Коррекционная направленность образовательного процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2010 в 21:50, контрольная работа

Краткое описание

Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области олигофренопедагогики является исследование особенностей, возможностей и педагогических условий формирования у учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно развивающего обучения.
Современное направление организации помощи умственно отсталым детям и олигофренопедагогики представляет собой результата развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.

Оглавление

История развития коррекционно - развивающего обучения………………………………………………....................2
Коррекционная направленность образовательного процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта………………………………………………………...5

а) Понятие «коррекционное обучение», «коррекционное развитие», «коррекционное воспитание»………………………5

б) Цели и задачи коррекционно - воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях………………………10

в) Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта…18

Заключение……………………………………………………….25

Список использованной литературы………………………...27

Файлы: 1 файл

к.р.rtf

— 347.23 Кб (Скачать)

Содержание.

  1.    История развития коррекционно - развивающего обучения………………………………………………....................2
  2.   Коррекционная направленность образовательного процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта………………………………………………………...5

а) Понятие «коррекционное обучение», «коррекционное развитие», «коррекционное воспитание»………………………5

б)  Цели и задачи коррекционно - воспитательной работы в специальных дошкольных учреждениях………………………10

в) Проблемы и перспективы развития коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта…18

  Заключение……………………………………………………….25

  Список использованной литературы………………………...27 
 
 
 
 

1. История развития коррекционно-развивающего обучения.

    Важнейшим направлением теоретических и практических разработок в области   олигофренопедагогики   является   исследование   особенностей, возможностей   и   педагогических условий   формирования   у   учащихся вспомогательной школы высших психических функций посредством коррекционно развивающего обучения.

    Современное направление организации помощи умственно отсталым детям и олигофренопедагогики представляет собой результата развития взглядов на слабоумие и возможности его лечения. Как известно, взгляды эти менялись в разные периоды развития медицинских и педагогических знаний.

    Эразм Ротердамский и Филипп Парацельс из Гонтенгейма в  эпоху Возрождения, активно выступая против средневековой веры в демонов, видели в слабоумии душевную болезнь. Попытки научного анализа этой проблемы в странах Европы К.Иземанн связываете организацией Винцетом фон Паулем в Париже учреждения Святого Лазая (1632), в котором врачи и педагоги начали поиски сущности слабоумия, они   глубоко   интересовались  возможностями восстановления интеллекта у слабоумных. Такого рода поиски были более обоснованными  и  систематизированными   в связи   с   педагогическими исследованиями Я.А.Каменского, Г.Песталоцци,  Ж.Ж.Руссо,  А.Дистерверга, К.Д.Ушинского и других.

    Большая заслуга в развитии учения об олигофрениях и разработке практических вопросов   педагогики слабоумным  принадлежит французским психиатрам прошлого Имарду (ученику Пинеля) и Сегвину (ученику Пинеля и Имарда). Результаты их исследований в этой области не утратили значения и в наше время.

    Ж.Филипп и Поль-Бонкур в своих трудах большое внимание уделяли вопросам  психологии   обучения,   его   коррекционной   направленности, возможностям социальной  реабилитации  детей.   Им  принадлежит термин коэффициент приспосабливаемости; вводя его в научный оборот, они исходили из того, что  процесс  воспитания  по  существу является   процессом приспособления к общественной жизни. По мнению авторов, конечная цель воспитания умственно отсталых детей - преодоление задержки в их развитии и исправление недостатков последнего.

    Взгляды Ж.Демора и О.Декроли на природу умственной отсталости, на возможности коррекционного воздействия в процессе обучения, на соотношение биологических и социальных факторов с превалированием последних можно во многом оценить как предвосхищающие более поздние открытия.   Всё  это порождало в среде работающих с умственно отсталыми детьми определённый оптимизм, веру в силу социального воздействия на таких детей. Современно звучат их слова о том, что  «...  организм  не  прикован  цепями  к наследственности, ребёнок не является рабом своих предков. Он   может измениться под влиянием воспитания, которое он получает, так как он сильно реагирует на различные действующие, на него факторы».[1]

   В олигофренопедагогике трактовка вопросов коррекционно - развивающего обучения в разные  временные  периоды   изменялась. Так,  в  работах А.М.Граборова  (30-40-е  г.г.)  неоднократно  указывалось,  что   труд «обеспечивает психическое развитие умственно отсталого ребёнка».

     Позже, в «Книге для учителя вспомогательной школы» - 1995 года Г.М.Дульнев включает задачу развития личности ребёнка в число основных принципов обучения.

     В большинстве публикаций 60-70-х годов развитие умственно отсталых учащихся не рассматривается как самостоятельный дидактический принцип, этот вопрос обсуждается в них в связи с коррекционными задачами обучения. Во многих учебно-методических работах, адресованных учителям вспомогательной школы, в качестве специфической целевой установки обучения выделяется не развитие ребёнка, а коррекция его недостатков. Но в одной из последних фундаментальных работ по олигофренопедагогике («Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе», под редакцией В.В. Воронковой, Москва,1994) воспитывающая и развивающая направленность обучения снова отнесена к числу основных дидактических принципов (автор главы - Е.А. Ковалёва).

     Основная идея развивающего обучения сформулирована в работе Л.В. Занкоаа «Дидактика и жизнь» (1968): «Дидактические принципы и требования, рассчитанные на усвоение знаний и навыков, приносят известный результат и в развитии. Однако задача заключается не в том, чтобы получить какой-то результат, а в том, чтобы добиться максимальной эффективности обучения для развития школьников»

     У истоков разработки вопросов коррекционно-воспитательной работы стояли: М.И. Кузьмицкая, Н.Б. Лурье, О.Л. Селихова, В.А. Сумарокова,   Г.В. Цикото, Я.Г. Юдилевич, Г.М. Дульнев и др.

2.Коррекционная направленность образовательного процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта.

а) Понятие «коррекционное развитие», «коррекционное обучение», «коррекционное воспитание».

      В концепции специального обучения и воспитания детей с нарушениями умственного развития, в исследованиях ведущих дефектологов России (P.M. Боскис, Т.Д. Власова, ИХ. Власенко, А.П. Розова, В.П. Ермаков, Е.П. Кузьмичева, А.Г. Литвак, Т.В.   Розанова и  др.) коррекционно-педагогическая работа определяется как система специального обучения и воспитания аномальных детей.

      Целью коррекционной   работы  является  исправление  ( доразвитие ) психических и физических функций аномального ребенка в процессе общего его образования, подготовка к жизни и труду.

      Чтобы правильно определить содержание коррекционной  работы   в специальном учреждение, необходимо увязать коррекцию со всеми основными компонентами системы образования и только после  этого   рассматривать внутренние структуры подсистемы и их содержательно-педагогическую роль.

     Сам термин «образование» и сущность этого процесса во  многих исследованиях трактуются неоднозначно. Но наиболее полное  определение понятию «образование» дал В.С.Леднев, в котором показал и структуру этого понятия: «Образование-это общественно организуемый и нормируемый процесс постоянной передачи предшествующими поколениями   последующим  социально значимого  опыта,   представляющий  собой   в   онтогенетическом   плане биосоциальный  процесс  становления   личности. В   этом   процессе, характеризующемся содержанием, формами, выделяются три основных структурных аспекта:   познавательный,  обеспечивающий  усвоение  опыта   личностью; воспитание типологических свойств личности, а также физическое и умственное развитие. Ведущей деятельностью в образовании является учебная».

     Таким образом, образование включает в себе три основные части: обучение, воспитание и развитие. Обучение непосредственно направлено на усвоение учащимися опыта,   а   воспитание  и   развитие осуществляются опосредованно. Все три процесса - воспитание, обучение и развитие - выступают едино,  органично  связаны  друг  с другом,   и   выделять, разграничивать их практически невозможно, да и нецелесообразно в условиях динамики срабатывания системы.

  Во многих работах по дефектологии   и  специальной   педагогике, коррекцию, как правило, связывают чаще всего с развитием ребенка. Это обоснованно, поскольку она нацелена на исправление вторичных отклонений в развитии аномальных детей. Но когда говорят о коррекционно - педагогической работе, то она не может вычлениться из триединой схемы образования: обучение, воспитание, развитие.

  В практическом осуществлении учебно - воспитательной работы в специальных учреждений коррекционное развитие как специально организуемый и направляемый процесс неразличим и не может существовать вне коррекционного обучения и воспитания.

  Поскольку развитие воспитанников осуществляется в ходе обучения и в процессе воспитания, то и коррекционное воздействие будет присутствовать в этой деятельности. Следовательно, специальное, так же как  и  общее, образование триедино и состоит из коррекционного обучения, коррекционного воспитания и коррекционного развития.

      Коррекционное обучение - усвоение знаний о путях и   средствах преодоления недостатков психического и физического  развития   и усвоения способов применения полученных знаний.

      Коррекционное воспитание - воспитание типологических свойств   и качеств личности, инвариантных предметной специфике деятельности (познавательной,  трудовой,  эстетической  и др.),   позволяющих адаптироваться в социальной среде.

      Коррекционное развитие - исправление   (преодоление)  недостатков умственного и физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта.

      Любое обучение и воспитание одновременно в какой-то мере развивают, что и относится и к коррекционным процессам. Вместе с тем коррекция развития не сводится только к усвоению знаний и навыков. В процессе специального обучения перестраиваются психические и физические функции, формируются механизмы компенсации дефекта, им придаётся новый характер.

      В ходе коррекционного развития накапливаются и изменяются состояние и свойства личности по мере того, как происходит усвоение ею социального опыта. В ходе коррекционной работы развиваются умственная, физическая, нравственная саморегуляция, способности организовывать и регулировать свою деятельность, навыки социально - трудовой ориентировки.

      Соотношение коррекционных  компонентов  (обучения,   воспитания   и развития) выражено в схеме, предложенной В.СЛеднёвым. В схеме обучения, воспитания и развития показаны в виде трёх пересекающихся окружностей, которые символизируют взаимосвязь этих трёх компонентов между собой. 

Социальная среда

      Во - первых, исходя  из  концепции  специального  образования, коррекционно- педагогическая работа должна занимать центральное положение в системе; так как она определяет дефектологическую направленность учебно - воспитательного процесса в специальной школе.

      Во - вторых, коррекция должна находиться на перекрёстке составных частей общего образования и в тоже время иметь свои специфические оттенки (направленность) при осуществлении обучения, воспитания и развития аномальных школьников.

     В-третьих, по объёму и значимости коррекционно - педагогического процесса в системе специального образования ему должно быть отведено заметное место на перекрёстке составляющих образование.

       В- четвёртых, коррекция, как социальная система, должна иметь самостоятельный выход на среду, так как система функционирует не изолированно, а в конкретных социальных условиях.

     Среда выступает для коррекционно - педагогического процесса не конкретными элементами, а окружающей сферой, куда он входит как составная внутренняя часть. Социальная среда сказывается на всех уровнях рассмотрения процесса, но в разной степени. Прежде всего, она обусловливает общественные цели специального образования: становление и  разностороннее   развитие личности учащихся, их социально - трудовую реабилитацию,  компенсацию дефекта, усвоение социального опыта человечества в доступной форме.

       Вся  система   коррекционно -  педагогической   работы   призвана реабилитировать и социально адаптировать аномального школьника к реалиям окружающего мира, сделать его полноправными активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

     В теории и практики обучения аномальных детей часто можно встретиться с мнением, когда коррекция определяется как способ компенсации дефекта.

     Поскольку мы говорим о становлении личности в результате общего и специального образования, то коррекционно - педагогическая работа должна рассматриваться приоритетно к результату (компенсации), так  как  вся педагогическая сущность в количественном и качественном объёме заключена именно в ней. Коррекция - понятие более широкое, поскольку именно она определяет степень компенсации нарушений в развитии аномального ребёнка, является основой, органическим стержнем всей учебно - воспитательной работы в специальной школе и в системе специального образования.

Информация о работе Коррекционная направленность образовательного процесса в специальных дошкольных учреждениях для детей с нарушением интеллекта