Контрольная работа по "Педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 22:57, контрольная работа

Краткое описание

Занятия в системе дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.
Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.
Такие занятия – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.
Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования детей……………………………………………….4
1.1. Учебное занятие – основная форма работы в учреждении дополнительного образования…………………………………………………………………………..4
1.2. Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей..6
1.3.Основные требования к учебному занятию…………………………………...........................................................14
1.4. Классификация учебных занятий…………………………………………….16
1.5. Методы организации учебных занятий в учреждениях дополнительного образования детей…………………………………………………………………..22
1.6.Общие требования к написанию плана-конспекта учебного занятия……..23
1.7. Условия достижения эффективности занятия………………………………24
2. Алгоритм подготовки учебного занятия………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………….27
Список использованной литературы……………………………………………..28

Файлы: 1 файл

к р по доп образованию.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

 

Главное управление образования  Курганской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Катайский профессионально-педагогический техникум»

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

по учебной дисциплине:

«Дополнительное образование детей. История и современность»

Тема: Учебное занятие – основная форма работы в учреждениях дополнительного образования

 

        

Выполнил:                                                       Гунько Александр                                                                    Владимирович                                                                              Специальность 050148                                                                               Педагогика дополнительного образования

Курс III,  группа 31

Проверил:                                                                               

Яготина Ирина

Владимировна

 

 

 

 

 

 

Катайск 2013


Оглавление

Введение……………………………………………………………………………...3

1.Методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования детей……………………………………………….4

1.1. Учебное занятие – основная форма работы в учреждении дополнительного образования…………………………………………………………………………..4

1.2. Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей..6

1.3.Основные требования  к учебному занятию…………………………………...........................................................14

1.4. Классификация учебных занятий…………………………………………….16

1.5. Методы организации учебных занятий в учреждениях дополнительного образования детей…………………………………………………………………..22

1.6.Общие требования к  написанию плана-конспекта учебного занятия……..23

1.7. Условия достижения эффективности занятия………………………………24

2. Алгоритм подготовки учебного занятия………………………………………25

Заключение………………………………………………………………………….27

Список использованной литературы……………………………………………..28

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Занятия в системе дополнительного  образования, что может быть обычного и необычного в этих занятиях?

Прежде всего, не нужно забывать, что любое занятие преследует общую цель, оговоренную требованиями программы. Педагогу дополнительного образования важно помнить, что цель всех занятий: поднять и поддержать у обучающихся интерес к той или иной направленности, повысить эффективность обучения.

Другим общим моментом является  традиционная структура. Она может повторять привычный ход занятия с его аргументом, сообщением новых знаний, контролем изученного, а может быть оригинальной, с измененной последовательностью обычных этапов, с трансформированными способами организации, с игровой основой и т.д.

Занятия в системе  дополнительного образования предполагают творческий подход, как со стороны педагога, так и со стороны его учеников.

Поэтому, более необычными являются содержание, средства и формы, что  придаёт занятию необходимое ускорение для развития личности. Правда, каждый раз по-разному. Всё зависит от того, какую позицию займёт педагог. Однако, обучающиеся на таком занятии развиваются более успешно.

Такие занятия – переход в  иное психологическое состояние, это  другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Всё  это – возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, это самостоятельность и совсем другое отношение к труду.

Для педагога это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществление собственных идей.

Педагогу важно  раскрыть  и реализовать свой творческий потенциал независимо от того,  чему он обучает.       

Учебное занятие – основной элемент  образовательного процесса. В системе дополнительного образования существенно меняется форма его организации.

1.Методические основы построения учебного занятия в системе дополнительного образования детей

1.1. Учебное занятие – основная форма работы в учреждении дополнительного образования

 

 

 

    

Учебное занятие – это:

- модель деятельности педагога  и детского коллектива;

- ограниченная временными рамками  форма организации учебного процесса, предполагающая не только передачу  знаний, умений и навыков детям  по конкретному предмету и усвоение ими учебного материала, но прежде всего развитие;

- время, в течение которого  обучающиеся под руководством педагога занимаются учебной, воспитательной, досуговой деятельностью.    

В учебном занятии представлены все элементы образовательного процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Качество учебного занятия зависит от правильности определения каждого из этих компонентов и их рационального сочетания.

 Однако главное требование  к учебному занятию – это  достижение цели, поставленной педагогом и принятой обучающимися.    

В зависимости от целей занятия  можно выделить следующие виды учебных  занятий:

- собственно обучающие;

- общеразвивающие;

- воспитательные.   

Собственно обучающие занятия  преследуют сугубо обучающие цели: научение чему-либо, овладение детьми конкретными знаниями и умениями по преподаваемому предмету.

Это учебные занятия:

- по передаче знаний;

- по осмыслению знаний и их  закреплению;

- по закреплению знаний;

- по формированию умений и  применения знаний на практике;

- тренировочные учебные занятия  (отработка умений и навыков);

- по обобщению и систематизации  знаний.   

Общеразвивающие занятия ставят цели формирования и развития определенных личностных качеств ребенка. К таким занятиям можно отнести занятие-диспут, экскурсию, занятие-викторину, различные коллективные творческие дела.   

Воспитательные занятия ставят целью формирование положительного психологического климата в детском  коллективе, приобщение детей к нравственным и культурным ценностям. Например, традиционные праздники: «Посвящение в кружковцы», «Дни именинников», «Конкурсы мастерства», и т.д. Эти занятия тоже предполагают обучающие задачи, но отличаются от учебных занятий тем, что научение, как правило, не носит специально организованный характер и совсем не обязательно связано с учебным предметом. Достаточно часто занятие педагога с детским коллективом трудно отнести к какому-либо одному виду, поскольку в ходе одного занятия большинство педагогов решают как обучающие, так и воспитательные задачи в комплексе.   

Учебное занятие, являясь ограниченным по времени процессом, представляет собой модель деятельности педагога и детского коллектива. В связи  с этим учебное занятие необходимо рассматривать в логике организации  деятельности, выделяя цель, содержание, способы, результаты деятельности, а также этапы их достижения.

 

 

 

 

1.2. Модель учебного занятия в системе дополнительного образования детей

Занятие в учреждении дополнительного  образования детей представляет собой последовательность этапов в процессе усвоения знаний, построенных на смене видов деятельности обучающихся: восприятие, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематики.

При разработке занятия педагог  дополнительного образования  внимательно  изучает:

  • учебно-тематический план реализуемой образовательной программы;
  • согласовывает определенный раздел и тему раздела с содержанием программы;
  • определяет взаимосвязь содержания  занятий с предыдущими и последующими;
  • определяются тип и структуру занятия;
  • его тему, цель, задачи.

Целевые, установки занятия должны быть направлены на определённые, конкретные цели данного занятия (воспитательные, развивающие и обучающие), выходящие на реальный, достижимый результат.  Для системы ДОД характерным является реализация основ педагогики, развития личности обучающегося, поэтому  на первый план выдвигаются задачи по развитию реальных  творческих способностей детей и задачи нравственного, эмоционального воздействия путем реализуемой образовательной области.

Педагогом продумывается специфика  занятия, логика построения (взаимосвязь и завершенность всех частей занятия с подведением  итогов каждой части по практическому и теоретическому материалу), определяется объем образовательного компонента учебного материала.

На первоначальном этапе занятия  педагог создает благоприятный морально-психологический климат, настраивая детей на сотворчество и содружество в процессе познавательной деятельности, на завершающем этапе – анализируются все выполненные детьми работы и отмечаются даже самые большие достижения детей.

Немаловажным моментом в подготовке занятия является разумное распределение  материала на всех этапах занятия  в соответствии с выбранными формами  организации учебной деятельности: групповой, индивидуальной и т. д.

К занятию подготавливается учебно-методический комплекс: раздаточный материал, аудио, видеотека и др. Педагогу необходимо продумать методику наиболее продуктивного использования применяемого наглядного материала

Далее определяются индивидуальные задания  для детей с опережением в  развитии, объем и форма самостоятельной работы с детьми, разрабатывается краткий конспект настоящего занятия.

Педагог дополнительного o6paзования  обязан выполнять все государственные  санитарно-гигиенические нормы, временной  режим занятия для различных  возрастных категорий детей, совершенствовать в своей педагогической деятельности методики здоровьесберегающих систем.    

За основу учебного занятия  можно взять модель, предложенную М.В.Ушаковой, методистом-исследователем лаборатории проблем дополнительного образования и воспитания областного центра детей и юношества г. Ярославля (табл. 1).

Таблица 1

Модель учебного занятия в учреждении дополнительного образования детей

Блоки

Эта-

пы

Этап учебного занятия

Задачи этапа

Содержание деятельно-сти

Результат

Подгото-витель-ный

1

Организационный

Подгото-вка детей к работе на занятии

Организация начала занятия, создание психологи-ческого настроя на учебную деятельность и активизация внимания

Восприя-тие

2

Проверочный

Установ-ление правиль-ности и осознан-ности выполне-ния домаш-него задания (если таковое было), выявле-ние пробелов и их коррек-ция

Проверка домашнего задания (творческо-го, практичес-кого), проверка усвоения знаний предыду-щего занятия

Самооцен-ка, оценочная деятель-ность педагога

Основ-ной

3

Подготовительный 

(подготовка к новому содержанию)

Обеспе-чение мотива-ции и принятие детьми цели учебно-познава-тельной деятель-ности

Сообщение темы, цели учебного занятия  и мотивация учебной деятельно-сти детей (например, эвристичес-кий вопрос, познаватель-ная задача, проблемное задание детям)

Осмысле-ние возможно-го начала работы

4

Усвоение новых знаний и способов действий

Обеспе-чение восприя-тия, осмысле-ния и первич-ного запоми-нания связей и отноше-ний в объекте изучения

Использова-ние заданий и вопросов, которые активизи-руют познаватель-ную деятельность детей

Освоение новых знаний

5

Первичная проверка понимания изученного

Установ-ление правиль-ности и осознан-ности усвоения нового учебного материа-ла, выявле-ние ошибоч-ных или спорных представ-лений и их коррек-ция

Применение пробных практичес-ких заданий, которые сочетаются с объяснением соответст-вующих правил или обоснова-нием

Осознан-ное усвоение нового учебного материала

6

Закрепление новых знаний, способов действий и их применение

Обеспе-чение усвоения новых знаний, способов действий и их примене-ния

Применение тренировоч-ных упражнений, заданий, которые выполняют-ся самостояте-льно детьми

Осознан-ное усвоение нового материала

7

Обобщение и систематизация знаний

Форми-рование целостно-го представ-ления знаний по теме

Использова-ние бесед и практичес-ких заданий

Осмысле-ние выполнен-ной работы

8

Контрольный

Выявле-ние качества и уровня овладе-ния знаниями, самокон-троль и коррек-ция знаний и способов действий

Использова-ние тестовых заданий, устного (письменно-го) опроса, а также заданий различного уровня сложности (репродук-тивного, творческого, поисково-исследовате

льского)

Рефлексия, сравнение результа-тов собствен-ной деятельно-сти с другими, осмысле-ние результа-тов

Итого-вый

9

Итоговый

Анализ и оценка успешно-сти достиже-ния цели, опреде-ление перспек-тивы последу-ющей работы

Педагог совместно с детьми подводит итог занятия

Самоутве-рждение детей в успешно-сти

10

Рефлексивный

Мобилизация детей на самооце-нку

Самооценка детьми своей работоспо-собности, психологи-ческого состояния, причин некачест-венной работы, результатив-ности работы, содержания и полезности учебной работы

Проекти-рование детьми собствен-ной деятельно-сти на последую-щих занятиях

11

Информационный

Обеспе-чение понима-ния цели, содержа-ния домаш-него задания, логики дальней-шего занятия

Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению определение места  и роли данного задания в системе  последую-щих занятий

Определе-ние перспектив деятельно-сти

Информация о работе Контрольная работа по "Педагогике"