Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:57, контрольная работа

Краткое описание

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.
Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования детей……………………………………………….4
1.1. Учебное занятие – основная форма работы в учреждении дополнительного образования…………………………………………………………………………..4
1.2. Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей..6
1.3.Основные требования к учебному занятию…………………………………...........................................................14
1.4. Классификация учебных занятий…………………………………………….16
1.5. Методы организации учебных занятий в учреждениях дополнительного образования детей…………………………………………………………………..22
1.6.Общие требования к написанию плана-конспекта учебного занятия……..23
1.7. Условия достижения эффективности занятия………………………………24
2. Алгоритм подготовки учебного занятия………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

к р по доп образованию.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 

    

Построение занятия в соответствии с этой моделью помогает четко структуировать занятие, определить его этапы, задачи и содержание каждого из них. В соответствии с задачами каждого этапа педагог прогнозирует как промежуточный, так и конечный результат.

 

 

 

 

 

 

1.3.Основные требования к учебному занятию

 

 

 

    • Постановка и комплексное решение на занятии обучающих (образовательных), развивающих задач. Создание мотивации предстоящей деятельности.
    • Организация структуры занятий. Применение активных форм организации образовательного процесса в учреждении дополнительного образования.
    • Содержание занятия. Владение педагогом содержанием программ дополнительного образования. Развитие у обучающихся способов познавательной и практической деятельности, личностного развития, умения и навыков учебного труда, интересов к занятию. Индивидуальный подход к воспитаннику. Учет психолого-педагогических особенностей детей и др.
    • Технология обучения. Приемы, методы, средства формы, способы деятельности на занятии.
    • Экология занятия. Состояние здоровья детей, настроение их на занятии. Степень нагрузки. Создание педагогом ситуации успеха. Условия обучения в помещении, организация учебного пространства и т. д.
    • Психологическая культура и профессионализм. Любовь к детям, знание их психологии. Наличие специальных знаний по преподаваемому предмету. Вдохновение, фантазия, артистизм, индивидуальный почерк педагога. Проблемное изложение материала, умение ставить вопросы, отношение к неверным ответам и т. д.

 

Основные принципы обучения

 

Организация и содержание учебных занятий в системе дополнительного образования детей интегрируется вокруг основных принципов обучения, сформулированных ещё Я.А. Каменским, а в дальнейшем, усовершенствованных Е.Н. Медынским

  • научности (ложных знаний не может быть, могут быть только неполные знания);
  • природосообразности (обучение организуется в соответствии с психолого-физиологическими особенностями обучающихся);
  • последовательности и систематичности (линейная логика процесса, от частного к общему);
  • доступности (от известного к неизвестному, от легкого к трудному, усвоение готовых знаний, умений, навыков);
  • сознательности и активности;
  • наглядности (привлечение различных органов чувств детей к восприятию);
  • индивидуального подхода в условиях коллективной работы в детском объединении;
  • заинтересованности  и  мобильности  (образовательный процесс организуется в соответствии с меняющимися интересами детей);
  • обеспечение отбираемой информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.4. Классификация учебных занятий

 

 

    

Исходя из современных  научных представлений об учебном  занятии, его содержательная цель носит  триединый характер и состоит  из трех взаимосвязанных, взаимодействующих  аспектов, познавательного, развивающего и воспитательного, которые отражаются в цели по содержанию учебного материала.    

Цели – это механизм, с помощью  которого педагог кодирует основное содержание и прогнозирует результаты своей деятельности и познавательной деятельности обучающихся.   

Этапы учебного занятия, его структура  конструируются в соответствии с дидактической целью и закономерностями процесса обучения. Движение к реализации цели как прогнозируемому результату обуславливает переход от одной части занятия к другой, от этапа к этапу. Приемы работы педагога и воспитанников на каждом этапе зависят от содержания, цели, логики усвоения учебного материала, состава группы и опыта творческой деятельности педагога и воспитанников.  

Дидактическая цель является важнейшим  структурным элементом и определяет тип и структуру учебного занятия. Учитывая активную позицию воспитанников в освоении материала и формировании умений, классифицировать учебные занятия по дидактической цели можно следующим образом:

  • изучение и первичное закрепление новых знаний;
  • закрепление знаний и способов деятельности, комплексное применение знаний и способов деятельности;
  • обобщение и систематизация знаний и способов деятельности;
  • проверка, оценка, коррекция знаний и способов деятельности.

Каждый тип учебного занятия  имеет свою структуру, основной компонент  занятия кодируется в названии типа учебного занятия, общими этапами для всех типов занятий являются организационный, целеполагания и мотивации, подведения итогов.   

Организационный момент учебного занятия  предполагает создание продуктивных условий  для взаимодействия педагога и воспитанников.   

Этап целеполагания и мотивации обеспечивает желание участников педагогического процесса работать на занятии через постановку целей и актуализацию мотивов учебной деятельности, через формирование установок на восприятие и осмысление учебной информации, развитие личностных качеств воспитанника.   

При подведении итогов определяется уровень достижения целей, мера участия  всех учеников и каждого в отдельности, оценка их работы и перспективы познавательного  процесса.   

Структура различных типов занятий представлена в таблице 2.

Таблица 2. Структура различных типов занятий.

Тип занятия

Основные элементы структуры занятия

Комбинированное занятие

Организационная часть

  • Проверка знаний ранее изученного материала и выполнение домашнего задания.
  • Изложение нового материала.
  • Первичное закрепление  новых знаний, применение их на практике.

Занятие сообщения и усвоения новых  знаний

Организационная часть

  • Изложение нового материала и закрепление его.

Занятие повторения и обобщения  полученных знаний

Организационная часть

  • Постановка проблем и выдача заданий. Выполнение учащимися заданий и решения задач.
  • Анализ ответов и оценка результатов работы, исправление ошибок.
  • Подведение итогов.

Занятие закрепления знаний, выработки  умений и навыков

Организационная часть

  • Определение и разъяснение цели занятия. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.
  • Сообщение и содержание задания,  инструктаж его выполнения.
  • Самостоятельная работа учащихся под руководством педагога.
  • Обобщение и оценка выполненной работы.

Занятие применения знаний, умений и  навыков

Организационная часть

  • Определение и разъяснение целей занятия. Установление связи с ранее изученным материалом.
  • Инструктаж по выполнению работы. Самостоятельная работа учащихся, оценка ее результатов.

Таблица 3. Типы учебных занятий, их дидактическая цель и структура в личностно-ориентированном обучении.

Тип учебного занятия

Дидактическая цель

Структура

Нетрадицион-ные формы проведения занятия

Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний

Создать условия для осознания  и осмысления блока новой учебной  информации

Оргмомент.

Актуализация знаний и умений.

Мотивация. Целепола-гание.

Организация восприятия.

Организация осмысления.

Первичная проверка понимания.

Организация первичного закрепления.

Анализ.

Рефлексия.

Лекция, семинар, экскурсия, конференция, лабораторно-практическое занятие, дидактическая  сказка

Учебное занятие закрепления знаний и способов деятельности

Обеспечить закрепление знаний и способов деятельности воспитанников

Оргмомент.

Мотивация.

Актуализация знаний и способов действий.

Конструирование образца применения знаний в стандартной и измененной ситуациях.

Самостоятельное применение знаний.

Контроль и самоконтроль.

Коррекция.

Рефлексия.

Семинар, экскурсия, консультация, игра-путешествие

Учебное занятие комплексного применения знаний и способов деятельности

Создать содержательные и организационные  условия для самостоятельного применения обучающимися комплекса знаний и способов деятельности

Оргмомент.

Целеполагание. Мотивация.

Актуализация комплекса знаний и способов деятельности.

Самостоятельное применение знаний (упражнений) в сходных и новых ситуациях.

Самоконтроль и контроль.

Коррекция.

Рефлексия.

«Литературная гостиная», викторина  «Что? Где? Когда?», «Занятие-путешествие», концерт

Учебное занятие обобщения и  систематизации знаний и способов деятельности

Организовать деятельность воспитанников  по обобщению знаний и способов деятельности

Оргмомент.

Целеполагание. Мотивация.

Анализ содержания учебного материала.

Выделение главного в учебном материале.

Обобщение и систематизация.

Рефлексия.

Обобщение может осуществляться как  по теме, разделу, так и по проблеме. Самое главное в методике обобщения  – включение части в целое. Необходима тщательная подготовка воспитанников (сообщение заранее проблемы, вопросов, обеспечение на занятии дидактическим материалом)

Лекция, экскурсия

Учебное занятие по проверке, оценке, коррекции знаний и способов деятельности

1.Обеспечить проверку и оценку  знаний и способов деятельности воспитанников (контрольное занятие)

2.Организовать деятельность воспитанников  по коррекции своих знаний  и способов деятельности

Мотивация.

Самостоятельное выполнение заданий.

Самоконтроль.

Контроль.

Анализ.

Оценка.

Коррекция.

Рефлексия.

На занятиях преобладает деятельность, направленная на постепенное усложнение заданий за счет комплексного охвата знаний, применение их на разных уровнях


1.5. Методы организации учебных

занятий в учреждениях дополнительного образования детей

 

 

  • репродуктивный;
  • словесные методы обучения: лекция, объяснение, рассказ, чтение, беседа, диалог, консультация.
  • методы практической работы;
  • метод наблюдения: запись наблюдений, зарисовка, рисунки, запись звуков, голосов, сигналов, фото-, видеосъемка, проведение замеров;
  • исследовательские методы: проведение опытов, лабораторные занятия, эксперименты, опытническая работа на участке.
  • методы проблемного обучения: эвристическая беседа: постановка проблемных вопросов; объяснение основных понятий, определений, терминов; создание проблемных ситуаций: постановка проблемного вопроса; самостоятельная постановка, формулировка и решение проблемы обучающимися: поиск и отбор аргументов, фактов, доказательств и др.;
  • проекто-конструкторские методы: создание произведений декоративно-прикладного искусства; проектирование (планирование) деятельности, конкретных дел;
  • метод игры: игры: дидактические, развивающие, познавательные, подвижные, народные, компьютерные, на развитие внимания, памяти, глазомера, воображения; игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра;
  • наглядный метод обучения: картины, рисунки, плакаты, фотографии; таблицы, схемы, чертежи, графики; демонстрационные материалы;
  • использование на занятиях средств искусства, активных форм познавательной деятельности, психологических и социологических методов и приемов.

1.6.Общие требования к написанию плана-конспекта учебного занятия

 

 

 

  • Требования общего характера, предъявляемые к конспекту занятия, в котором должны быть отражены:
  • цели, задачи, методы и приемы воспитания ребенка в границах темы занятия;
  • учебные цели и задачи, расширяющие тему базовой программы;
  • образцы заданий, вопросов, изделий, наглядного материала;
  • ведущие виды деятельности участников занятия;
  • структура занятия и обоснование последовательности его этапов;
  • содержание деятельности педагога, детей на каждом этапе занятия;
  • мотивация деятельности детей на каждом этапе занятия;
  • формы и способы  взаимодействия с детьми, общение;
  • диагностика (определение) начального уровня знаний детей, развиваемых в ходе занятия;
  • приемы управления вниманием, активизация детей;
  • типичные затруднения детей, причины и необходимые действия педагога для их ликвидации;
  • образцы корректирующих упражнении;
  • приемы работы с вспомогательной литературой, пособиями, дополнительным материалом;
  • диагностика результатов занятия, подведение итогов.

 

 

 

 

 

 

1.7.Условия достижения эффективности занятия:

 

 

 

-комплексность целей (обучающие, воспитательные, общеразвивающие задачи);

- адекватность содержания поставленным целям, а также их соответствие особенностям детского коллектива;

- соответствие способов работы поставленным целям и содержанию;

- наличие четко продуманной логики занятия, преемственности этапов;

- чёткая организация начала занятия, мотивация детей на учебную деятельность;

- наличие благоприятной психологической атмосферы;

- активная позиция ребенка (активизация познавательной и практической деятельности, включение каждого ребенка в деятельность);

- полное методическое обеспечение  и материально-техническое оснащение занятия.    

Постоянный перевод ученика  из зоны его актуального в зону ближайшего развития является основным показателем эффективности учебного занятия. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Алгоритм подготовки учебного занятия

 

 

 

 

   Алгоритм подготовки учебного занятия может быть следующим:

1 этап 

Анализ предыдущего учебного занятия, поиск ответов на следующие вопросы:

- Достигло ли учебное занятие  поставленной цели?

- В каком объеме и качестве  реализованы задачи занятия на каждом из его этапов?

- Насколько полно и качественно  реализовано содержание?

- Каков в целом результат  занятия, оправдался ли прогноз  педагога?

- За счет чего были достигнуты  те или иные результаты (причины)?

- В зависимости от результатов, что необходимо изменить в последующих учебных занятиях, какие новые элементы внести, от чего отказаться?

- Все ли потенциальные возможности  занятия и его темы были  использованы для решения воспитательных  и обучающих задач?

2 этап 

Моделирующий. По результатам анализа предыдущего занятия строится модель будущего учебного занятия:

- определение места данного учебного занятия в системе тем, в логике процесса обучения (здесь можно опираться на виды и разновидности занятий);

- обозначение задач учебного занятия;

- определение темы и ее потенциала, как обучающего, так и воспитательного;

- определения вида занятия, если в этом есть необходимость;

- определение типа занятия;

- продумывание содержательных этапов и логики занятия, отбор способов работы как педагога, так и детей на каждом этапе занятия;

- подбор педагогических способов контроля и оценки усвоения детьми материала занятия.

3 этап 

Обеспечение содержания учебного занятия:

- самоподготовка педагога: подбор информационного, познавательного материала (содержания занятия);

- обеспечение учебной деятельности обучающихся: подбор, изготовление дидактического, наглядного, раздаточного материала; подготовка заданий;

- материально-техническое обеспечение: подготовка кабинета, инвентаря, оборудования и т.д.

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"