Коррекционная направленность образовательного процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 21:50, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно развивающего обучения.
Современное направление организации помощи умственно отсталым детям и олигофренопедагогики представляет собой результата развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.

Оглавление

История развития коррекционно - развивающего обучения………………………………………………....................2
Коррекционная направленность образовательного процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта………………………………………………………...5

а) Понятие «коррекционное обучение», «коррекционное развитие», «коррекционное воспитание»………………………5

б) Цели и задачи коррекционно - воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях………………………10

в) Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта…18

Заключение……………………………………………………….25

Список использованной литературы………………………...27

Файлы: 1 файл

к.р.rtf

— 347.23 Кб (Скачать)

     Задача этого предмета - не только дать детям знания и представления о различных учреждениях окружающей их жизни (транспорт, магазин и т.д.), но и научить их практически   правильно   и   по   возможности  самостоятельно пользоваться ими, дать подросткам - имбецилам твердые навыки и привычки общения с людьми, поведения в обществе. Результаты этой работы будут в значительной степени определять уровень социальной  адаптации   глубоко умственно отсталых в их дальнейшей жизни.

в)  Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта.

     В изменяющихся социально-экономических условиях для решения проблем социальной адаптации и интеграции детей с нарушениями интеллекта необходимо обновление содержания, форм и методов обучения. Основной направленностью специальной школы должна стать практическая подготовка к жизни наиболее социально развитой группы детей.

      В последние годы наметились и осуществляются значительные изменения в народном образовании с целью создания гибкой, модифицированной системы дошкольного и школьного обучения (воспитания) детей и   подростков  с нарушениями интеллекта. Более чем 60-летний опыт, накопленный специальной школой, свидетельствует о том, что, как и здоровая часть общества, лица с нарушениями интеллекта      обладают возможностями и   потребностями   в приобщении их к разнообразным формам  образования, труда,  культуры. Происходят постоянные изменения в политической, экономической, социальной жизни и встает важнейшая задача:   признать    безусловную ценность любой личности (в том числе и аномальной), обеспечить её право быть защищенной государством и всеми его институтами.

     В настоящее время важно определить принципиальные направления в разработке подходов, учитывающих как накопленный опыт, так  и  новые тенденции в развитии специальной педагогики. При этом надо  обратить внимание на те тревожные явления, которые вызывают серьёзную озабоченность специалистов, занимающихся проблемами умственной отсталости. Это:

- Отсутствие сколько-нибудь достоверных статистических сведений относительно числа лиц с умственной отсталостью (в возрасте от 2 до 27 лет);

-    Увеличение притока детей с интеллектуальной недостаточностью.

            Из множества проблем, первоочередными в их решении являются следующие:

     Необходимо признать, что дефектологии есть на что опираться с точки зрения методологических подходов к феноменологии интеллектуального дефекта (Л.С.Выготский, Ж.И.Жиф, А.Р.Лурия, Г.М.Дульнев, В.ИЛубовский, В.Г.Петрова и др.). Вместе с тем есть необходимость пересмотра некоторых положений, касающихся условий, форм, содержания   коррекционной  помощи  умственно отсталым лицам,  с учетом  развития  общественного  сознания,   роста интеграционных связей с развитыми государствами. В связи с этим возникает задача разработать концепцию коррекционной и реабилитационной помощи лицам с умственной отсталостью. Необходимость создания концепции коррекционной помощи умственно отсталым определяется тем, что данная проблема ранее решалась только в одной ее части- в обучении. Несмотря на специфические требования олигофренопедагогики, на практике принципы, методы обучения и воспитания умственно отсталых детей зачастую копировали массовую школу, препятствуя осуществлению комплекса специфических (коррекционных) задач учебно-воспитательного процесса. Подобная постановка проблемы образования и воспитания почти полностью исключила в  сфере   народного  образования коррекционную поддержку детей с выраженным дефектом  интеллектуального развития, оказавшихся на инвалидности и в изоляции с раннего возраста.

     Изолированность системы дошкольных детских домов от общей системы образования привела к тому, что социально депривированные дети-сироты без органической патологии, с сохранными интеллектуальными предпосылками в психике  стали массово направляться   психолого-медико-педагогической комиссией во вспомогательные учреждения с ошибочным диагнозом «олигофрения неясного генеза», «олигофрения сложной этиологии». И сегодня судьба этих детей не находит правильного решения, между тем как ранняя младенческая госпитализация, дефицит  семейных  и  социальных  связей  приводит  к необратимому снижению интеллектуальных возможностей и искажению личности ребенка.

     В разработке современной концепции образовательной и реабилитационной помощи умственно отсталым, необходимо вернуться к анализу тех документов, которые по прежнему продолжают регламентировать диагностику, отбор   и комплектование специальных учреждений. В эти документы необходимо внести конкретные дополнения и изменения с учетом имеющихся рекомендаций ЮНЕСКО, Международной Ассоциации по научному изучению умственной отсталости. Закона об образовании. Кроме того   необходима   координация  усилий   научных коллективов, которые уже сегодня с разных позиций подошли к решению обозначенной проблемы.

      Лаборатория содержания и методов обучения и воспитания детей с нарушениями   интеллекта   НИИ  коррекционной  педагогики   РАО   начала разрабатывать основные положения концепции, смысл которой определяется запросами современного общества в системе социум-личность. В  проекте содержания концепции особое внимание будет уделено проблемам гуманного отношения государства и общества к ребенку с интеллектуальным дефектом, исключающей какие бы то ни было формы его социальной изоляции.

      Чрезвычайно важна реализация подлинно научных критериев в области клинической диагностики и психолого-педагогического заключения не только в отношении умственной отсталости, но, прежде всего тех состояний, которые сегодня определяются как смежные с нею: ЗПР, ДЦП, тяжелая  речевая патология, нарушения адаптивной и эмоциональной сферы.

      Необходимо изменить условия и педагогическое содержание работы с детьми дошкольного возраста в детских домах, а так же с глубоко умственно отсталыми, поддающимися разнообразным формам коррекционного воздействия с целью правильного решения вопросов их социальной адаптации.

     Наряду с разработкой концепции лаборатория содержания и методов обучения и воспитания детей с нарушениями  интеллекта   приступила  к проектированию моделей, типов,  структуры образовательно-коррекционных и реабилитационных учреждений для  детей  и  подростков  с умственной недостаточностью.

     В качестве рабочих вариантов предлагаются следующие типы специальных учреждений:

     1. Для глубоко отсталых лиц, неспособных к адаптации и обучению - лечебные учреждения, гарантирующие как государственные, так и частные формы обеспечения, социальную и правовую защиту.

     2. Для лиц, способных к обучению и усвоению трудовых навыков и социально - адаптированных норм поведения, - школы  (центры)  коррекционного развития и поддержки.

     I. ступень-психолого-педагогическое и клиническое изучение и дошкольная коррекция детей в возрасте от 3 до 7 лет. На этой ступени очень важным представляется психолого-педагогическое изучение динамики развития ребенка, включающее  следующие этапы: предварительное (от 3 до 4 лет), повторное (4-6 лет), контрольное (7-8 лет), что потребует для каждого этапа разработки и подбора групповых и индивидуальных развивающих программ. Названная ступень важна и с точки зрения оказания практической помощи семье, если ребенок находится в учреждении неполный день;

     II. ступень  -     этап начального обучения детей в возрасте от 8 до 11 лет (1-4 класс). Основные направления этого этапа обучения: оздоровительная, психическая и физическая коррекция, гигиеническое образование и воспитание, основы нравственно-этического   поведения,    занимательный     (ручной)    и самообслуживающий труд, эстетическое образование и воспитание, начальное обучение грамоте, счету; знакомство с живым миром, развитие  связной  коммуникативной  речи,   логопедическая коррекция;

     III. ступень - образовательная (5-7 классы), от 12 до 15 лет. Эта ступень предполагает расширение  цикла образовательных знаний  из области родного языка и литературного чтения, природоведения и естествознания, географии и экологии, истории с элементами этнокультуры, физической культуры, гигиены подростка.  Особое место  должна   занимать  программа  трудовой  подготовки и формирование индивидуальных прикладных умений на основе профессионально-трудовых знаний. Программа коррекционного воспитания должна преемственно продолжать программу предыдущей с учетом  возрастной динамики, включать  спортивную   подготовку,   развитие   творческой деятельности, практическое приобщение подростков к  более высоким нормам и правилам этики и социального поведения.

     IV. ступень- 9-10 классы. Программа образования должна включать элементы знаний о правовых,  экономических,  социальных,  семейных отношениях, охране здоровья. Основным же содержанием должен стать производительный и индивидуальный труд,   с реальным материальным результатом. Особенно важно, чтобы  трудовая подготовка была ориентирована на региональную специфику с учетом  индивидуальных   возможностей   учащихся,   носила универсально- прикладной характер. После окончания школы (центра) выпускники должны получать соответствующий аттестат с сертификатом труда, в последнем должен содержаться перечень тех видов деятельности, которые они выполняют самостоятельно. В тех случаях, когда выпускник школы не может овладеть навыками производительного труда, вопросы его обеспечения должны решаться органами специальной защиты и опеки. Данный проект типа школы более приемлем для   региональных  и промышленных городов, тогда как в маленьких городах, поселках, вероятно, целесообразнее создавать классы педагогической  поддержки.   На  основе программ для основного типа школы, но обучение должно вестись дефектологом.

     Кроме перечисленных моделей имеет смысл открывать в структуре базовой школы или при психолого-диагностических центрах наряду с государственными коммерческие группы с занятиями по адаптированным программам.

     Привлекательна и модель школы с семейной  формой  обучения  и воспитания.

     Работа в области коррекционного обучения и   поддержки  лиц с интеллектуальной   недостаточностью   требует    взвешенных    подходов, заинтересованного участия многих специалистов. 
 
 
 
 

   Заключение.

      Исследования подтверждают значение общеобразовательного и трудового обучения в коррекции недостатков умственно отсталого ребёнка, ведущую роль коррекции в обеспечении развития умственно отсталых детей и подготовки их к жизни, труду.

      Конкретные методические пути использования процесса обучения в целях коррекции могут быть весьма разнообразными. Они зависят от объективного содержания  учебного материала, от большей   или  меньшей  возможности использования практических работ в учебном процессе и способов сочетания практических и словесных средств обучения. Конкретные методические пути коррекционно - развивающей работы избираются  с учётом  особенностей интеллектуальной и эмоционально - волевой сферы учащихся на том или ином этапе их обучения.

      Вместе с разнообразием конкретных методических путей в коррекционно -развивающей работе есть психолого-педагогические принципы:

- введение в содержание обучения разделов, которые предусматривают восполнение  пробелов  предшествующего   развития,   формирование готовности к восприятию наиболее сложного программного материала;

- использование методов и приёмов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребёнка, создание оптимальных условий  для реализации его потенциальных возможностей;

- коррекционная направленность учебно - воспитательного процесса, обеспечивающего решение задач общего развития, воспитания и коррекции познавательной  деятельности   и   речи   ребёнка,   преодоление индивидуальных недостатков развития;

- определение оптимального содержания учебного материала и его отбор в соответствии с поставленными задачами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список использованной литературы:

  1.  Бгажнокова И.М.   Коррекционные задачи и  основные  направления  в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. - 2005г.

  2.  Бгажнокова И.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью.  Дефектология. - 2004г.

  3.  Дефектология: Словарь-справочник. Под редакцией Б.П.Пузанова - Москва, Новая школа, 2006г.

  4.     Е. С. Слепович. А.М. Поляков Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью. Практика специальной психологии.- СПБ,: Речь,2008.

    5.  Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников. Под редакцией Л.П.Носковой - Москва, Педагогика, 2005.

  6.       МаллерА.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. - 1994г.

  7.       Тупаногов Б.К. Коррекционно - педагогическая   работа   в  системе образования детей с нарушениями умственного и физического развития. //Дефектология - 1994г.

  8.   Шевченко С.Г. Коррекционно - развивающее обучение: Организационно - педагогические аспекты. - Москва, Гуманитарный издательский центр Владос, 2001г. 

Информация о работе Коррекционная направленность образовательного процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта