Метод проектов на уроках в начальной школе

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 18:31, курсовая работа

Краткое описание

Основной целью курсовой работы является выявление потенциала метода проектов в экологическом образовании младших школьников и условия его эффективной реализации.
Для достижения данной цели необходимо было решить следующие задачи:
Рассмотреть содержание и основные принципы экологического образования и воспитания младших школьников.
Провести историко-педагогический анализ научной разработанности метода проектов и обосновать его потенциал в экологическом образовании младших школьников.
Обобщить опыт внедрения метод проектов в практику начальных школ.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ
ТЕОРИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Экологическое образование младших школьников
Метод проектов, как современные педагогические технологии
МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Анализ деятельности учителей начальной школы на предмет применения метода проектов
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Моя курсовая 2.doc

— 211.50 Кб (Скачать)

По определению проект - это совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, создания разного рода теоретического продукта, это всегда творческая деятельность. К проектному методу выдвигается ряд требований:   

  наличие значимой проблемы или задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения, (например: исследование проблемы, сколько нужно вырубить елок, чтобы встретить Новый год; как сохранить рыбные запасы; как собственными овощами накормить не только город, но и страну);   

  практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (посадка саженцев хвойных растений перед школой и уход за ними; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий); структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов);  

  использование исследовательских методов: «мозговая атака», «круглый стол», творческие отчеты, просмотры, самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

Но выполнить данные требования - задача не из лёгких. При организации и проведении проектной технологии возникает ряд трудностей, т.к. в основе проектирования лежит «присвоение» новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, что учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

- искать пути достижения целей, выбирая оптимальный при наличии  альтернативы.

Только учитель может направить их на правильный путь решения проблемы;

- осуществлять и аргументировать  выбор;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат  проектирования.

Основная проблема, возникающая в процессе подготовки и реализации проекта, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями программы и возраста учащихся. На уроке окружающего мира очень трудно подобрать и скоординировать задания, сообщения, проблемные ситуации в единое целое из-за сложностей подбора дополнительного материала, соответствующего требованию стандарта.

Становление личности младшего школьника происходит под влиянием новых отношений со взрослыми и сверстниками, новых видов деятельности, включение в целую систему коллективов, развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет учителя создают благоприятные предпосылки для формирования личности.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы детских проектных работ на уроках природоведения лучше выбирать из содержания учебных предметов естествознания, природоведения или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы,  одноплановы.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями в режиме урочно - внеурочных занятий.

Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?

Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления,  целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»

Целесообразно в процессе работы над проектом экологической направленности проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции. В этом контексте представляют интерес опросы, интервьюирование учащимися отдельных лиц, для которых предназначен детский проект. Особого внимания в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта. Для этого нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта, затем нужно помочь учащимся оценить процесс проектирования с помощью вопросов. Также нужно помочь ученикам подготовить проект к презентации. Презентация (защита) проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Кроме того, иногда целесообразно попросить детей подготовить небольшое выступление с рассказом о своем проекте.

После защиты проекта изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад.

Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили,  почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.

Весьма важный вопрос – оценка выполненных проектов, которая должна носить стимулирующий характер. Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест.

 

  1. МЕТОДЫ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

    1. Анализ деятельности учителей начальной школы на предмет применения метода проектов

 

В настоящее время методу проектного обучения уделяется всё большее внимание. Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проектная деятельность и учащихся, и педагогов находится в процессе становления, обобщения эмпирических фактов и результатов исследования.

Проблема выбора необходимого метода работы возникала перед педагогами всегда. Но в современных условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие, и роль учителя также должна быть другой. Как организовать обучение через желание? Как активизировать учащегося, стимулируя его природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению новых знаний?

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения. Поэтому я так заинтересовалась  проектной технологией в экологическом образовании начальной школы. Этот метод, как мы выяснили, не является принципиально новым в мировой педагогике. В настоящее время в нашем образовании сделан акцент на освоении учащимися ценностей и способов деятельности человека в социокультурной среде, метод проектов стал востребован и популярен.

Из опыта работы заместителя директора МОУ СОШ №93 г.Тольяти Назиной Н.В. видно, что в ходе работы над проектами дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск, делать аргументированные выводы и т.д.

«Проектная деятельность – это активная познавательная деятельность, в которой участвуют наши учащиеся вторых-четвертых классов. Конечно, полностью сформировать комптенции метода проектов у детей 8-10 лет вряд ли возможно, но начинать эту работу необходимо с начальной школы» (Назина 2010)

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).

Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи» (Савенков 2000).

В основе метода проектов лежат:

развитие познавательных умений и навыков учащихся;

умение ориентироваться в информационном пространстве;

умение самостоятельно конструировать свои знания;

умение интегрировать знания из различных областей наук;

умение критически мыслить.

Этот метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, которую они выполняют в отведенное для этой работы время. Его использование предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

Проектный метод — один из способов реализации детских знаний наглядным способом. Особенно актуален этот метод при решении задач формирования основ экологической культуры. В процессе проектной деятельности учащиеся получают возможность самостоятельно определить ту область экологического знания, которая им интересна, близка и которую они хотели бы расширить. Они учатся проводить доступные их возрасту опыты, практические работы и другие исследования экологического характера; на основе полученных результатов делают выводы и обобщения, которые являются фактически их научными открытиями. Все это способствует формированию экологического сознания, выработке экологических отношений и стремлению к экологической деятельности (Назарова, Искусова 2009).

По мнению Стрельцовой О. учителя Московской школы, актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для начальной школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном школьном звене. Эти показатели учебной деятельности постепенно приобретают характер важнейшей универсальной способности человека – потребности в самообразовании.

Предпосылки успешной учебной деятельности детей в основном звене общеобразовательной школы формируются в период начального обучения. Не случайно принцип преемственности рассматривается педагогической наукой как обязательный компонент педагогической практики. В случаях неудачной реализации этого принципа в 5–6 классах можно наблюдать явления дезадаптации: снижение учебной мотивации, успеваемости, рост тревожности, неуверенности в своих силах, разочарование из-за неоправданных надежд, конфликты со сверстниками и взрослыми и т.д (Стрельцова 2009).            

Проектно-исследовательский метод в начальной школе – это подготовительный этап для дальнейшей его реализации в среднем и старшем школьном звене. Переход начальной школы на проектный метод деятельности, как правило, осуществляется по следующим этапам:

занятия с включением проблемных ситуаций детского экспериментирования;

комплексные блочно-тематические занятия;

интеграция:

-частичная интеграция (одно из  направлений программы интегрируется  с другим);

-полная интеграция (один из разделов  интегрируется со всеми разделами программы);

метод проектов - форма организации образовательного пространства;

-метод развития творческого  познавательного мышления.

Примерный план работы учителя по подготовке проекта:

    • На основе изученных проблем детей поставка цели проекта.
    • Разработка плана движения к цели (обсуждение плана движения к реализации проекта с родителями).
    • Привлечение специалистов (библиотекарь, социальный педагог и др.) к осуществлению соответствующих разделов проекта.
    • Составление плана-схемы проекта.
    • Сбор, накопление материала.
    • Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
    • Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
    • Презентация проекта, открытое занятие.

Метод проектов можно представлять как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии учителя и учащегося, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели. Обобщив исторический опыт разработки метода проектов, можно выделить следующие этапы проекта:

Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

- к кому обратиться за помощью;

- в каких источниках можно найти информацию;

- какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

-с какими предметами научиться  работать для достижения цели;

Выполнение проекта – практическая часть.

Подведение итогов – определение задач для новых проектов (Ануфриева 2008).

Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является «продукт» и он должен быть представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего итога. Можно сказать, что проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Информация о работе Метод проектов на уроках в начальной школе