Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:57, контрольная работа
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.
Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования детей……………………………………………….4
1.1. Учебное занятие – основная форма работы в учреждении дополнительного образования…………………………………………………………………………..4
1.2. Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей..6
1.3.Основные требования к учебному занятию…………………………………...........................................................14
1.4. Классификация учебных занятий…………………………………………….16
1.5. Методы организации учебных занятий в учреждениях дополнительного образования детей…………………………………………………………………..22
1.6.Общие требования к написанию плана-конспекта учебного занятия……..23
1.7. Условия достижения эффективности занятия………………………………24
2. Алгоритм подготовки учебного занятия………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………..28
Главное управление образования Курганской области Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального «Катайский профессионально-
Контрольная работа по учебной дисциплине: «Дополнительное образование детей. История и современность» Тема: Учебное занятие – основная форма работы в учреждениях дополнительного образования
Выполнил: Курс III, группа 31 Проверил: Яготина Ирина Владимировна
Катайск 2013 |
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.Методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования детей……………………………………………….4
1.1. Учебное занятие – основная форма
работы в учреждении дополнительного
образования…………………………………………………
1.2. Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей..6
1.3.Основные требования
к учебному занятию………………………………
1.4. Классификация учебных занятий…………………………………………….16
1.5. Методы организации учебных
занятий в учреждениях дополнительного
образования детей…………………………………………………………………
1.6.Общие требования к
написанию плана-конспекта
1.7. Условия достижения эффективности занятия………………………………24
2. Алгоритм подготовки учебного занятия………………………………………25
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………..
Введение
Занятия в системе дополнительного образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?
Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.
Другим общим моментом является традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.
Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.
Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.
Педагогу важно раскрыть и реализовать свой творческий потенциал независимо от того, чему он обучает.
Учебное занятие – основной элемент образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации.
1.Методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования детей
1.1. Учебное занятие – основная форма работы в учреждении дополнительного образования
Учебное занятие – это:
- модель деятельности педагога и детского коллектива;
- ограниченная временными
- время, в течение которого
обучающиеся под руководством педагога
занимаются учебной, воспитательной, досуговой
В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.
Однако главное требование к учебному занятию – это достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.
В зависимости от целей занятия можно выделить следующие виды учебных занятий:
- собственно обучающие;
- общеразвивающие;
- воспитательные.
Собственно обучающие занятия преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.
Это учебные занятия:
- по передаче знаний;
- по осмыслению знаний и их закреплению;
- по закреплению знаний;
- по формированию умений и применения знаний на практике;
- тренировочные учебные занятия (отработка умений и навыков);
- по обобщению и систематизации знаний.
Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.
Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.
Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.
1.2. Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей
Занятие в учреждении дополнительного образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.
При разработке занятия педагог дополнительного образования внимательно изучает:
Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат. Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.
Педагогом продумывается специфика занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.
На первоначальном этапе занятия педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.
Немаловажным моментом в подготовке
занятия является разумное распределение
материала на всех этапах занятия
в соответствии с выбранными формами
организации учебной
К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала
Далее определяются индивидуальные задания для детей с опережением в развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.
Педагог дополнительного o6paзования обязан выполнять все государственные санитарно-гигиенические нормы, временной режим занятия для различных возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.
За основу учебного занятия можно взять модель, предложенную М.В.Ушаковой, методистом-исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля (табл. 1).
Таблица 1
Модель учебного занятия в учреждении
дополнительного образования
Блоки |
Эта- пы |
Этап учебного занятия |
Задачи этапа |
Содержание деятельно-сти |
Результат |
Подгото-витель-ный |
1 |
Организационный |
Подгото-вка детей к работе на занятии |
Организация начала занятия, создание психологи-ческого настроя на учебную деятельность и активизация внимания |
Восприя-тие |
2 |
Проверочный |
Установ-ление правиль-ности и осознан-ности выполне-ния домаш-него задания (если таковое было), выявле-ние пробелов и их коррек-ция |
Проверка домашнего задания (творческо-го, практичес-кого), проверка усвоения знаний предыду-щего занятия |
Самооцен-ка, оценочная деятель-ность педагога | |
Основ-ной |
3 |
Подготовительный (подготовка к новому содержанию) |
Обеспе-чение мотива-ции и принятие детьми цели учебно-познава-тельной деятель-ности |
Сообщение темы, цели учебного занятия
и мотивация учебной деятельно- |
Осмысле-ние возможно-го начала работы |
4 |
Усвоение новых знаний и способов действий |
Обеспе-чение восприя-тия, осмысле-ния и первич-ного запоми-нания связей и отноше-ний в объекте изучения |
Использова-ние заданий и вопросов, которые активизи-руют познаватель-ную деятельность детей |
Освоение новых знаний | |
5 |
Первичная проверка понимания изученного |
Установ-ление правиль-ности и осознан-ности усвоения нового учебного материа-ла, выявле-ние ошибоч-ных или спорных представ-лений и их коррек-ция |
Применение пробных практичес-ких заданий, которые сочетаются с объяснением соответст-вующих правил или обоснова-нием |
Осознан-ное усвоение нового учебного материала | |
6 |
Закрепление новых знаний, способов действий и их применение |
Обеспе-чение усвоения новых знаний, способов действий и их примене-ния |
Применение тренировоч-ных упражнений, заданий, которые выполняют-ся самостояте-льно детьми |
Осознан-ное усвоение нового материала | |
7 |
Обобщение и систематизация знаний |
Форми-рование целостно-го представ-ления знаний по теме |
Использова-ние бесед и практичес-ких заданий |
Осмысле-ние выполнен-ной работы | |
8 |
Контрольный |
Выявле-ние качества и уровня овладе-ния знаниями, самокон-троль и коррек-ция знаний и способов действий |
Использова-ние тестовых заданий, устного (письменно-го) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродук-тивного, творческого, поисково-исследовате льского) |
Рефлексия, сравнение результа-тов собствен-ной деятельно-сти с другими, осмысле-ние результа-тов | |
Итого-вый |
9 |
Итоговый |
Анализ и оценка успешно-сти достиже-ния цели, опреде-ление перспек-тивы последу-ющей работы |
Педагог совместно с детьми подводит итог занятия |
Самоутве-рждение детей в успешно-сти |
10 |
Рефлексивный |
Мобилизация детей на самооце-нку |
Самооценка детьми своей работоспо-собности, психологи-ческого состояния, причин некачест-венной работы, результатив-ности работы, содержания и полезности учебной работы |
Проекти-рование детьми собствен-ной деятельно-сти на последую-щих занятиях | |
11 |
Информационный |
Обеспе-чение понима-ния цели, содержа-ния домаш-него задания, логики дальней-шего занятия |
Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению определение места и роли данного задания в системе последую-щих занятий |
Определе-ние перспектив деятельно-сти |