Лидеры детского коллектива и воспитательная работа с ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2012 в 19:27, реферат

Краткое описание

Детский коллектив – это малая модель общества, и отношения внутри него ничем не отличаются от отношений между взрослыми людьми. Коллективом детей управляет взрослый (педагог). Он устанавливает правила поведения в группе, отслеживает их выполнение. Педагог является формальным лидером в детском коллективе. От того, как он себя поставит, будет зависеть, насколько он будет принят детьми. Детей не обманешь. Их доверие нужно заслужить.
Кроме формального лидера, в детском коллективе очень часто выявляется неформальный лидер. Это ребенок с ярко выраженными организаторскими способностями, умеющий увлечь за собой других детей. Очень важно, чтобы педагог нашел общий язык с неформальным лидером. Тогда в группе будут выработаны единые требования и правила, управлять таким коллективом будет легче. В противном случае дети будут подчиняться неформальному лидеру, не воспринимая педагога.
В детском коллективе, как и в другом, имеются «звезды» и «отверженные». От педагога требуется проявить хорошие знания детской психологии, чтобы не допустить появления в коллективе ярко выраженных «отверженных» детей. Современные дети часто бывают злы и не выдержанны. Найдя жертву, они будут срывать на нем свое настроение. В таких случаях на детей можно воздействовать через неформального лидера, внести корректировку в правила поведения в группе.
Каждый ребенок – это личность. Применяемая в настоящее время личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми, позволяет раскрыть каждому из детей свои индивидуальные особенности. Грамотный педагог не допустит появления конфликтов и унижения в детском коллективе.

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 36.25 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

Лидеры детского коллектива и воспитательная работа с ними.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение.

 

Детский коллектив – это малая модель общества, и отношения внутри него ничем не отличаются от отношений  между взрослыми людьми. Коллективом детей управляет взрослый (педагог). Он устанавливает правила поведения в группе, отслеживает их выполнение. Педагог является формальным лидером в детском коллективе. От того, как он себя поставит, будет зависеть, насколько он будет принят детьми. Детей не обманешь. Их доверие нужно заслужить.

Кроме формального  лидера, в детском коллективе очень  часто выявляется неформальный лидер. Это ребенок с ярко выраженными  организаторскими способностями, умеющий  увлечь за собой других детей. Очень  важно, чтобы педагог нашел общий  язык с неформальным лидером. Тогда  в группе будут выработаны единые требования и правила, управлять  таким коллективом будет легче. В противном случае дети будут  подчиняться неформальному лидеру, не воспринимая педагога.

В детском  коллективе, как и в другом, имеются  «звезды» и «отверженные». От педагога требуется проявить хорошие знания детской психологии, чтобы не допустить  появления в коллективе ярко выраженных «отверженных» детей. Современные  дети часто бывают злы и не выдержанны. Найдя жертву, они будут срывать  на нем свое настроение. В таких  случаях на детей можно воздействовать через неформального лидера, внести корректировку в правила поведения  в группе.

Каждый  ребенок – это личность. Применяемая  в настоящее время личностно-ориентированная  модель взаимодействия педагога с детьми, позволяет раскрыть каждому из детей свои индивидуальные особенности. Грамотный педагог не допустит появления конфликтов и унижения в детском коллективе. 

 

2. Сущность лидерства в отечественных и зарубежных психолого-педагогических концепциях.

 

Объяснения природы лидерства  реализовались в русле психологических  школ: психоаналитической (З. Фрейд, А. Адлер, К.Г. Юнг), сосредоточивший внимание на бессознательном стремлении к  первенству, превосходств, реализации «комплекса Наполеона»; йельской (Г. Лассуэл, Б. Скиннер, У.Уайт) и близкой по проблематике франк-фуртской (Т. Адорно, Г.Маркузе, Э. Фромм), анализировавший факторы взаимодействия лидеров и их последователей, механизмы формирования лидерского влияния; в социальной психологии масс (Г. Тард, Г.Лебон), где лидер предстает как гипнотизер, вожак толпы, умело использующий механизмы массового заражения, убеждения и внушения.

Так или иначе, но проблема обретения  лидерских способностей через определенную просвещающую модель всегда оставалась заманчивой идеей исследователей-практиков. В этой связи можно выделить теорию общих черт лидерства, зародившуюся в 20-40-е гг. XIX в. И представляющую собой систематизацию наиболее значимых для реализации лидерского потенциала качеств. Данная теория основывается на психодиагностическом тестировании личности, определение лидерских предпосылок характера испытуемого. И хотя четкое объяснение наличие в характере человека тех или иных задатков превосходства и находится в области туманных рассуждений, но, тем не менее, допустимость эмпирического измерения лидерского потенциала и не наличие ряда коррекционных процедур по его «наращиванию» позволяет причислить данную теорию к разряду «раскрывающих загадку» феномена.

Эта теория обнаруживает особую производимость и в концепциях современных авторов  при определении того, что было названо Л. Стаутом «лидерским капиталом», - т.е. совокупностью «личностных  качеств и талантов, позволяющих  лидеру эффективно вести за собой  окружающих».

В конце XIX – начале XX в. большое распространение получают поведенческие теории лидерства, концентрирующие внимание не столько на свойствах характера, сколько на манере поведения лидера. Особое значение придавалось внешней оценке его со стороны окружения, восприятию группой последователей. Измерение в данном случае строилось на фиксации внутренней сплоченности окружающей лидера структуры, а также индивидуальной удовлетворенности членов группы действиями своего руководителя. Отнесение того или иного человека к разряду лидеров, таким образом, осуществлялось на основе его умения действовать как лидер, другими словами, создавать соответствующую организационную структуру. Поведенческий аспект лидерства исследовался Р.Танненбаумом, У. Шмидтом, Р. Лайкертом, Р. Блейком, Дж. Моутоном, Дж. Фордом и другими.

Еще одним вариантом поведенческой  теории можно признать получившие широкое  распространение во второй половине XX в. атрибутивные теории лидерства (Д. Джиойя, Ф.Фидлер, Х. Симз, П. Сьюдфельд, П. Тетлок и др.). Основное значение в них придается степени свободы лидера, находящихся в прямопропорциональной зависимости от ожидания последователей. Именно группе отводится доминирующая роль в моделировании лидерского поведения, именно межсубъективные взаимодействия рассматриваются в качестве основного фактора влияния на процесс принятия управленческого решения.

Обратный поворот проблемы –  влияние лидера на поведение группы и формирование соответствующих  лидерскому замыслу последствий, поднимается  в рамках мотивационной теории лидерства, разрабатываемой А.Маслоу, Р. Хаусом, Герцербергом, где механизм лидерства  исследуется в рамках бихевиористской  дихотомии «стимул – реакция».

Теория обмена (взаимодействие между людьми рассматривается социологами как обмен «выгодами».) и трансактного анализа (представляет собой психологическую модель, служащую для описания и анализа поведения человека, — как индивидуально, так и в составе групп.) (Дж. Хоманс, Дж. Марч, Г. Саймон, Дж. Тибо, Г. Келли и др.) представляют лидера и окружающую его среду как компоненты взаимовыгодного обмена: лидер вносит в социальные взаимодействия вклад в виде самого себя, получая за это определенную форму вознаграждения – группу, организацию, социум. В данном случае активная роль лидерского окружения несколько теряет свое значение, становясь равноправным партнером.

Наиболее показательной в этом смысле предстает операциональная  концепция лидерства Дж. М. Бернса, выделившего два типа лидеров: лидер, регулирующий и лидер трансформирующий. Первый тип представляет собой достижение оптимальных форм согласия лидера и  его окружения, выражаемый в минимально креативном воздействии его на группу, второй предполагает творческое изменение  окружения, выражаемое в развитии каждого  члена группы, попадающего в радиус лидерского воздействия.

Изучение преломления лидерского потенциала в связке с его окружением предопределило развитие целой группы ситуативных теорий (Е. Уэсбур, Дж. Браун, К. Джибб), акцентирующих внимание на социальном контексте, порождающем лидерские качества или порожденном в результате новаторских инициатив лидера.

Поворот в сторону рациональной основы лидерского поведения происходит в 80-90-е гг. XX в. В русле ценностных моделей лидерства (К. Ходжкинсон, Г. Фейрхольм, С.и Т. Кучмарские). Здесь основное значение в формировании команды лидера придается уже не эмоционально-личностным контактам, а совпадению индивидуальной (лидер) и общественной (группа) ценностных систем. Взаимодействие осуществляется не столько на основе поведенческого доминирования лидера, сколько на осознании общих целей инициирующего и принимающих. Лидер – это тот, кто с одной стороны, перенимает сложившееся ценностное устройство общества, с другой – предпринимает попытки его разумной коррекции путем конструирования и внедрения ценностно-нормативного ядра.

 

3. Лидерство как социально-психологический феномен.

 

В обществе развивающейся рыночной экономики успех во многом зависит  от умения работать в условиях конкуренции: быстро реагировать на происходящие изменения, анализировать информацию и на ее основе прогнозировать дальнейший ход событий, принимать адекватные решения и действовать согласно им. Поэтому развитие социальной активности, целеустремленности, волевых качеств  необходимо начинать уже с дошкольного  возраста, особое внимание, уделяя воспитанию уверенности ребенка в собственных  силах. Так, Е.А. Аркин настаивал на том, что проблема лидерства должна быть признана одной из основных при  изучении детского коллектива. Дети –  лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон жизни. Авторитет таких детей  и сила их воздействия на ровесников часто превосходят влияние взрослых. Вряд ли, например, необходимо допускать, чтобы в роли официально избранного лидера коллектива выступал малоавторитарный учащийся, который не пользуется поддержкой своих одноклассников. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и другие педагоги специально подчеркивали, чтобы в  органы самоуправления коллектива входили  авторитетные и уважаемые школьники. Появление так называемого неформального  лидера возможно только в тех случаях, когда это педагогическое условие не соблюдается.

Лидер – это личность, за которой  все остальные члены группы признают право брать на себя ответственные  решения, затрагивающие их интересы и определяющие направление и  характер деятельности всей группы. Таки образом, будучи наиболее авторитетной личностью, лидер реально играет центральную роль в организации  совместной деятельности и регулировании  взаимоотношений в группе. В отличие  от руководителя, занимающегося официальной  организацией всей деятельности группы и управлением ею, лидер возникает  спонтанно в результате психологических  отношений, возникающих в группе с точки зрения доминирования  – подчинения. Лидер может быть, а может и не быть официальным  руководителем группы. Оптимальным  является случай совпадения лидера и руководителя в одном лице. Лидерство необходимо рассматривать как групповое явление: лидер не мыслим в одиночку, он всегда выступает как элемент групповой структуры. Феномен лидерства может быть достаточно противоречивым: мера притязаний лидера и мера готовности других членов группы принять его ведущую роль могут не совпадать. Мера влияния лидера на группу также не является величиной постоянной: при одних обстоятельствах лидерские возможности могут возрастать, при других, напротив, снижаться.

В зарубежной психологии существует множество различных теорий лидерства, наиболее популярными среди которых  являются теории черт и ситуационная теория лидерства. Согласно теории черт, лидером может быть не любой человек, но лишь обладающий определенным набором  личностных качеств, набором или  совокупностью психологических  черт. Ситуационная теория предполагает, что лидерство – это продукт  ситуации. В различных конкретных ситуациях выделяются отдельные  члены группы, которые превосходят  других, по крайней мере, в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым  в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Основной порок этих подходов заключается в недооценке того, что лидерство как социально-психологический феномен возникает в результате взаимодействия человека и конкретных общественно обусловленных обстоятельств предметной деятельности. За точку отсчета должны быть взяты не просто ситуации, но конкретные задачи групповой деятельности, в которых определенные члены группы могут продемонстрировать способность организовать ее для решения этих задач.

Едва ли не важнейшая характеристика лидера связана с избирательностью, которой ее наделяют члены группы, выделяя его среди всех по каким-то признакам, подлежащим психологическому изучению. Что же составляет основу этого выбора? Экспериментально доказано, что здесь все зависит от уровня развития группы. Чем выше группа по уровню развития, чем в большей степени межличностные отношения в ней опосредованы содержанием и ценностями совместной социально-заданной деятельности, тем более вероятно, что появление и стабилизация лидера в группе происходят как реализация именно этих отношений. По существу лидер – это наиболее значимое для группы лицо в отношении совместной деятельности, некий общий для группы средний член межличностных отношений, оказывающих влияние на эффективность ее деятельности.

Если иметь в виду психологическую характеристику личности в коллективе, то ценностные ориентации лидера, к которым обращается группа, характеризуется прогрессивностью в широком смысле этого слова, проникнуты демократизмом и гуманностью. Независимо от того, обладает ли лидер официальной властью, группа наделяет его атрибутами авторитета, т.е. признает за ним право оценивать значимые обстоятельства совместной деятельности, а также принимать решения, которые становятся определяющими для всей группы.

А.С. Залужный, изучая взаимоотношения  детей, выявил типологию лидеров, разделив их на ситуативных (лидер – интеллектуал, лидер – организатор, эмоциональный  лидер) и постоянных. Он не согласен с тем, что некоторые дети «от  природы» не способны к лидерству, - лидером может быть – и бывает в действительности при соответствующих  условиях практически каждый ребенок: сейчас один, в следующий момент другой и т.д. Учитывая совокупность подходов к феномену лидерства в  различных ситуациях групповой  жизни, выделяются отдельные члены  группы, которые превосходят других, по крайней мере, в каком-то одном  качестве. Но, поскольку именно это  качество и оказывается необходимым  в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.

 

 

 

 

 

 

 

4. Важнейшие средства и методические основы воспитания лидеров детского коллектива.

 

В психолого-педагогической литературе обсуждается вопрос о путях развития лидерского потенциала личности на разных возрастных этапах. Существует две  точки зрения. Первая предполагает, что лидером нужно родиться, что  обучение и воспитание не играют никакой  роли. Вторая точка зрения заключается  в том, что и на врожденные способности  оказывают влияние условия жизни  и характер воспитания. Какими бы природными задатками ни обладал от рождения тот или иной человек, сформировать их на основе определенные способности  можно лишь в деятельности. Поэтому  чтобы сформировать у ребенка  новую черту личности, прежде необходимо создать ситуацию в которой ребенок  впервые пережил бы соответствующие  данной черте психическое состояние, а затем это состояние закрепить, сделать устойчивой чертой личности ребенка.

Таким образом, основным двигателем человеческой деятельности является потребность, поэтому  для развития лидерского потенциала ребенка необходимо создать условия, которые требуют проявления детской  активности. Толчком к развитию лидерских  качеств могут стать спортивные или интеллектуальные (командные  или индивидуальные) игры-соревнования, требующие ловкости, точности, скорости движений или точности и скорости запоминания и воспроизведения информации.

Информация о работе Лидеры детского коллектива и воспитательная работа с ними