    Оценка  обучения и планирование действий самими учащимися (когда они сами намечают свое дальнейшее обучение) так же могут  оказаться весьма важными.

    Оценка  по завершению программы (итоговая оценка) может помочь преподавателю…

  • повысить качество своей дальнейшей работы;
  • определить потребности учащихся в дальнейшем обучении.

    Оценка  обучения по окончании учебного курса  должна включать в себя...

  • различные "формы" выяснения коллективного мнения учащихся по поводу учебной программы;
  • обсуждение (критику) со стороны учащихся;
  • различные способы "тестирования" или наблюдений.

    Обучение  — циклический процесс. Оно никогда  не бывает до конца завершенным. Как  только заканчивается один цикл обучения, тут же начинается другой.

Как оценить обучение?

    Обучение  можно оценивать на четырех различных  уровнях: мнение слушателей, объем полученных знаний, изменения стиля работы, результативность (реальные улучшения  в работе компании).

Мнение  слушателей

    Самым распространенным способом определения мнения слушателей о курсе обучения является анкетирование. Анкета, к примеру, может включать в себя следующие вопросы: "Что вам понравилось больше всего на занятиях?", "Что — меньше всего?", "Какова ваша общая оценка данного курса?".

Объем полученных знаний

    Последовательное  анкетирование до начала и после  окончания учебного курса позволит слушателям оценить, насколько возросли их значения. Иногда усвоенный материал можно оценить с помощью письменных заданий или с помощью определенным образом составленных вопросников (вопрос и ряд ответов, из которых нужно выбрать правильный).

Изменение стиля работы

    Здесь применимы самые разные способы  оценки изменения стиля работы или  управленческих навыков слушателей курсов, которые можно использовать как для самооценки, так и для взаимной оценки или оценки руководящим составом.

Результативность

    Исследуя  использование временных и других ресурсов, можно оценить производительность труда менеджера (время простоя, численность привлеченного персонала и т. д.) до и после обучения. Эти данные можно переработать и представить в виде расчета повышения эффективности производства и снижения себестоимости. 
 
 

Литература.

Аристова Л.П. Активность учения школьников. М. 1980

Актуальные вопросы  формирование интереса в обучении / под ред. Г.И.Щукиной. М., 1984

Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические  проблемы психологии личности. М.,1974

Бабанский Ю.К. Оптимизация  процесса обучения. М., 1977

Бабанский Ю.К. Оптимизация  учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М., 1982

Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения  эффективности учения школьников. Р.на-Дону 1970

Бабанский Ю.К. Рациональная организация учебной деятельности М., 1981

Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. – избр. Педагогические и психологические сочинения. В 2-х томах М.,1979,т.1

Возрастная и  педагогическая психология /под ред. А.В.Петровского.М., 1981

Дидактика средней  школы / под ред. М.Н.Скаткина. M., 1982 
 

Информация о работе Методика профессионального обучения