Метод проектов на уроках в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является выявление потенциала метода проектов в экологическом образовании младших школьников и условия его эффективной реализации.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.
Провести историко-педагогический анализ научной разработанности метода проектов и обосновать его потенциал в экологическом образовании младших школьников.
Обобщить опыт внедрения метод проектов в практику начальных школ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Экологическое образование младших школьников
Метод проектов, как современные педагогические технологии
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Анализ деятельности учителей начальной школы на предмет применения метода проектов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Моя курсовая 2.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Таблица 1

«Продукты» проектной деятельности метода проектов в экологическом образовании

 

Название проекта

Место опубликования

Цель проекта

Конечный продукт проекта

1

«Есть у Природы сердца безотказные»

Журнал «Начальная школа» №5, 2000 год, Шиловская Т.Е. учитель начальных классов

Вызвать чувство радости и восхищения, рождающее потребность у учащихся действовать и поступать так, чтобы оказать посильную помощь природе, не нарушая её законы

Сценарий праздника «Цвети, Земля!», оформленная выставка материалов природы «Удивительное рядом»

2

Эколого-

гражданский проект «Зеленая аллея

памяти»

Журнал «Начальная школа» №1, 2006 год,

Е.Е.Морозова, Л.В. Горина.

Вовлечь  учащихся начальной школы в проектную деятельность экологической, образовательной

и гражданско-ориентированной направленности.

Создание «Зеленой аллеи памяти»

на территории Областного детского экологического центра и систематическая работа

по уходу за растениями аллеи.

3

«Я

садовником родился»

Журнал «Начальная школа» №3, 2007 год, Л.А. Орлова,

учитель начальных классов

Обратить внимание детей на то, что

гармония красоты в природе нарушена

действиями людей и как приятно видеть красивое на нашей планете

Создание справочника «Цветы в озеленении города». Индивидуальный проект «Ирис —

король сада».

4

Экологический проект «Разведка

осенних примет».

Журнал «Начальная школа» №8, 2008 год, Г.А. Айкина,

учитель начальных классов

Провести  разведку осенних примет; узнать, наступила ли осень — не по календарю, а в природе и в селе.

Ответ на письмо с Заячьей поляны и Копилка народной мудрости

5

«Медведь – символ России!»

Журнал «Начальная школа» №5, 2009 год, Сухарева Т.Е. учитель начальных классов

Воспитать  интерес и любовь к природе родного края через образ бурого

медведя; расширить знания о семействе медвежьих.

Папка с материалом о семействе медвежьих. 

6

«Вырастим цветы сами и подарим маме»

Журнал «Завуч начальной школы» №4, 2010год, Смирнова М.А., учитель начальных классов

Вырастить тюльпаны к 8 марта в подарок мамам, получить навык исследовательской работы

Презентация, выращенный тюльпан

7

«Нам нужна чистая вода! Будем беречь воду!»

Журнал «Завуч начальной школы» №4, 2010год, Смирнова М.А., учитель начальных классов

Воспитание осознанного, бережного отношения к пресной воде, как к важному природному богатству. Расширение представления детей о том, где используется вода.

Отчет в виде книги.

8

«Внутренние воды родного края» урок-проект

Журнал «Педсовет» №3 2010года, Ивкина О.В., учитель начальных классов

Расширение и углубление имеющихся у учащихся знаний о                                            внутренних водах родного края.

Плакат «Берегите воду». Кроссворд «Реки и озера нашего              края».

9

Учебный проект Растительный и животный мир Челябинской Области

Журнал  http://wiki.iteach.ru/index.php/ Тригуб Е.С.

Ознакомление с разнообразием растений и животных населяющими леса, и об их уникальности

Создание презентаций, рефератов, вики - статей


 

Наша школа много лет работает над экологическими проектами. Перед представлением проекта на какой-либо конкурс мы проводим его публичную защиту в школе, во внешкольном заведении, на районной конференции.

Например, в рамках темы «Проблемы природных экосистем» мы представляем проекты, связанные с исследованием водной среды, растительного покрова, животного царства, природных комплексов особо охраняемых природных территорий и их компонентов. Проводим комплексные краеведческие исследования, отражающие аспекты жизни поселка, деревни в прошлом и настоящем. Этнографические исследования предполагают комплексное краеведение и обращены к прошлому ради будущего, с целью извлечь экологические уроки из деятельности наших предков, которые могут подсказать найти решение экологических проблем сегодня.

При выборе тематики работ мы исходим из того, что в первую очередь должны знать дом, в котором живем. Да, сегодня дети многое знают, но не имеют часто представления о конкретном месте, в котором живут, его истории, культуре. Они рассуждают о глобальных экологических проблемах, а не знают, какую воду пьют, каким воздухом дышат.

Вот те немногие темы, над которыми работали учащиеся начальной школы МОУ Дворянской СОШ:

– «Вода и жизнь» (1–4-й классы);

– «Наблюдение за развитием желтой кубышки» (3-й класс);

– «Выращивание культурных растений» (4-й класс – практическая работа в школьной теплице)

- «Наше здоровье – наше богатство» (3-й класс).

Что дает работа над проектом?

Эта работа позволяет учащимся увидеть все многообразие окружающего мира:

дети беседуют с родителями, родными, соседями, знакомыми, учителями;

приносят в класс литературу, анализируют статьи;

делают вырезки и группируют их по тематическим блокам;

посещают местные предприятия;

совершают учебные экскурсии по родному краю;

посещают музеи и другие учреждения культуры;

проводят экологический мониторинг;

занимаются краеведческой работой и сотрудничают с санэпидемцентром, Обществом охраны природы, средствами массовой информации.

На основе полученной информации:

составляют списки, отчеты;

выпускают разовые или периодические бюллетени;

выступают перед учениками своего класса или школы;

сотрудничают с другими школами района;

пишут рефераты и заметки в местные газеты;

фотографируют и рисуют.

Работа над экологическим проектом способствует формированию принципов повседневной жизни Человека на Земле во взаимодействии со всем окружением. Эти принципы помогут детям принимать правильные решения в интересах Природы и Жизни и станут основой мировоззрения человека нового тысячелетия.

Этой цели можно достичь:

направляя повседневную работу детского коллектива на глубокое познание родного края и конкретную природоохранную деятельность;

находя сторонников и партнеров среди сотрудников различных ведомств, природоохранных комитетов и органов власти для совместного творческого решения местных экологических проблем;

проводя просветительскую работу среди своего окружения, оповещая местное население о результатах своих исследований и успехах в деле сохранения природы как при непосредственном общении, так и через СМИ;

участвуя в экологических конкурсах и олимпиадах, представляя на суд широкой общественности обобщенные и осмысленные результаты своей работы, обмениваясь опытом с коллегами и сверстниками.

Основная цель проводимой работы в экологическом образовании – просвещение учащихся, населения по вопросам бережного отношения к природе, оказание консультации по очистке воды в домашних условиях, приобретение экологических знаний, воспитание экологического сознания и культуры поведения, формирование навыка исследовательской и экспериментальной работы, убеждение на собственной практике в том, что чистый воздух, ухоженную землю и чистую воду имеет тот, кто этого действительно хочет.

Еще один крупный проект в нашей школе посвящен охране Земли. В рамках этого проекта 22 апреля мы проводим День Земли.

«Земля... В этом коротком слове история, труд, судьбы миллионов людей прошлых, настоящих и будущих поколений нашей планеты. Вся сила человека – в Земле» – с этих слов начинается линейка. Тематика классных часов в рамках этого проекта самая разнообразная: «Земля заболела», «Земля в опасности», «Красота спасет мир», «Наш общий друг – природа», и т.д. Фотовыставка «Земли моей лицо живое», конкурс плакатов «Нет мусору на нашей планте» заставляют практически всех включиться в работу. Ученики 1–4-х классов выпускают и развешивают в своем селении тематические листовки, а 5–8-е классы проводят мониторинги.

Обязательно во всех классах в этот день проводится природоохранная операция «Наш дом – Земля», во время которой школьники убирают территорию школы и поселка, сажают кустарники и деревья, работают в школьной теплице. В районе проводятся традиционные мероприятия: посадка аллей памяти; работа по благоустройству старинных усадеб; работа в парке, саду; проведение экологических акций; слеты краеведов.

Всё вышеизложенное справедливо по отношению к учащимся начальных классов. Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности таких учащихся, однако начинать вовлекать младших школьников в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

 

Заключение

Работая учителем в среднем звене, я часто слышала мнение коллег из основной школы, что выпускники начального звена недостаточно хорошо владеют умением пользоваться информацией. Причина в том, на мой взгляд, что в течение всего начального этапа обучения единственным носителем информации выступал учебник, преобладала устная работа с текстом описательного характера. В основной же школе заложены другие формы предъявления информации и задачи работы с ней.

Изучив и рассмотрев подходы к методу проектов разных учителей и преподавателей, я пришла к выводу, что одним из вариантов в решении проблемы успешной адаптации выпускника начальной школы может стать обращение к методу учебных проектов как технологии развития умений учиться. Самым ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности ученика, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, целеполаганию, организации и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, презентации, коммуникативности, умению принимать решения. Эти умения формируют положительную мотивацию учения.

Стремление младшего школьника к яркому необычному, желание познать прекрасный мир чудес и двигательную активность – все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре, развивающей у детей трудолюбие, культуру движений, навыки коллективных действий и разностороннюю активность. Я убеждена, всего этого можно достичь, используя проектную технологию не только в процессе обучения, но и при организации внеклассной воспитательной работы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальной школе. Учебное пособие для студентов педагогического профиля. М.: ВЛАДОС, 2001.

Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников. //Начальная школа, №1, 1999.

Ануфриева О.Е. Метод проектов в начальной школе.//Директор сельской школы.-2008, №3.

Ахромеев А.М. Формирование экологического мышления в курсах физической географии. //География в школе, №6 1989.

Беляев В.И. Становление и развитие инновационной концепции С.Т. Шацкого. М.: Изд-во МНЭПУ, 1999.

Воронков Н.А. Основы общей экологии: Учебник для студентов высших учебных заведений. Пособие для учителей. - М.: Агар, 1999.

Джон Дьюи. Психология и педагогика мышления - 2-е издание, 1909 - с 6.

Зверев И.Д. Организация экологического образования в школе. М., 1990.

Клепинина З.А., Мельчаков Л. Ф. Природоведение. М.: Просвещение, 1996.

Кондратьева Е.П. Проект: проблемы, поиск, опыт. Учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации учителей начальных классов.-Чебоксары, 2007.

Конник М.В. В.А.Сухомлинский. Сердце отдаю детям. К.: "Радяньска школа", 1985

Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.

 Кравец Т.Н., Телеганова М.В., Спутай С. Младшие школьники проводят исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

Назарова Е.В., Искусова Н.А. Метод проектов в процессе формирования основ экологического сознания учащихся// Начальная школа.- 2009, №4.

Назина Н.В. Формирование ключевых комптентностей учащихся через внеклассную и проектную деятельность//Завуч начальной школы.-2010, №4.

Николайкин Н. И.  Экология: Учебник для вузов.  М.: Дрофа, 2004.

Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособ. для ст-тов пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Под ред. Е. С Полат. – М.: Издательский центр: «Академия», 2000

Макаров Ю.  Метод проектов. //Начальная школа, №10, 2006.

Минаева В.М. Экологическое воспитание в начальных классах. Пособие для учителя.  Мн.: Народная Асвета, 1987.

Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения./ Под редакцией А.Г.Каспржака, Л.Ф.Ивановой.- М.: Просвещение, 2004.

Павленко Е.С. Экологическое образование и воспитание младших школьников. //Начальная школа, №5, 1998.

Пахомова Н. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических вузов. Учебно – методическое пособие для учителей общеобразовательной школы. М.: АРКТИ, 2009.

Плешаков А.А. Природоведение в третьем классе: Методические рекомендации к учебнику. М.: Просвещение, 1993.

Плешаков А.А. Природоведение: учебник для 2-го(3) класса. М.: Просвещение, 1998.

Плешаков А.А. Природоведение: Учебник для 3-го(4) класса. М.: Просвещение, 1998.

Плешаков А.А. Сто и ещё 14 заданий по природоведению: Рабочая тетрадь для 3-го(4) класса. М.: Вита-Пресс, 1999.

Плешаков А.А. Экология для младших школьников. М.: Просвещение, 1995.

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4). М.: Просвещение, 2001.

Познавательная и занимательная экология. Методическое пособие для учителя. Саратов: Научная книга, 2003.

Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. М.: Академия, 2000.

Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. //Начальная школа, №2, 1998.

Симонова Л.П. О перспективах развития экологического образования в начальной школе. //Начальная школа, №6, 1998.

Сухаревская Е. Проекты и исследования.  //Начальная школа,  №6, 2008.

Стрельцова О. Использование проектной деятельности в учебно-методическом комплекте «Планета знаний». //Начальная школа,  №12, 2009.

МЕТОД ПРОЕКТОВ. д.п.н., проф. ПОЛАТ Е.С., ИОСО РАО - http://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm .

Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./ Под ред. Е.С.Полат.-М.,2000.

Информация о работе Метод проектов на уроках в начальной школе