Контрольная работа по "Общей и проффесиональной педагогике"

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:19, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является комплексный анализ педагогических целей.
В работе поставлены следующие основные задачи:
проанализировать определения понятия «педагогическая цель»;
доказать важность педагогических целей в педагогическом процессе;
предложить способ систематизации видов педагогических целей;

Оглавление

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Характеристика и анализ педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Проанализируйте различные определения понятия «педагогическая цель». Сформулируйте особенности и функции педагогических целей. Докажите важность педагогических целей в педагогическом процессе . . . . . 4
1.2. Обоснуйте методику целеполагания в педагогической деятельности. Предложите способ систематизации видов педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3. Поясните понятие «диагностично поставленная цель», приведите примеры поставленных целей с учетом требований к формулированию педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. Согласны ли вы с высказыванием Ш.А. Амонашвили: «Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания». (Размышления о гуманной педагогике.) Приведите примеры педагогических ситуаций, подтверждающих данное высказывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3. Сформулируйте наиболее актуальную проблему системы образования в современных условиях. Обоснуйте её актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу её решения 19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24

Файлы: 1 файл

Министерство образования и науки Российской Федерации.doc

— 125.50 Кб (Скачать)

Бытует мнение, что воспитание как отдельный  элемент педагогической работы учителя  не нужен. При этом обычно ссылаются  на то, что государство перестало проводить ярко выраженную политику в области воспитания молодого поколения. Следовательно, и в школе воспитание - ненужная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка. Конечно, учитель, организуя воспитание, создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается; тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность. Иными словами, учитель в ходе процесса воспитания целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка.

Учащийся может  хорошо решать задачи по математике, успешно  овладевать материалом по физике, химии  и другим предметам, но проявлять  эгоистические наклонности или  подворовывать мелкие вещи одноклассников. Как видим, обученность и воспитанность - далеко не одно и то же.

Обучение и  воспитание имеют ряд общих черт. Можно говорить не только о взаимосвязи  этих двух процессов, но и о их взаимопроникновении  друг в друга. Прежде всего, нужно отметить, что воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения.

3. Сформулируйте  наиболее актуальную проблему  системы образования в современных  условиях. Обоснуйте её актуальность, определите объект и предмет  исследования данной проблемы, предложите гипотезу её решения

 

По данному  заданию предлагается разобрать  актуальную проблему образования в  современных условиях. Для этого рассмотрела выбор темы исследования «Образование как фактор развития личности» актуален и объективно обоснован.

Как известно, лучшая система образования в мире была в СССР в период руководства страной И. В.Сталиным, благодаря чему государство не испытывало недостатка в квалифицированных специалистах, прошедших к тому же школу ПТУ и рабфаков, и развивалось достаточно динамично, занимая лидирующие позиции практически во всех науках и технологиях. После ухода И. В.Сталина в мир иной положение в системе образования сначала медленно, а затем всё нарастающими темпами стало ухудшаться и приобрело характер катастрофы с началом проведения т.н. «реформ» и расчленения СССР. В настоящее время мы имеем то, что имеем: уровень получаемых знаний в системе образования предельно низок и не соответствует современным реалиям, вместо методологии самостоятельного познания школы и ВУЗы страны делают упор на кодирующую систему обучения, гуманитарные и технический школы действуют независимо друг от друга в связи с чем до сих пор имеет место быть, в едином и причинно-следственно обусловленном мире, надуманный конфликт «физиков» и «лириков».

В систему образования обязана быть введена и система сертификации выпускаемых специалистов, помимо сертификации учебных учреждений сплошь и рядом имеющих в настоящее время сертификаты и выпускающих таких специалистов, что назвать их иначе, как «образованщиной» весьма затруднительно.  

Таким образом, перед современной системой образования стоят следующие проблемы:

во-первых, необходимость введения стандартизации программ обучения по всему спектру школ, в том числе начиная с дошкольного образования;

во-вторых, введения сертификации всех школ и выпускаемых специалистов согласно стандартов образования;

в третьих, планомерная борьба по искоренению употребления наркотических дурманов;

в четвёртых, создание условий для реализации возможностей обучающихся и выявление их потенциальных возможностей. 

И наконец, необходимость  допуска к обучению в высших учебных заведениях, особенно на факультеты журналистики, лиц проработавших на рабочих должностях не менее 3-5 лет и состоявшихся на них как специалисты высокой квалификации. С учётом положения в системе образования без преувеличения можно отметить, что указанные проблемы имеют масштаб государственного уровня значимости и решать их придётся не только властям в одиночку, но и всем членам общества сообща. 

Как же обстоят дела с  образованием в настоящее время? Ровно никак: уровень образования продолжает неуклонно снижаться, при том, что часть жизненно нужных для общества профессий начинает исчезать из учебных программ и т.д. и т.п.

Но в данном случае актуальность выбора темы исследования «Образование как фактор развития личности»  заключается в том, что в процессе обучения в высшем учебном заведении происходит не только приобретение студентами знаний, но и формирование их личностей.

В процессе получения  образования личностные качества студентов не постоянны, а меняются: одни из них актуализируются, другие подвергаются критике. Это касается и студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.

На основе знаний о  законах развития природы и общества, сферы материального производства и духовной культуры личность формирует определенные взгляды и убеждения, мировоззрение и нравственно-волевые качества. 

В настоящее время  в связи с образовательными реформами, ориентированными на экономику, особое значение для общества придается  вопросам построения личности профессионала. «Сегодня» и «завтра» российского образования, воспитание и построение личности в системе высшего профессионального образования становится базисом социального, экономического и нравственного процветания страны.

Таким образом, между образованием и воспитанием существует тесная связь. Образование как целенаправленный процесс передачи знаний всегда включает в себя и воспитание личности. Основной же путь получения образования – обучение, которое, являясь частью воспитания, направлено на развитие, прежде всего интеллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в рамках образовательного процесса.

Следовательно, процессы обучения и воспитания в своем  единстве представляют педагогический процесс, целью которого является образование, развитие и формирование личности. Само воспитание в педагогике определяется как процесс целенаправленного формирования определенных обществом социальных свойств и качеств личности.

Цель исследования - определение воздействия обучения на формирование личностных качеств студентов экономических специальностей в высшем учебном заведении.

Чтобы достигнуть зафиксированной  цели, нужно решить ряд задач:

1. проанализировать литературные  источники, характеризующие состояние исследуемого вопроса в настоящее время;

2. исследовать особенности  личностей, свойственные студентам  I и IV курсов высшего учебного  заведения, разграничив респондентов  по половому признаку;

3. провести сравнительный  анализ полученных результатов и выявить тенденции усиления или редукции личностных качеств студентов;

4. оценить роль образования  в формировании «Я» - концепции личности студента высшего учебного заведения.

Проблема исследования заключается в отсутствии у исследователей доказательств того, что образование является фактором развития личности студента экономических специальностей.

Объектом исследования являются студенты I и IV курсов экономических  специальностей высшего учебного заведения.

Предметом исследования являются психологические качества студентов экономических специальностей, эволюционирующие в процессе обучения в вузе.

Перед проведением исследования выдвинута гипотеза, заключающаяся  в следующем: по мере обучения в высшем учебном заведении происходит формирование особенностей личности человека, т.е. черты характера студентов не постоянны, а претерпевают изменения в сторону усиления или ослабления.

Следствием данной гипотезы является положение, что высшее учебное  заведение выполняет свою воспитательную функцию.

 

 

Заключение

 

По моему  убеждению, педагогическая деятельность - одна из важнейших форм самовыражения  человека, сравнимая разве что  с медицинской, правоохранительной и прочими видами деятельности, отвечающими  за само существование человека. Однако педагогическая деятельность имеет от прочих одно важное отличие: когда все важнейшие виды деятельности призваны отвечать за физическое существование человека, педагогическая деятельность подготавливает его к жизни в обществе, проводя важнейшую часть его социализации, в ходе которой человек становится личностью.

В работе мною были выполнены поставленные цели и задачи, я проанализировала определения  понятия «педагогическая цель», доказала важность педагогических целей  в педагогическом процессе, рассмотрела актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы:

 

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань. Центр инновационных технологий,         2002 г. - 95с.
  2. Бандурка А.М. Основы психологии и педагогики: учеб. Пособие/ А.М. Бандурка, В.А. Тюрина, Е.Ш. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс, 2009 г. - 255 с. [1]с. – (Высшее образование).
  3. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006 г. – 26с.: ил. - (серия «Учебное пособие»).
  4. Громкова М.Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М.: ЮНИТИ-Дана, 2009 г.
  5. Лапина О.А. Введение в педагогическую деятельность.                  М.: Academia, 2008 г. 4-е изд., перераб. и доп. М.:Юрайт, 2000 г.- 34с.
  6. Основы педагогики: Учебное пособие/А. И. Жук,                               И. И. Казимирская, О. Л. Жук, Е. А. Коновальчик; Под общ. ред. А. И. Жука. – М.: Аверсэв, 2003 г. – 68 с.
  7. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений/            Под ред. В. А.
  8. Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. –  196 с.



Информация о работе Контрольная работа по "Общей и проффесиональной педагогике"