Методика профессионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Основной элемент успешного обучения — эффективное общение. На всех стадиях цикла обучения общение играет существенную роль. Например, для выявления потребностей слушателей в обучении преподаватель может провести с ними беседу или использовать для этой цели анкетирование. При разработке учебного курса преподавателю необходимо понимать и учитывать особенности общения, тогда он сможет подготовить курс, который будет логичным, занятия — интересными, а материал — легко усваиваемым.

Оглавление

Содержание.
Введение.

1.Особенности управления и руководства
2.Практика обучения
3.Метод конкретных ситуаций
4.Эксперименты, моделирование и другие "эмпирические" учебные методы
5.Типовые упражнения с использованием вспомогательных материалов
6.Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать)
  • собрание — группа сообщает о проделанной работе или предлагает свои идеи;
  • жестко регламентированное обсуждение — все выступления проходят через ведущего дискуссии;
  • свободный обмен мнениями — люди поочередно говорят друг с другом. Выступления не обязаны проходить через ведущего дискуссии;
  • небольшие группы работают обособленно;
  • абсолютно неформальное, нерегламентированное обсуждение.

    Для того чтобы дискуссия прошла эффективно, необходимо тщательно ее распланировать. Кроме того, необходимо направлять обсуждение в нужное русло, подталкивать слушателей к творческой работе.

3.Метод конкретных ситуаций

    Метод конкретных ситуаций основан на следующем  утверждении: понимания механизмов управления и профессионализма в  менеджменте можно добиться путем  рассмотрения, изучения и обсуждения конкретных ситуаций.

    Существует  довольно много разновидностей данного метода. В общем случае учащийся получает текст с описанием конкретной организационной проблемы. Его просят изучить ситуацию в домашней обстановке и наметить оптимальное решение. Затем учащиеся объединяются в небольшие группы, обсуждают достоинства и недостатки предложенных решений и пытаются установить, каким законам управления подчиняется данная ситуация.

    Обычно  учащемуся предлагается рассмотреть  краткое описание, в том числе  и количественные данные, реальной управленческой ситуации.

    Метод конкретных ситуаций предназначен для  того, чтобы помочь учащемуся лучше  разобраться в основных законах  и принципах управления. В большинстве  случаев не существует какого-то одного, единственно верного решения. Одновременное  существование нескольких альтернативных решений и возможность выбора формируют у менеджера определенную гибкость подхода к рассмотрению организационных проблем. Перед учащимся возникает задача не столько найти единственный ответ, сколько поставить правильные и полезные вопросы, которые могут предполагать существование нескольких альтернативных решений.

    Едва  ли найдутся такие учащиеся, взгляды  которых на предложенную ситуацию будут  в точности одинаковыми. В целом, они, конечно, сойдутся во мнениях и  признают существование определенных проблем, однако их индивидуальные интерпретации скорее всего будут различными. Чтобы как следует разобраться в ситуации, рассмотреть ее со всех сторон, учащимся придется применить свои аналитические способности.

    Метод конкретных ситуаций предназначен для того, чтобы развить навыки менеджеров и руководителей, позволяющие им определять первостепенные проблемы в обучении и в управлении организации. Менеджеры и руководителя также учатся определять, с чего необходимо начинать поиск ответов, и составлять правильный план действий.

    Менеджеры и руководители изучают ситуацию, приходят к собственным выводам  о том, что следует предпринять, а затем обсуждают ситуации в  группах.

    В некоторых курсах обучения менеджменту  используется исключительно метод  конкретных ситуаций, но более распространен случай, когда данный метод используется наряду с другими методами обучения.

    Метод конкретных ситуаций — удобный способ раскрыть перед учащимся все многообразие как бизнеса вообще, так и организационных  ситуаций и проблем в частности:

  • он упорядочивает знания и факты;
  • он совершенствует умение учащихся анализировать проблемы, общаться и принимать решения;
  • он формирует собственное мнение, заставляет осознать, что в области человеческого поведения не бывает ничего безоговорочно верного или неправильного.

Деловые игры

    Деловые игры встречаются в различных  вариациях, но все они, по сути, являются методом конкретных ситуаций в действии. Вместо того чтобы "обсуждать" возможное  развитие ситуации, учащиеся получают определенные роли и общаются друг с другом, выступая от имени конкретного действующего лица — участника данной ситуации.

    Например: "Вы — директор, вы — заместитель. Вы встретились для того, чтобы  обсудить доводы в пользу изменения  сроков предоставления отчета".

    Деловые игры — очень эффективная форма проверки пройденного до того материала, к тому же данный метод дает учащимся хорошую возможность применить полученные знания в условиях, близких к реальным.

  • Деловые игры дают отличную возможность почувствовать, "что происходит, когда происходит вот это";
  • они подчеркивают значение чувств и эмоций в различных ситуациях, особенно в тех, которые связаны с человеческими взаимоотношениями;
  • позволяют менеджеру или руководителю взглянуть на проблему с новой для себя точки зрения;
  • повышают интерес учащихся, придают занятиям определенную динамику, благодаря чему слушатели могут изменить свое отношение к тем или иным вопросам.

    Деловые игры наиболее эффективны в тех случаях, когда учащиеся чувствуют себя легко  и свободно, когда они действительно "играют".

    Существует  много разновидностей метода деловых  игр:

  • роли расписанные и не расписанные;
  • ролевые игры, в которых учащиеся волны принимать ("разыгрывать") собственные решения;
  • ролевые игры, в которых учащиеся копируют ("заучивают") определенный стиль руководства или поведения.

    Деловые игры можно организовать по-разному: иногда проводится только одна деловая  игра, и большинство слушателей просто наблюдают. Однако более приемлем такой  вариант, когда учащиеся разбиваются  на небольшие группы, которые одновременно и независимо друг от друга проводят игры по одному и тому же "сценарию".

    Метод конкретных ситуаций и деловые игры имеют друг с другом много общего. Но между ними существуют определенные различия, рассмотренные в таблице 1.

Таблица 1

Метод конкретных ситуаций деловые игры
1 Проблема выносится  на обсуждение 1 Проблема рассматривается  в обстановке, приближенной к реальной
2 Проблему определяют предшествующие события  2 Проблема определяет развитие событий 
3 Проблема затрагивает  других людей 3 Проблема затрагивает  самих учащихся
4 Эмоциональный аспект и отношение к происходящему  рассматривается только гипотетически  4 Эмоциональный аспект и отношение к происходящему  оказывают существенное влияние  на результат 
5 Подчеркивается  значение фактов 5 Подчеркивается  значение субъективных впечатлений 
6 С точки зрения психологии, дискуссия — это взгляд на проблемную ситуацию "снаружи" 6 Психологически  учащиеся видят проблемную ситуацию "изнутри"
7 Предполагается  мысленное участие 7 Создаются условия  для эмоционального участия 
8 Совершенствуется  умение анализировать проблемы 8 Совершенствуется  умение взаимодействовать с другими  людьми
9 Предназначается для разработки гипотез и идей 9 Предназначается для проверки гипотез и идей
10 Тренируется умение правильно разобраться в ситуации 10 Тренируется эмоциональный  контроль
11 Действия или  решения только обсуждаются  11 Действия или  решения приводятся в исполнение
12 Последствия предложенных действий обычно не определяются 12 Устанавливается непрерывная обратная связь 
 

    Деловая игра позволяет учащимся почувствовать  себя в реальной управленческой ситуации и перепробовать все, что угодно, без страха совершить ошибку.

4.Эксперименты, моделирование и другие "эмпирические" учебные методы

    Среди подобных методов встречаются:

  • упражнения по сравнительному использованию односторонней и двусторонней моделей общения, в процессе которых слушатели определяют для себя сильные и слабые стороны этих моделей;
  • моделирование неких реальных явлений, при котором "команды" учащихся соревнуются в выполнении каких-либо "производственных" заданий. При этом слушатели "набираются опыта", выполняя различные управленческие и организационные функции при наличии обратной связи среди участников эксперимента;
  • активное изучение или моделирование конкретных ситуаций. Команда учащихся изучает представленную информацию, принимает ряд решений, получает в ответ информацию и продолжает работу в новых условиях, проходя, таким образом, через последовательность различных ситуаций;
  • "упражнение с корзиной" создает типичный дневной объем работы менеджера с помощью гипотетической "корзины", которая содержит документы и другие бумаги, имеющие отношение к самым разнообразным управленческим проблемам;
  • типовые, но вполне реальные проблемные ситуации — например, самые разнообразные проблемы "выживания". Команда проверяет свое умение справляться с ними и принимать решения, способность использовать все коллективные ресурсы для нахождения верного ответа;
  • ситуации, рассчитанные на интерактивное решение проблемы. Эти ситуации обычно предполагают проведение экспериментов "лабораторного" типа, в процессе которых команды работают над задачей, проблемой или упражнением, быть может, несколько искусственными, но зато с высоким соревновательным накалом;
  • "головоломки". В процессе многих экспериментов и занятий по моделированию учащимся приходится решать трудные, приводящие в замешательство задачи. Работа над ними, самостоятельная или в составе группы, должна помочь слушателям лучше понять методы решения проблем, их сильные и слабые стороны.

    Приведем  некоторые особенности "эмпирического" обучения в сравнении с другими  методами таблице 2.

Таблица 2

 

Параметры сравнения  Методы
Лекция  Обсуждение  лекции Анализ конкретной ситуации Эмпирические методы обучения
Время Требуется относительно мало времени  Больше  Требуется много  времени  Требуется много  времени 
Степень участия  Как правило, низкая (за исключением лектора) Выше  Высокая Крайне высокая 
Энтузиазм Обычно низкая Переменный Переменный  Высокий
Контроль  Контролирует  лектор Распределенный  Распределенный  Распределенный: больше контроля со стороны слушателей
Гибкость  Жесткие рамки  Больше гибкости По-разному  Высокая гибкость; даются лишь общие указания
Ответственность Главным образом  на лекторе  Распределенная: в основном на лекторе  Больше ответственности  на слушателях Ответственность в основном на слушателях
Уровень изучения Удовлетворительный  для приобретения информации Хороший для  понимания информации Сконцентрирован на аналитических навыках  Высокий уровень  изучения, но трудно сфокусироваться  на предмете. Уровень изучения неоднороден  и варьируется от индивидуума  к индивидууму.

Информация о работе Методика профессионального обучения