Культура речи педагога

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 20:21, доклад

Краткое описание

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

Файлы: 1 файл

Культура речи педагога.doc

— 84.50 Кб (Скачать)


Культура речи педагога. Дикция как обязательное требование к речи коррекционного педагога.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Т.к она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не Учитель обязан владеть культурой речи.

Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Преподаватель должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Что же такое Культура речи?

Однозначного понимания термина не существует.

профессор Л.И.Скворцов дает определение, согласно которому “Культура речи” – это “владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

В русском языке для совершенствования культуры речи решающее значение имеет овладение нормами литературного языка. Разновидности нормы выделяются в соответствии с формами речи и уровнями языковой системы: орфоэпические (произношения), акцентологические (ударения) – нормы устной речи; орфографические и пунктуационные – нормы письменной речи; лексические (словоупотребления), словообразовательные и синтаксические, вместе именуемые грамматическими, проявляющиеся в устной и письменной речи; и стилистические.

В чем же заключаются особенности педагогического общения

Сама публичная речь учителя служит передаче информации слушателям. Кроме того в ней всегда присутствует дидактическая направленность, т.е. одновременно с передачей информации решаются задачи обучения. Это выдвигает особые требования к отбору, способам организации и изложения информации, т.е. к содержанию и формам педагогической речи.

Речь учителя служит образцом, который воспринимает ребенок и по которому он учится строить свою речь. При этом следует помнить, что для ученика речь учителя зачастую является единственным образцом литературной нормы и правильного представления речи вообще. В силу этого особое внимание следует обратить на форму педагогической речи, ее нормативный характер, делать доступной не только для восприятия, но в известной мере и для подражания.

Рядом психологов и методистов используется термин “стиль педагогического общения” – это совокупность поведенческих реакцией, в которых проявляются качества личности учителя, манера общения педагога с детьми, а также его поведение в различных ситуациях профессиональной деятельности. Стиль педагогического общения зависит от индивидуальных качеств преподавателя : психических свойств личности, интеллекта, а также от той ролевой установки, которую определяет для себя педагог. Нет общепринятой классификации стилей педагогического общения. Наиболее распространены следующие:

1) общение – устрашение (учитель подавляет детей, диктует свои условия, играет роль “деспота”, “диктатора”);

2) общение – заигрывание (учитель, неуверенный в своих знаниях и педагогическом мастерстве, как бы пытается заключить “сделку” с учениками);

3) общение с четко выраженной дистанцией (учитель постоянно подчеркивает разницу между собой как более опытным, знающим, понимающим и учениками, которых он воспринимает как учащихся, обязанных его слушаться;

4) общение дружеского расположение (учитель выступает в роли старшего друга, приятеля, более знающего, желающего прийти на помощь ученику);

5) общение совместной увлеченности (учитель и ученики – коллеги, вовлеченные в процесс интеллектуальной совместной деятельности на уроке).

Лишенные крайностей, эти стили могут применяться в разных ситуациях общения в зависимости от конкретных обстоятельств.

Качество речи учителя

Одной из составляющих культуры речи является и Качество голоса учителя.

Голос – важнейший элемент техники речи. Для учителя он является основным средством труда. К голосу учителя предъявляется ряд требований, которые определяются условием педагогического общения и задачами, решаемыми в профессиональной деятельности.

Голос не должен вызывать неприятных ощущений у слушателей, а должен обладать благозвучностью.

Учителю необходимо изменять характеристики своего голоса с учетом ситуации общения.

Преподаватель должен уметь управлять своим голосом в общении с аудиторией, направлять его, “отдавать” слушателям, говорить не для себя, а для учеников, т.е. голос должен обладать полетностью.

Голос, – как уже было сказано, – основное орудие педагогического воздействия, поэтому с его помощью учитель должен уметь внушить ученику определенные требования и добиться их выполнения.

Учителю постоянно приходится выдерживать значительные нагрузки на речевой аппарат, поэтому его голос обязан быть достаточно выносливым.

Исходя из данных требований, можно сказать, что важнейшим профессиональными качествами голоса учителя являются благозвучность, гибкость, полетность, выносливость.

Развитие всех качеств голоса представляет собой комплексный процесс, который называется постановкой голоса.

Также большое значение для речи педагога в том числе и коррекционного имеет дикция.

Дикция – четкое и ясное произнесение звуков речи, соответствующее фонетической норме данного языка. Хорошая дикция обеспечивается строгим соблюдением артикуляционных характеристик звуков.

Дикция является одним из обязательных элементов техники речи, особенно важна для учителя, поскольку его речь является образцом. Кроме того, без дикции просто невозможна нормальная коммуникация. Нечеткая артикуляция приводит к неявной речи и затрудняет понимание слушателями говорящего. Работа над дикцией учителя заключается в изучении артикуляционных характеристик звуков и тренировочных упражнениях. (Скороговорки, упражнения для губ)

Чёткая артикуляция звуков речи (установка речевого аппарата в позицию, позволяющую образовать нужный звук) зависит от степени тренированности активных речевых органов – губ, языка. Поэтому отработка чёткой дикции всегда начинаетсяначинается с мышечной тренировки – артикуляционной гимнастики, позволяющей сознательно управлять нужными группами мышц.

После отработки чёткости действий активных органов речи при помощи артикуляционной гимнастики следует перейти к формированию правильных навыков произношения отдельных гласных звуков русской речи и их сочетаний. 

              Этапы подготовки речи

Для успешности своих выступлений Учитель подготавливает свою речь поэтапно.

1 этап. Знакомство с предметом предстоящего выступления и формировка темы.

осуществляется на данном этапе переход от общей установки к знакомству с проблемой и отбору информации. Углубленное изучение того или иного вопроса позволяет формулировать тему предстоящего выступления.

2 этап. Формулировка цели выступление и сопостоновка плана.

После знакомства с необходимым материалом, следует переходить к определению своей позиции и формулировки цели высказывания

На основе глубокого освоения предмета предстоящей речи и сформулированной цели готовится план, который должен логически развивать основные положения и выступления. Схема рассуждения: тезис – доказательство – вывод.

3 этап. Формирование текста выступления.

Здесь продолжается процесс отбора информации, доказательств, примеров, иллюстраций, раскрывающих основные положения плана. Существуют различные точки зрения по поводу предварительного написания текста. Исходить надо из конкретных условий: уровня подготовки и опыта учителя, сложности материала в основе выступления, степени его освоения, ситуация общения и специфики аудитории. Следует учитывать, что любое выступление должно содержать достаточно яркие и убедительные примеры, иллюстрирующие анализируемые вопросы, с соблюдением правил цитирования.

4 этап. Работа над речевой стороной выступления.

Опираясь на знания русского языка, на этом этапе следует выбирать языковые средства, наиболее полно соответствующие теме, цели и конкретной ситуации общения. Такая работа предполагает строгое следование нормам русского языка. Новые и непонятные слова следует проверить по словарю и уяснить их лексическое значение.

5 этап. Редактирование и запоминание выступления. Начинается обработка по двум направлениям:

1) проверка содержательно – композиционной стороны (глубина информации, полнота, логичность, убедительность);

2) оценивается не только соответствие речи нормам литературного языка, но основным коммуникативным качествам.

Написанный текст должен быть сжат до основных моментов, которые могут быть представлены в виде тезисов ,и направлять течение речи. Такой развернутый план помогает говорящему запомнить композицию своего выступления, последовательность развития мыслей. Запоминание также облегчается и предварительной психологической подготовки.

6 этап. Психологическая подготовка.

После того как выступление сформировано, целесообразно провести репетицию, которая поможет проверить подготовленный материал, провести хронометраж, внести необходимые уточнения и исправления, выбрать нужные интонации.

7 этап. Сохранение информации (архив, библиография).

Культура умственного труда предполагает определенные правила работы с источниками информации и собранным материалом. У каждого работника умственного труда есть рабочий архив. Обычно он включает личную библиографическую картотеку и различного рода выписки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скороговорки для тренировки произношения шипящих.

В четверг четвёртого числа в четыре с четвертью часа че­тыре чёрненьких, чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. Чрезвычайно чисто, чрезвычайно чётко.

Чижик, щука, три леща чуют чёрта, трепеща.

Не тот, товарищи, товарищу товарищ, кто при товарище товарищу товарищ, а тот, товарищи, товарищу товарищ, кто без товарища товарищу товарищ.

В четверг, четвёртого числа, ровно через час после чебу­речной, чванное, чуть-чуть чирикающее членистоногое чу­довище начисто перечеркнуло едва начавшуюся сочувствен­ную речь незадачливых, почитающих человечность и почте­ние чукч рядом с учебной частью где-то между Чили и Карачаево-Черкесией, где курочка — пёстрохвосточка выпёстрохвостила своих пёстрохвостят, плачущих и расчувст­вовавшихся из-за печальных событий, отчасти удручённых, отчасти очумевших, корчась около чайника и почему-то по­чёсываясь.

У Феофана Митрофаныча— три сына Феофаныча, три дочки Феофановны, три внучки Митрофановны.

Феофанова фуфайка Фефёле впору.

Два щенка щека к щеке грызли щетку в уголке.

Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей, а мы­ши, что поплоше, шуршат и шарят гроши.

Скороговорки для тренировки звука «Р».

Рапортовал, да не дорапортовал, дорапортовывал, да за­рапортовался.

Рыла свинья белорыла, тупорыла: полдвора рылом из­рыла, вырыла, подрыла, до норы не дорыла; на то Хавронье и рыло, чтобы она рыла.

Королева Клара строго карала Карла за кражу кораллов

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова, три дрова; дрова вширь двора, дрова вдоль двора. Не вместит двор дров, надо выдворить дрова на дровяной двор обратно.

Ландыши наш Лавр рвал, Ларе ландыши давал. Лара ландыши брала, рада ландышам была. Лавр дарил ведь от души Ларе ландыши.

Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Собирала Маргарита маргаритки на траве, растеряла Маргарита маргаритки, да не все.

Рад кавалергард, что едет на парад: все кавалергарды в кокардах.

Скороговорки для тренировки звуков «Б» «П».

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа бы­ла тупа.

Маланья-болтунья молоко болтала, болтала, да не вы­болтала.

Командир говорил про подполковника, про подполков­ницу, про подпоручика, про подпоручицу, про подпрапор­щика, а про подпрапорщицу промолчал.

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб:
- Сено граблями, краб, грабь.

Горят лампы на рампе.

Скороговорки для тренировки звука «Л».

— Полили ли лилию? Видели ли Лидию?
— Полили лилию. Видели Лидию.

Клара-краля кралась с крокодилом к Ларе.

Ели ершей у ели, их еле-еле у ели доели.

Орёл на горе, перо на орле, гора под орлом, орёл под пе­ром.

Малина манила Марину и Милу, Марине и Миле малина мила.

Скороговорки для тренировки произношения звука «Ц».

Цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла наконец.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: цыц!

Жили-были три японца: Як, Як Цидрак, Як Цидрак Цидрак Цидрони. Жили-были три японки: Ципи, Ципи Дрипи, Ципи Дрипи Лимпомпони. Поженились Як на Ципи, Як Цидрак на Ципи Дрипи, Як Цидрак Цидрак Цидрони на Ципи Дрипи Лимпомпони, и у них родились дети. У Яка и Ципи — Шах, у Як Цидрак и Ципи Дрипи — Шах Шахмат, у Як Цидрак Цидрак Цидрони и Ципи Дрипи Лимпомпо­ни — Шах Шахмат Шахмат Шахмони.

Целебен сок цветка нарцисса, он исцеляет тела мышцы. Цыгане ценят это средство и лечат этим средством с детства.

Комплексные скороговорки.

На горе Арарат растёт крупный виноград.

Ужа ужалила ужица, ужу с ужицей не ужиться. Уж уж от ужаса стал уже, ужа ужица съест на ужин. Не ешь ужица  мужа ужа, без мужа ужа будет хуже.

Весна красна цветами, а осень — снопами.

Сказано — не доказано, надо сделать.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

Наш голова вашего голову головой переголовит, перевы-головит.

От богача да к богачу, как Чердокдыгин, я скачу:
так — дым (4раза),
так — дын (4 раза),
так — дыл (4 раза),
так — дыр (4 раза).

Японский ефрейтор юркнул в тойоту.

Егерь Емеля в ельнике ел ежевику.

Елизавета, Екатерина и Яков продавали на ярмарке яр­кие майки.

Майя и Тимофей сидели на скамейке у подъезда и слу­шали соловья.

Языковой барьер нарушал единство праздничной су­еты.

Обаятельная консьержка имела терпение для работы на аккордеоне.

Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Саньку в бок, Соньку в лоб, всех в сугроб.

Из кузова в кузов перегружали арбузы, в грозу в грязи от груза развалился кузов.

Пошёл спозаранку Назар на базар. Купил там козу и кор­зинку Назар.

Вот сироп, кисель в стакане, это сырники в сметане, апельсины, персик, сливки, и сосиски есть в подливке.

Свиристель свиристит свирелью.

Променяла Прасковья карася на три пары чистокровных поросят. Побежали поросята по росе, простудились порося­та, да не все.

Информация о работе Культура речи педагога