Культурно-воспитательная деятельность с детьми в возрасте от 5 до 7 лет

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 21:19, контрольная работа

Краткое описание

Культура поведения - характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3
1 Особенности психического развития детей в возрасте от 5 до 7 лет………..5
1.1 Методика воспитания культуры поведения и отношений детей в возрасте от 5 до 7 лет………………………………………………………………………..8
1.2 Игровая деятельность, как средство воспитания у детей культуры поведения………………………………………………………………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18

Файлы: 1 файл

КВД от 5-7 лет.docx

— 45.10 Кб (Скачать)

АЛМАТИНСКИЙ ФИЛИАЛ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ  ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРОФСОЮЗОВ»

                                               

                                                          Факультет культуры

                                                                              Кафедра ООД 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине КВД с детьми и подростками

тема: Культурно-воспитательная деятельность с детьми в возрасте от 5 до 7 лет 

     

                                                     

 Выполнила  студентка:

                                                          Группы 402 КЗ 4 курса

Тухбатшина  А.Р.                                                             

                                                                            ________________________ 

                                                                 Проверила: старший преподаватель

 Дмитриева  П.Н.

________________________ 
 
 
 

Алматы, 2011

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………......3

1 Особенности  психического развития детей  в возрасте от 5 до 7 лет………..5

1.1 Методика воспитания культуры поведения и отношений детей в возрасте от 5 до 7 лет………………………………………………………………………..8

1.2 Игровая  деятельность, как средство воспитания  у детей культуры поведения………………………………………………………………………...12

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….17

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………18 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ   

     Нравственное  воспитание - целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. С течением времени ребенок постепенно овладевает принятыми в обществе людей нормами и правилами поведения и взаимоотношений, присваивает, т. е. делает своими, принадлежащими себе, способы, формы взаимодействия, выражения отношения к людям, природе, к себе. Результатом нравственного воспитания являются появление и утверждение в личности определенного набора нравственных качеств.

     Ребенок дошкольного возраста, приобретая в  дошкольном образовательном учреждении важное умение, создавать доброжелательные взаимоотношения с людьми, родными  и близкими, сверстниками и детьми постарше, знакомыми и незнакомыми, - должен уметь это делать красиво  и правильно, чтобы он и его  собеседник получали удовольствие от общения.

     Воспитание  у ребят культуры поведения включает нравственно-эстетическое отношение  к окружающим людям, красоту поведенческих  манер и соблюдение правил этикета, принятых в обществе.

     Культура  поведения - характерный признак хорошего воспитания. Формируя представления о нормах и правилах поведения, необходимо влиять на отношения ребят со сверстниками, родителями, другими людьми, помогая ориентироваться в общественной жизни. Поэтому воспитание культуры поведения является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, иностранному языку, музыке.

     Актуальность  проблемы воспитания культуры поведения  обусловлена следующими причинами:

     1.  Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям, формируется в целом механизм нравственного становления личности и каждый его компонент: чувства и отношения, мотивы навыки и привычки, поступки, знания и представления, обуславливающие формирование качеств личности, как положительных, так и отрицательных.

     2.  Особенностью психического развития детей среднего, старшего дошкольного возраста является произвольность, что способствует формированию саморегуляции, самоконтроля в большей степени обеспечивающие устойчивость нравственного поведения.

     3.  Привычки нравственного поведения дошкольников носят неустойчивый, ситуативный характер, поэтому необходима целенаправленная, систематическая работа с учетом индивидуальных особенностей детей.

     4.  Формирование культуры поведения и отношений - сложный деятельный процесс, нельзя рассчитывать на моментальный и постоянный результат, поэтому воспитателям надо терпеливо повторять использованные методы и подбирать новые, с пониманием относится к тому, что результат будет достигнут сразу и может не совсем в той форме, качестве какие мы ожидаем.

     Цель  исследования: определить условия, методы и приёмы воспитания культуры поведения  и отношений детей старшего дошкольного  возраста.

     Задачи  исследования:

     - показать особенности психического  развития детей старшего дошкольного  возраста;

     - раскрытие понятия «культура  поведения», «нормы поведения»;

     - раскрыть методику воспитания  культуры поведения, отношений  детей старшего дошкольного возраста;

     - разработать перспективный план  по воспитанию культуры поведения  детей старшего дошкольного возраста  и реализовать его в педагогическом  процессе дошкольного образовательного  учреждения.  
 
 

     1 Особенности психического развития детей в возрасте от 5 до 7 лет 

     Возраст от 5 до 7 лет играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

     В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов; зарождаются  новые социальные потребности (потребность  в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других, «взрослые» дела, быть «взрослым»; потребность в признании сверстников: у старших дошкольников активно проявляется интерес к коллективным формам деятельности и в то же время - стремление в игре и других видах деятельности быть первым, лучшим; появляется потребность поступать в соответствии с установленными правилами и этическими нормами и т.д.); возникает новый (опосредованный) тип мотивации - основа произвольного поведения; ребенок усваивает определенную систему социальных ценностей; моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

     Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для  окружающих. Причиной таких изменений  является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни.1

     Одним из важнейших достижений детей в возрасте от 5 до 7 является осознание своего социального «Я», формирование внутренней социальной позиции.

     В этом возрасте ребенок впервые осознает расхождение между тем, какое  положение он занимает среди других людей, и тем, каковы его реальные возможности и желания. Появляется ясно выраженное стремление к тому, чтобы занять новое более «взрослое» положение в жизни и выполнять новую, важную не только для него самого, но и для других людей деятельность. Ребенок как бы «выпадает» из привычной жизни и применяемой к нему педагогической системы, теряет интерес к дошкольным видам деятельности. В условиях всеобщего школьного обучения - это, прежде всего, проявляется в стремлении детей к социальному положению школьника и к учению как новой социально значимой деятельности («В школе - большие, а в детском садике - только малыши»), а также в желании выполнять те или иные поручения взрослых, взять на себя какие-то их обязанности, стать помощником в семье.

     Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка  и возникает на том уровне, когда  ему становится доступным осознание  себя не только как субъекта действия, но и как субъекта в системе  человеческих отношений. Если переход  к новому социальному положению  и новой деятельности своевременно не наступает, то у ребенка возникает  чувство неудовлетворенности.

     Ребенок начинает осознавать свое место среди  других людей, у него формируется  внутренняя социальная позиция и  стремление к соответствующей его  потребностям новой социальной роли. Он начинает осознавать и обобщать свои переживания, формируются устойчивая самооценка и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче  в деятельности (одним свойственно  стремление к успеху и высоким  достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

     Под словом «самосознание» в психологии обычно имеют в виду существующую в сознании человека систему представлений, образов и оценок, относящихся к нему самому. В самосознании выделяют две взаимосвязанные составляющие: содержательную - знания и представления о себе (Кто я?) - и оценочную, или самооценку (Какой я?).

     Содержательный  и оценочный аспекты самосознания являются единым неразделимым целым. Всякое суждение о себе, всякое самоописание в той или иной мере включают и  самооценку. Представления о своих  индивидуальных качествах, возникая, сразу  же обрастают и определенным отношением к себе.

     В процессе развития у ребенка формируется  не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» - «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» - «каким бы я хотел быть»).

     Совпадение  реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

     Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и  положительного отношения ко всему, что входит в представления о  самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей  личности.

     В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии - способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.2

     Дети  в возрасте от 5 до 7 лет могут и хотят отражать в играх свое отношение к окружающему. В ролевых играх и действиях более всего формируются механизмы самооценки, легче усваиваются нормы поведения и коллективных отношений.3 

     1.1 Методика воспитания культуры поведения и отношений детей в возрасте от 5 до 7 лет 

     Одной из первоочередных задач нравственного  воспитания дошкольников является воспитание культуры поведения и отношений. «Программа воспитания и обучения в дошкольном учреждении» нацеливает взрослых на воспитание дружеских взаимоотношений между детьми; привычку играть, трудиться, заниматься сообща; стремление радовать старших хорошими поступками. Необходимо воспитывать желание заботиться о младших, помогать им, защищать тех, кто слабее. Формировать такие качества, как сочувствие, отзывчивость.

     Одним из важнейших средств, обеспечивающих создание в группе доброжелательной обстановки между детьми, является общение педагога с каждым из детей  по самым различным поводам, особенно в часы, отведенные на самостоятельную  деятельность. Общение со значимым взрослым помогает дошкольнику организовать разнообразную и интересную деятельность, наладить отношения со сверстниками и поддерживать положительно-эмоциональное  состояние. Как правило, педагогическое общение протекает на фоне совместной практической деятельности с ребенком, в процессе которой он овладевает коммуникативными навыками. У каждого  из детей появляется больше возможностей для вступления в контакт с  окружающими, что обеспечивает ему  состояние комфорта и усиливает  стремление к общению.4

Информация о работе Культурно-воспитательная деятельность с детьми в возрасте от 5 до 7 лет