Методика профессионального обучения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 09:19, курсовая работа

Краткое описание

Основной элемент успешного обучения — эффективное общение. На всех стадиях цикла обучения общение играет существенную роль. Например, для выявления потребностей слушателей в обучении преподаватель может провести с ними беседу или использовать для этой цели анкетирование. При разработке учебного курса преподавателю необходимо понимать и учитывать особенности общения, тогда он сможет подготовить курс, который будет логичным, занятия — интересными, а материал — легко усваиваемым.

Оглавление

Содержание.
Введение.

1.Особенности управления и руководства
2.Практика обучения
3.Метод конкретных ситуаций
4.Эксперименты, моделирование и другие "эмпирические" учебные методы
5.Типовые упражнения с использованием вспомогательных материалов
6.Литература

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 134.50 Кб (Скачать)

    Обучение  — это циклическое движение от неосознанной некомпетентности к неосознанной компетентности. На каждом этапе обучение можно облегчить, используя различные  стили общения.

    Приведенная выше точка зрения на обучение предполагает, что люди:

  • начинают с незнания того, что именно они не знают:
  • не знают, что именно они не знают;
  • не знают, что у них есть проблемы;
  • не знают, что они упускают благоприятные возможности;
  • не знают, что можно что-то предпринять или что-то сделать по-другому.  
    Обычно это является предпосылкой к "приобретению знаний трудным путем", т. е. менеджер учится на своих ошибках.
  • выясняют, что именно они не знают — это первый шаг в обучении. Менеджеры видят брешь и хотят ее ликвидировать;
  • учатся делать что-то новое и, делая это, продолжают старательно думать о том, что они делают;
  • приобретают способность делать это, не думая о том, что они делают, начинают делать это по привычке.

    При изменении ситуации обучение опять переходит из фазы неосознанной компетентности (самое полезное состояние) в фазу неосознанной некомпетентности. Это опасно, т. к. приводит к невыявленным проблемам или влечет за собой утрату благоприятных возможностей. В этом случае следует повторить снова.

    Обучение  — это изменение стереотипов  поведения, которое приносит пользу учащемуся. Понятие пользы предполагает расхождение между обстоятельствами, существующими и теми, которые  могли или должны были бы быть. Что  имеется в виду?

  • Реальные или воображаемые проблемы;
  • благоприятная возможность, которой можно воспользоваться;
  • новые цели, которых нужно добиться;
  • изменения в ситуации, которые потребуют несколько иного или даже совершенно нового поведения;
  • отсутствие профессиональных знаний или навыков.

    Любое эффективное общение начинается с вопросов "В чем проблема?" или "Чего не хватает?"

    Коммуникатор  никогда не добьется успеха, если он не понимает ситуацию.

    Когда ситуация ясна, а цели — определены, можно начинать подготовку сообщения.

    Готовиться  нужно до выступления.

    Помощь  учащемуся в процессе обучения должна начинаться с прояснения и понимания  исходной ситуации. Понимание ситуации помогает коммуникатору определить цели общения. Готовить сообщение можно  начинать только тогда, когда станут ясны ситуация и цели.

    Непонимание или различие представлений об обучении является одной из наиболее частых причин неуместного, неприемлемого  или бесполезного обучения.

    Селективное восприятие заставляет нас создавать  целую картину вокруг того предмета, который первым притягивает к себе наш взгляд. Мы полагаемся исключительно на первое впечатление.

    В любой ситуации существует еще и  впечатление, альтернативное первому, однако никто не может воспринять и то, и другое одновременно. Этот самообман, эта психологическая "слепота" помогает и отправителю информации, и адресату поддерживать некое психологическое равновесие, но саботирует понимание и передачу информации.

    Так как люди в своем поведении  полагаются в основном на то, что  они видят, действия, направленные на их изменение, будут эффективными только тогда, когда мы поймем, что же они все-таки видят.

    Для эффективного сообщения необходимо, чтобы руководитель или преподаватель  понимал все интерпретации "факта" и представлял себе, каким "видит" этот факт другая сторона.

    Существует несколько основных правил общения (коммуникативных правил). И тот, кто хочет проводить успешное обучение, должен неуклонно следовать им. Правила эти таковы:

  • чувствуйте ситуацию;
  • поймите всю подоплеку ситуации, которую вы анализируете;
  • высказывайтесь разумно. Разъясняйте свои мысли наиболее понятным образом. Покажите, какую пользу получит адресат. Говорите четко и исподволь внушайте идею;
  • слушайте внимательно;
  • понимайте чувства других. Дайте понять, что вы умеете сопереживать людям;
  • задавайте вопросы, чтобы вызвать собеседника на разговор;
  • используйте подход "проблема — решение".

    Необходимо  осмыслить и учитывать основные правила общения при определении  цели сообщения и при подготовке сообщения.

    Чтобы стать коммуникатором-помощником, необходимо обладать качествами, которые обычно присущи лидеру. Коммуникатор должен:

  • управлять;
  • координировать;
  • преподавать на семинарах или в аудиторной обстановке;
  • обучать в процессе работы;
  • уметь убеждать;
  • работать в команде (группе);
  • заниматься консалтингом;
  • собирать необходимую информацию;
  • быть другом;

2.Практика обучения

Как подготовиться и  эффективно использовать некоторые распространенные методы обучения

    Основные  методы:

  • лекция;
  • обсуждение лекции и основные принципы поведения участников;
  • анализ конкретных ситуаций;
  • деловые игры;
  • эксперименты и моделирование;
  • упражнения для развития практических навыков;
  • типовые упражнения с карандашом в руке;
  • задания;
  • использование письменного материала;
  • резюме (подведение итогов);
  • наглядные пособия;
  • программное обучение и конспекты;
  • практическая работа в реальных условиях;
  • аудиторные занятия;
  • использование компьютеров.

Лекция

    Изложение информации в виде публичного выступления  с последующими ответами на вопросы  аудитории до сих пор остается необходимым и потенциально эффективным  методом обучения.

    Информацию, которую слушатели не имеют, но хотели бы получить, часто бывает полезно  подать ясным и четким образом.

    Однако  совершенно нежелательна такая ситуация, когда лектор излагает материал, не интересующий аудиторию, или в котором  слушатели с большим успехом разобрались бы самостоятельно. Злоупотребление лекционной формой обучения — чаще всего встречающееся нарушение основных принципов обучения взрослых.

    Следует подумать о лекционной форме…

  • если лектор обладает обширными знаниями, которых нет у слушателей;
  • если лектор пользуется доверием как источник информации;
  • если при таком способе подачи материала экономится время, которое слушатели могут потратить с большей пользой для себя;
  • если лектор умеет выступать и располагает достаточным временем (существует слишком много примеров тому, как лекция фактически принимает вид огромной читки заранее подготовленных записей или статей).

    Недостатки  лекции:

  • может быть скучной;
  • слабая обратная связь;
  • пассивность слушателей;
  • быстро забывается.

    Характерной чертой многих программ обучения является то, что лекции используются чаще, чем это необходимо, и длятся дольше, чем это планируется. Из-за этого уменьшается активность слушателей и доля их непосредственного участия в учебном процессе.

    Существует  целый ряд вспомогательных средств, подготовка которых не доставляет особых хлопот, эффективность же даже краткого выступления, а учебной лекции особенно, при их использовании может значительно возрасти. Среди них:

  • рисунки, плакаты, диаграммы;
  • меловая доска;
  • макеты и модели;
  • тезисы выступления;
  • наглядные примеры;
  • краткие комментарии экспертов и оппонентов;
  • использование графопроектора.

    Обязательно нужно избегать применения таких  вспомогательных средств, которые  создают путаницу, не несут в себе никакой смысловой нагрузки, нельзя разглядеть или сделаны наспех и кое-как.

    Примеры, забавные истории, пояснения также  важны, потому что они придают  выступлению игровой характер и  делают его интересным, помогают слушателям понять идею, помогают продемонстрировать ее состоятельность, помогают слушателям увидеть, каким образом эту идею можно применить в конкретной ситуации, способствуют запоминанию сути вопроса, так как примеры наглядны и легко запоминаются.

    Также очень важно чтобы приводимые примеры …

  • не казались ребяческими и незрелыми;
  • не казались случайными воспоминаниями о том, что когда-то делал тот или иной менеджер;
  • не казались не относящимися к сути излагаемого материала или конкретной управленческой ситуации;
  • не были слишком длинными;
  • не были слишком персонифицированными;
  • не были устаревшими.

    Без удачных примеров лекция превратится  в нудное изложение теорий и перечисление неинтересных данных

Обсуждение (дискуссия)

    Подходы к обучению взрослых людей основаны на высоком уровне взаимодействия и  активности учащихся. Опыт показывает, что менеджеры и руководители проявляют большее понимание и успешнее воспринимают новые идеи в процессе конструктивной дискуссии. Обсуждение может подтолкнуть слушателей к использованию общих идей применительно к собственной конкретной ситуации, к решению сделать что-то иначе в своей непосредственной работе.

    Когда занятия проходят в форме дискуссии, преподаватель выступает в роли ведущего дискуссии. Эта роль состоит в том, чтобы помочь слушателям:

  • изучить все аспекты вопроса, ситуации, проблемы, предлагаемых практических приемов или методов;
  • изменить существующие мнения или представления;
  • развить новые идеи или по-новому взглянуть на старые;
  • разработать, понять и принять принципы, решения, методы, процедуры, которые, по мнению слушателей, могут помочь им в работе.

    Среди множества разновидностей общего обсуждения в курсах менеджмента наиболее часто используются следующие:

  • обсуждение темы или вопроса, предложенные преподавателем или слушателем;
  • обсуждение конкретной ситуации или проблемы, предложенной преподавателем или слушателем;
  • обсуждение деловых игр, демонстраций, моделирования управленческих ситуаций и других "экспериментальных мероприятий";
  • обсуждение фильма, прочитанной книги, лекции;
  • выполнение типового упражнения в процессе обсуждения.

    Приведем  некоторые распространенные формы  дискуссии:

Информация о работе Методика профессионального обучения