Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2013 в 16:19, контрольная работа
Целью исследования является комплексный анализ педагогических целей.
В работе поставлены следующие основные задачи:
проанализировать определения понятия «педагогическая цель»;
доказать важность педагогических целей в педагогическом процессе;
предложить способ систематизации видов педагогических целей;
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Характеристика и анализ педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
1.1. Проанализируйте различные определения понятия «педагогическая цель». Сформулируйте особенности и функции педагогических целей. Докажите важность педагогических целей в педагогическом процессе . . . . . 4
1.2. Обоснуйте методику целеполагания в педагогической деятельности. Предложите способ систематизации видов педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7
1.3. Поясните понятие «диагностично поставленная цель», приведите примеры поставленных целей с учетом требований к формулированию педагогических целей . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11
2. Согласны ли вы с высказыванием Ш.А. Амонашвили: «Цель в воспитании не есть конечный результат, она достигается постепенно, она растянута по всей протяженности педагогического процесса, она растворяется не только в содержании, но и в методах воспитания». (Размышления о гуманной педагогике.) Приведите примеры педагогических ситуаций, подтверждающих данное высказывание . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
3. Сформулируйте наиболее актуальную проблему системы образования в современных условиях. Обоснуйте её актуальность, определите объект и предмет исследования данной проблемы, предложите гипотезу её решения 19
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
Бытует мнение, что воспитание как отдельный элемент педагогической работы учителя не нужен. При этом обычно ссылаются на то, что государство перестало проводить ярко выраженную политику в области воспитания молодого поколения. Следовательно, и в школе воспитание - ненужная работа, которая не дает развиваться индивидуальности ребенка. Конечно, учитель, организуя воспитание, создает определенные рамки, в которых деятельность учащихся приветствуется им и поддерживается; тем самым тормозится развитие тех сторон индивидуальности ученика, которые имеют негативную направленность. Иными словами, учитель в ходе процесса воспитания целенаправленно развивает социально-ориентированные элементы индивидуальности ребенка.
Учащийся может хорошо решать задачи по математике, успешно овладевать материалом по физике, химии и другим предметам, но проявлять эгоистические наклонности или подворовывать мелкие вещи одноклассников. Как видим, обученность и воспитанность - далеко не одно и то же.
Обучение и воспитание имеют ряд общих черт. Можно говорить не только о взаимосвязи этих двух процессов, но и о их взаимопроникновении друг в друга. Прежде всего, нужно отметить, что воспитание так или иначе включает в себя элементы обучения.
3. Сформулируйте
наиболее актуальную проблему
системы образования в
По данному заданию предлагается разобрать актуальную проблему образования в современных условиях. Для этого рассмотрела выбор темы исследования «Образование как фактор развития личности» актуален и объективно обоснован.
Как известно, лучшая система образования в мире была в СССР в период руководства страной И. В.Сталиным, благодаря чему государство не испытывало недостатка в квалифицированных специалистах, прошедших к тому же школу ПТУ и рабфаков, и развивалось достаточно динамично, занимая лидирующие позиции практически во всех науках и технологиях. После ухода И. В.Сталина в мир иной положение в системе образования сначала медленно, а затем всё нарастающими темпами стало ухудшаться и приобрело характер катастрофы с началом проведения т.н. «реформ» и расчленения СССР. В настоящее время мы имеем то, что имеем: уровень получаемых знаний в системе образования предельно низок и не соответствует современным реалиям, вместо методологии самостоятельного познания школы и ВУЗы страны делают упор на кодирующую систему обучения, гуманитарные и технический школы действуют независимо друг от друга в связи с чем до сих пор имеет место быть, в едином и причинно-следственно обусловленном мире, надуманный конфликт «физиков» и «лириков».
В систему образования обязана быть введена и система сертификации выпускаемых специалистов, помимо сертификации учебных учреждений сплошь и рядом имеющих в настоящее время сертификаты и выпускающих таких специалистов, что назвать их иначе, как «образованщиной» весьма затруднительно.
Таким образом, перед современной системой образования стоят следующие проблемы:
во-первых, необходимость введения стандартизации программ обучения по всему спектру школ, в том числе начиная с дошкольного образования;
во-вторых, введения сертификации всех школ и выпускаемых специалистов согласно стандартов образования;
в третьих, планомерная борьба по искоренению употребления наркотических дурманов;
в четвёртых, создание условий для реализации возможностей обучающихся и выявление их потенциальных возможностей.
И наконец, необходимость допуска к обучению в высших учебных заведениях, особенно на факультеты журналистики, лиц проработавших на рабочих должностях не менее 3-5 лет и состоявшихся на них как специалисты высокой квалификации. С учётом положения в системе образования без преувеличения можно отметить, что указанные проблемы имеют масштаб государственного уровня значимости и решать их придётся не только властям в одиночку, но и всем членам общества сообща.
Как же обстоят дела с образованием в настоящее время? Ровно никак: уровень образования продолжает неуклонно снижаться, при том, что часть жизненно нужных для общества профессий начинает исчезать из учебных программ и т.д. и т.п.
Но в данном случае актуальность выбора темы исследования «Образование как фактор развития личности» заключается в том, что в процессе обучения в высшем учебном заведении происходит не только приобретение студентами знаний, но и формирование их личностей.
В процессе получения образования личностные качества студентов не постоянны, а меняются: одни из них актуализируются, другие подвергаются критике. Это касается и студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям.
На основе знаний о
законах развития природы и общества,
сферы материального производст
В настоящее время в связи с образовательными реформами, ориентированными на экономику, особое значение для общества придается вопросам построения личности профессионала. «Сегодня» и «завтра» российского образования, воспитание и построение личности в системе высшего профессионального образования становится базисом социального, экономического и нравственного процветания страны.
Таким образом, между образованием и воспитанием существует тесная связь. Образование как целенаправленный процесс передачи знаний всегда включает в себя и воспитание личности. Основной же путь получения образования – обучение, которое, являясь частью воспитания, направлено на развитие, прежде всего интеллектуальной сферы личности посредством организации усвоения обучающимися научных знаний и способов деятельности в рамках образовательного процесса.
Следовательно, процессы обучения и воспитания в своем единстве представляют педагогический процесс, целью которого является образование, развитие и формирование личности. Само воспитание в педагогике определяется как процесс целенаправленного формирования определенных обществом социальных свойств и качеств личности.
Цель исследования - определение воздействия обучения на формирование личностных качеств студентов экономических специальностей в высшем учебном заведении.
Чтобы достигнуть зафиксированной цели, нужно решить ряд задач:
1. проанализировать литературные источники, характеризующие состояние исследуемого вопроса в настоящее время;
2. исследовать особенности
личностей, свойственные
3. провести сравнительный анализ полученных результатов и выявить тенденции усиления или редукции личностных качеств студентов;
4. оценить роль образования в формировании «Я» - концепции личности студента высшего учебного заведения.
Проблема исследования заключается в отсутствии у исследователей доказательств того, что образование является фактором развития личности студента экономических специальностей.
Объектом исследования являются студенты I и IV курсов экономических специальностей высшего учебного заведения.
Предметом исследования являются психологические качества студентов экономических специальностей, эволюционирующие в процессе обучения в вузе.
Перед проведением исследования выдвинута гипотеза, заключающаяся в следующем: по мере обучения в высшем учебном заведении происходит формирование особенностей личности человека, т.е. черты характера студентов не постоянны, а претерпевают изменения в сторону усиления или ослабления.
Следствием данной гипотезы является положение, что высшее учебное заведение выполняет свою воспитательную функцию.
Заключение
По моему убеждению, педагогическая деятельность - одна из важнейших форм самовыражения человека, сравнимая разве что с медицинской, правоохранительной и прочими видами деятельности, отвечающими за само существование человека. Однако педагогическая деятельность имеет от прочих одно важное отличие: когда все важнейшие виды деятельности призваны отвечать за физическое существование человека, педагогическая деятельность подготавливает его к жизни в обществе, проводя важнейшую часть его социализации, в ходе которой человек становится личностью.
В работе мною были выполнены поставленные цели и задачи, я проанализировала определения понятия «педагогическая цель», доказала важность педагогических целей в педагогическом процессе, рассмотрела актуальную проблему профессиональной педагогики в современных условиях.
Список литературы:
Информация о работе Контрольная работа по "Общей и проффесиональной педагогике"