Культурно-воспитательная деятельность с детьми в возрасте от 5 до 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1 Особенности психического развития детей в возрасте от 5 до 7 лет………..5
1.1 Методика воспитания культуры поведения и отношений детей в возрасте от 5 до 7 лет………………………………………………………………………..8
1.2 Игровая деятельность, как средство воспитания у детей культуры поведения………………………………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

Файлы: 1 файл

КВД от 5-7 лет.docx

— 45.10 Кб (Скачать)

     Проблема  эмоционального самочувствия ребенка  в семье и в детском саду является одной из самых актуальных, так как доказано, что между душевным равновесием и физическим здоровьем существует тесная взаимосвязь, а положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий развития личности.

     Понятие «эмоциональное неблагополучие» - это устойчивое отрицательное эмоциональное состояние - достаточно редкое явление в практике дошкольных учреждений, гораздо чаще можно наблюдать ситуативный дискомфорт. Участие воспитателя в установлении доброжелательных отношений между конкретным ребенком и другими детьми группы поможет вернуть ему душевное равновесие, ощутить радость от совместной деятельности, самому организовать содержательную и интересную для других детей деятельность. Кроме того, помощь педагога в разрешении того или иного конфликта способна восстановить положительную эмоциональную обстановку доверия в группе и доброжелательности во взаимоотношениях между детьми, установить взаимный контакт с ними. Следует особо подчеркнуть, что общение педагога с ребенком лишь тогда окажет положительное воздействие на него, когда содержание общения будет отвечать испытываемым ребенком потребностям (потребность в признании окружающих людей, в их внимании и уважении; потребность во впечатлениях, в познании окружающего мира , в активной деятельности и др.)

     Одной из задач воспитания культуры поведения  и отношений является формирование самоконтроля в поведении детей  старшего дошкольного возраста.

     Применительно к детям старшего дошкольного  возраста содержание понятия "самоконтроль в поведении" можно конкретизировать следующим образом: умение ребенка  предвидеть последствия предполагаемого  поступка для себя, сверстника, взрослого, испытывать соответствующие эмоциональные  переживания (чувство удовлетворения или стыда, благодарности или  обиды и пр.), что позволяет  либо утвердиться в его правомерности, либо изменить свое решение как несоответствующее ожиданиям окружающих.

     Содержание  работы по воспитанию у детей начал  самоконтроля заключает в себе:

     •  развитие у детей осознания нравственной ценности правил, регулирующих поведение, и использование их в своей деятельности;

     •  формирование у детей умения предвидеть последствия предполагаемого поступка, эмоциональных переживаний за него (чувства удовлетворения, радости, смущения, стыда, недовольства собой, гордости, чувства собственного достоинства);

     • формирование у детей осознания  личностной значимости поступков, заключающих  в себе моральный смысл.

     В формировании самоконтроля большое  значение имеет обсуждение с детьми конкретных ситуаций, которые требуют  поиска выхода из них, опираясь на моральные  правила.

     В нравственном воспитании детей педагог  использует разные средства: проводит этические беседы, читает художественную литературу с последующим ее обсуждением, организует разнообразную деятельность. И при этом в каждом из них можно  обнаружить присутствие оценочных  воздействий.

     Педагог использует оценку с разными целями: с ее помощью он выражает свое отношение  к результатам деятельности ребенка, к его поступкам, отражающим наличие  нравственно-волевых качеств, проявление гуманных чувств к сверстникам, подчинение установленным правилам, регулирует детские взаимоотношения. Такие  убеждения приводят к осознанию  дошкольниками правильности или  недопустимости тех или иных действий, справедливости педагога и служат руководством при самостоятельном определении  ими требуемого поступка в складывающихся ситуациях, побуждают к повторению одобряемых педагогом поступков, сдерживают от нежелательных. Следовательно, оценка имеет ориентирующую и стимулирующую  роль.

     В период дошкольного детства взрослый (особенно значимый) является для ребенка  непререкаемым авторитетом. Дети смотрят  на многие поступки сверстников глазами  взрослого, и если педагог оценивает  тот или иной поступок положительно, то и они воспринимают его как образец для подражания; отрицательная оценка взрослого становится таковой и для них. То же самое можно сказать и об оценке личностных качеств воспитанников педагогом.

     Другой  важной особенностью оценки является то, что она, адресуясь кому-либо из детей, в преобладающей мере звучит в окружении сверстников, и потому ее воздействие не ограничивается влиянием на оцениваемого ребенка. Ребята проникаются  гуманным отношением к этому сверстнику и повторяют подобные поступки, стремясь заслужить похвалу педагога. Эффективным методом уточнения систематизации нравственных представлений старших дошкольников является этическая беседа. Этическая беседа, как метод нравственного воспитания отличается существенным своеобразием. Содержание этических бесед составляют в основном подлинно жизненные ситуации, поведение окружающих людей и, прежде всего самих воспитанников. Воспитатель дает характеристику тем фактам и поступкам, которые ребенок наблюдал или совершал в общении со сверстниками и взрослыми.

     Главная цель этических бесед заключается  в том, чтобы сформировать у ребенка  нравственные мотивы поведения, которыми он мог бы руководствоваться в  своих поступках. И опираться  такие беседы должны, прежде всего, на подлинные события и явления, которые в избытке предоставляет  жизнь и деятельность ребенка  в кругу сверстников.

     Таким образом, комплексное использование  методов, приемов воспитания, направленных не только и не столько на усвоение правил и норм поведения, а на развитие сопричастности, чувства общности с  другим - поможет в истинном воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.5 

     1.2 Игровая деятельность, как средство воспитания у детей культуры поведения. 

     Сегодня воспитание ребенка культурным человеком  выходит за рамки чисто образовательных  задач.

     Духовный мир ребенка нуждается в развитии. Чтобы дать толчок этому развитию не достаточно одного занятия или одной игры. Необходимы каждодневные и повсеместные действия при общении с детьми.

     К детям нужен подход, который указал бы им правильный путь в жизни. Одним из направлений такого подхода можно считать игры, в которых бы дети учились размышлять над нравственной сутью каждого поступка, иначе говоря, игры развивающие душу ребенка и воспитывающие хорошие манеры.

     Игра  одно из средств воспитания культуры поведения. Ребенок проявляет себя в игре таким, каков он есть: один может показать себя коллективистом, хорошим отзывчивым товарищем, умеющим  считаться с замыслом большинства, уступать и проявлять инициативу; другой напротив, эгоистом, задирой, не желающим уступать, претендующим только на ведущие роли.

     Известный польский педагог Януш Корчак подметил: «…если присмотреться к детским проявлениям в игре, то мы узнаем, чем ребенок является в жизни, среди людей, в действии, что впитывает в себя и, что сам способен дать…»

     Для появления первых зародышей тех  форм поведения, которые много лет  спустя подвергшись усложнениям  и превращениям, определяет ценность личности ребенка, использую игры которые:

  • формируют навыки культурного поведения в повседневной жизни, культуру речевого этикета;
  • воспитывают любовь и уважительное отношение к близким и окружающим людям;
  • развивают умение и желание все делать красиво (сервировать стол, сидеть за столом, упаковывать подарок, одеваться в соответствии с ситуацией и т.д.);
  • помогают ребенку в накоплении социального опыта;
  • расширяют работу с родителями по вопросам воспитания культуры поведения детей дошкольного возраста.

     Формируя  представление о нормах и правилах поведения, можно влиять на отношения ребенка со сверстниками, родителями, другими взрослыми, помогая ориентироваться в общественной жизни, приспосабливаться к любой ситуации.

     Культура  поведения - характерный признак хорошего воспитания, поэтому игры, способствующие адаптации ребенка в социальном мире, формирующие умение оценивать других с позиции доброжелательности, являются такой важной частью воспитательно-образовательного процесса, как и обучение грамоте, музыке.

     Работу  по формированию культуры поведения строится на диагностической основе: наблюдение за ребенком, анализ продуктов детской деятельности, беседы с детьми.

     Игровые ситуации, побуждающие детей к  сближению друг с другом и с  педагогом на основе сопереживания  и самой жизненной ситуации, причем не только события, которые требуют  сочувствия, но и радостные, веселые  являются частью обучающих занятий.6

     Игра - это творческая деятельность, которая не направлена на конечный продукт в отличие от занятий по лепке, рисованию. В игре дети ничего не создают, а многому учатся. Присутствие игровых персонажей помогают вести дискуссию о правилах и нормах поведения.

     Совместные праздники-развлечения «Новый год», «Мисс очаровашка», «День защитника Отечества», родительские собрания, где дети общаются с родителями и показывают свои умения, тоже дают положительные результаты. Дети стремятся доставить радость, увидев в их глазах поддержку и одобрение. Активное участие родителей в делах и жизни групп дает возможность расширять их кругозор по вопросам культуры поведения своего ребенка.

     Постоянно находясь в игровой среде, созданной  взрослыми, дети обычно стремятся продлить удовольствие, организуя самостоятельные  игры.

     1. «Именины»

     Цель: Учить детей делать подарки. Воспитывать доброжелательное отношение к друзьям.

     Ход игры.

     Дети  образую круг. Выбирается «именинник». Он встает в центр круга. Остальные дети - «дарители». Именинник выбирает себе роль какого-нибудь известного сказочного героя (например, Золушки) и сообщает об этом дарителям. Каждый из дарителей придумывает воображаемый подарок и с помощью мимики, жестов “преподносит” его имениннику. Это могут быть как волшебные предметы (хрустальные башмачки, карета, корона, волшебная флейта, аленький цветочек), так и реальные (конфета, мяч, зеркало, воздушный шарик и т.д.). Именинник должен догадаться, что ему подарили, и поблагодарить.

     Затем выбирается новый «именинник».

     Информация  для воспитателя.

     Дошкольники младшего и среднего возраста обычно «дарят» вещи, а дети старшего возраста предлагают в качестве подарка нравственные качества: нежность, заботу, дружбу. Например, именинник сообщает, что он Чебурашка. Дарители преподносят ему, кроме конфет и игрушек, свою дружбу, внимание, любовь, защиту.

     Вариант 1.

     Именинник выбирает себе роль какого-нибудь сказочного персонажа и жестами, мимикой  сообщает об этом дарителям.

     Воспитатель. У нас сегодня именинник - неизвестный сказочный герой. Отгадайте, кто это? Какие подарки ему можно подарить?

     Вопросы для беседы после игры.

     Вопрос  «имениннику»: какие подарки больше всего понравились?

     Вопрос «дарителям»: кому из именинников вам больше всего хотелось преподнести подарок? Почему?

     Захочет ли Золушка получить подарки, которые  вы подарили Бармалею?

     Вариант 2.

     Выбирается - «именинник». Остальные дети дарят ему воображаемые подарки с учетом его интересов и желаний. Педагог может посоветовать, кроме обычных подарков (автомобиль, игрушечный самолет т.д.), подарить аккуратность, дружбу, хорошее настроение и т. д.

     Вопросы для беседы после игры.

     Знаете  ли вы, о каком подарке мечтает  ваш друг?

     2. «Расставь все по местам»

     Цель: Закрепить знания детей о чайной и столовой посуды, о столовых приборах. Активизировать употребление слов «чайный», «столовый».

     Материал: Карточки с изображением различных видов посуды и приборов.

     Ход работы.

     Воспитатель выясняет, какие виды посуды известны детям (чайная, столовая) и предлагает выполнить задание: «Посуда и приборы перепутались. Необходимо расставить отдельно чайную посуду и столовую, рядом положить приборы».

     За  правильное выполнение задания дети получают фишку.

     3. «Снежная королева»

     Цель: Помочь ребенку увидеть в каждом человеке положительные черты характера.

Информация о работе Культурно-воспитательная деятельность с детьми в возрасте от 5 до 7 лет