Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:19, курсовая работа
Основной элемент успешного обучения — эффективное общение. На всех стадиях цикла обучения общение играет существенную роль. Например, для выявления потребностей слушателей в обучении преподаватель может провести с ними беседу или использовать для этой цели анкетирование. При разработке учебного курса преподавателю необходимо понимать и учитывать особенности общения, тогда он сможет подготовить курс, который будет логичным, занятия — интересными, а материал — легко усваиваемым.
Содержание.
Введение.
1.Особенности управления и руководства
2.Практика обучения
3.Метод конкретных ситуаций
4.Эксперименты, моделирование и другие "эмпирические" учебные методы
5.Типовые упражнения с использованием вспомогательных материалов
6.Литература
Успех этого метода, как и других, зависит от:
5.Типовые упражнения с использованием вспомогательных материалов
Существует
целый ряд методов обучения, которые
включают в себя выполнение учащимися
упражнений "с карандашом в руке",
за ними следует коллективная работа
и (или) в результате выполнения этих
заданий устанавливается
Например:
Резюме (подведение итогов)
Резюме (подведение итогов) — самая короткая и наиболее важная часть курса. Оно требует большой подготовки, чем можно себе представить.
Необходимо:
Наглядные пособия
Общение
с целью обучения — сложный
процесс, требующий творческого
подхода для преодоления
Примеры наиболее распространенных наглядных пособий:
Самым интересным среди наглядных пособий, на мой взгляд, является видеоаппаратура. Она обладает просто фантастическим потенциалом и успешно применяется для индивидуального обучения и обучения в группе.
Например, некоторые люди при виде объектива или микрофона тут же начинают нервничать. Можно, например, оставить камеру в аудитории во включенном состоянии, а затем показать отрывки из получившегося видеофильма. Можно также предупредить, что будет производиться запись всех, кто входит в класс после перерыва, и затем продемонстрировать результаты.
Оценка и "шлифовка"
Оценка результатов обучения и "шлифовка" — это переломный момент всего учебного цикла.
Цель учебного курса — добиться таких изменений в работе менеджера, которые приведут в итоге улучшению работы его компании.
Однако приобретения новых профессиональных навыков порой бывает трудно добиться. Почерпнутые из нового курса идеи должны быть усвоены, выдержать проверку на практике, они должны быть пересмотрены с учетом реальных условий деятельности менеджеров. На этом пути существует множество препятствий и ограничений. К тому же, пройденный материал начинает забываться тотчас же после изучения.
"Шлифовкой"
является любое мероприятие,
Во многих случаях трудно рассчитывать на получение желаемых результатов обучения без такой дополнительной "шлифовки" под руководством непосредственного начальника, руководителей высшего звена фирмы или преподавателей, которые могут оказать помощь и поддержку в процессе работы, провести консультации, дать совет. Не исключено, что без этого все усилия, потраченные на обучение, окажутся напрасными.
Во многих случаях учащиеся, не применяющие полученные знания на практике, говорят: "Обучение оказалось бесполезным".
Неквалифицированная "шлифовка" (или ее отсутствие) — самая распространенная причина низкой эффективности курсов по менеджменту.
"Шлифовка"
требует применения
Важным методом является оценка результатов обучения заинтересованной стороной — менеджерами высшего звена фирмы, направившей слушателя на курсы.
Наиболее важна оценка проведенного обучения, сделанная тем менеджером, который направлял своих подчиненных на курсы. Он вправе спросить: "Что достигнуто?"
Существуют и другие формы оценок обучения, однако новый стиль работы и результаты, достигнутые в работе, с точки зрения менеджеров, наиболее важны.
Как же привлечь руководителей высшего звена к участию в учебных мероприятиях за пределами непосредственного курса обучения? Все начинается с анализа потребностей и постановки задач обучения еще до начала занятий.
Качество оценки проведенного обучения, сделанной руководством фирмы-заказчика, зависит от качества поставленных задач. Если задачи были поставлены в общем и неопределенно, то соответственно общей и неопределенной будет и оценка, а дальнейшее обучение покажется вовсе не обязательным.
Важны и другие оценки обучения
Оценка в процессе обучения (промежуточная оценка) помогает преподавателю вносить в учебную программу необходимые изменения, которые делают курс более эффективным.
Оценка обучения и планирование действий самими учащимися (когда они сами намечают свое дальнейшее обучение) так же могут оказаться весьма важными.
Оценка по завершению программы (итоговая оценка) может помочь преподавателю…
Оценка обучения по окончании учебного курса должна включать в себя...
Обучение — циклический процесс. Оно никогда не бывает до конца завершенным. Как только заканчивается один цикл обучения, тут же начинается другой.
Как оценить обучение?
Обучение можно оценивать на четырех различных уровнях: мнение слушателей, объем полученных знаний, изменения стиля работы, результативность (реальные улучшения в работе компании).
Мнение слушателей
Самым распространенным способом определения мнения слушателей о курсе обучения является анкетирование. Анкета, к примеру, может включать в себя следующие вопросы: "Что вам понравилось больше всего на занятиях?", "Что — меньше всего?", "Какова ваша общая оценка данного курса?".
Объем полученных знаний
Последовательное
анкетирование до начала и после
окончания учебного курса позволит
слушателям оценить, насколько возросли
их значения. Иногда усвоенный материал
можно оценить с помощью
Изменение стиля работы
Здесь применимы самые разные способы оценки изменения стиля работы или управленческих навыков слушателей курсов, которые можно использовать как для самооценки, так и для взаимной оценки или оценки руководящим составом.
Результативность
Исследуя
использование временных и
Литература.
Аристова Л.П. Активность учения школьников. М. 1980
Актуальные вопросы формирование интереса в обучении / под ред. Г.И.Щукиной. М., 1984
Асеев В.Г. Проблема мотивации и личности // Теоретические проблемы психологии личности. М.,1974
Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. М., 1977
Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. Методические основы. М., 1982
Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения эффективности учения школьников. Р.на-Дону 1970
Бабанский Ю.К. Рациональная
организация учебной
Блонский П.П. Задачи и методы новой народной школы. – избр. Педагогические и психологические сочинения. В 2-х томах М.,1979,т.1
Возрастная и педагогическая психология /под ред. А.В.Петровского.М., 1981
Дидактика средней
школы / под ред. М.Н.Скаткина. M., 1982