Культура речи педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:21, доклад

Краткое описание

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

Файлы: 1 файл

Культура речи педагога.doc

— 84.50 Кб (Скачать)

От солнца Ницца золотится.
Цветут пунцовым цветом лица,
И даже цапля, цапля — птица,
Чтобы от солнца схорониться,
В цирюльню часто мчится — бриться.
Мне Ницца очень нравится.
Цветёт вся, как красавица,
Красавицами славится,
Хочу туда отправиться.

Тетерев сидел на дереве — тень от дерева.

На улице медовик — мне не до медовика, на улице дёготник — мне не до дёготника, не до дёготниковой жены, не до дёготниковой тёщи.

Ткач ткёт ткани на платки Тане. Тарелка с траулера Тауэр стоит талер.

Лучше вода у друга, чем мед у врага.

Дионис дарил Дариде диковинные диадемы.

Деревянный дом стоял на десяти десятинах.

Друзья обдумывали это дело деловито и детально.

Документы были датированы девятым декабря этого года.

Гравёр Гаврила выгравировал гравюру.

Гром гремит, грозит, грохочет, напугать гроза нас хочет.

На реке — костёр, на костре — котёл, в нем уха — не щи, а в ухе — лещи.

С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.

Хозяин добр — и дом хорош, хозяин худ — и в доме тож.

Около кола колокола, около ворот коловорот.

Гонец с галер сгорел.

Клала Клава лук на полку, кликнула к себе Николку.

Покатил Костя в Кострому в гости.

Расскажу вам про покупки, про крупу да про подкрупки.

Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски; надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Купи кипу пик. Кипу пик купи. Пик кипу купи.

Брит Клим брат, брит Глеб брат, брит Фрол брат, брит Пров брат, брат Игнат бородат.

- Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

От топота копыт пыль по полю летит.

Верзила Вавила весело ворочал вилами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнения для улучшения дикции

Укрепление мышц нижней челюсти

Упражнение 1.
Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ». При этом, удерживая рукой подбородок в неизменном положении, голова должна отклоняться назад. На букве «Й» голова возвращается.

Упражнение 2.
Произнесите «ПАЙ», «БАЙ», «МАЙ» в естественном состоянии, анализируя, не появилось ли ощущение мышечной свободы.

Упражнение 3.
То же самое осуществите, но с поворотом головы вправо и влево, с попыткой достать подбородком плеч. На букве «Й» голова также возвращается в исходное положение.

Укрепление мягкого нёба

Упражнение 1.
Откиньте голову и полощите горло воздухом, выговаривая протяженно букву «М», но не выдвигайте нижнюю челюсть.

Упражнение 2.
Попытайтесь зевнуть при закрытом рте.

Упражнение 3.
Вдох через нос с втягиванием щек, причем челюсть опущена и губы сжаты, на выдохе тяните звук «М».
Каждое из следующих упражнений необходимо повторить по несколько раз.

Укрепление мышц языка и губ

Упражнение 1.
Проговаривайте «БЯ», положив язык на нижнюю губу;

Упражнение 2.
Произносите звуки «АС», быстро высовывая и убирая язык за зубы;

Упражнение 3.
Произносите несколько раз «ТКР», «КТР», «ДРТ», «РКТ»;

Упражнение 4.
Для улучшения работы губ произносите «МБ», «ТВ», «БМ» и т.д.;

Упражнение 5.
Сделайте губы трубочкой и тяните звук «М-М-М», затем улыбнитесь.

Исправление недостатка звука в резонирующей полости рта

Упражнение 1.
При прямом и естественном положении тела на медленном выдохе произнесите «СССССССССС….», «ШШШШШШ…», «ЖЖЖЖЖЖЖ…», «РРРРРРРРР», «РЬРЬРЬ…».

Упражнение 2.
При текущем положении тела на интенсивном прерывистом выдохе произнесите «Ф! Ф! Ф! Ф! Ф!», которое переходит в непрерывный звук «ФФФФФ…».

Упражнение 3.
Зажмите рукой рот, нос, в этом положении попытайтесь проговорить звук «М», затем, убрав руку, прочитайте любой текст с большим количеством «М» или «Н».

Преодоление неразвитости грудного звучания, мышечных зажимов

Упражнение 1.
Встаньте в естественную, ненапряженную позу, положите одну руку на грудь, чтобы ощутить вибрацию, а другую поднесите ко рту для проверки своего дыхания. Теперь попробуйте простонать на разные гласные: теплый выдох – стон («УУУУ») – теплый вдох. Если вы все делаете правильно – у вас должно возникнуть ощущение зевка и свобода в области глотки.

Упражнение 2.
Следующий этап аналогичен, только во время тихого стона нужно постараться его продлить и сделать ударение легким толчком диафрагмы внутрь, затем теплый выдох.
Каждое последующее упражнение увеличивает число ударений на единицу и, таким образом, вы доводите до пяти ударений подряд.

Преодоление чувства задыхания при быстром разговоре или одновременном разговоре и ходьбе

Упражнение 1.
В наклонном положении вы ходите и ищите воображаемый предмет, одновременно проговаривая вслух любое четверостишие, но следите за тем, чтобы дыхание было ровное.

Упражнение 2.
Прыгайте через скакалку и проговаривайте несложный стихотворный текст таким образом, чтобы прыжки совпадали со слогами слов. Если упражнение поначалу покажется сложным, будет сбиваться речь и дыхание.

Развитие диапазона и усиление голоса

Упражнение 1.
Возьмите любой стихотворный текст, состоящий из 8 и более строчек и начните проговаривать его таким образом, чтобы на начало строчки пришелся низкий уровень вашего диапазона и с каждой строчкой он постепенно повышался, достигнув максимального на последней.

Упражнение 2.
После того, как вы овладели этим заданием, начните с высокого и заканчивайте низким диапазоном вашего голоса.
По мере успешности выполнения увеличивайте число строчек стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скороговорки для тренировки произношения шипящих.

В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че­тыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, чрезвычайно чётко.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.

В четверг, четвёртого числа, ровно через час после чебу­речной, чванное, чуть-чуть чирикающее членистоногое чу­довище начисто перечеркнуло едва начавшуюся сочувствен­ную речь незадачливых, почитающих человечность и почте­ние чукч рядом с учебной частью где-то между Чили и Карачаево-Черкесией, где курочка — пёстрохвосточка выпёстрохвостила своих пёстрохвостят, плачущих и расчувст­вовавшихся из-за печальных событий, отчасти удручённых, отчасти очумевших, корчась около чайника и почему-то по­чёсываясь.

Скороговорки для тренировки звука «Р».

Собирала Маргарита маргаритки на траве, растеряла Маргарита маргаритки, да не все.

Скороговорки для тренировки звуков «Б» «П».

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа бы­ла тупа.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не вы­болтала

              Горят лампы на рампе.

Скороговорки для тренировки звука «Л».

Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пе­ром.

Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Скороговорки для тренировки произношения звука «Ц».

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: цыц!

Жили-были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Цидрони. Жили-были три японки: Ципи, Ципи Дрипи, Ципи Дрипи Лимпомпони. Поженились Як на Ципи, Як Цидрак на Ципи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Цидрони на Ципи Дрипи Лимпомпони, и у них родились дети. У Яка и Ципи — Шах, у Як Цидрак и Ципи Дрипи — Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Цидрони и Ципи Дрипи Лимпомпо­ни — Шах Шахмат Шахмат Шахмони.

Комплексные скороговорки.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Японский ефрейтор юркнул в тойоту.

Егерь Емеля в ельнике ел ежевику.

Вот сироп, кисель в стакане, это сырники в сметане, апельсины, персик, сливки, и сосиски есть в подливке.

- Расскажите про покупки.
- Про какие про покупки?
- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.

От топота копыт пыль по полю летит.

 

 



Информация о работе Культура речи педагога