Методика и техника педагогических исследований

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 06:46, курс лекций

Краткое описание

Краткий курс лекций охватывает вопросы проведения педагогических исследований, методов их проведения.

Файлы: 1 файл

Методика и техника педагогических исследований Лекции.doc

— 127.50 Кб (Скачать)

на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, а что второстепенным. Он предполагает выяснение вклада отдельных компонентов-процессов  в развитие личности как системного целого. В этом отношении он очень тесно связан с личностным подходом, который означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Он настоятельно требует признания уникальности личности, ее интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение. Он предполагает опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.

Инвариантный — остающийся неизменным при определенном преобразовании переменных.

Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности. Этот факт обусловливает  необходимость реализации в педагогическом исследовании и практике тесно связанного с личностным деятельностного подхода. Его значение показал в своих работах

А.Н. Леонтьев. "Для  овладения достижениями человеческой культуры, — писал он, — каждое новое поколение должно осуществить  деятельность, аналогичную (хотя и не тождественную) той, которая стоит  за этими достижениями"'. Вот почему, чтобы подготовить воспитанников к самостоятельной жизни и разносторонней деятельности, необходимо в меру возможностей вовлечь их в эти виды деятельности, т.е. организовать полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность.

Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию  субъекта познания, труда и общения. Это, в свою очередь, требует реализации полисубъектного (диалогического) подхода, который вытекает из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. Полисубъектный подход основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования. Важным при этом является то, что активность личности, ее потребности в самосовершенствовании рассматриваются неизолированно. Они развиваются только в условиях взаимоотношений с другими людьми, построенных по принципу диалога. Диалогический подход в единстве с личностным и деятельностным составляют сущность методологии гуманистической педагогики.

Реализация вышеназванных  методологических принципов осуществляется во взаимосвязи с культурологическим подходом. Культура при этом понимается как специфический способ человеческой деятельности. Являясь универсальной характеристикой деятельности, она, в свою очередь, как бы задает социально-гуманистическую программу и предопределяет направленность того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. Таким образом, освоение личностью культуры предполагает освоение ею способов творческой деятельности.

Человек, ребенок живет  и учится в конкретной социокультурной  среде, принадлежит к определенному  этносу. В связи с этим культурологический подход трансформируется в этнопедагогический. В такой трансформации проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального.

Этнос — исторически  возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.

 

 

В последние годы значение национального элемента в воспитании подрастающего поколения недооценивалось. Более того, прослеживалась тенденция игнорирования богатого наследия национальных культур, в частности народной педагогики. Между тем национальная культура придает специфический колорит среде, в которой функционируют различные образовательные учреждения. Задача педагогов в связи с этим состоит в том, чтобы, с одной стороны, изучать, формировать эту среду, а с другой — максимально использовать ее воспитательные возможности.

Трансформация — преобразование, превращение.

Одним из возрождающихся является антропологический подход, который впервые разработал и  обосновал КД.Ушинский. В его понимании  он означал системное использование  данных всех наук о человеке как  предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. К обширному кругу антропологических наук К.Д.Ушинский отнес анатомию, физиологию и патологию человека, психологию, логику, философию, географию (изучающую землю как жилище человека, человека как жильца земного шара), статистику, политическую экономию и историю в обширном смысле (историю религии, цивилизации, философских систем, литературы, искусств и воспитания). Во всех этих науках, как он полагал, излагаются, сравниваются и группируются факты и те отношения, в которых обнаруживаются свойства предмета воспитания, т.е. человека. "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях". Это положение КД.Ушинского — неизменная истина педагогики.

Цивилизация — уровень  общественного развития и материальной культуры.

Выделенные методологические принципы (подходы) педагогики как отрасли  гуманитарного знания позволяют, во-первых, вычленить не мнимые, а действительные ее проблемы и тем самым определить стратегию и основные способы их разрешения. Во-вторых, это дает возможность целостно и в диалектическом единстве проанализировать всю совокупность наиболее значимых образовательных проблем и установить их иерархию. И наконец, в-третьих, данные методологические принципы позволяют получить объективные знания и уйти от ранее господствовавших педагогических стереотипов.

 

5 Сущность педагогического процесса как системы, его структура

 

Педагогический процесс  – это многогранный процесс воспитания, который обеспечивается единством обучения и воспитания. Понятия «педагогический процесс» и «учебно-воспитательный процесс» являются синонимами.

Все старания педагогов  были сфокусированы на детальном  изучении особенностей процессов обучения и воспитания в отдельно взятом виде. В то время как жизнь настойчиво требует рассмотреть их взаимосвязь.

Требование такого единства отражает общую социальную закономерность развития общества, а именно: повышение  роли индивидуальных и программно-целевых  способов к общественным процессам.

В то же самое время  появляются и более эффективные  возможности для цельного изучения педагогического процесса на основе применения методологии и методики системно-структурного анализа, который  предполагает выделение основных компонентов той системы, где процесс протекает. Также анализ позволяет рассматривать основные закономерные взаимосвязи между ними, выявлять источники развития и определять условия эффективного управления этим процессом.

Система народного образования  является той педагогической системой, где формируется педагогический процесс и где происходит осознанное и целенаправленное воспитание учащихся в самом широком смысле. Средняя общеобразовательная школа – это та самая система, где происходит реализация потребности общества в развитой личности на этапе ее жизни от 7 до 17 лет. Школа окружена определенными внешними условиями: природно-географиче-скими, общественными, производственными, культурными и т. д. Внутренние условия школы – это учебные, материальные, санитарно-гигиенические, психологические и эстетические.

Система «школа» определяется взаимодействием субъектов и  объектов педагогического процесса. Педагогические субъекты – это обучающие, т. е. администрация школы, учителя, воспитатели. Педагогический объект воспитания – это обучаемые, т. е. ученический коллектив, отдельные школьники. Очень важно, как указывают многие советские педагоги, что объекты воспитания, т. е. школьники, в свою очередь, могут иметь и оказывают определенное влияние на педагогов вследствие обратной связи, вызывая их регулирующие действия.

 

Движение, изменение характеризуют  педагогический процесс, который, в  свою очередь, рассматривается как  двустороннее развитие субъектов и  объектов воспитания, нацеленное на решение  образовательных задач. Поэтому структурными элементами педагогического процесса являются не только и не столько сами педагоги и воспитуемые, а цель, задачи, содержание, методы, средства и формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, а также достигаемые при этом результаты.

Эти характеристики являются универсальными для любого вида деятельности и взаимодействия, конечно, относится это и к педагогическому процессу.

 

 

 

 

 

6. Компоненты, характеристика и структура педагогического процесса

 

Педагогический процесс может  быть:

1. Целевой.

2. Содержательный.

3. Организационно-деятельностный.

4. Аналитико-результативный.

Педагогический процесс носит, вместе с тем, определенную гуманистическую  направленность, которая определяется потребностями развития общества, а  также имеет основную цель – развитие личности. Кроме основной цели направленность учебно-воспитательного процесса определяет и другие более мелкие цели и задачи обучения и развития учащихся, а также содержание этого процесса.

Основополагающими содержательно-целевыми компонентами педагогического процесса являются цели и содержание педагогического процесса.

В педагогическом процессе также могут  быть определены элементы сочетания  внешних влияний на объекты и  внутреннего отражения.

Такое взаимодействие является не хаотичным  и стихийным, а определенным образом управляемым. Это управление взаимодействия субъектов и объектов называется организационно-деятельностной составляющей педагогического процесса. Но такое определение отражает лишь внешнюю сторону процесса.

Ученые и педагоги при изучении педагогического процесса указывают еще и на процессы роста, накопления, совершенствования таких качеств школьников, как образованность, воспитанность, развитость, т. е. на внешние стороны.

Как отмечает М. А. Данилов: «Педагогический процесс – это  внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, в его образованность и идейность, в его культуру и нравственный облик, в его способности, привычки, характер. В педагогическом процессе объективное, социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека» (Данилов М. А. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981). Делается акцент именно на «внутренней» стороне процесса в этом определении.

Таким образом, педагогический учебно-воспитательный процесс – это единство и взаимодействие процессов обучения, воспитания и развития. Суть его состоит в том, что происходит передача опыта старшими поколениями и усвоение того же опыта младшими поколениями через их общение, взаимодействие, что следует из необходимости удовлетворения потребностей современного общества.

Закономерности педагогического  процесса. Базовым методологическим основанием для определения закономерностей в педагогике выступает диалектический системно-структурный подход, который предполагает последовательное выявление существенных, закономерных связей педагогической системы.

Для этого необходимо проанализировать различные виды связей.

1. Между общественными  и педагогическими процессами.

2. Внутри педагогического процесса.

3. Между процессами  обучения, образования, воспитания  и развития.

4. Между процессами  воспитания и самовоспитания.

5. Между процессами  влияний субъектов воспитания.

6. Между задачами педагогического  процесса и формами организации педагогического процесса.

Таким образом, проанализировав  эти виды связей, можно определить следующие закономерности педагогического  процесса.

1. Наличие потребностей  и возможностей общества.

2. Наличие определенных  условий, в которых протекает  педагогический процесс (материальных, гигиенических, морально-психологических и эстетических).

3. Взаимосвязь процессов  обучения, образования, воспитания  и развития.

4. Необходимое единство  действий всех субъектов воспитания.

5. Наличие отличительных  особенностей задач воспитания, которые зависят от возрастных и других особенностей воспитываемых.

6. Необходимо наличие  поставленных задач.

7. Определение методов  и средств в соответствии с  задачами и содержанием конкретной  педагогической ситуации.

8. Определение форм  организации педагогического процесса в соответствии с задачами, содержанием, методами и средствами воспитания.

9. Необходимый учет  внешних и внутренних взаимосвязей  педагогического процесса.

10. Наличие внутренних  связей, при нарушении которых  процесс обучения не достигает цели.

11. Наличие закономерности  между преподаванием и учением.

12. Зависимость содержания  обучения от его задач.

13. Определение методов  и средств обучения в соответствии  с задачами и содержанием.

14. Определение форм  организации обучения в зависимости от задач, содержания и методов.

15. Наличие необходимой  взаимосвязи всех компонентов  обучения приводит к достижению  результатов, соответствующих поставленным  целям.

Информация о работе Методика и техника педагогических исследований