Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:31, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является выявление потенциала метода проектов в экологическом образовании младших школьников и условия его эффективной реализации.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.
Провести историко-педагогический анализ научной разработанности метода проектов и обосновать его потенциал в экологическом образовании младших школьников.
Обобщить опыт внедрения метод проектов в практику начальных школ.
ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Экологическое образование младших школьников
Метод проектов, как современные педагогические технологии
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Анализ деятельности учителей начальной школы на предмет применения метода проектов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Таблица 1
«Продукты» проектной деятельности метода проектов в экологическом образовании
№ |
Название проекта |
Место опубликования |
Цель проекта |
Конечный продукт проекта |
1 |
«Есть у Природы сердца безотказные» |
Журнал «Начальная школа» №5, 2000 год, Шиловская Т.Е. учитель начальных классов |
Вызвать чувство радости и восхищения, рождающее потребность у учащихся действовать и поступать так, чтобы оказать посильную помощь природе, не нарушая её законы |
Сценарий праздника «Цвети, Земля!», оформленная выставка материалов природы «Удивительное рядом» |
2 |
Эколого- гражданский проект «Зеленая аллея памяти» |
Журнал «Начальная школа» №1, 2006 год, Е.Е.Морозова, Л.В. Горина. |
Вовлечь учащихся начальной школы в проектную деятельность экологической, образовательной и гражданско-ориентированной направленности. |
Создание «Зеленой аллеи памяти» на территории Областного детского экологического центра и систематическая работа по уходу за растениями аллеи. |
3 |
«Я садовником родился» |
Журнал «Начальная школа» №3, 2007 год, Л.А. Орлова, учитель начальных классов |
Обратить внимание детей на то, что гармония красоты в природе нарушена действиями людей и как приятно видеть красивое на нашей планете |
Создание справочника «Цветы в озеленении города». Индивидуальный проект «Ирис — король сада». |
4 |
Экологический проект «Разведка осенних примет». |
Журнал «Начальная школа» №8, 2008 год, Г.А. Айкина, учитель начальных классов |
Провести разведку осенних примет; узнать, наступила ли осень — не по календарю, а в природе и в селе. |
Ответ на письмо с Заячьей поляны и Копилка народной мудрости |
5 |
«Медведь – символ России!» |
Журнал «Начальная школа» №5, 2009 год, Сухарева Т.Е. учитель начальных классов |
Воспитать интерес и любовь к природе родного края через образ бурого медведя; расширить знания о семействе медвежьих. |
Папка с материалом о семействе медвежьих. |
6 |
«Вырастим цветы сами и подарим маме» |
Журнал «Завуч начальной школы» №4, 2010год, Смирнова М.А., учитель начальных классов |
Вырастить тюльпаны к 8 марта в подарок мамам, получить навык исследовательской работы |
Презентация, выращенный тюльпан |
7 |
«Нам нужна чистая вода! Будем беречь воду!» |
Журнал «Завуч начальной школы» №4, 2010год, Смирнова М.А., учитель начальных классов |
Воспитание осознанного, бережного отношения к пресной воде, как к важному природному богатству. Расширение представления детей о том, где используется вода. |
Отчет в виде книги. |
8 |
«Внутренние воды родного края» урок-проект |
Журнал «Педсовет» №3 2010года, Ивкина О.В., учитель начальных классов |
Расширение и углубление имеющихся
у учащихся знаний о |
Плакат «Берегите воду». Кроссворд «Реки и озера нашего края». |
9 |
Учебный проект Растительный и животный мир Челябинской Области |
Журнал http://wiki.iteach.ru/index. |
Ознакомление с разнообразием растений и животных населяющими леса, и об их уникальности |
Создание презентаций, рефератов, вики - статей |
Наша школа много лет работает над экологическими проектами. Перед представлением проекта на какой-либо конкурс мы проводим его публичную защиту в школе, во внешкольном заведении, на районной конференции.
Например, в рамках темы «Проблемы природных экосистем» мы представляем проекты, связанные с исследованием водной среды, растительного покрова, животного царства, природных комплексов особо охраняемых природных территорий и их компонентов. Проводим комплексные краеведческие исследования, отражающие аспекты жизни поселка, деревни в прошлом и настоящем. Этнографические исследования предполагают комплексное краеведение и обращены к прошлому ради будущего, с целью извлечь экологические уроки из деятельности наших предков, которые могут подсказать найти решение экологических проблем сегодня.
При выборе тематики работ мы исходим из того, что в первую очередь должны знать дом, в котором живем. Да, сегодня дети многое знают, но не имеют часто представления о конкретном месте, в котором живут, его истории, культуре. Они рассуждают о глобальных экологических проблемах, а не знают, какую воду пьют, каким воздухом дышат.
Вот те немногие темы, над которыми работали учащиеся начальной школы МОУ Дворянской СОШ:
– «Вода и жизнь» (1–4-й классы);
– «Наблюдение за развитием желтой кубышки» (3-й класс);
– «Выращивание культурных растений» (4-й класс – практическая работа в школьной теплице)
- «Наше здоровье – наше
Что дает работа над проектом?
Эта работа позволяет учащимся увидеть все многообразие окружающего мира:
дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;
приносят в класс литературу, анализируют статьи;
делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;
посещают местные предприятия;
совершают учебные экскурсии по родному краю;
посещают музеи и другие учреждения культуры;
проводят экологический мониторинг;
занимаются краеведческой работой и сотрудничают с санэпидемцентром, Обществом охраны природы, средствами массовой информации.
На основе полученной информации:
составляют списки, отчеты;
выпускают разовые или периодические бюллетени;
выступают перед учениками своего класса или школы;
сотрудничают с другими школами района;
пишут рефераты и заметки в местные газеты;
фотографируют и рисуют.
Работа над экологическим проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.
Этой цели можно достичь:
направляя повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность;
находя сторонников и партнеров среди сотрудников различных ведомств, природоохранных комитетов и органов власти для совместного творческого решения местных экологических проблем;
проводя просветительскую работу среди своего окружения, оповещая местное население о результатах своих исследований и успехах в деле сохранения природы как при непосредственном общении, так и через СМИ;
участвуя в экологических конкурсах и олимпиадах, представляя на суд широкой общественности обобщенные и осмысленные результаты своей работы, обмениваясь опытом с коллегами и сверстниками.
Основная цель проводимой работы в экологическом образовании – просвещение учащихся, населения по вопросам бережного отношения к природе, оказание консультации по очистке воды в домашних условиях, приобретение экологических знаний, воспитание экологического сознания и культуры поведения, формирование навыка исследовательской и экспериментальной работы, убеждение на собственной практике в том, что чистый воздух, ухоженную землю и чистую воду имеет тот, кто этого действительно хочет.
Еще один крупный проект в нашей школе посвящен охране Земли. В рамках этого проекта 22 апреля мы проводим День Земли.
«Земля... В этом коротком слове история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека – в Земле» – с этих слов начинается линейка. Тематика классных часов в рамках этого проекта самая разнообразная: «Земля заболела», «Земля в опасности», «Красота спасет мир», «Наш общий друг – природа», и т.д. Фотовыставка «Земли моей лицо живое», конкурс плакатов «Нет мусору на нашей планте» заставляют практически всех включиться в работу. Ученики 1–4-х классов выпускают и развешивают в своем селении тематические листовки, а 5–8-е классы проводят мониторинги.
Обязательно во всех классах в этот день проводится природоохранная операция «Наш дом – Земля», во время которой школьники убирают территорию школы и поселка, сажают кустарники и деревья, работают в школьной теплице. В районе проводятся традиционные мероприятия: посадка аллей памяти; работа по благоустройству старинных усадеб; работа в парке, саду; проведение экологических акций; слеты краеведов.
Всё вышеизложенное справедливо по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
Заключение
Работая учителем в среднем звене, я часто слышала мнение коллег из основной школы, что выпускники начального звена недостаточно хорошо владеют умением пользоваться информацией. Причина в том, на мой взгляд, что в течение всего начального этапа обучения единственным носителем информации выступал учебник, преобладала устная работа с текстом описательного характера. В основной же школе заложены другие формы предъявления информации и задачи работы с ней.
Изучив и рассмотрев подходы к методу проектов разных учителей и преподавателей, я пришла к выводу, что одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. Самым ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.
Стремление младшего школьника к яркому необычному, желание познать прекрасный мир чудес и двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность. Я убеждена, всего этого можно достичь, используя проектную технологию не только в процессе обучения, но и при организации внеклассной воспитательной работы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Учебное пособие для студентов педагогического профиля. М.: ВЛАДОС, 2001.
Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, №1, 1999.
Ануфриева О.Е. Метод проектов в начальной школе.//Директор сельской школы.-2008, №3.
Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии. //География в школе, №6 1989.
Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.
Воронков Н.А. Основы общей экологии: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. - М.: Агар, 1999.
Джон Дьюи. Психология и педагогика мышления - 2-е издание, 1909 - с 6.
Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.
Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.
Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.
Конник М.В. В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям. К.: "Радяньска школа", 1985
Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.
Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.
Назарова Е.В., Искусова Н.А. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся// Начальная школа.- 2009, №4.
Назина Н.В. Формирование ключевых комптентностей учащихся через внеклассную и проектную деятельность//Завуч начальной школы.-2010, №4.
Николайкин Н. И. Экология: Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2004.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для ст-тов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С Полат. – М.: Издательский центр: «Академия», 2000
Макаров Ю. Метод проектов. //Начальная школа, №10, 2006.
Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах. Пособие для учителя. Мн.: Народная Асвета, 1987.
Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.
Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, №5, 1998.
Пахомова Н. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Учебно – методическое пособие для учителей общеобразовательной школы. М.: АРКТИ, 2009.
Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 1993.
Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. М.: Просвещение, 1998.
Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 3-го(4) класса. М.: Просвещение, 1998.
Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3-го(4) класса. М.: Вита-Пресс, 1999.
Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 1995.
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 2001.
Познавательная и занимательная экология. Методическое пособие для учителя. Саратов: Научная книга, 2003.
Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000.
Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа, №2, 1998.
Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, №6, 1998.
Сухаревская Е. Проекты и исследования. //Начальная школа, №6, 2008.
Стрельцова О. Использование проектной деятельности в учебно-методическом комплекте «Планета знаний». //Начальная школа, №12, 2009.
МЕТОД ПРОЕКТОВ. д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С.,
ИОСО РАО - http://schools.keldysh.ru/
Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С.Полат.-М.,2000.
Информация о работе Метод проектов на уроках в начальной школе