Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:27, реферат
Детский коллектив – это малая модель общества, и отношения внутри него ничем не отличаются от отношений между взрослыми людьми. Коллективом детей управляет взрослый (педагог). Он устанавливает правила поведения в группе, отслеживает их выполнение. Педагог является формальным лидером в детском коллективе. От того, как он себя поставит, будет зависеть, насколько он будет принят детьми. Детей не обманешь. Их доверие нужно заслужить.
Кроме формального лидера, в детском коллективе очень часто выявляется неформальный лидер. Это ребенок с ярко выраженными организаторскими способностями, умеющий увлечь за собой других детей. Очень важно, чтобы педагог нашел общий язык с неформальным лидером. Тогда в группе будут выработаны единые требования и правила, управлять таким коллективом будет легче. В противном случае дети будут подчиняться неформальному лидеру, не воспринимая педагога.
В детском коллективе, как и в другом, имеются «звезды» и «отверженные». От педагога требуется проявить хорошие знания детской психологии, чтобы не допустить появления в коллективе ярко выраженных «отверженных» детей. Современные дети часто бывают злы и не выдержанны. Найдя жертву, они будут срывать на нем свое настроение. В таких случаях на детей можно воздействовать через неформального лидера, внести корректировку в правила поведения в группе.
Каждый ребенок – это личность. Применяемая в настоящее время личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми, позволяет раскрыть каждому из детей свои индивидуальные особенности. Грамотный педагог не допустит появления конфликтов и унижения в детском коллективе.
Начинать следует с самых элементарных игр, основной целью родителей и педагогов должно стать развитие у ребенка ощущения веры в собственные силы: «Я сам!», «У меня получается!», «Я могу!». Взрослые должны замечать малейшие успешные действия ребенка и искренне одобрять их.
Роль успеха в развитии личности огромна. Н.Е. Щуркова полагает, что «переживание успеха приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, свое неумение, незнание, неопытность.
Личность ребенка словно вырастает
в успехе, в то время как неудача
заставляет его скукоживаться, сворачиваться,
замыкаться от осознания своей
Таким образом, секрет воспитания лидерских
качеств заключается в
Ощущение компетентности и вера в собственные силы формируется в младенчестве. Согласно исследованиям Э. Эриксона, развитию человека нет пределов, оно происходит на протяжении всего жизненного цикла, является результатом успешного взаимодействия индивидуума с благоприятными возможностями окружающей среды.
Таким образом, каждый может развивать и совершенствовать заложенный в нем лидерский потенциал. Способность индивидуальности существенно повышается по мере взросления и приобретения жизненного опыта и профессионального мастерства. Главное определить сферу деятельности для наилучшего приложения своих сил и достижения успеха.
Проблема воспитания лидера сейчас наиболее актуальна, без воспитания позиции лидера (лидера во благо) невозможно существование детского коллектива.
Одной из основных предпосылок является
создание условий для развития инициативы
и лидерских способностей подростков
и реализации их посредством участия
в организации
Как известно, в подростковом и юношеском возрасте человека появляется потребность в сотрудничестве с людьми, в укреплении связей со своей социальной группой, в проявлении чувства единства и сотрудничества.
Самоуправление – это способ
жизнедеятельности коллектива, обеспечивающий
активное участие в решении важных
вопросов жизнедеятельности каждого
члена коллектива. Это означает раскрытие
перед ребенком мира человеческих взаимоотношений
во всей его сложности и
Участие в жизнедеятельности коллектива готовит подростков к выполнению обязанностей, возложенных на каждого из нас обществом в решении общественно значимых задач, помогает в жизненном самоопределении. Одна из функций детского самоуправления – подготовка к будущей жизнедеятельности в обществе, в котором человеку важно уметь не только подчиняться, но и управлять. Происходит приобретение подростком ряда знаний, умений и навыков, прежде всего в управленческой деятельности.
Педагоги стараются подобрать
такие формы и средства воспитания,
чтобы максимально вовлечь
Таким образом, основная идея педагогической деятельности на сегодняшний день – это создание условий для развития активной гражданской позиции и актуализации лидерского опыта подростков в совместно организованной социально значимой деятельности.
Воспитание отличаться разнообразием видов деятельности, предлагаемой подросткам для проявления своих гражданских качеств, тем самым учитываются возрастные особенности и потребности подростков в самореализации.
Важную педагогическую роль целей и перспектив в методике воспитания лидеров детского коллектива можно понять с точки зрения теории опережающего отражения действительности. Согласно этой теории, каждый подросток строит планы на будущее, стремится к росту и достижению все новых и новых успехов. Это стимулирует его деятельность, наполняет жизнь радостью достигаемых успехов.
В качестве перспектив в системе
учебной работы могут выступать
подготовка и проведение предметных
вечеров, олимпиад, встреч с деятелями
науки, техники, искусства. Еще большие
возможности для организации
перспективных устремлений
Для расширения перспектив большое
значение имеет положение о том,
что перспективы в школе должны
носить, не только празднично-красочный,
но главным образом деловой
Заключение.
Появление лидера есть результат стечения места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны последователей. К тому же Я.Л. Коломинский в процессе исследований выявил интересный факт, чтобы завоевать благоприятное положение среди сверстников и педагогов, ребенку необходимо обладать многими положительными чертами: для того же, чтобы попасть в число изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной – двумя отрицательными чертами при всем многообразии положительных качеств.
Характерной особенностей последних лет стали получившие распространение тренинги лидерства, идеология которых укладывается в общий девиз: «Лидерами не рождаются!». Лидерство понимается как совокупность приобретенных способностей, а также последовательность действий, обеспечивающих достижение успеха как в профессиональной, так и в личной жизни.
Литература.
Информация о работе Лидеры детского коллектива и воспитательная работа с ними